Напоминание

В низенькой светелке...


Автор: Баженова Ирина Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: Рязань
Наименование материала: конспект
Тема: В низенькой светелке...
Раздел: дошкольное образование





Назад





Совместная организованная интегрированная

деятельность с детьми подготовительной

общеразвивающей группы № 11 «Радуга» на

тему:

«
В низенькой светелке
»



Подготовили и провели:


музыкальный руководительАнтипова Ольга Михайловна воспитатель Баженова Ирина Геннадиевна
28.04.2015г.


Цель занятия:
Расширить представление детей о быте и культуре русского народа через культуру речи, использование фольклорных песен, хороводов, знание народных музыкальных инструментов.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к истории культуры и быта русского народа. 2. Расширять и уточнять знания детей о предметах быта русского народа, о русских народных инструментах. 3. Обогащать словарь народными пословицами, поговорками, новыми словами (русичи, Русь, славяне, лучина, пряха, изба, горница, люлька, колыбель, рубаха, кокошник, сарафан и др.) 4. Способствовать развитию творческих способностей детей, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности. 5. Воспитывать у детей интерес и уважение к традициям русского народа, чувство красоты, любознательность, повышать всестороннее развитие личности.

Ход занятия.

Ведущая:
Здравствуйте! Гости званные и желанные! Красивые и молодые! Застенчивые и боевые! Гости пришли-всем нам радость принесли!
Ведущая:
Садитесь рядком, поговорим ладком! Но перед тем, как мы начнем свой пересказ, ответьте мне , пожалуйста, на вопрос: -Что значит для вас слово «Родина»?
Дети:
Родина-дом, где мы живем; Родина-русские леса, моря, реки; Родина-наша страна, в которой мы родились и живем; Родина-место, где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка; Родина-место, где стоит наш детский сад.
Ведущая:
Молодцы! Родина-это наша страна- Россия, а в старину ее называли ласково Русь-матушка. На древнерусском языке «Родина»- это «семья». -А как называли людей, которые жили в Древней Руси? (русичи, русы, славяне) -Правильно. А давайте мы прямо сейчас совершим необычное путешествие в прошлое и узнаем о жизни своих предков, а вы мне в этом поможете. Договорились? –Да.
Ведущая:
Слава нашей стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли Жизнь людей родной земли!

Презентация «Древняя Русь».

1 слайд

Ведущая:
Посмотрите! Перед вами древний город, величественный и прекрасный! Но, уж, очень он отличается от нашего современного города. Правда? Да. А чем? (В древнем городе все постройки деревянные; нет машин, автобусов; нет шоссейных дорог…) Правильно! Молодцы!
2 слайд

Ведущая:
А теперь давайте перенесемся в просторную русскую избу. В старину люди тщательно выбирали место для постройки избы. -Как вы думаете, где нужно было строить избу? (Избу нужно было строить около реки, около леса). -А почему? Пословица «Возле леса (реки) жить- голодному не быть.» - Как вы понимаете эту пословицу? (Славяне в лесу собирали ягоды, грибы; охотились на зверей, ловили птиц; из древесины строили дома; собирали дикий мед…)
3 слайд

Ведущая:
А вот и горница! Она небольшая, да красивая какая! Теплый дух идет от печки, А в углу сундук стоит, Много он добра хранит! -А что еще вы видите в избе? ( В крестьянской избе находятся деревянный стол, стулья, деревянная кровать, детская люлька…)

4 слайд

Ведущая:
Войдя в крестьянскую избу, сразу обратишь внимание на печь: она занимает почти пол избы. В старину говорили: «Печи нет, жизни нет» - А почему так говорили? (Печь избу обогревала, на ней готовили, пекли пироги, сушили валенки, одежду, на печи можно было спать).
Ведущая:
С печью связана вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделил печь волшебными свойствами, а образ печи мы можем найти и в сказках и в былинах. Давайте вспомним, в каких? («Колобок»- испекли колобка; «По щучьему велению»- Емеля лежал на печи; «Царевна-лягушка»- каравай царевна-лягушка пекла; царевич сжег кожу лягушки; «Илья Муромец и Соловей- разбойник»- Илья Муромец лежал на печи 33 года; П.П.Ершов «Конек-горбунок»- Иванушка, младший сын, лежал на печи .) Правильно. Молодцы!
5 слайд

Ведущая:
Раньше в избе все делалось своими руками. Долгими зимними вечерами вырезали ложки, миски из дерева. Украшали. Смотрите, какие красивые! Любо, дорого кушать из них! И одевались люди по-особому. -Кто расскажет, какую одежду носили на Руси? (Мужчины носили длинные рубахи и широкие порты, а женщины- короткие рубахи, сарафаны или юбки, на голову одевали кокошники; на ноги одевали лапти, зимой-валенки.)

6 слайд

Ведущая:
Правильно. Посмотрите, какая красивая одежда была у наших предков. В Рязани традиционно украшали сарафаны красной и черной вышивкой. На груди- узоры. Считалось, что они защищали сердце от злых сил. - Ребята, а вы знаете, из чего в старину шили одежду? Да, знаем. Одежду шили из льняного и шерстяного полотна. - Расскажите, как получали такие полотна? Шерсть животных пряли на прялке- получали нити. Затем нити ткали на ткацком станке. Полотно было жесткое и грубое.
7 слайд

Ведущая:
Вечерком, после трудового дня, под светом лучины, пряли девушки пряжу. Давайте представим, как это было.
Инсценировка «Пряха».

8 слайд

Ведущая:
Славились наши предки и своим трудолюбием. Посмотрите, трудятся все от мала до велика. Поэтому много пословиц и поговорок сложено о труде. А вы знаете пословицы о труде?
Без труда жить-только небо коптить.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Труд кормит, а лень портит.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Глаза боятся, а руки делают.

Сделал дело-гуляй смело.
Правильно. Молодцы!

Игра «У дедушки Трифона».

9 слайд

Ведущая:
Люди в старину не только работали, в свободное время и повеселиться могли от души. Но какое веселье без музыки? Для сопровождения пляски использовались сковородки, ложки, тазы, ведра, кастрюли и даже пила.
Ведущая:
Конечно же, самыми первыми музыкальными инструментами стали простейшие ударные инструменты. Какие? ( Ложки, бубны, трещотки, бубенцы). Затем появились свистящие и духовые. Назовите их. (свистулька, рожок, свирель, жалейка). И наконец, появились струнные и язычковые. Назовите их. (Гусли, балалайка, гармошка). Каждый инструмент имеет свое звучание. Мы сейчас будем слушать инструменты и отгадывать их. Если отгадаете, то на экране появится изображение этого инструмента. Итак,
слушайте. Какой инструмент звучит? ( Звучит музыка, дети отвечают).
10 слайд

Свистулька.

Ведущая:
Какой инструмент звучит? ( Звучит музыка, дети отвечают).
11 слайд

Свирель.

12 слайд

Рожок.

13 слайд

Жалейка.

Ложки.

15 слайд

Бубны.

16 слайд

Трещотка.

17 слайд

Гусли.

18 слайд

Балалайка.

Ведущая:
Молодцы!
Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Мы, как

будто, побывали в Древней Руси, узнали много

интересного о жизни и традициях русского народа в

древние времена и можем гордиться, что мы русские

люди.


Я верю, что вы будете всегда любить русскую культуру,

русскую музыку.

И на память о нашем занятии примите от нас небольшие

сувениры Древней Руси.



В раздел образования