Автор: Баженова Ирина Геннадиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ Населённый пункт: Рязань Наименование материала: конспект Тема: В низенькой светелке... Раздел: дошкольное образование
музыкальный руководительАнтипова
Ольга Михайловна
воспитатель Баженова Ирина Геннадиевна
28.04.2015г.
Цель занятия: Расширить представление детей о быте
и культуре русского народа через культуру речи,
использование фольклорных песен, хороводов,
знание народных музыкальных инструментов.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к истории культуры и
быта русского народа.
2. Расширять и уточнять знания детей о предметах
быта русского народа, о русских народных
инструментах.
3. Обогащать словарь народными пословицами,
поговорками, новыми словами (русичи, Русь,
славяне, лучина, пряха, изба, горница, люлька,
колыбель, рубаха, кокошник, сарафан и др.)
4. Способствовать развитию творческих
способностей детей, эмоциональной
отзывчивости, самостоятельности.
5. Воспитывать у детей интерес и уважение к
традициям русского народа, чувство красоты,
любознательность, повышать всестороннее
развитие личности.
Ход занятия.
Ведущая: Здравствуйте!
Гости званные и желанные! Красивые и молодые!
Застенчивые и боевые! Гости пришли-всем нам радость
принесли!
Ведущая: Садитесь рядком, поговорим ладком!
Но перед тем, как мы начнем свой пересказ, ответьте мне ,
пожалуйста, на вопрос:
-Что значит для вас слово «Родина»?
Дети:
Родина-дом, где мы живем;
Родина-русские леса, моря, реки;
Родина-наша страна, в которой мы родились и живем;
Родина-место, где живут наши родные и близкие люди: мама, папа,
бабушка, дедушка;
Родина-место, где стоит наш детский сад.
Ведущая: Молодцы!
Родина-это наша страна- Россия, а в старину ее называли
ласково Русь-матушка. На древнерусском языке «Родина»- это
«семья».
-А как называли людей, которые жили в Древней Руси?
(русичи, русы, славяне)
-Правильно. А давайте мы прямо сейчас совершим необычное
путешествие в прошлое и узнаем о жизни своих предков, а вы
мне в этом поможете. Договорились? –Да.
Ведущая:
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
Жизнь людей родной земли!
Презентация «Древняя Русь».
1 слайд
Ведущая:
Посмотрите! Перед вами древний город, величественный и
прекрасный! Но, уж, очень он отличается от нашего
современного города. Правда? Да.
А чем? (В древнем городе все постройки деревянные; нет машин,
автобусов; нет шоссейных дорог…)
Правильно! Молодцы!
2 слайд
Ведущая:
А теперь давайте перенесемся в просторную русскую избу. В
старину люди тщательно выбирали место для постройки избы.
-Как вы думаете, где нужно было строить избу? (Избу нужно
было строить около реки, около леса).
-А почему? Пословица «Возле леса (реки) жить- голодному не
быть.»
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Славяне в лесу собирали ягоды, грибы; охотились на зверей,
ловили птиц; из древесины строили дома; собирали дикий мед…)
3 слайд
Ведущая:
А вот и горница!
Она небольшая, да красивая какая!
Теплый дух идет от печки,
А в углу сундук стоит,
Много он добра хранит!
-А что еще вы видите в избе?
( В крестьянской избе находятся деревянный стол, стулья,
деревянная кровать, детская люлька…)
4 слайд
Ведущая:
Войдя в крестьянскую избу, сразу обратишь внимание на печь:
она занимает почти пол избы. В старину говорили: «Печи нет,
жизни нет»
- А почему так говорили?
(Печь избу обогревала, на ней готовили, пекли пироги, сушили
валенки, одежду, на печи можно было спать).
Ведущая:
С печью связана вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделил
печь волшебными свойствами, а образ печи мы можем найти и в
сказках и в былинах. Давайте вспомним, в каких?
(«Колобок»- испекли колобка; «По щучьему велению»- Емеля
лежал на печи; «Царевна-лягушка»- каравай царевна-лягушка
пекла; царевич сжег кожу лягушки; «Илья Муромец и Соловей-
разбойник»- Илья Муромец лежал на печи 33 года; П.П.Ершов
«Конек-горбунок»- Иванушка, младший сын, лежал на печи .)
Правильно. Молодцы!
5 слайд
Ведущая:
Раньше в избе все делалось своими руками. Долгими зимними
вечерами вырезали ложки, миски из дерева. Украшали.
Смотрите, какие красивые! Любо, дорого кушать из них!
И одевались люди по-особому.
-Кто расскажет, какую одежду носили на Руси?
(Мужчины носили длинные рубахи и широкие порты, а женщины-
короткие рубахи, сарафаны или юбки, на голову одевали
кокошники; на ноги одевали лапти, зимой-валенки.)
6 слайд
Ведущая:
Правильно. Посмотрите, какая красивая одежда была у наших
предков. В Рязани традиционно украшали сарафаны красной и
черной вышивкой. На груди- узоры. Считалось, что они защищали
сердце от злых сил.
- Ребята, а вы знаете, из чего в старину шили одежду?
Да, знаем. Одежду шили из льняного и шерстяного полотна.
- Расскажите, как получали такие полотна?
Шерсть животных пряли на прялке- получали нити. Затем нити
ткали на ткацком станке. Полотно было жесткое и грубое.
7 слайд
Ведущая:
Вечерком, после трудового дня, под светом лучины, пряли
девушки пряжу. Давайте представим, как это было.
Инсценировка «Пряха».
8 слайд
Ведущая:
Славились наши предки и своим трудолюбием. Посмотрите,
трудятся все от мала до велика. Поэтому много пословиц и
поговорок сложено о труде. А вы знаете пословицы о труде?
Без труда жить-только небо коптить.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Труд кормит, а лень портит.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Глаза боятся, а руки делают.
Сделал дело-гуляй смело.
Правильно. Молодцы!
Игра «У дедушки Трифона».
9 слайд
Ведущая:
Люди в старину не только работали, в свободное время и
повеселиться могли от души. Но какое веселье без музыки? Для
сопровождения пляски использовались сковородки, ложки, тазы,
ведра, кастрюли и даже пила.
Ведущая:
Конечно же, самыми первыми музыкальными инструментами
стали простейшие ударные инструменты. Какие? ( Ложки,
бубны, трещотки, бубенцы). Затем появились свистящие и
духовые. Назовите их. (свистулька, рожок, свирель, жалейка). И
наконец, появились струнные и язычковые. Назовите их. (Гусли,
балалайка, гармошка).
Каждый инструмент имеет свое звучание. Мы сейчас будем
слушать инструменты и отгадывать их. Если отгадаете, то на
экране появится изображение этого инструмента. Итак,
слушайте. Какой инструмент звучит? ( Звучит музыка, дети
отвечают).
10 слайд
Свистулька.
Ведущая:
Какой инструмент звучит? ( Звучит музыка, дети отвечают).
11 слайд
Свирель.
12 слайд
Рожок.
13 слайд
Жалейка.
Ложки.
15 слайд
Бубны.
16 слайд
Трещотка.
17 слайд
Гусли.
18 слайд
Балалайка.
Ведущая: Молодцы!
Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Мы, как
будто, побывали в Древней Руси, узнали много
интересного о жизни и традициях русского народа в
древние времена и можем гордиться, что мы русские
люди.
Я верю, что вы будете всегда любить русскую культуру,
русскую музыку.
И на память о нашем занятии примите от нас небольшие