Напоминание

"Основы сценарного мастерства"


Автор: Антон Владимирович Полихов
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РО «Ростовского колледжа культуры»
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Основы сценарного мастерства"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Антон Владимирович Полихов

Основы сценарного

мастерства

2024

УДК 7

ББК 37.94

П50

Шрифты предоставлены компанией

«

ПараТайп

»

Полихов Антон Владимирович

Основы сценарного мастерства / Антон Владимирович

Полихов.

[

б. м.

] : [

б. и.

]

, 2024.

— 50 с.

[

б. н.

]

Описание:

Книга

«

Основы сценарного мастерства

» представляет собой подроб -

ное руководство для начинающих сценаристов.

В книге рассматриваются основ-

ные принципы и методы создания сценариев,

а также даются практические сове-

ты по их написанию и редактированию.

Для кого эта книга:

Книга будет полезна начинающим сценаристам,

студентам

киношкол,

а также всем,

кто интересуется киноискусством и хочет научиться пи

-

сать сценарии.

П50

УДК 7

ББК 37.94

12+

В соответствии с ФЗ от 29.12.2010 №436

-

ФЗ

© Антон Владимирович Полихов, 2024

ТЕМА 1.1. ПРОЦЕСС

ПРОИЗВОДСТВА ФИЛЬМА

КИНЕМАТОГРАФ

Кино

самое синтетичное среди других подобных видов

искусств,

поскольку опирается сразу на все виды искусства,

за-

имствуя для себя выразительные средства каждого и переплав-

ляя их все вместе в уникальный кинематографический синтез.

Кинематограф

— набор искусств,

техник,

индустриальных

и дистрибьюторских действий,

с помощью которых создаются

фильмы.

В широком смысле кино — набор фильмов,

которые

в целом представляют художественное выражение,

варьирую-

щееся от фантазии до информации и распространения знаний.

История кинематографа,

кратко представленная здесь,

начина-

лась с технологических разработок.

Кинематограф

(

от греч.

κινη

μ

α

, род.

п.

κινη

μ

ατος

— движение

и греч.

γραφω

— писать,

изображать

)

— отрасль человеческой

деятельности,

заключающаяся в создании движущихся изобра-

жений.

Иногда также упоминается как синематограф

(

от

фр.

cinematographe,

устар.

)

и кинематография.

Кинематограф был

изобретен в XIX веке и стал крайне популярен в XX веке.

В понятие кинематографа входят киноискусство

— вид совре-

менного изобразительного искусства,

произведения которого со-

здаются при помощи движущихся изображений,

и киноиндустрия

(

кинопромышленность

)

— отрасль экономики,

производящая ки-

нофильмы,

спецэффекты для кинофильмов,

мультипликацию и,

демонстрирующая эти произведения для зрителей.

Произведе-

3

ния киноискусства создаются при помощи кинотехники.

Изуче

-

нием кинематографа занимается наука киноведение.

Влияние кинематографа на культуру и искусство бесспорно,

огромно

влияние

кинематографа

на

политику

и экономику.

Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью

экономики.

Производство кинофильмов сосредоточено на кино

-

студиях.

Фильмы демонстрируются в кинотеатрах,

по телевиде-

нию, распространяются

«

на видео

» в форме видеодисков.

ЭТАПЫ ПРОИЗВОДСТВА ФИЛЬМА. РАЗРАБОТКА

СЦЕНАРИЯ

— СТАРТОВЫЙ ПЕРИОД СОЗДАНИЯ

ФИЛЬМА

Производство фильма

— сложный и многогранный процесс,

который включает в себя множество этапов.

Одним из важней-

ших этапов является разработка сценария.

Сценарий — это ос-

нова фильма,

которая определяет его сюжет,

персонажей и со-

бытия.

Этапы кинопроизводства

Разработка сценария

— это процесс создания истории филь-

ма, включая сюжет, персонажей и диалоги.

Препродакшн

— этап подготовки к съёмкам фильма,

кото-

рый включает в себя:

Подбор актёров и съёмочной группы;

Поиск локаций для съёмок;

Создание раскадровок и визуальных концептов;

Закупка оборудования и материалов;

Подготовка бюджета и графика съёмок.

Продакшн

— непосредственно

процесс

съёмок

фильма,

включающий в себя:

Работу с актёрами и съёмочной группой на площадке;

Запись звука и видео;

Использование спецэффектов и компьютерной графики.

4

АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ

Постпродакшн

— заключительный этап создания фильма,

в ходе которого происходит:

Монтаж фильма;

Добавление звуковых эффектов и музыкального сопровож

-

дения;

Редактирование визуальных эффектов;

Цветокоррекция и ретушь;

Окончательное сведение звука и изображения.

Прокат и дистрибуция

— выпуск фильма в кинотеатрах или

на цифровых платформах,

а также его продвижение и марке-

тинг.

Релиз

— выход фильма в прокат или на цифровые платформы.

Анализ и оценка

— сбор обратной связи от зрителей,

крити-

ков и аналитиков для оценки успешности фильма и его влияния

на аудиторию.

Этапы разработки сценария:

Идея. Идея фильма может возникнуть у сценариста спонтан

-

но или быть результатом долгих размышлений.

В любом случае,

идея должна быть интересной и оригинальной.

Исследование.

Прежде чем приступить к написанию сценария,

сценарист

должен провести исследование.

Это может быть изучение ис

-

торических

событий,

литературных

произведений,

реальных

людей или просто наблюдение за окружающим миром.

Иссле-

дование

помогает

сценаристу

создать

более

реалистичный

и убедительный сценарий.

Концепция.

На основе исследования сценарист разрабатывает концеп

-

цию сценария.

Концепция определяет основную идею фильма,

его жанр, атмосферу и целевую аудиторию.

Сценарий.

После разработки концепции сценарист приступает к напи

-

санию сценария.

Сценарий представляет собой подробный план

5

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

фильма,

который описывает все его сцены,

диалоги и действия

персонажей.

Редактирование.

После написания сценария сценарист проводит его редакти

-

рование.

Редактор помогает

сценаристу

улучшить

сценарий,

сделать его более логичным, последовательным и интересным.

Утверждение.

После

редактирования

сценарий

отправляется

на

утверждение

продюсеру.

Продюсер

оценивает

сценарий

с точки зрения его качества,

бюджета и соответствия концепции

фильма.

Разработка сценария

— это сложный и творческий процесс,

который требует от сценариста глубоких знаний,

опыта и талан-

та.

Сценарий должен быть увлекательным,

оригинальным и за-

поминающимся, чтобы фильм стал успешным.

Вот несколько советов,

которые помогут сценаристу напи

-

сать хороший сценарий:

Определите целевую аудиторию.

Кто будет смотреть ваш фильм?

Дети, подростки, взрослые?

Мужчины, женщины?

Зная свою целевую аудиторию,

вы сможете написать сцена

-

рий,

который будет ей интересен.

Создайте ярких персонажей.

Персонажи

— это сердце фильма.

Они должны быть инте-

ресными,

привлекательными и запоминающимися.

Напишите

увлекательный сюжет. Сюжет должен быть захватывающим и ин-

тригующим.

Он должен вызывать у зрителей желание узнать, что

будет дальше.

Используйте разные жанры.

Жанр фильма опре-

деляет его атмосферу,

стиль и тон.

Используйте разные жанры,

чтобы создать разнообразный и интересный фильм.

Создание фильма

— это долгий и трудный путь,

который на-

чинается с разработки сценария.

Сценарий определяет

успех

фильма,

поэтому

его разработка

требует

особого внимания

и усилий.

6

АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЭТАПОВ

КИНОПРОИЗВОДСТВА. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ

Предпроизводственный период

— создание ПРОДЮСЕРСКОГО

ПРОЕКТА и организация его финансирования.

Производственный период:

предподготовительный,

подго

-

товительный,

съёмочный,

монтажно-

тонировочный.

Сроки

и продолжительность технологических этапов производственно

-

го периода регламентируются стратегическим календарным пла-

ном производственного периода.

(

Рассчитывается исполнитель

-

ным продюсером,

вторым режиссером в предпроизводственном

периоде с учетом постановочной сложности сценария,

формата

фильма и средней нормативной выработки в съёмочную и мон-

тажно-

тонировочную смены

)

.

Исполнители

— производящая

кинокомпания,

съёмочная

группа во главе с исполнительным продюсером и режиссером —

постановщиком.

Технологические этапы производственного периода:

предподготовительный

разработка ПОСТАНОВОЧНОГО ПРОЕКТА~ 4 нед.

Устанавливается

продюсерским решением на

основании

производственной необходимости и постановочной сложности

проекта.

подготовительный

проведение

плановых

подготовительных

работ

~

6

12 нед.

Организуется

и управляется

календарным планом работ

подготовительного периода и ежедневным оперативным плани

-

рованием.

съёмочный

съёмка сценарного материала ~ 6

— 12 нед.

постановочным проектом,

календарно

— постановочным

7

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

планом съёмочного периода,

оперативным планом

— вызывным

листом.

монтажно

-

тонировочный

монтаж снятого материала,

компьюторная графика и обра

-

ботка,

речевое,

шумовое

озвучание,

запись

музыки,

сведе-

ние ~ 12 — 16 нед.

Организуется

и управляется

календарным планом работ

в монтажно

— тонировочном периоде.

Сдача исходных материалов,

получение прокатного удосто

-

верения ~ 4 нед.

ФИЛЬМ

— ПРОДУКТ КОЛЛЕКТИВНОГО

ТВОРЧЕСТВА. ЗАДАЧИ СЦЕНАРИСТА

В КИНОИНДУСТРИИ

Создание фильма

— это сложный процесс,

в котором участ-

вует

множество людей.

Вот

основные цеха,

задействованные

в производстве фильма:

Сценаристы.

Пишут

сценарий фильма,

определяют

сюжет,

персонажей и диалоги.

Режиссёры.

Руководят

съёмками,

выбирают

ракурсы,

кон

-

тролируют работу актёров и других членов съёмочной группы.

Операторы.

Снимают фильм,

выбирают оптимальные ракур

-

сы и освещение.

Художники

-

постановщики.

Создают

декорации,

костюмы

и грим.

Композиторы. Пишут музыку к фильму.

Звукорежиссёры. Записывают и обрабатывают звук.

Монтажёры.

Собирают отснятый материал в единое целое.

Продюсеры.

Организуют

процесс

производства

фильма

и решают финансовые вопросы.

Это лишь некоторые из людей,

которые участвуют в созда

-

нии фильма.

В зависимости от

жанра и сложности фильма,

в процессе могут быть задействованы и другие специалисты,

та-

8

АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ

кие как художники по спецэффектам,

аниматоры,

каскадёры

и т. д.

Кино

— продукт коллективного творчества,

результат сла-

женной работы множества людей. Благодаря их усилиям, мы мо-

жем наслаждаться просмотром фильмов и получать удоволь-

ствие от просмотра.

Сценарист

— это автор,

который создаёт истории для филь-

мов,

сериалов,

мультфильмов и других произведений киноис-

кусства.

Кинодраматург

(

или сценарист

) — это специалист,

который

занимается написанием сценариев для кинопроектов, определя-

ет сюжет, характеры персонажей и диалоги.

Задачи сценариста в киноиндустрии:

Разработка сюжета:

сценарист должен создать увлекатель

-

ную историю, которая будет интересна зрителям.

Создание персонажей: сценарист должен разработать ярких

и запоминающихся персонажей,

которые будут вызывать у зри

-

телей симпатию или антипатию.

Написание диалогов:

сценарист должен написать диалоги,

которые будут

передавать характер персонажей и развивать

сюжет.

Работа с режиссёром: сценарист должен сотрудничать с ре

-

жиссёром,

чтобы создать фильм,

который будет соответствовать

его видению.

Сценарист

— важный участник кинопроцесса,

от которого

зависит успех фильма.

ЛОГЛАЙН

— СИНОПСИС

Логлайн

— краткая аннотация к фильму,

передающая суть

истории, ее основную драматическую коллизию.

Основная идея,

умещенная в одно

-

два предложения

(

как

9

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

правило,

около 25 слов

)

.

Это то послание,

которое создатели

фильма стремятся донести до зрителя, и то, с чего фестивальные

отборщики начинают знакомство со сценарием либо с готовой

картиной.

И,

одновременно,

это ответ на избитый вопрос:

«

Про

что кино

»

?

Итак, что сообщает логлайн?

Хороший логлайн дает представление об истории в целом,

при этом может не раскрывать важных перепетий сюжета и умол

-

чать о финале. Интригующий финал — как приятный бонус, кото-

рый получает продюсер (

фестивальный эксперт

) уже при прочте-

нии сценария

(

просмотре фильма

)

.

В Америке,

где ежегодно

на рынке появляется около 40 тысяч новых сценариев, знают цену

хорошим логлайнам. Нередко в логлайне есть указание на жанр.

Логлайн дает ответ на основные вопросы:

Кто действует?

Чья история?

Что происходит?

В чем основная интрига?

Пример логлайна к фильму

«

The Karate Kid

»

:

«Подросток из Нью

-

Джерси

(

кто?

)

переезжает

в Калифорнию

и встречает мастера боевых искусств (

что происходит?

)

,

кото

-

рый учит, как защититься от местных хулиганов (

интрига

.

ФОРМУЛА

(

А+Б+В

)

А = Герой

(

кто?

)

Б = Препятствие

(

что происходит?

)

В = Цель

(

интрига

)

В Голливуде логлайн создается еще до написания синопси

-

са и сценария,

чтобы сформировать драматическое повествова-

ние.

Это отличная проверка для сценариста — чем легче форми-

руется хороший логлайн,

тем больше вероятность,

что выйдет

и хороший сценарий.

10

АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ

При написании логлайна на собственный фильм у начинаю

-

щих кинематографистов часто возникает проблема — не удается

уложить идею в предполагаемые 25 слов.

Столкнувшись с этим,

попробуйте

выделить

главные

для

вашей истории опорные

пункты и понятия.

Сразу скажем о том,

как их удобнее включать

в описание.

Главный герой

Главный герой всегда должен быть на переднем плане,

он

неотъемлемая часть истории.

Однако,

не стоит называть имя ге

-

роя в логлайне,

если только оно не известно всему миру — на-

пример,

Джон Леннон или Джон Кеннеди.

В противном случае

имя ни о чем не скажет читателю.

Лучше указать его профессию,

социальный статус — бомж, миллиардер, архитектор и др.

В случае с

«

The Karate Kid

»

— это подросток из Нью-

Джер

-

си.

Используйте хорошо подобранные прилагательные, которые мо-

гут наиболее полно охарактеризовать героя истории.

Например,

тщеславный,

амбициозный чиновник,

дотошный

журналист. Главным героем в фильме может быть не один чело

-

век,

а группа людей.

В таком случае в логлайне она может фигу-

рировать как один герой.

В качестве примера можно взять логлайн к фильму

«

The

Grey

»

:

«

На Аляске терпит крушение самолет,

и оставшиеся в живых

пассажиры оказываются в плену безлюдной снежной пустыни,

где только стая волков скрашивает пейзаж.

Люди хотят выжить

любой ценой, и теперь им предстоит смертельная схватка

»

.

Цель

Цель

— обязательный элемент логлайна.

Именно она

— двигатель всей истории.

Цель может быть как физической,

так и психологической.

Из логлайна к

«

The Karate Kid

» ясно, что цель героя

— обучиться

11

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

боевому искусству, чтобы противостоять преступникам.

Логлайн передает развитие истории,

поэтому нужно тщательно

выбирать слова

-

двигатели. Лучшие варианты

«

бороться

»

,

«

пы

-

таться

»

,

«

сражаться

»

,

«

стремиться

» и т.д.,

поскольку они пред

-

ставляют цель истории и указывают на драматичность событий.

Если автор пока не знает ключевую цель,

то нужно обозначить

для себя кульминационный момент сценария, где герой достига-

ет намеченного либо терпит фиаско.

Препятствие.

В логлайне может присутствовать антагонистическая сила

помеха на пути к достижению поставленной героем цели.

Здесь стоит быть максимально лаконичным,

не обвешивать

текст лишними деталями.

Первоначально можно написать боль

-

ший по объему логлайн,

а уже потом ужимать его.

По сюжету

фильма

«

The Karate Kid

» героя избивают

члены преступной

группировки,

так как он начинает водить дружбу с бывшей де

-

вушкой главаря банды.

В логлайне к фильму этот момент выве-

ден за скобки.

Важные характеристики хорошего логлайна

Ирония и интрига; способность передать внешний

(

события,

визуальная эстетика

) и внутренний конфликт (

моральная,

психо

-

логическая ломка

)

;

отсутствие подробностей,

мелких деталей;

лаконичность, но без сухости; отсутствие открытых нравоучений,

интерпретаций

глубинного

значения

истории;

возможность

очертить целевую аудиторию,

жанр

(

особенно актуально при

встрече с продюсером

)

.

Практическое задание:

Проведите эксперимент. Напишите несколько вариантов логлай

-

на для своей истории и протестируйте на друзьях,

а лучше —

на незнакомых людях.

Если история заинтересует 8 из 10-

и че

-

ловек, можно считать, что цель достигнута.

12

АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ

Синопсис

Синопсис

— краткое линейное изложение концепции сцена-

рия фильма,

его содержания,

сути драматического конфликта

в увлекательной форме.

В синопсисе есть завязка,

поворотные точки,

кульминация,

развязка.

В отличие от логлайна,

в синопсисе уже хорошо про

-

сматривается сценарная структура фильма.

Несмотря на это,

ав-

тор также не открывает все карты,

а читатель,

не утрачивая ин-

терес, должен захотеть увидеть историю на экране.

Ключевые вопросы,

на которые отвечает синопсис,

подоб

-

ны тем, что составляются при написании логлайна:

О чем эта история?

Кто главные герои?

К чему они стремятся и почему?

Какие препятствия стоят на пути?

Объемы синопсиса

могут

существенно

варьироваться

от одного абзаца до нескольких страниц.

Здесь важно понимать

поставленную задачу,

целевую аудиторию синопсиса.

Как пра-

вило, если вы собираетесь представить работу всем потенциаль-

но заинтересованным людям

(

в том числе и кинофестивалям

)

, то

синопсис лучше уложить в 6

8 предложений.

При этом он дол

-

жен быть написан так,

чтобы читатель легко смог пересказать

прочитанное буквально в нескольких словах.

Когда синопсис пишется уже для заинтересованного челове

-

ка,

готового потратить время на несколько страниц текста,

то

от краткого пересказа можно отказаться.

Здесь уместен расши-

ренный синопсис,

который на Западе принято называть трит-

ментом

(

treatment

)

.

В нем также упоминаются основные герои

и расписываются эпизоды картины.

13

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

СЦЕНАРНАЯ ЗАЯВКА

Сценарная заявка в кино

— это документ,

который содержит

описание сюжета фильма,

персонажей,

диалоги,

сцены и другие

ключевые элементы будущего кинопроизведения. Этот документ

является основой для создания сценария,

по которому потом

снимается фильм.

В сценарной заявке автор раскрывает основ-

ные идеи и концепцию фильма,

позволяя потенциальным инве-

сторам,

режиссерам и другим участникам проекта понять,

в ка-

ком направлении будет развиваться картина.

Важно,

чтобы сценарная заявка была увлекательной и убе

-

дительной,

чтобы привлечь внимание к проекту и получить под-

держку для его реализации.

Сценарная заявка

— это важный документ, который является

отправной точкой для создания кинофильма.

Она должна быть

структурированной,

информативной и привлекательной для по-

тенциальных инвесторов,

режиссеров и других участников про-

екта.

1.

Начните с

краткого описания идеи фильма.

Введение

должно содержать краткое описание сюжета,

основные идеи

и концепцию фильма.

Это поможет потенциальным читателям

быстро понять, о чем ваш проект.

2.

Разделите заявку на логические части.

Включите разделы

о персонажах,

сюжете,

диалогах,

месте действия и другие клю

-

чевые аспекты фильма.

Это поможет

читателям легко найти

необходимую информацию.

3.

Опишите главных персонажей.

Дайте краткое описание

каждого персонажа, включая их характеристики, мотивацию, ар

-

ки развития и взаимоотношения с другими персонажами.

Это

поможет

читателям понять,

какие истории будут

развиваться

в фильме.

4.

Приведите образцы диалогов.

Включите ключевые диало

-

ги из фильма,

чтобы показать стиль речи персонажей,

атмосфе-

14

АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ

ру и тон фильма.

Это поможет читателям представить себе,

как

звучат персонажи и как развивается сюжет.

5.

Уделите внимание месту действия.

Опишите основные ло

-

кации,

в которых будет происходить действие фильма.

Это по-

может читателям представить себе визуальное оформление кар-

тины и создать атмосферу фильма.

6.

Добавьте информацию о жанре и целевой аудитории.

Ука

-

жите жанр фильма

(

драма, комедия, триллер и т.д.

) и определите

целевую аудиторию (

возрастную категорию,

интересы,

предпо

-

чтения

)

.

Это поможет потенциальным инвесторам понять,

какие

возможности есть у фильма на рынке.

7.

Завершите сценарную заявку кратким резюме.

Включите

краткое резюме,

где подчеркните ключевые моменты фильма,

его уникальность и потенциал.

Заявка на фильм

— это документ,

который содержит основ-

ную информацию о фильме,

его концепции,

сюжете,

жанре,

це-

левой аудитории и других важных аспектах.

Вот пример оформления заявки на фильм:

Название фильма:

«

Название фильма

»

Жанр фильма: драма, комедия, боевик, мелодрама и т. д.

Краткое описание фильма: Краткое описание сюжета филь

-

ма.

Можно указать,

какие темы будет затрагивать фильм,

какие

проблемы будут подниматься.

(

ЛОГЛАЙН, СИНОПСИС

)

Целевая аудитория:

Кто будет смотреть фильм? Дети,

под

-

ростки, взрослые, пенсионеры и т. д.

Концепция фильма:

Что вы хотите сказать своим фильмом?

Какую идею или послание вы хотите донести до зрителей?

(

Ком

-

позиционное построение фильма)

Бюджет

фильма:

Сколько денег

вы планируете потратить

на производство фильма?

Сроки производства фильма:

Когда вы планируете начать

и закончить производство фильма?

Формат фильма:

Какой формат будет у фильма? Полномет

-

ражный фильм, сериал, короткометражный фильм и т. п.

15

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

Команда фильма:

Кто будет работать над фильмом? Режис

-

сёр, сценарист, продюсер, оператор, актёры и т. д.

Финансирование фильма:

Откуда будет получено финанси

-

рование для производства фильма?

Государственные гранты,

частные инвесторы, собственные средства и т. п.

ВИДЫ КИНОСЦЕНАРИЕВ. ФОРМЫ ЗАПИСИ

ЛИТЕРАТУРНОГО СЦЕНАРИЯ И КАК ОН

ОФОРМЛЯЕТСЯ В КИНО

Кино

— это один из самых популярных видов искусства,

ко-

торый объединяет в себе множество элементов, таких как актёр-

ская игра, режиссура, операторская работа, монтаж и т. д. Одним

из ключевых элементов кино является сценарий.

Сценарий —

это основа фильма,

которая описывает события,

диалоги,

дей-

ствия персонажей и другие элементы, необходимые для созда-

ния кино.

Существует несколько видов сценариев,

которые использу

-

ются в киноиндустрии. Вот некоторые из них:

Литературный сценарий

— это подробное описание собы-

тий,

диалогов,

действий персонажей и других элементов филь-

ма.

Литературный сценарий является

основой для

создания

фильма и служит руководством для режиссёра, актёров и других

членов съёмочной группы.

Режиссёрский сценарий

— это более детальное описание

фильма,

которое включает в себя не только события и диалоги,

но и визуальные элементы,

такие как кадры,

ракурсы,

освеще-

ние и т.

д.

Режиссёрский сценарий используется для координа-

ции работы съёмочной группы и обеспечения

соответствия

фильма первоначальному замыслу.

Режиссёрский сценарий всегда представляет собой таблицу,

в максимальном объёме состоящую из следующих столбцов:

Экспликация

(

монтажи

) — это документ,

содержащий описа-

16

АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ

ние сцен и эпизодов фильма,

а также указания по монтажу.

Экс

-

пликация

используется

для

организации

работы монтажёра

и обеспечения логической последовательности сцен в фильме.

Литературный сценарий может быть написан в различных

формах, в зависимости от стиля и предпочтений автора.

Вот некоторые из наиболее распространённых форм лите

-

ратурного сценария:

Сценарий

-

план

— это краткий план фильма,

который описы-

вает основные события,

персонажей и сюжетные линии.

Сцена-

рий-

план

используется

для

обсуждения

концепции

фильма

с продюсерами и инвесторами.

Синопсис

— это краткое изложе-

ние

сюжета

фильма,

которое

описывает

основные

события

и персонажей.

Синопсис используется для привлечения внима-

ния к фильму и его продвижения.

Поэпизодный план

— это подробный план фильма,

который

описывает события,

диалоги и действия персонажей для каждо-

го эпизода.

Поэпизодный план используется для координации

работы съёмочной группы и обеспечения последовательности

событий в фильме.

Сценарный план

— это детальный план фильма,

который

включает в себя описание сцен,

диалогов и действий персона-

жей,

а также визуальных элементов,

таких как кадры и ракурсы.

Сценарный план используется для создания режиссёрского сце-

нария и обеспечения соответствия фильма сценарию.

17

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

Киносценарий

это литературное произведение,

которое

описывает сюжет фильма,

диалоги и действия персонажей,

а та-

кже содержит информацию о съёмке. Он служит основой для со-

здания фильма.

Оформление литературного сценария в кино включает в се

-

бя следующие элементы:

Заголовок

— включает название фильма,

имя автора сцена-

рия, дату написания и другие необходимые данные.

Вступление

— описывает

общую концепцию фильма,

его

жанр, целевую аудиторию и другие важные аспекты.

Сюжет

— подробно описывает события,

персонажей,

диало-

ги и другие элементы фильма.

Заключение

— подводит итоги фильма и оставляет у зрителя

определённое впечатление.

Композиционное построение фильма

это структура филь-

ма,

которая включает в себя сюжет,

персонажей,

диалоги,

сцены

и другие элементы, объединённые в единое целое.

Композиция фильма

— это способ организации всех эле-

ментов фильма таким образом,

чтобы создать целостное произ-

ведение.

Она определяет

порядок и соотношение элементов

фильма, а также их взаимосвязь и взаимодействие.

Композиция фильма включает в себя следующие основные

18

АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ

элементы:

СОБЫТИЯ В КИНОДРАМАТУРГИИ

В кинодраматургии события играют ключевую роль в разви

-

тии сюжета. События — это то, что происходит в фильме и двига-

ет его вперёд.

Они могут быть разделены на несколько основ-

ных типов:

Кульминация.

Это высшая точка напряжения в фильме,

ко

-

гда все события достигают апогея и приводят к развязке.

Куль-

минация является самым важным событием в сюжете.

Развитие действия.

Это события,

которые происходят после

завязки и приближают фильм к кульминации.

Развитие действия

может включать в себя различные повороты сюжета и новые об

-

стоятельства.

Завязка.

Это начало истории,

где происходит

знакомство

с главными героями и их миром.

Завязка обычно включает в се

-

бя конфликт или проблему,

которая будет развиваться на протя-

жении всего фильма.

Развязка.

Это завершение истории,

когда конфликт разре

-

шается и фильм достигает своей цели.

Развязка может быть как

счастливой,

так и трагической,

в зависимости от жанра и темы

фильма.

Перипетия. Это неожиданное событие, которое резко меняет

ход сюжета и вызывает у зрителей удивление или шок.

Перипе

-

тии могут быть как положительными, так и отрицательными.

Поворотный момент. Это событие,

которое кардинально ме

-

няет направление сюжета и приводит к новым событиям.

Пово-

ротные моменты могут быть как предсказуемыми,

так и неожи-

данными.

Экспозиция.

Это введение в сюжет,

где зритель знакомится

с персонажами, миром и основной темой фильма. Экспозиция мо

-

жет включать в себя предысторию героев,

их цели и мотивацию.

Катастрофа.

Это событие,

которое приводит к разрушению

или гибели чего

-

либо важного для героев.

Катастрофы могут

19

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

быть вызваны как внешними факторами,

так и действиями са

-

мих героев.

Событие

-

катализатор.

Это событие,

которое запускает цепь

событий и приводит к развитию сюжета.

Событие

-

катализатор

может быть как незначительным, так и масштабным.

События в кинодраматургии играют важную роль в создании

увлекательного и интересного фильма.

Они помогают зрителям

следить за развитием сюжета,

переживать за героев и получать

удовольствие от просмотра.

Структура киносценария:

Заголовок: включает название фильма,

имена авторов и да

-

ту написания.

Вступление

(

экспозиция

)

:

описывает место,

время и персо

-

нажей фильма.

Развитие сюжета:

последовательность событий,

происходя

-

щих в фильме.

Кульминация: самый напряжённый момент фильма.

Развязка: разрешение конфликта и завершение фильма.

Примечания

(

ремарки

)

:

описание действий,

звуков,

эмоций

и т. д.

ПИТЧИНГ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЦЕНАРИЯ

Питчинг

— это краткая презентация проекта,

которая обыч-

но длится несколько минут.

Цель питчинга — заинтересовать по-

тенциальных инвесторов,

продюсеров или партнёров в проекте.

В рамках питчинга сценарист

представляет

основную ин

-

формацию о сценарии:

сюжет,

главных героев,

основную идею,

целевую аудиторию, бюджет и т. д.

Структура питчинга:

Вступление

(

10

15 секунд

)

:

представление себя и проекта.

Основная идея

(

30 секунд

)

:

описание основной концепции сце

-

20

АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ

нария.

Сюжет

(

1 минута

)

:

краткое изложение сюжета с акцентом

на

ключевые

моменты.

Целевая

аудитория

(

15

20 секунд

)

:

определение целевой аудитории проекта.

Бюджет

(

10 секунд

)

:

приблизительная оценка бюджета.

Заключение

(

10 секунд

)

:

при

-

зыв к действию.

Важно уметь чётко и лаконично донести информацию о про

-

екте,

заинтересовать аудиторию и ответить на возможные во-

просы.

Презентация сценария

— это более детальное представле-

ние сценария,

которое может

длиться

от

нескольких минут

до нескольких часов.

Презентация сценария включает в себя

более подробное описание сюжета,

персонажей,

мира,

в кото-

ром они живут, а также анализ аудитории.

Презентация сценария может включать в себя:

описание основных идей и целей сценария;

представление

главных персонажей и их мотивов;

анализ целевой аудитории;

обзор структуры сценария и ключевых сцен;

обсуждение бюд

-

жета и производственных аспектов.

Цель презентации сценария

убедить аудиторию в каче-

стве и потенциале проекта,

а также получить обратную связь

и предложения по улучшению сценария.

21

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

ТЕМА 1.2. СЛАЙД

-

ФИЛЬМ

СЛАЙД

-

ФИЛЬМ

— ПЕРЕХОДНАЯ ФОРМА

ОТ ФОТОГРАФИИ К ФИЛЬМУ

Слайд

-

фильм представляет собой переходный формат меж

-

ду фотографией и фильмом.

Он объединяет в себе черты обеих

форм искусства.

С одной стороны, слайд

-

фильм похож на серию фотографий:

каждый кадр является статичным изображением.

Однако,

в от

-

личие от фотографий,

слайды в слайд-

фильме меняются с опре

-

делённой частотой, создавая эффект движения.

В то же время,

слайд

-

фильмы не являются полноценными

фильмами,

так как они не используют непрерывное движение

и не имеют сюжета.

Они скорее представляют собой последова

-

тельность визуальных образов,

которые могут вызывать опреде-

лённые ассоциации и эмоции у зрителя.

Слайд

-

фильмы могут быть созданы с использованием раз

-

личных техник,

таких как анимация,

стоп-

моушн и другие.

Они

могут быть показаны на проекторе или другом устройстве,

со

-

здавая атмосферу фильма.

Слайд

-

фильмы продолжают

развиваться и находят

новые

способы выражения,

оставаясь при этом своеобразным мостом

между фотографией и кинематографом.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛАЙД

-

ФИЛЬМА

Слайд

-

фильм

это последовательность слайдов,

которые

могут содержать текст,

изображения,

диаграммы и другие эле-

менты.

Слайд-

фильмы используются как в образовательной дея

-

22

тельности, так и в других областях.

1.

Наглядность.

Слайд

-

фильм позволяет представить инфор

-

мацию в визуальной форме,

что улучшает восприятие и запоми-

нание материала.

Это особенно важно при обучении детей

и подростков.

2.

Информативность.

Слайд

-

фильм может содержать боль

-

шое количество информации,

которая может быть представлена

в виде текста,

изображений,

диаграмм и таблиц.

Это позволяет

более глубоко изучить тему.

3.

Интерактивность.

Слайд

-

фильмы могут содержать элемен

-

ты интерактивности, такие как вопросы, задания и тесты.

Это по-

могает вовлечь учащихся в процесс обучения и проверить их

понимание материала.

4.

Упорядоченность.

Слайд

-

фильм представляет

информа

-

цию в логической последовательности,

что облегчает её воспри-

ятие. Это особенно полезно при изучении сложных тем.

5.

Универсальность.

Слайд

-

фильмы можно

использовать

в различных областях,

таких как образование,

маркетинг,

биз

-

нес и др.

Это делает их универсальным инструментом для пред-

ставления информации.

Однако стоит отметить,

что использование слайд

-

фильмов

должно быть разумным и дополнять другие методы обучения,

а не заменять их полностью.

Также необходимо учитывать воз

-

растные особенности учащихся и выбирать соответствующие те-

мы и содержание слайд-

фильмов.

Слайд

-

фильм,

или слайд

-

шоу,

представляет

собой увлека

-

тельный способ передачи информации и историй с использовани-

ем изображений. Этот формат обладает множеством выразитель-

ных возможностей,

которые могут сделать презентацию увлека-

тельной, запоминающейся и вдохновляющей для зрителей.

Одним из главных преимуществ слайд

-

фильма является воз

-

можность

визуализации информации.

С помощью красочных

23

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

изображений, графики, диаграмм и фотографий можно наглядно

донести ключевые идеи и концепции до аудитории,

делая пре

-

зентацию более понятной и убедительной.

Другим важным ас-

пектом выразительности слайд-

фильма является анимация.

Динамичные переходы между слайдами, появление и исчез

-

новение элементов,

а также другие эффекты помогают подчерк-

нуть

ключевые

моменты и создать

интерес

к

презентации.

Слайд-

фильм также отлично подходит

для создания эмоцио

-

нальной связи с аудиторией.

Использование подходящих изображений,

цветовой гаммы

и шрифтов позволяет вызвать определенные чувства и настрое

-

ния у

зрителей,

делая презентацию более запоминающейся.

Кроме того,

слайд-

фильм может быть отличным инструментом

для рассказывание историй.

Последовательное представление изображений позволяет

создать логическую цепочку событий,

рассказать о путешестви

-

ях,

достижениях или истории компании,

заинтересовав и вовле-

кая аудиторию.

Таким образом,

слайд

-

фильм обладает огромным потенциа

-

лом для выразительной передачи информации, создания эмоци-

ональной связи с аудиторией и рассказывание увлекательных

историй.

Правильно подобранные изображения,

анимация и ди-

зайн

помогут

сделать

презентацию яркой,

запоминающейся

и вдохновляющей для зрителей.

24

АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ

ТЕМА 1.3 ОСНОВНЫЕ

ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

И ЗАКОНЫ

Кинодраматургия

— это искусство создания сценариев для

кинофильмов.

Она является одним из важнейших элементов ки-

нопроизводства и играет ключевую роль в создании художе-

ственного произведения.

ЗАРОЖДЕНИЕ КИНОДРАМАТУРГИИ:

ОТ ПЕРВЫХ ШАГОВ ДО СТАНОВЛЕНИЯ

История кинодраматургии началась вместе с зарождением

кинематографа.

Первые фильмы были беззвучными и чёрно

-

бе

-

лыми,

но уже тогда они стремились передать эмоции и расска-

зать истории.

Кинодраматургия,

или искусство написания сценариев для

кино,

имеет долгую и интересную историю,

начало которой ухо

-

дит

в глубокое прошлое.

В своем развитии кинодраматургия

прошла через множество этапов и изменений,

отражающих тех-

нологический прогресс и культурные тенденции.

Первые шаги к появлению кинодраматургии можно просле

-

дить в период развития немого кино.

В это время кинофильмы

сопровождались текстовыми интертитрами,

которые выполняли

функцию сюжетного комментария и диалогов.

Постепенно эти

интертитры превратились в более развернутые сценарии,

зада-

ющие ход сюжета и действия персонажей.

Первые фильмы были немыми и короткими, но даже в таких

условиях режиссёры и сценаристы старались создать интересные

сюжеты и передать атмосферу. В ранних фильмах использовались

простые приёмы,

такие как крупный план,

монтаж и символика.

25

С развитием звукового кино сценарии стали играть еще бо

-

лее важную роль.

Они стали не просто описанием действий

и диалогов, но и инструментом для передачи настроения, харак-

теров персонажей и идей режиссера.

Кинодраматургия начала

рассматриваться

как

самостоятельное

искусство,

требующее

особого таланта и мастерства.

С появлением цветного кино,

спецэффектов,

компьютерной

графики и других технологических новшеств,

кинодраматургия

продолжает эволюционировать.

Современные сценаристы име

-

ют

возможность

экспериментировать

с

формой,

структурой

и языком кино,

создавая удивительные и захватывающие исто-

рии.

Сегодня

кинодраматургия

является

неотъемлемой частью

кинематографа,

определяя качество и успех фильма.

Сценари

-

сты играют важную роль в создании кинолент,

воплощая свои

идеи и вдохновение на бумаге,

чтобы затем зрители могли по-

грузиться в мир кино и переживать за персонажей.

Таким образом,

история кинодраматургии свидетельствует

о постоянном развитии этого искусства,

от его первых шагов

в немом кино до современных технологических инноваций.

Ки

-

нодраматургия продолжает вдохновлять и поражать зрителей,

оставаясь важным элементом кинематографа.

СТАНОВЛЕНИЕ КИНОДРАМАТУРГИИ.

КИНОДРАМАТУРГИЯ В РОССИИ

С развитием кинематографа кинодраматургия стала более

сложной и разнообразной.

Появились новые жанры и стили,

а также новые приёмы и методы создания сценариев.

В 1920

-

х годах в Голливуде начался

«

Золотой век

» кино,

ко

-

торый принёс множество новых идей и подходов к кинодрама-

тургии.

В это время стали популярны жанры,

такие как вестерн,

детектив и мелодрама.

Одним из самых известных режиссёров того времени был

Альфред Хичкок.

Он создал множество фильмов,

которые стали

26

АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ

классикой жанра.

В своих фильмах Хичкок использовал разно

-

образные приёмы, чтобы создать напряжение и интригу.

С появлением звукового кино в 1930

-

х годах кинодраматур

-

ги получили новые возможности для передачи эмоций и созда-

ния атмосферы.

Звуковые эффекты,

музыка и диалоги стали

важными элементами кинопроизводства.

Кинодраматургия продолжает развиваться и сегодня.

В со

-

временном кино используются новые технологии и приёмы,

та-

кие как компьютерная графика,

спецэффекты и нелинейный сю-

жет. Однако основы кинодраматургии остаются неизменными —

это создание интересных историй,

которые захватывают внима-

ние зрителей и оставляют яркие впечатления.

Кинодраматургия в России имеет богатую историю,

начиная

с первых шагов в немом кино и продолжаясь до современных

дней.

В начале XX века русские кинематографисты внесли зна

-

чительный вклад в развитие кинодраматургии,

создавая яркие

и запоминающиеся фильмы.

В период советского кинематографа кинодраматургия игра

-

ла важную роль в формировании культурного ландшафта стра-

ны.

Сценарии картины создавались как для развлечения,

так

и для пропаганды и воспитания.

Талантливые сценаристы,

такие

как Сергей Эйзенштейн,

Александр Довженко,

Михаил Булгаков

и другие, внесли существенный вклад в развитие кинодраматур-

гии в России.

После распада Советского Союза кинодраматургия в Рос

-

сии продолжила развиваться

в новых условиях.

Сценаристы

стали более свободными в выборе тем и жанров,

что привело

к появлению разнообразных и качественных фильмов.

Совре-

менные российские сценаристы продолжают

традиции искус-

ства кинодраматургии,

создавая увлекательные и глубокие сю-

жеты.

Сегодня кинодраматургия в России находится на пике свое

-

го развития,

благодаря новым технологиям,

талантливым сцена-

ристам и

востребованным режиссерам.

Российские

фильмы

27

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

с успешными сценариями пользуются популярностью как внутри

страны, так и за ее пределами.

Таким образом,

кинодраматургия в России имеет долгую ис

-

торию развития,

начиная

с

первых шагов

в

кинематографе

и продолжаясь до современных дней.

Талантливые сценаристы

и режиссеры играли и продолжают играть ключевую роль в со-

здании уникальных и запоминающихся фильмов,

делая кино-

драматургию важным искусством в России.

ЭЛЕМЕНТЫ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО СЮЖЕТА

В КИНОДРАМАТУРГИИ

Экспозиция

— это введение в сюжет,

знакомство с персона-

жами и обстановкой.

Завязка

— начало действия,

которое приводит к конфликту.

Развитие действия

— последовательность событий,

которые

ведут к кульминации.

Кульминация

высшая точка напряжения,

пик конфликта.

Развязка

разрешение конфликта, завершение истории.

Эпилог

послесловие,

вывод из истории,

может содержать

мораль или урок.

Эти элементы помогают создать логичную и увлекательную

историю, которая удерживает внимание зрителя или читателя.

Каждый из элементов выполняет свою функцию в сюжете

и помогает создать динамичное и интересное повествование.

Существует несколько видов композиционного построения

фильма:

Линейное построение:

сюжет развивается последовательно

от начала до конца, без отступлений и флэшбэков.

Нелинейное построение:

сюжет разворачивается не в хро

-

нологическом порядке,

а через флэшбэки,

параллельные сюжет-

ные линии или временные скачки.

Кольцевое построение:

начало и конец фильма связаны

между собой, создавая замкнутый круг.

28

АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ

Рамочное построение:

фильм начинается и заканчивается

одним и тем же событием, создавая рамку для основного сюжета.

Ретроспективное построение:

сюжет

возвращается к про

-

шлому,

чтобы раскрыть причины и последствия событий,

проис-

ходящих в настоящем.

Параллельное построение:

в фильме развиваются две или

более сюжетных линий,

которые пересекаются или взаимодей

-

ствуют друг с другом.

Монтажное построение:

фильм состоит из коротких фраг

-

ментов,

которые объединены по смыслу или эмоциональному

воздействию.

Трёхактная структура

— это классическая модель построе-

ния сюжета в кинематографе, которая включает три акта: завяз-

ку, развитие действия и развязку.

Первый акт

(

завязка

)

— это начало истории,

в котором про-

исходит

знакомство

с

персонажами

и

основной

ситуацией.

Здесь создаётся конфликт или проблема,

которая будет разви-

ваться на протяжении всего фильма.

Второй акт

(

развитие действия

)

— это основная часть филь-

ма,

в которой конфликт или проблема нарастает и достигает

своего пика.

В этом акте персонажи сталкиваются с новыми си-

туациями,

которые заставляют их принимать решения и менять

своё поведение.

29

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

Третий акт

(

развязка

) — это заключительная часть фильма,

в которой происходит

разрешение конфликта или проблемы.

Здесь могут быть неожиданные повороты сюжета,

которые ме-

няют исход событий.

Эта структура помогает зрителям лучше понять сюжет филь

-

ма и следить за развитием событий.

Она также позволяет сцена-

ристам и режиссёрам создавать увлекательные и запоминающи-

еся истории.

ДРАМАТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ПО А. МИТТЕ

Описание ситуации:

В классе

происходит

конфликт

между

учениками.

Один

из учеников,

Иван,

постоянно задирает другого ученика,

Михаи

-

ла.

Это приводит к тому,

что Михаил начинает чувствовать себя

неуверенно и подавленно.

Конфликт:

Иван постоянно издевается над Михаилом,

обзывает

его,

смеётся над ним и провоцирует на конфликты.

Событие:

Однажды

Иван

снова

начинает

дразнить

Михаила,

но на этот раз Михаил не выдерживает и даёт ему отпор.

Это

приводит к драке между учениками.

Последствия:

После драки Иван и Михаил чувствуют себя виноватыми.

30

АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ

Они понимают,

что их поведение было неприемлемым и могло

привести к серьёзным последствиям.

КОНФЛИКТ. ТИПЫ КОНФЛИКТА. РАЗВИТИЕ

КОНФЛИКТА В КИНОДРАМАТУРГИИ

Конфликт

это столкновение интересов,

идей или ценно-

стей персонажей,

которое создаёт напряжение и интерес для

зрителей.

Конфликт является основой сюжета и позволяет раз-

вивать персонажей и историю.

Типы конфликта:

Внешний конфликт:

столкновение персонажей с внешними

обстоятельствами,

такими как препятствия,

угрозы или вызовы.

Примеры:

борьба с природой,

противостояние с антагонистом

и т. д.

Внутренний конфликт:

противоречия внутри персонажа,

та

-

кие как моральные дилеммы,

сомнения или страхи.

Примеры:

выбор между добром и злом,

преданность семье или друзьям

и т. п.

Социальный конфликт: столкновение социальных групп или

систем ценностей.

Примеры:

классовые различия,

политические

разногласия и т. д.

Психологический конфликт:

внутренние противоречия пер

-

сонажа,

связанные

с

его личностью,

мотивацией и целями.

Примеры:

стремление к успеху,

преодоление личных страхов

и т. п.

Философский конфликт:

столкновение идей,

ценностей или

мировоззрений персонажей.

Примеры:

поиск смысла жизни, вы

-

бор между наукой и религией и т. д.

Развитие конфликта включает в себя несколько этапов:

Завязка:

создание условий для возникновения конфликта,

знакомство с персонажами и их отношениями.

Развитие действия:

нарастание напряжения и интенсивно

-

сти конфликта, появление препятствий и вызовов.

31

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

Кульминация:

высшая точка конфликта,

когда персонажи

сталкиваются с самыми серьёзными испытаниями.

Развязка:

разрешение

конфликта,

изменение

отношений

персонажей или их мировоззрения.

Конфликт является ключевым элементом кинодраматургии

и позволяет создать захватывающий и интересный сюжет.

Он

помогает

зрителям лучше понять персонажей,

их мотивацию

и цели,

а также заставляет их сопереживать и следить за разви

-

тием событий.

ГЕРОЙ. ЦЕЛЬ ГЕРОЯ. ХАРАКТЕР ГЕРОЯ

В мире кино каждый фильм имеет своего героя

— централь-

ного персонажа,

чьи поступки и решения диктуют ход сюжета.

Герой в киносценарии является ключевым элементом,

который

не только ведет зрителя через историю, но и отражает основные

ценности и идеи фильма.

Герой

это центральный персонаж истории,

который при-

влекает внимание читателя или зрителя.

Он обладает опреде-

ленными качествами и характеристиками,

которые делают его

уникальным и запоминающимся.

Герой может быть положитель-

ным или отрицательным,

в зависимости от целей и задач исто-

рии.

Цель героя является одним из важнейших моментов в кино

-

сценарии.

Она определяет движущую силу персонажа,

его моти-

вацию и стремление к чему-

то большему. Цель героя может быть

разнообразной

— спасти мир,

найти любовь,

отомстить за спра-

ведливость или найти самого себя.

Хорошо определенная цель

героя делает его действия последовательными и убедительными

для зрителя.

Цель героя

это то,

ради чего он действует и преодолева-

ет трудности.

Она может быть связана с личными мотивами,

та-

кими как желание спасти близкого человека,

или с обществен-

ными,

например,

борьба за справедливость.

Цель героя может

32

АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ

меняться в процессе истории,

в зависимости от обстоятельств

и событий.

Характер героя

— это его уникальные черты личности,

кото-

рые определяют его поступки,

решения и отношения с другими

персонажами.

Характер

героя

может

быть

многогранным

и сложным,

сочетая в себе сильные и слабые стороны,

внутрен-

ние противоречия и эволюцию в течение сюжета.

Это делает ге-

роя более реалистичным и интересным для зрителя.

Характер героя

это совокупность его личностных качеств

и особенностей поведения.

Он определяет,

как герой реагирует

на события и взаимодействует с другими персонажами.

Харак-

тер может быть сложным и многогранным,

что делает героя бо-

лее интересным и привлекательным.

Кроме того,

характер героя может подчеркиваться через его

диалоги,

поступки,

внешность,

окружение

и взаимодействие

с другими персонажами.

Важно,

чтобы герой был запоминаю

-

щимся и вызывал у зрителя эмоциональную реакцию — сопере-

живание, восхищение, сочувствие или отвращение.

В итоге, герой в киносценарии играет ключевую роль в созда

-

нии увлекательной и захватывающей истории.

Его цель и харак-

тер определяют ход сюжета, вызывают эмоции у зрителя и помо-

гают передать основные идеи фильма. Тщательно проработанный

герой делает киноленту более убедительной,

заставляя зрителя

проникнуться сюжетом и переживать за главного героя.

ГЕРОЙ И АНТАГОНИСТ

Антагонист

это персонаж,

который противостоит

герою

и создает

препятствия на его пути к цели.

Антагонист может

быть злодеем,

который хочет навредить герою,

или соперником,

который стремится превзойти его.

Отношения между героем и антагонистом могут быть раз

-

нообразными.

Они могут быть враждебными,

когда антагонист

33

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

пытается уничтожить героя,

или соревновательными,

когда они

соревнуются за достижение цели.

Эти отношения могут разви

-

ваться и изменяться в ходе истории,

что делает сюжет более

динамичным и увлекательным.

Взаимодействие между героем и антагонистом позволяет

раскрыть их характеры и мотивы.

Оно также создает напряже

-

ние и интригу,

которые удерживают внимание читателя или зри-

теля.

МИР ГЕРОЯ

— СЕТТИНГ

Сеттинг

это место и время действия истории.

Он может

включать в себя различные элементы,

такие как географическое

положение,

исторические

события,

культурные

особенности

и т.

д.

Сеттинг

определяет

атмосферу и настроение истории,

а также влияет на характер и поведение героев.

В зависимости от сеттинга,

герой может сталкиваться с раз

-

личными препятствиями и вызовами.

Например,

в фантастиче-

ском мире герой может сражаться с монстрами или путешество-

вать по другим планетам.

В историческом сеттинге герой может

участвовать в военных действиях или восстаниях.

Сеттинг также может влиять на цель героя.

Например,

в по

-

стапокалиптическом мире герой может стремиться восстановить

цивилизацию или защитить оставшихся людей.

В мире,

где ца-

рит коррупция и беззаконие,

герой может бороться за справед-

ливость и права человека.

Таким образом,

сеттинг является важным элементом исто

-

рии,

который помогает создать уникальный мир и атмосферу,

а также раскрыть характеры и цели героев.

Заключение

Герой,

цель героя,

характер героя,

герой и антагонист,

мир

героя

— сеттинг являются важными элементами любой истории

или литературного произведения.

Они позволяют создать инте-

ресных

и

запоминающихся

персонажей,

которые

вызывают

у читателя или зрителя эмоции и сопереживание.

34

АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ

Эти элементы также помогают развивать сюжет,

создавать

напряжение и интригу.

Они делают историю более увлекатель

-

ной и привлекательной для аудитории.

Конечно,

это только общие принципы и рекомендации.

Каж

-

дая история или литературное произведение уникальны,

и под-

ход к созданию героев и мира может различаться.

ДИАЛОГ. РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПЕРСОНАЖЕЙ В КИНОСЦЕНАРИИ

Диалог является одним из важнейших элементов киносцена

-

рия.

Он помогает раскрыть характеры персонажей,

передать их

эмоции и создать атмосферу фильма.

Речевые характеристики

это особенности речи персона-

жа,

которые помогают зрителю понять его характер,

происхож-

дение, социальный статус и другие аспекты личности.

Речевые характеристики могут включать в себя:

Лексику: выбор слов,

фраз и выражений,

которые использу

-

ет персонаж.

Это может показать его уровень образования,

ин-

тересы, профессию и т. д.

Синтаксис: структуру предложений, которую использует пер

-

сонаж.

Короткие предложения могут указывать на эмоциональ-

ность,

а длинные — на аналитический склад ума.

Интонацию:

тон голоса,

который использует персонаж.

Высокий тон может

указывать на волнение, а низкий — на спокойствие.

Темп речи:

скорость,

с которой говорит персонаж.

Быстрый

темп может указывать на нервозность, а медленный

— на задум-

чивость.

Акцент: особенности произношения,

характерные для опре

-

делённой

местности

или

культуры.

Речевые

характеристики

должны быть согласованы с действиями и обстановкой фильма.

Они должны соответствовать характеру персонажа и его роли

в сюжете.

35

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

Рассмотрим пример диалога двух персонажей из киносце

-

нария:

Сцена: Встреча двух друзей в кафе.

Персонаж 1: Привет, как дела?

Персонаж 2: Привет! Всё хорошо, спасибо. А у тебя?

Персонаж 1: Тоже неплохо. Как работа?

Персонаж 2: Отлично! Наконец

-

то я получил повышение.

Этот

диалог

показывает,

что оба персонажа дружелюбны

и открыты друг другу. Они задают вопросы о личной жизни и ра

-

боте, что указывает на их интерес к собеседнику.

В этом диалоге можно выделить следующие речевые харак

-

теристики:

Оба персонажа используют вежливую лексику и фразы. Пер

-

сонаж 2 говорит более энергично и с энтузиазмом,

что может

указывать на его радость от повышения. Темп речи обоих персо-

нажей нормальный,

что указывает

на спокойствие и уверен-

ность.

Акцент отсутствует,

так как персонажи говорят на стан-

дартном языке.

Таким образом,

речевые характеристики помогают создать

образы персонажей и передать их отношения друг к другу.

Они

также способствуют созданию атмосферы фильма и погружению

зрителя в мир истории.

36

АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ

ТЕМА 1.4 ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ

ВОЗМОЖНОСТИ КИНО

ВИДЫ И ЖАНРЫ КИНО

Виды кино

Художественное

(

игровое

)

кино.

Это вид киноискусства,

в котором сюжет и характеры персонажей вымышлены.

Художе-

ственное кино включает в себя множество жанров.

Документальное кино. В основе этого вида кино лежит акту

-

альная реальность.

Документальное кино может

быть разных

жанров: например, репортаж, портрет, кинохроника.

Анимационное кино. Этот вид кино использует мультиплика

-

цию для создания образов и действия.

Анимационное кино так-

же включает в себя разные жанры.

Жанры кино

Жанры кино

это категории, которые определяют тематику,

содержание и форму фильма.

Вот несколько основных жанров кино:

Боевик.

Фильм,

в котором основное внимание уделяется

сценам драк, погонь, перестрелок.

Комедия.

Фильм,

который ставит перед собой задачу рас

-

смешить зрителя.

Мелодрама.

Фильм,

сюжет которого построен вокруг роман

-

тической истории.

Драма.

Фильм,

в котором раскрываются глубокие характеры

и конфликты.

Детектив.

Фильм,

основанный на расследовании преступле

-

ния.

Фантастика.

Фильм,

действие которого происходит

в вы

-

37

мышленном мире.

Триллер.

Фильм,

вызывающий у зрителя чувство тревоги

и напряжения.

Фильм ужасов. Фильм, цель которого

— напугать зрителя.

Жанры в литературе и жанры в кино имеют множество свя

-

зей и пересечений.

Некоторые жанры, такие как драма, комедия

или триллер,

существуют и в литературе,

и в кино.

Они могут

иметь общие черты и принципы построения сюжета.

Однако жанры в кино могут быть более разнообразными

и включать в себя различные поджанры:

Боевик:

поджанрами могут быть военный боевик,

шпион

-

ский боевик, фантастический боевик и т. д.

Комедия:

могут быть романтические комедии,

комедии по

-

ложений, пародии и т. п.

Драма: могут существовать исторические драмы,

психологи

-

ческие драмы, военные драмы и др.

Триллер: поджанрами являются политический триллер,

ми

-

стический триллер, детективный триллер и т. д.

Эти поджанры могут

иметь свои уникальные особенности

и элементы, которые отличают их друг от друга.

Так,

например,

боевик может включать в себя большое ко

-

личество экшена и спецэффектов,

тогда как военный боевик бу-

дет акцентировать внимание на военных действиях и стратегии.

Важно отметить,

что жанры и поджанры в кино постоянно

развиваются и изменяются,

адаптируясь к новым технологиям

и предпочтениям зрителей.

Таким образом,

жанры в литературе и кино тесно связаны

и могут влиять друг на друга.

Знание этих связей помогает луч

-

ше понять и проанализировать произведения искусства.

38

АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ

СВЕТ И ЦВЕТ В КИНО

Свет и цвет играют важную роль в кино, создавая атмосферу

и настроение сцены.

Режиссёры используют свет и цвет для пе

-

редачи эмоций,

подчёркивания деталей и создания визуальных

эффектов.

Свет в кино

В кино используют различные источники света, такие как:

естественный свет

(

дневной свет

)

;

искусственный свет

(

лампы, прожекторы

)

.

С помощью света можно управлять настроением и атмосфе

-

рой сцены:

яркий свет может создать ощущение счастья и радости;

тусклый свет может создать атмосферу грусти или загадоч

-

ности.

Также свет помогает подчеркнуть детали сцены.

Например,

он может выделить лицо актёра или подчеркнуть

текстуру поверхности.

Важно,

чтобы свет был сбалансирован и гармоничен.

Это

позволяет создать целостное и приятное для восприятия изоб

-

ражение.

Цвет в кино

Цвет в кино также играет важную роль.

Он может переда

-

вать эмоции, создавать атмосферу и подчёркивать детали.

Например,

красный цвет может ассоциироваться с любовью,

страстью или опасностью.

Синий цвет может создавать ощуще

-

ние спокойствия или холода.

Жёлтый цвет может вызывать ассо-

циации с солнцем, радостью или предупреждением.

Режиссёр может

использовать

различные цветовые схе

-

мы для создания определённого настроения:

Тёплые цвета

(

красный,

оранжевый,

жёлтый

)

могут созда -

вать ощущение тепла и уюта.

39

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

Холодные цвета

(

синий,

зелёный,

фиолетовый

) могут созда-

вать ощущение холода или отстранённости.

Нейтральные цвета

(

серый,

белый,

чёрный

) могут использо

-

ваться для создания контраста или подчёркивания других цветов.

Сочетание света и цвета позволяет

режиссёру создавать

сложные и интересные визуальные эффекты.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КИНО

Динамические возможности кино позволяют режиссёру пе

-

редавать движение и изменения в кадре.

К динамическим возможностям кино относятся:

монтаж

— процесс соединения отдельных кадров в единое

целое;

движение камеры — перемещение камеры во время

съёмки;

ракурс

— угол, под которым камера снимает сцену;

панорамирование

— горизонтальное движение камеры;

на-

езд — приближение камеры к объекту;

отъезд

— удаление камеры от объекта.

Эти динамические возможности позволяют

режиссёру де

-

лать фильм более интересным и захватывающим.

Они помогают

передать движение, эмоции и атмосферу сцены.

Таким образом,

свет,

цвет и динамические возможности яв

-

ляются важными инструментами в руках режиссёра.

Они позво-

ляют ему создавать фильмы,

которые вызывают у зрителей эмо-

ции и заставляют их задуматься.

ОТЛИЧИЯ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА

ОТ ПОЛНОМЕТРАЖНОГО

Короткометражный фильм

это фильм, продолжительность

которого обычно составляет не более 40–

50 минут.

Он имеет

свои особенности и характеристики:

Бюджет.

Производство короткометражного фильма обычно

требует меньше финансовых ресурсов,

чем создание полномет

-

40

АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ

ражного фильма.

Это позволяет молодым режиссёрам и начина

-

ющим киностудиям пробовать свои силы в кинопроизводстве.

Сценарий.

Сценарий короткометражного фильма часто фо

-

кусируется на одной конкретной ситуации,

эмоции или событии.

Это позволяет создать более узкое и глубокое повествование.

Актёрский состав.

В короткометражках обычно задействова

-

но меньше актёров,

чем в полнометражных фильмах.

Это связа-

но с ограниченным бюджетом и временем на съёмки.

Монтаж.

В

короткометражном фильме

акцент

делается

на лаконичность и эффективность монтажа.

Режиссёр должен

передать основную идею фильма в коротком промежутке вре

-

мени.

Полнометражный фильм,

в свою очередь,

имеет более про

-

должительную длительность — обычно от

90 минут

и более.

Полнометражные фильмы имеют следующие особенности:

Сюжет.

Сюжет

полнометражного

фильма

обычно

более

сложный и разветвлённый,

чем у короткометражного.

В нём мо

-

гут быть несколько сюжетных линий,

персонажей и мест дей-

ствия.

Масштаб съёмок.

Полнометражные фильмы часто снимаются

с использованием более дорогих камер,

оборудования и деко

-

раций.

Это позволяет создавать более впечатляющие визуаль-

ные эффекты и сцены.

Прокат. Прокат полнометражных фильмов обычно осуществ

-

ляется

в

кинотеатрах,

где

они

демонстрируются

в

течение

нескольких недель или месяцев.

Это даёт зрителям возможность

насладиться фильмом в более спокойной и комфортной обста-

новке.

41

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

СЕТТИНГ В КИНО

Сеттинг в кино

— это место и время действия фильма. Он иг-

рает важную роль в создании атмосферы и настроения фильма.

В зависимости от сеттинга, фильм может быть:

Историческим.

Действие происходит в определённую исто

-

рическую эпоху или период.

Фантастическим.

Действие проис-

ходит в вымышленном мире или вселенной.

Приключенческим.

Действие происходит в экзотических ме

-

стах или в условиях опасных приключений.

Детективным. Действие происходит во время расследования

преступления.

Комедийным.

Действие происходит

в весёлой и забавной

обстановке.

Драматическим.

Действие происходит в условиях эмоцио

-

нальной напряжённости или трагедии.

Выбор сеттинга зависит от жанра фильма, его целевой ауди

-

тории и основной идеи

Сеттинг,

или фон,

является одним из важнейших элементов

киносценария,

который помогает создать атмосферу и передать

настроение зрителю.

Правильно подобранный сеттинг помогает

углубить понимание персонажей,

раскрыть сюжет и сделать ки

-

ноленту более запоминающейся.

Сеттинг включает в себя место действия

(

локации

)

,

время,

а также социокультурный контекст.

Выбор локаций должен быть

обоснованным и соответствовать задачам сценария.

Например,

если действие разворачивается в далеком будущем,

то локации

должны отражать технологический прогресс и изменения в об

-

ществе.

Время дня и года также играют важную роль в создании на

-

строения.

Например,

ночное время может создать более таин-

ственную и загадочную атмосферу,

в то время как яркое утро

может символизировать новое начало или надежду.

Социокультурный контекст определяет поведение персона

-

жей,

их речь,

образ жизни и отношения.

Важно учитывать мест-

42

АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ

ные особенности и традиции,

чтобы сеттинг был правдоподоб

-

ным и убедительным для зрителя.

Важно помнить,

что сеттинг должен служить не только деко

-

рациями,

но и быть активным участником сюжета,

подчеркивая

драматические моменты и помогая зрителю погрузиться в мир

фильма.

Таким образом,

сеттинг в киносценарии играет ключе-

вую роль в создании атмосферы и передаче идей режиссера.

Правильно подобранный фон помогает углубить сюжет и сде-

лать киноленту более запоминающейся для зрителя.

43

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

1

) Анализ фильма.

Выберите фильм и проведите его деталь

-

ный анализ,

используя знания о процессе производства фильма

(

тема 1.1

)

.

2

)

Сценарий слайд

-

фильма.

Создайте сценарий для слайд

-

фильма, используя элементы слайд-

шоу

(

тема 1.2

)

.

3

) Создание сценарной структуры.

На основе предложенно

-

го сюжета разработайте сценарную структуру,

используя знания

об основных драматургических понятиях и законах(

тема 1.3

)

.

4

)

Конфликт и сюжет.

Разработайте конфликт и сюжет для

короткометражного фильма, используя знания из темы 1.3.

5

)

Написание сцен.

Напишите несколько сцен для своего

фильма,

учитывая особенности драматургии и структуру (

тема

1.3

)

.

6

)

Диалоги.

Напишите диалоги для сцены,

учитывая харак

-

тер персонажей и их цели

(

тема 1.3

)

.

7

)

Флэшбэк.

Напишите сцену с использованием флэшбэка,

учитывая правила использования этого приёма (

тема 1.3

)

.

8

)

Работа с персонажами.

Создайте трёх персонажей для

фильма

и опишите их характеры,

цели и мотивацию (

тема

1.3

)

.

9

)

Экспозиция.

Напишите экспозицию для своего фильма

(

тема 1.3

)

.

10

)

Развязка.

Напишите развязку для своего фильма (

тема

1.3

)

.

11

)

Визуализация.

Опишите,

как

вы видите

визуальное

оформление сцены, используя знания из темы 1.4.

12

)

Монтаж.

Опишите,

каким образом вы будете монтиро

-

вать сцену, учитывая её структуру и ритм

(

тема 1.4

)

.

13

) Композиция кадра.

Опишите композицию кадра для сце -

ны

(

тема 1.4

)

.

44

14

)

Световой рисунок.

Разработайте световой рисунок для

сцены в зависимости от времени суток (

тема 1.4

)

.

15

)

Звуковой дизайн.

Опишите звуковой дизайн для сцены,

учитывая её настроение и действия персонажей (

тема 1.4

)

.

16

)

Использование музыки.

Разработайте концепцию ис

-

пользования музыки в фильме,

учитывая его жанр и настроение

(

тема 1.4

)

.

17

)

Спецэффекты.

Опишите,

какие спецэффекты вы бы ис

-

пользовали в фильме и как они будут реализованы

(

тема 1.4

)

.

18

) Антураж.

Опишите антураж для сцены,

включая декора

-

ции и реквизит (

тема 1.4

)

.

19

) Ритм. Опишите ритм сцены и способы его создания (

тема

1.4

)

.

20

) Эмоциональная составляющая.

Опишите,

какую эмоцио-

нальную составляющую вы хотите создать в сцене и как это бу-

дет реализовано (

тема 1.4

)

.

45

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1.1. Процесс производства фильма

3

Кинематограф

3

Этапы производства фильма. Разработка сценария

стартовый период создания фильма

4

Характеристика основных технологических этапов

кинопроизводства. Цели, задачи, сроки

7

Фильм

— продукт коллективного творчества. Задачи

сценариста в киноиндустрии

8

Логлайн

— Синопсис

9

Сценарная заявка

14

Виды киносценариев. Формы записи литературного

сценария и как он оформляется в кино

16

События в кинодраматургии

19

Питчинг и презентация сценария

20

Тема 1.2. Слайд

-

фильм

22

Слайд

-

фильм

— переходная форма от фотографии

к фильму

22

Выразительные возможности слайд

-

фильма

22

Тема 1.3 Основные драматургические понятия и законы

25

Зарождение кинодраматургии: от первых шагов

до становления

25

Становление кинодраматургии. Кинодраматургия

в России

26

Элементы драматургического сюжета в кинодраматургии

28

Драматическая ситуация по А. Митте

30

Конфликт. Типы конфликта. Развитие конфликта

в кинодраматургии

31

Герой. Цель героя. Характер героя

32

Герой и антагонист

33

Мир героя

— сеттинг

34

Диалог. Речевые характеристики персонажей

в киносценарии

35

Тема 1.4 Выразительные возможности кино

37

Виды и жанры кино

37

Свет и цвет в кино

39

Динамические возможности кино

40

Отличия короткометражного фильма

от полнометражного

40

Сеттинг в кино

42

Проверочные задания

44

Антон Владимирович Полихов

Основы сценарного мастерства

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero



В раздел образования