Автор: Антон Владимирович Полихов
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РО «Ростовского колледжа культуры»
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Основы сценарного мастерства"
Раздел: среднее профессиональное
Антон Владимирович Полихов
Основы сценарного
мастерства
2024
УДК 7
ББК 37.94
П50
Шрифты предоставлены компанией
«
ПараТайп
»
Полихов Антон Владимирович
Основы сценарного мастерства / Антон Владимирович
Полихов.
—
[
б. м.
] : [
б. и.
]
, 2024.
— 50 с.
[
б. н.
]
Описание:
Книга
«
Основы сценарного мастерства
» представляет собой подроб -
ное руководство для начинающих сценаристов.
В книге рассматриваются основ-
ные принципы и методы создания сценариев,
а также даются практические сове-
ты по их написанию и редактированию.
Для кого эта книга:
Книга будет полезна начинающим сценаристам,
студентам
киношкол,
а также всем,
кто интересуется киноискусством и хочет научиться пи
-
сать сценарии.
П50
УДК 7
ББК 37.94
12+
В соответствии с ФЗ от 29.12.2010 №436
-
ФЗ
© Антон Владимирович Полихов, 2024
ТЕМА 1.1. ПРОЦЕСС
ПРОИЗВОДСТВА ФИЛЬМА
КИНЕМАТОГРАФ
Кино
— самое синтетичное среди других подобных видов
искусств,
поскольку опирается сразу на все виды искусства,
за-
имствуя для себя выразительные средства каждого и переплав-
ляя их все вместе в уникальный кинематографический синтез.
Кинематограф
— набор искусств,
техник,
индустриальных
и дистрибьюторских действий,
с помощью которых создаются
фильмы.
В широком смысле кино — набор фильмов,
которые
в целом представляют художественное выражение,
варьирую-
щееся от фантазии до информации и распространения знаний.
История кинематографа,
кратко представленная здесь,
начина-
лась с технологических разработок.
Кинематограф
(
от греч.
κινη
μ
α
, род.
п.
κινη
μ
ατος
— движение
и греч.
γραφω
— писать,
изображать
)
— отрасль человеческой
деятельности,
заключающаяся в создании движущихся изобра-
жений.
Иногда также упоминается как синематограф
(
от
фр.
cinematographe,
устар.
)
и кинематография.
Кинематограф был
изобретен в XIX веке и стал крайне популярен в XX веке.
В понятие кинематографа входят киноискусство
— вид совре-
менного изобразительного искусства,
произведения которого со-
здаются при помощи движущихся изображений,
и киноиндустрия
(
кинопромышленность
)
— отрасль экономики,
производящая ки-
нофильмы,
спецэффекты для кинофильмов,
мультипликацию и,
демонстрирующая эти произведения для зрителей.
Произведе-
3
ния киноискусства создаются при помощи кинотехники.
Изуче
-
нием кинематографа занимается наука киноведение.
Влияние кинематографа на культуру и искусство бесспорно,
огромно
влияние
кинематографа
на
политику
и экономику.
Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью
экономики.
Производство кинофильмов сосредоточено на кино
-
студиях.
Фильмы демонстрируются в кинотеатрах,
по телевиде-
нию, распространяются
«
на видео
» в форме видеодисков.
ЭТАПЫ ПРОИЗВОДСТВА ФИЛЬМА. РАЗРАБОТКА
СЦЕНАРИЯ
— СТАРТОВЫЙ ПЕРИОД СОЗДАНИЯ
ФИЛЬМА
Производство фильма
— сложный и многогранный процесс,
который включает в себя множество этапов.
Одним из важней-
ших этапов является разработка сценария.
Сценарий — это ос-
нова фильма,
которая определяет его сюжет,
персонажей и со-
бытия.
Этапы кинопроизводства
Разработка сценария
— это процесс создания истории филь-
ма, включая сюжет, персонажей и диалоги.
Препродакшн
— этап подготовки к съёмкам фильма,
кото-
рый включает в себя:
Подбор актёров и съёмочной группы;
Поиск локаций для съёмок;
Создание раскадровок и визуальных концептов;
Закупка оборудования и материалов;
Подготовка бюджета и графика съёмок.
Продакшн
— непосредственно
процесс
съёмок
фильма,
включающий в себя:
Работу с актёрами и съёмочной группой на площадке;
Запись звука и видео;
Использование спецэффектов и компьютерной графики.
4
АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ
Постпродакшн
— заключительный этап создания фильма,
в ходе которого происходит:
Монтаж фильма;
Добавление звуковых эффектов и музыкального сопровож
-
дения;
Редактирование визуальных эффектов;
Цветокоррекция и ретушь;
Окончательное сведение звука и изображения.
Прокат и дистрибуция
— выпуск фильма в кинотеатрах или
на цифровых платформах,
а также его продвижение и марке-
тинг.
Релиз
— выход фильма в прокат или на цифровые платформы.
Анализ и оценка
— сбор обратной связи от зрителей,
крити-
ков и аналитиков для оценки успешности фильма и его влияния
на аудиторию.
Этапы разработки сценария:
Идея. Идея фильма может возникнуть у сценариста спонтан
-
но или быть результатом долгих размышлений.
В любом случае,
идея должна быть интересной и оригинальной.
Исследование.
Прежде чем приступить к написанию сценария,
сценарист
должен провести исследование.
Это может быть изучение ис
-
торических
событий,
литературных
произведений,
реальных
людей или просто наблюдение за окружающим миром.
Иссле-
дование
помогает
сценаристу
создать
более
реалистичный
и убедительный сценарий.
Концепция.
На основе исследования сценарист разрабатывает концеп
-
цию сценария.
Концепция определяет основную идею фильма,
его жанр, атмосферу и целевую аудиторию.
Сценарий.
После разработки концепции сценарист приступает к напи
-
санию сценария.
Сценарий представляет собой подробный план
5
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
фильма,
который описывает все его сцены,
диалоги и действия
персонажей.
Редактирование.
После написания сценария сценарист проводит его редакти
-
рование.
Редактор помогает
сценаристу
улучшить
сценарий,
сделать его более логичным, последовательным и интересным.
Утверждение.
После
редактирования
сценарий
отправляется
на
утверждение
продюсеру.
Продюсер
оценивает
сценарий
с точки зрения его качества,
бюджета и соответствия концепции
фильма.
Разработка сценария
— это сложный и творческий процесс,
который требует от сценариста глубоких знаний,
опыта и талан-
та.
Сценарий должен быть увлекательным,
оригинальным и за-
поминающимся, чтобы фильм стал успешным.
Вот несколько советов,
которые помогут сценаристу напи
-
сать хороший сценарий:
Определите целевую аудиторию.
Кто будет смотреть ваш фильм?
Дети, подростки, взрослые?
Мужчины, женщины?
Зная свою целевую аудиторию,
вы сможете написать сцена
-
рий,
который будет ей интересен.
Создайте ярких персонажей.
Персонажи
— это сердце фильма.
Они должны быть инте-
ресными,
привлекательными и запоминающимися.
Напишите
увлекательный сюжет. Сюжет должен быть захватывающим и ин-
тригующим.
Он должен вызывать у зрителей желание узнать, что
будет дальше.
Используйте разные жанры.
Жанр фильма опре-
деляет его атмосферу,
стиль и тон.
Используйте разные жанры,
чтобы создать разнообразный и интересный фильм.
Создание фильма
— это долгий и трудный путь,
который на-
чинается с разработки сценария.
Сценарий определяет
успех
фильма,
поэтому
его разработка
требует
особого внимания
и усилий.
6
АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЭТАПОВ
КИНОПРОИЗВОДСТВА. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ
Предпроизводственный период
— создание ПРОДЮСЕРСКОГО
ПРОЕКТА и организация его финансирования.
Производственный период:
предподготовительный,
подго
-
товительный,
съёмочный,
монтажно-
тонировочный.
Сроки
и продолжительность технологических этапов производственно
-
го периода регламентируются стратегическим календарным пла-
ном производственного периода.
(
Рассчитывается исполнитель
-
ным продюсером,
вторым режиссером в предпроизводственном
периоде с учетом постановочной сложности сценария,
формата
фильма и средней нормативной выработки в съёмочную и мон-
тажно-
тонировочную смены
)
.
Исполнители
— производящая
кинокомпания,
съёмочная
группа во главе с исполнительным продюсером и режиссером —
постановщиком.
Технологические этапы производственного периода:
предподготовительный
—
разработка ПОСТАНОВОЧНОГО ПРОЕКТА~ 4 нед.
Устанавливается
продюсерским решением на
основании
производственной необходимости и постановочной сложности
проекта.
подготовительный
—
проведение
плановых
подготовительных
работ
~
6
—
12 нед.
Организуется
и управляется
календарным планом работ
подготовительного периода и ежедневным оперативным плани
-
рованием.
съёмочный
—
съёмка сценарного материала ~ 6
— 12 нед.
постановочным проектом,
календарно
— постановочным
7
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
планом съёмочного периода,
оперативным планом
— вызывным
листом.
монтажно
-
тонировочный
—
монтаж снятого материала,
компьюторная графика и обра
-
ботка,
речевое,
шумовое
озвучание,
запись
музыки,
сведе-
ние ~ 12 — 16 нед.
Организуется
и управляется
календарным планом работ
в монтажно
— тонировочном периоде.
Сдача исходных материалов,
получение прокатного удосто
-
верения ~ 4 нед.
ФИЛЬМ
— ПРОДУКТ КОЛЛЕКТИВНОГО
ТВОРЧЕСТВА. ЗАДАЧИ СЦЕНАРИСТА
В КИНОИНДУСТРИИ
Создание фильма
— это сложный процесс,
в котором участ-
вует
множество людей.
Вот
основные цеха,
задействованные
в производстве фильма:
Сценаристы.
Пишут
сценарий фильма,
определяют
сюжет,
персонажей и диалоги.
Режиссёры.
Руководят
съёмками,
выбирают
ракурсы,
кон
-
тролируют работу актёров и других членов съёмочной группы.
Операторы.
Снимают фильм,
выбирают оптимальные ракур
-
сы и освещение.
Художники
-
постановщики.
Создают
декорации,
костюмы
и грим.
Композиторы. Пишут музыку к фильму.
Звукорежиссёры. Записывают и обрабатывают звук.
Монтажёры.
Собирают отснятый материал в единое целое.
Продюсеры.
Организуют
процесс
производства
фильма
и решают финансовые вопросы.
Это лишь некоторые из людей,
которые участвуют в созда
-
нии фильма.
В зависимости от
жанра и сложности фильма,
в процессе могут быть задействованы и другие специалисты,
та-
8
АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ
кие как художники по спецэффектам,
аниматоры,
каскадёры
и т. д.
Кино
— продукт коллективного творчества,
результат сла-
женной работы множества людей. Благодаря их усилиям, мы мо-
жем наслаждаться просмотром фильмов и получать удоволь-
ствие от просмотра.
Сценарист
— это автор,
который создаёт истории для филь-
мов,
сериалов,
мультфильмов и других произведений киноис-
кусства.
Кинодраматург
(
или сценарист
) — это специалист,
который
занимается написанием сценариев для кинопроектов, определя-
ет сюжет, характеры персонажей и диалоги.
Задачи сценариста в киноиндустрии:
Разработка сюжета:
сценарист должен создать увлекатель
-
ную историю, которая будет интересна зрителям.
Создание персонажей: сценарист должен разработать ярких
и запоминающихся персонажей,
которые будут вызывать у зри
-
телей симпатию или антипатию.
Написание диалогов:
сценарист должен написать диалоги,
которые будут
передавать характер персонажей и развивать
сюжет.
Работа с режиссёром: сценарист должен сотрудничать с ре
-
жиссёром,
чтобы создать фильм,
который будет соответствовать
его видению.
Сценарист
— важный участник кинопроцесса,
от которого
зависит успех фильма.
ЛОГЛАЙН
— СИНОПСИС
Логлайн
— краткая аннотация к фильму,
передающая суть
истории, ее основную драматическую коллизию.
Основная идея,
умещенная в одно
-
два предложения
(
как
9
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
правило,
около 25 слов
)
.
Это то послание,
которое создатели
фильма стремятся донести до зрителя, и то, с чего фестивальные
отборщики начинают знакомство со сценарием либо с готовой
картиной.
И,
одновременно,
это ответ на избитый вопрос:
«
Про
что кино
»
?
Итак, что сообщает логлайн?
Хороший логлайн дает представление об истории в целом,
при этом может не раскрывать важных перепетий сюжета и умол
-
чать о финале. Интригующий финал — как приятный бонус, кото-
рый получает продюсер (
фестивальный эксперт
) уже при прочте-
нии сценария
(
просмотре фильма
)
.
В Америке,
где ежегодно
на рынке появляется около 40 тысяч новых сценариев, знают цену
хорошим логлайнам. Нередко в логлайне есть указание на жанр.
Логлайн дает ответ на основные вопросы:
Кто действует?
Чья история?
Что происходит?
В чем основная интрига?
Пример логлайна к фильму
«
The Karate Kid
»
:
«Подросток из Нью
-
Джерси
(
кто?
)
переезжает
в Калифорнию
и встречает мастера боевых искусств (
что происходит?
)
,
кото
-
рый учит, как защититься от местных хулиганов (
интрига
)»
.
ФОРМУЛА
(
А+Б+В
)
А = Герой
(
кто?
)
Б = Препятствие
(
что происходит?
)
В = Цель
(
интрига
)
В Голливуде логлайн создается еще до написания синопси
-
са и сценария,
чтобы сформировать драматическое повествова-
ние.
Это отличная проверка для сценариста — чем легче форми-
руется хороший логлайн,
тем больше вероятность,
что выйдет
и хороший сценарий.
10
АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ
При написании логлайна на собственный фильм у начинаю
-
щих кинематографистов часто возникает проблема — не удается
уложить идею в предполагаемые 25 слов.
Столкнувшись с этим,
попробуйте
выделить
главные
для
вашей истории опорные
пункты и понятия.
Сразу скажем о том,
как их удобнее включать
в описание.
Главный герой
Главный герой всегда должен быть на переднем плане,
он
неотъемлемая часть истории.
Однако,
не стоит называть имя ге
-
роя в логлайне,
если только оно не известно всему миру — на-
пример,
Джон Леннон или Джон Кеннеди.
В противном случае
имя ни о чем не скажет читателю.
Лучше указать его профессию,
социальный статус — бомж, миллиардер, архитектор и др.
В случае с
«
The Karate Kid
»
— это подросток из Нью-
Джер
-
си.
Используйте хорошо подобранные прилагательные, которые мо-
гут наиболее полно охарактеризовать героя истории.
Например,
тщеславный,
амбициозный чиновник,
дотошный
журналист. Главным героем в фильме может быть не один чело
-
век,
а группа людей.
В таком случае в логлайне она может фигу-
рировать как один герой.
В качестве примера можно взять логлайн к фильму
«
The
Grey
»
:
«
На Аляске терпит крушение самолет,
и оставшиеся в живых
пассажиры оказываются в плену безлюдной снежной пустыни,
где только стая волков скрашивает пейзаж.
Люди хотят выжить
любой ценой, и теперь им предстоит смертельная схватка
»
.
Цель
Цель
— обязательный элемент логлайна.
Именно она
— двигатель всей истории.
Цель может быть как физической,
так и психологической.
Из логлайна к
«
The Karate Kid
» ясно, что цель героя
— обучиться
11
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
боевому искусству, чтобы противостоять преступникам.
Логлайн передает развитие истории,
поэтому нужно тщательно
выбирать слова
-
двигатели. Лучшие варианты
—
«
бороться
»
,
«
пы
-
таться
»
,
«
сражаться
»
,
«
стремиться
» и т.д.,
поскольку они пред
-
ставляют цель истории и указывают на драматичность событий.
Если автор пока не знает ключевую цель,
то нужно обозначить
для себя кульминационный момент сценария, где герой достига-
ет намеченного либо терпит фиаско.
Препятствие.
В логлайне может присутствовать антагонистическая сила
—
помеха на пути к достижению поставленной героем цели.
Здесь стоит быть максимально лаконичным,
не обвешивать
текст лишними деталями.
Первоначально можно написать боль
-
ший по объему логлайн,
а уже потом ужимать его.
По сюжету
фильма
«
The Karate Kid
» героя избивают
члены преступной
группировки,
так как он начинает водить дружбу с бывшей де
-
вушкой главаря банды.
В логлайне к фильму этот момент выве-
ден за скобки.
Важные характеристики хорошего логлайна
Ирония и интрига; способность передать внешний
(
события,
визуальная эстетика
) и внутренний конфликт (
моральная,
психо
-
логическая ломка
)
;
отсутствие подробностей,
мелких деталей;
лаконичность, но без сухости; отсутствие открытых нравоучений,
интерпретаций
глубинного
значения
истории;
возможность
очертить целевую аудиторию,
жанр
(
особенно актуально при
встрече с продюсером
)
.
Практическое задание:
Проведите эксперимент. Напишите несколько вариантов логлай
-
на для своей истории и протестируйте на друзьях,
а лучше —
на незнакомых людях.
Если история заинтересует 8 из 10-
и че
-
ловек, можно считать, что цель достигнута.
12
АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ
Синопсис
Синопсис
— краткое линейное изложение концепции сцена-
рия фильма,
его содержания,
сути драматического конфликта
в увлекательной форме.
В синопсисе есть завязка,
поворотные точки,
кульминация,
развязка.
В отличие от логлайна,
в синопсисе уже хорошо про
-
сматривается сценарная структура фильма.
Несмотря на это,
ав-
тор также не открывает все карты,
а читатель,
не утрачивая ин-
терес, должен захотеть увидеть историю на экране.
Ключевые вопросы,
на которые отвечает синопсис,
подоб
-
ны тем, что составляются при написании логлайна:
О чем эта история?
Кто главные герои?
К чему они стремятся и почему?
Какие препятствия стоят на пути?
Объемы синопсиса
могут
существенно
варьироваться
—
от одного абзаца до нескольких страниц.
Здесь важно понимать
поставленную задачу,
целевую аудиторию синопсиса.
Как пра-
вило, если вы собираетесь представить работу всем потенциаль-
но заинтересованным людям
(
в том числе и кинофестивалям
)
, то
синопсис лучше уложить в 6
—
8 предложений.
При этом он дол
-
жен быть написан так,
чтобы читатель легко смог пересказать
прочитанное буквально в нескольких словах.
Когда синопсис пишется уже для заинтересованного челове
-
ка,
готового потратить время на несколько страниц текста,
то
от краткого пересказа можно отказаться.
Здесь уместен расши-
ренный синопсис,
который на Западе принято называть трит-
ментом
(
treatment
)
.
В нем также упоминаются основные герои
и расписываются эпизоды картины.
13
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
СЦЕНАРНАЯ ЗАЯВКА
Сценарная заявка в кино
— это документ,
который содержит
описание сюжета фильма,
персонажей,
диалоги,
сцены и другие
ключевые элементы будущего кинопроизведения. Этот документ
является основой для создания сценария,
по которому потом
снимается фильм.
В сценарной заявке автор раскрывает основ-
ные идеи и концепцию фильма,
позволяя потенциальным инве-
сторам,
режиссерам и другим участникам проекта понять,
в ка-
ком направлении будет развиваться картина.
Важно,
чтобы сценарная заявка была увлекательной и убе
-
дительной,
чтобы привлечь внимание к проекту и получить под-
держку для его реализации.
Сценарная заявка
— это важный документ, который является
отправной точкой для создания кинофильма.
Она должна быть
структурированной,
информативной и привлекательной для по-
тенциальных инвесторов,
режиссеров и других участников про-
екта.
1.
Начните с
краткого описания идеи фильма.
Введение
должно содержать краткое описание сюжета,
основные идеи
и концепцию фильма.
Это поможет потенциальным читателям
быстро понять, о чем ваш проект.
2.
Разделите заявку на логические части.
Включите разделы
о персонажах,
сюжете,
диалогах,
месте действия и другие клю
-
чевые аспекты фильма.
Это поможет
читателям легко найти
необходимую информацию.
3.
Опишите главных персонажей.
Дайте краткое описание
каждого персонажа, включая их характеристики, мотивацию, ар
-
ки развития и взаимоотношения с другими персонажами.
Это
поможет
читателям понять,
какие истории будут
развиваться
в фильме.
4.
Приведите образцы диалогов.
Включите ключевые диало
-
ги из фильма,
чтобы показать стиль речи персонажей,
атмосфе-
14
АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ
ру и тон фильма.
Это поможет читателям представить себе,
как
звучат персонажи и как развивается сюжет.
5.
Уделите внимание месту действия.
Опишите основные ло
-
кации,
в которых будет происходить действие фильма.
Это по-
может читателям представить себе визуальное оформление кар-
тины и создать атмосферу фильма.
6.
Добавьте информацию о жанре и целевой аудитории.
Ука
-
жите жанр фильма
(
драма, комедия, триллер и т.д.
) и определите
целевую аудиторию (
возрастную категорию,
интересы,
предпо
-
чтения
)
.
Это поможет потенциальным инвесторам понять,
какие
возможности есть у фильма на рынке.
7.
Завершите сценарную заявку кратким резюме.
Включите
краткое резюме,
где подчеркните ключевые моменты фильма,
его уникальность и потенциал.
Заявка на фильм
— это документ,
который содержит основ-
ную информацию о фильме,
его концепции,
сюжете,
жанре,
це-
левой аудитории и других важных аспектах.
Вот пример оформления заявки на фильм:
Название фильма:
«
Название фильма
»
Жанр фильма: драма, комедия, боевик, мелодрама и т. д.
Краткое описание фильма: Краткое описание сюжета филь
-
ма.
Можно указать,
какие темы будет затрагивать фильм,
какие
проблемы будут подниматься.
(
ЛОГЛАЙН, СИНОПСИС
)
Целевая аудитория:
Кто будет смотреть фильм? Дети,
под
-
ростки, взрослые, пенсионеры и т. д.
Концепция фильма:
Что вы хотите сказать своим фильмом?
Какую идею или послание вы хотите донести до зрителей?
(
Ком
-
позиционное построение фильма)
Бюджет
фильма:
Сколько денег
вы планируете потратить
на производство фильма?
Сроки производства фильма:
Когда вы планируете начать
и закончить производство фильма?
Формат фильма:
Какой формат будет у фильма? Полномет
-
ражный фильм, сериал, короткометражный фильм и т. п.
15
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
Команда фильма:
Кто будет работать над фильмом? Режис
-
сёр, сценарист, продюсер, оператор, актёры и т. д.
Финансирование фильма:
Откуда будет получено финанси
-
рование для производства фильма?
Государственные гранты,
частные инвесторы, собственные средства и т. п.
ВИДЫ КИНОСЦЕНАРИЕВ. ФОРМЫ ЗАПИСИ
ЛИТЕРАТУРНОГО СЦЕНАРИЯ И КАК ОН
ОФОРМЛЯЕТСЯ В КИНО
Кино
— это один из самых популярных видов искусства,
ко-
торый объединяет в себе множество элементов, таких как актёр-
ская игра, режиссура, операторская работа, монтаж и т. д. Одним
из ключевых элементов кино является сценарий.
Сценарий —
это основа фильма,
которая описывает события,
диалоги,
дей-
ствия персонажей и другие элементы, необходимые для созда-
ния кино.
Существует несколько видов сценариев,
которые использу
-
ются в киноиндустрии. Вот некоторые из них:
Литературный сценарий
— это подробное описание собы-
тий,
диалогов,
действий персонажей и других элементов филь-
ма.
Литературный сценарий является
основой для
создания
фильма и служит руководством для режиссёра, актёров и других
членов съёмочной группы.
Режиссёрский сценарий
— это более детальное описание
фильма,
которое включает в себя не только события и диалоги,
но и визуальные элементы,
такие как кадры,
ракурсы,
освеще-
ние и т.
д.
Режиссёрский сценарий используется для координа-
ции работы съёмочной группы и обеспечения
соответствия
фильма первоначальному замыслу.
Режиссёрский сценарий всегда представляет собой таблицу,
в максимальном объёме состоящую из следующих столбцов:
Экспликация
(
монтажи
) — это документ,
содержащий описа-
16
АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ
ние сцен и эпизодов фильма,
а также указания по монтажу.
Экс
-
пликация
используется
для
организации
работы монтажёра
и обеспечения логической последовательности сцен в фильме.
Литературный сценарий может быть написан в различных
формах, в зависимости от стиля и предпочтений автора.
Вот некоторые из наиболее распространённых форм лите
-
ратурного сценария:
Сценарий
-
план
— это краткий план фильма,
который описы-
вает основные события,
персонажей и сюжетные линии.
Сцена-
рий-
план
используется
для
обсуждения
концепции
фильма
с продюсерами и инвесторами.
Синопсис
— это краткое изложе-
ние
сюжета
фильма,
которое
описывает
основные
события
и персонажей.
Синопсис используется для привлечения внима-
ния к фильму и его продвижения.
Поэпизодный план
— это подробный план фильма,
который
описывает события,
диалоги и действия персонажей для каждо-
го эпизода.
Поэпизодный план используется для координации
работы съёмочной группы и обеспечения последовательности
событий в фильме.
Сценарный план
— это детальный план фильма,
который
включает в себя описание сцен,
диалогов и действий персона-
жей,
а также визуальных элементов,
таких как кадры и ракурсы.
Сценарный план используется для создания режиссёрского сце-
нария и обеспечения соответствия фильма сценарию.
17
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
Киносценарий
— это литературное произведение,
которое
описывает сюжет фильма,
диалоги и действия персонажей,
а та-
кже содержит информацию о съёмке. Он служит основой для со-
здания фильма.
Оформление литературного сценария в кино включает в се
-
бя следующие элементы:
Заголовок
— включает название фильма,
имя автора сцена-
рия, дату написания и другие необходимые данные.
Вступление
— описывает
общую концепцию фильма,
его
жанр, целевую аудиторию и другие важные аспекты.
Сюжет
— подробно описывает события,
персонажей,
диало-
ги и другие элементы фильма.
Заключение
— подводит итоги фильма и оставляет у зрителя
определённое впечатление.
Композиционное построение фильма
— это структура филь-
ма,
которая включает в себя сюжет,
персонажей,
диалоги,
сцены
и другие элементы, объединённые в единое целое.
Композиция фильма
— это способ организации всех эле-
ментов фильма таким образом,
чтобы создать целостное произ-
ведение.
Она определяет
порядок и соотношение элементов
фильма, а также их взаимосвязь и взаимодействие.
Композиция фильма включает в себя следующие основные
18
АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ
элементы:
СОБЫТИЯ В КИНОДРАМАТУРГИИ
В кинодраматургии события играют ключевую роль в разви
-
тии сюжета. События — это то, что происходит в фильме и двига-
ет его вперёд.
Они могут быть разделены на несколько основ-
ных типов:
Кульминация.
Это высшая точка напряжения в фильме,
ко
-
гда все события достигают апогея и приводят к развязке.
Куль-
минация является самым важным событием в сюжете.
Развитие действия.
Это события,
которые происходят после
завязки и приближают фильм к кульминации.
Развитие действия
может включать в себя различные повороты сюжета и новые об
-
стоятельства.
Завязка.
Это начало истории,
где происходит
знакомство
с главными героями и их миром.
Завязка обычно включает в се
-
бя конфликт или проблему,
которая будет развиваться на протя-
жении всего фильма.
Развязка.
Это завершение истории,
когда конфликт разре
-
шается и фильм достигает своей цели.
Развязка может быть как
счастливой,
так и трагической,
в зависимости от жанра и темы
фильма.
Перипетия. Это неожиданное событие, которое резко меняет
ход сюжета и вызывает у зрителей удивление или шок.
Перипе
-
тии могут быть как положительными, так и отрицательными.
Поворотный момент. Это событие,
которое кардинально ме
-
няет направление сюжета и приводит к новым событиям.
Пово-
ротные моменты могут быть как предсказуемыми,
так и неожи-
данными.
Экспозиция.
Это введение в сюжет,
где зритель знакомится
с персонажами, миром и основной темой фильма. Экспозиция мо
-
жет включать в себя предысторию героев,
их цели и мотивацию.
Катастрофа.
Это событие,
которое приводит к разрушению
или гибели чего
-
либо важного для героев.
Катастрофы могут
19
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
быть вызваны как внешними факторами,
так и действиями са
-
мих героев.
Событие
-
катализатор.
Это событие,
которое запускает цепь
событий и приводит к развитию сюжета.
Событие
-
катализатор
может быть как незначительным, так и масштабным.
События в кинодраматургии играют важную роль в создании
увлекательного и интересного фильма.
Они помогают зрителям
следить за развитием сюжета,
переживать за героев и получать
удовольствие от просмотра.
Структура киносценария:
Заголовок: включает название фильма,
имена авторов и да
-
ту написания.
Вступление
(
экспозиция
)
:
описывает место,
время и персо
-
нажей фильма.
Развитие сюжета:
последовательность событий,
происходя
-
щих в фильме.
Кульминация: самый напряжённый момент фильма.
Развязка: разрешение конфликта и завершение фильма.
Примечания
(
ремарки
)
:
описание действий,
звуков,
эмоций
и т. д.
ПИТЧИНГ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЦЕНАРИЯ
Питчинг
— это краткая презентация проекта,
которая обыч-
но длится несколько минут.
Цель питчинга — заинтересовать по-
тенциальных инвесторов,
продюсеров или партнёров в проекте.
В рамках питчинга сценарист
представляет
основную ин
-
формацию о сценарии:
сюжет,
главных героев,
основную идею,
целевую аудиторию, бюджет и т. д.
Структура питчинга:
Вступление
(
10
—
15 секунд
)
:
представление себя и проекта.
Основная идея
(
30 секунд
)
:
описание основной концепции сце
-
20
АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ
нария.
Сюжет
(
1 минута
)
:
краткое изложение сюжета с акцентом
на
ключевые
моменты.
Целевая
аудитория
(
15
—
20 секунд
)
:
определение целевой аудитории проекта.
Бюджет
(
10 секунд
)
:
приблизительная оценка бюджета.
Заключение
(
10 секунд
)
:
при
-
зыв к действию.
Важно уметь чётко и лаконично донести информацию о про
-
екте,
заинтересовать аудиторию и ответить на возможные во-
просы.
Презентация сценария
— это более детальное представле-
ние сценария,
которое может
длиться
от
нескольких минут
до нескольких часов.
Презентация сценария включает в себя
более подробное описание сюжета,
персонажей,
мира,
в кото-
ром они живут, а также анализ аудитории.
Презентация сценария может включать в себя:
описание основных идей и целей сценария;
представление
главных персонажей и их мотивов;
анализ целевой аудитории;
обзор структуры сценария и ключевых сцен;
обсуждение бюд
-
жета и производственных аспектов.
Цель презентации сценария
— убедить аудиторию в каче-
стве и потенциале проекта,
а также получить обратную связь
и предложения по улучшению сценария.
21
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
ТЕМА 1.2. СЛАЙД
-
ФИЛЬМ
СЛАЙД
-
ФИЛЬМ
— ПЕРЕХОДНАЯ ФОРМА
ОТ ФОТОГРАФИИ К ФИЛЬМУ
Слайд
-
фильм представляет собой переходный формат меж
-
ду фотографией и фильмом.
Он объединяет в себе черты обеих
форм искусства.
С одной стороны, слайд
-
фильм похож на серию фотографий:
каждый кадр является статичным изображением.
Однако,
в от
-
личие от фотографий,
слайды в слайд-
фильме меняются с опре
-
делённой частотой, создавая эффект движения.
В то же время,
слайд
-
фильмы не являются полноценными
фильмами,
так как они не используют непрерывное движение
и не имеют сюжета.
Они скорее представляют собой последова
-
тельность визуальных образов,
которые могут вызывать опреде-
лённые ассоциации и эмоции у зрителя.
Слайд
-
фильмы могут быть созданы с использованием раз
-
личных техник,
таких как анимация,
стоп-
моушн и другие.
Они
могут быть показаны на проекторе или другом устройстве,
со
-
здавая атмосферу фильма.
Слайд
-
фильмы продолжают
развиваться и находят
новые
способы выражения,
оставаясь при этом своеобразным мостом
между фотографией и кинематографом.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛАЙД
-
ФИЛЬМА
Слайд
-
фильм
— это последовательность слайдов,
которые
могут содержать текст,
изображения,
диаграммы и другие эле-
менты.
Слайд-
фильмы используются как в образовательной дея
-
22
тельности, так и в других областях.
1.
Наглядность.
Слайд
-
фильм позволяет представить инфор
-
мацию в визуальной форме,
что улучшает восприятие и запоми-
нание материала.
Это особенно важно при обучении детей
и подростков.
2.
Информативность.
Слайд
-
фильм может содержать боль
-
шое количество информации,
которая может быть представлена
в виде текста,
изображений,
диаграмм и таблиц.
Это позволяет
более глубоко изучить тему.
3.
Интерактивность.
Слайд
-
фильмы могут содержать элемен
-
ты интерактивности, такие как вопросы, задания и тесты.
Это по-
могает вовлечь учащихся в процесс обучения и проверить их
понимание материала.
4.
Упорядоченность.
Слайд
-
фильм представляет
информа
-
цию в логической последовательности,
что облегчает её воспри-
ятие. Это особенно полезно при изучении сложных тем.
5.
Универсальность.
Слайд
-
фильмы можно
использовать
в различных областях,
таких как образование,
маркетинг,
биз
-
нес и др.
Это делает их универсальным инструментом для пред-
ставления информации.
Однако стоит отметить,
что использование слайд
-
фильмов
должно быть разумным и дополнять другие методы обучения,
а не заменять их полностью.
Также необходимо учитывать воз
-
растные особенности учащихся и выбирать соответствующие те-
мы и содержание слайд-
фильмов.
Слайд
-
фильм,
или слайд
-
шоу,
представляет
собой увлека
-
тельный способ передачи информации и историй с использовани-
ем изображений. Этот формат обладает множеством выразитель-
ных возможностей,
которые могут сделать презентацию увлека-
тельной, запоминающейся и вдохновляющей для зрителей.
Одним из главных преимуществ слайд
-
фильма является воз
-
можность
визуализации информации.
С помощью красочных
23
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
изображений, графики, диаграмм и фотографий можно наглядно
донести ключевые идеи и концепции до аудитории,
делая пре
-
зентацию более понятной и убедительной.
Другим важным ас-
пектом выразительности слайд-
фильма является анимация.
Динамичные переходы между слайдами, появление и исчез
-
новение элементов,
а также другие эффекты помогают подчерк-
нуть
ключевые
моменты и создать
интерес
к
презентации.
Слайд-
фильм также отлично подходит
для создания эмоцио
-
нальной связи с аудиторией.
Использование подходящих изображений,
цветовой гаммы
и шрифтов позволяет вызвать определенные чувства и настрое
-
ния у
зрителей,
делая презентацию более запоминающейся.
Кроме того,
слайд-
фильм может быть отличным инструментом
для рассказывание историй.
Последовательное представление изображений позволяет
создать логическую цепочку событий,
рассказать о путешестви
-
ях,
достижениях или истории компании,
заинтересовав и вовле-
кая аудиторию.
Таким образом,
слайд
-
фильм обладает огромным потенциа
-
лом для выразительной передачи информации, создания эмоци-
ональной связи с аудиторией и рассказывание увлекательных
историй.
Правильно подобранные изображения,
анимация и ди-
зайн
помогут
сделать
презентацию яркой,
запоминающейся
и вдохновляющей для зрителей.
24
АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ
ТЕМА 1.3 ОСНОВНЫЕ
ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
И ЗАКОНЫ
Кинодраматургия
— это искусство создания сценариев для
кинофильмов.
Она является одним из важнейших элементов ки-
нопроизводства и играет ключевую роль в создании художе-
ственного произведения.
ЗАРОЖДЕНИЕ КИНОДРАМАТУРГИИ:
ОТ ПЕРВЫХ ШАГОВ ДО СТАНОВЛЕНИЯ
История кинодраматургии началась вместе с зарождением
кинематографа.
Первые фильмы были беззвучными и чёрно
-
бе
-
лыми,
но уже тогда они стремились передать эмоции и расска-
зать истории.
Кинодраматургия,
или искусство написания сценариев для
кино,
имеет долгую и интересную историю,
начало которой ухо
-
дит
в глубокое прошлое.
В своем развитии кинодраматургия
прошла через множество этапов и изменений,
отражающих тех-
нологический прогресс и культурные тенденции.
Первые шаги к появлению кинодраматургии можно просле
-
дить в период развития немого кино.
В это время кинофильмы
сопровождались текстовыми интертитрами,
которые выполняли
функцию сюжетного комментария и диалогов.
Постепенно эти
интертитры превратились в более развернутые сценарии,
зада-
ющие ход сюжета и действия персонажей.
Первые фильмы были немыми и короткими, но даже в таких
условиях режиссёры и сценаристы старались создать интересные
сюжеты и передать атмосферу. В ранних фильмах использовались
простые приёмы,
такие как крупный план,
монтаж и символика.
25
С развитием звукового кино сценарии стали играть еще бо
-
лее важную роль.
Они стали не просто описанием действий
и диалогов, но и инструментом для передачи настроения, харак-
теров персонажей и идей режиссера.
Кинодраматургия начала
рассматриваться
как
самостоятельное
искусство,
требующее
особого таланта и мастерства.
С появлением цветного кино,
спецэффектов,
компьютерной
графики и других технологических новшеств,
кинодраматургия
продолжает эволюционировать.
Современные сценаристы име
-
ют
возможность
экспериментировать
с
формой,
структурой
и языком кино,
создавая удивительные и захватывающие исто-
рии.
Сегодня
кинодраматургия
является
неотъемлемой частью
кинематографа,
определяя качество и успех фильма.
Сценари
-
сты играют важную роль в создании кинолент,
воплощая свои
идеи и вдохновение на бумаге,
чтобы затем зрители могли по-
грузиться в мир кино и переживать за персонажей.
Таким образом,
история кинодраматургии свидетельствует
о постоянном развитии этого искусства,
от его первых шагов
в немом кино до современных технологических инноваций.
Ки
-
нодраматургия продолжает вдохновлять и поражать зрителей,
оставаясь важным элементом кинематографа.
СТАНОВЛЕНИЕ КИНОДРАМАТУРГИИ.
КИНОДРАМАТУРГИЯ В РОССИИ
С развитием кинематографа кинодраматургия стала более
сложной и разнообразной.
Появились новые жанры и стили,
а также новые приёмы и методы создания сценариев.
В 1920
-
х годах в Голливуде начался
«
Золотой век
» кино,
ко
-
торый принёс множество новых идей и подходов к кинодрама-
тургии.
В это время стали популярны жанры,
такие как вестерн,
детектив и мелодрама.
Одним из самых известных режиссёров того времени был
Альфред Хичкок.
Он создал множество фильмов,
которые стали
26
АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ
классикой жанра.
В своих фильмах Хичкок использовал разно
-
образные приёмы, чтобы создать напряжение и интригу.
С появлением звукового кино в 1930
-
х годах кинодраматур
-
ги получили новые возможности для передачи эмоций и созда-
ния атмосферы.
Звуковые эффекты,
музыка и диалоги стали
важными элементами кинопроизводства.
Кинодраматургия продолжает развиваться и сегодня.
В со
-
временном кино используются новые технологии и приёмы,
та-
кие как компьютерная графика,
спецэффекты и нелинейный сю-
жет. Однако основы кинодраматургии остаются неизменными —
это создание интересных историй,
которые захватывают внима-
ние зрителей и оставляют яркие впечатления.
Кинодраматургия в России имеет богатую историю,
начиная
с первых шагов в немом кино и продолжаясь до современных
дней.
В начале XX века русские кинематографисты внесли зна
-
чительный вклад в развитие кинодраматургии,
создавая яркие
и запоминающиеся фильмы.
В период советского кинематографа кинодраматургия игра
-
ла важную роль в формировании культурного ландшафта стра-
ны.
Сценарии картины создавались как для развлечения,
так
и для пропаганды и воспитания.
Талантливые сценаристы,
такие
как Сергей Эйзенштейн,
Александр Довженко,
Михаил Булгаков
и другие, внесли существенный вклад в развитие кинодраматур-
гии в России.
После распада Советского Союза кинодраматургия в Рос
-
сии продолжила развиваться
в новых условиях.
Сценаристы
стали более свободными в выборе тем и жанров,
что привело
к появлению разнообразных и качественных фильмов.
Совре-
менные российские сценаристы продолжают
традиции искус-
ства кинодраматургии,
создавая увлекательные и глубокие сю-
жеты.
Сегодня кинодраматургия в России находится на пике свое
-
го развития,
благодаря новым технологиям,
талантливым сцена-
ристам и
востребованным режиссерам.
Российские
фильмы
27
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
с успешными сценариями пользуются популярностью как внутри
страны, так и за ее пределами.
Таким образом,
кинодраматургия в России имеет долгую ис
-
торию развития,
начиная
с
первых шагов
в
кинематографе
и продолжаясь до современных дней.
Талантливые сценаристы
и режиссеры играли и продолжают играть ключевую роль в со-
здании уникальных и запоминающихся фильмов,
делая кино-
драматургию важным искусством в России.
ЭЛЕМЕНТЫ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО СЮЖЕТА
В КИНОДРАМАТУРГИИ
Экспозиция
— это введение в сюжет,
знакомство с персона-
жами и обстановкой.
Завязка
— начало действия,
которое приводит к конфликту.
Развитие действия
— последовательность событий,
которые
ведут к кульминации.
Кульминация
— высшая точка напряжения,
пик конфликта.
Развязка
— разрешение конфликта, завершение истории.
Эпилог
— послесловие,
вывод из истории,
может содержать
мораль или урок.
Эти элементы помогают создать логичную и увлекательную
историю, которая удерживает внимание зрителя или читателя.
Каждый из элементов выполняет свою функцию в сюжете
и помогает создать динамичное и интересное повествование.
Существует несколько видов композиционного построения
фильма:
Линейное построение:
сюжет развивается последовательно
от начала до конца, без отступлений и флэшбэков.
Нелинейное построение:
сюжет разворачивается не в хро
-
нологическом порядке,
а через флэшбэки,
параллельные сюжет-
ные линии или временные скачки.
Кольцевое построение:
начало и конец фильма связаны
между собой, создавая замкнутый круг.
28
АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ
Рамочное построение:
фильм начинается и заканчивается
одним и тем же событием, создавая рамку для основного сюжета.
Ретроспективное построение:
сюжет
возвращается к про
-
шлому,
чтобы раскрыть причины и последствия событий,
проис-
ходящих в настоящем.
Параллельное построение:
в фильме развиваются две или
более сюжетных линий,
которые пересекаются или взаимодей
-
ствуют друг с другом.
Монтажное построение:
фильм состоит из коротких фраг
-
ментов,
которые объединены по смыслу или эмоциональному
воздействию.
Трёхактная структура
— это классическая модель построе-
ния сюжета в кинематографе, которая включает три акта: завяз-
ку, развитие действия и развязку.
Первый акт
(
завязка
)
— это начало истории,
в котором про-
исходит
знакомство
с
персонажами
и
основной
ситуацией.
Здесь создаётся конфликт или проблема,
которая будет разви-
ваться на протяжении всего фильма.
Второй акт
(
развитие действия
)
— это основная часть филь-
ма,
в которой конфликт или проблема нарастает и достигает
своего пика.
В этом акте персонажи сталкиваются с новыми си-
туациями,
которые заставляют их принимать решения и менять
своё поведение.
29
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
Третий акт
(
развязка
) — это заключительная часть фильма,
в которой происходит
разрешение конфликта или проблемы.
Здесь могут быть неожиданные повороты сюжета,
которые ме-
няют исход событий.
Эта структура помогает зрителям лучше понять сюжет филь
-
ма и следить за развитием событий.
Она также позволяет сцена-
ристам и режиссёрам создавать увлекательные и запоминающи-
еся истории.
ДРАМАТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ПО А. МИТТЕ
Описание ситуации:
В классе
происходит
конфликт
между
учениками.
Один
из учеников,
Иван,
постоянно задирает другого ученика,
Михаи
-
ла.
Это приводит к тому,
что Михаил начинает чувствовать себя
неуверенно и подавленно.
Конфликт:
Иван постоянно издевается над Михаилом,
обзывает
его,
смеётся над ним и провоцирует на конфликты.
Событие:
Однажды
Иван
снова
начинает
дразнить
Михаила,
но на этот раз Михаил не выдерживает и даёт ему отпор.
Это
приводит к драке между учениками.
Последствия:
После драки Иван и Михаил чувствуют себя виноватыми.
30
АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ
Они понимают,
что их поведение было неприемлемым и могло
привести к серьёзным последствиям.
КОНФЛИКТ. ТИПЫ КОНФЛИКТА. РАЗВИТИЕ
КОНФЛИКТА В КИНОДРАМАТУРГИИ
Конфликт
— это столкновение интересов,
идей или ценно-
стей персонажей,
которое создаёт напряжение и интерес для
зрителей.
Конфликт является основой сюжета и позволяет раз-
вивать персонажей и историю.
Типы конфликта:
Внешний конфликт:
столкновение персонажей с внешними
обстоятельствами,
такими как препятствия,
угрозы или вызовы.
Примеры:
борьба с природой,
противостояние с антагонистом
и т. д.
Внутренний конфликт:
противоречия внутри персонажа,
та
-
кие как моральные дилеммы,
сомнения или страхи.
Примеры:
выбор между добром и злом,
преданность семье или друзьям
и т. п.
Социальный конфликт: столкновение социальных групп или
систем ценностей.
Примеры:
классовые различия,
политические
разногласия и т. д.
Психологический конфликт:
внутренние противоречия пер
-
сонажа,
связанные
с
его личностью,
мотивацией и целями.
Примеры:
стремление к успеху,
преодоление личных страхов
и т. п.
Философский конфликт:
столкновение идей,
ценностей или
мировоззрений персонажей.
Примеры:
поиск смысла жизни, вы
-
бор между наукой и религией и т. д.
Развитие конфликта включает в себя несколько этапов:
Завязка:
создание условий для возникновения конфликта,
знакомство с персонажами и их отношениями.
Развитие действия:
нарастание напряжения и интенсивно
-
сти конфликта, появление препятствий и вызовов.
31
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
Кульминация:
высшая точка конфликта,
когда персонажи
сталкиваются с самыми серьёзными испытаниями.
Развязка:
разрешение
конфликта,
изменение
отношений
персонажей или их мировоззрения.
Конфликт является ключевым элементом кинодраматургии
и позволяет создать захватывающий и интересный сюжет.
Он
помогает
зрителям лучше понять персонажей,
их мотивацию
и цели,
а также заставляет их сопереживать и следить за разви
-
тием событий.
ГЕРОЙ. ЦЕЛЬ ГЕРОЯ. ХАРАКТЕР ГЕРОЯ
В мире кино каждый фильм имеет своего героя
— централь-
ного персонажа,
чьи поступки и решения диктуют ход сюжета.
Герой в киносценарии является ключевым элементом,
который
не только ведет зрителя через историю, но и отражает основные
ценности и идеи фильма.
Герой
— это центральный персонаж истории,
который при-
влекает внимание читателя или зрителя.
Он обладает опреде-
ленными качествами и характеристиками,
которые делают его
уникальным и запоминающимся.
Герой может быть положитель-
ным или отрицательным,
в зависимости от целей и задач исто-
рии.
Цель героя является одним из важнейших моментов в кино
-
сценарии.
Она определяет движущую силу персонажа,
его моти-
вацию и стремление к чему-
то большему. Цель героя может быть
разнообразной
— спасти мир,
найти любовь,
отомстить за спра-
ведливость или найти самого себя.
Хорошо определенная цель
героя делает его действия последовательными и убедительными
для зрителя.
Цель героя
— это то,
ради чего он действует и преодолева-
ет трудности.
Она может быть связана с личными мотивами,
та-
кими как желание спасти близкого человека,
или с обществен-
ными,
например,
борьба за справедливость.
Цель героя может
32
АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ
меняться в процессе истории,
в зависимости от обстоятельств
и событий.
Характер героя
— это его уникальные черты личности,
кото-
рые определяют его поступки,
решения и отношения с другими
персонажами.
Характер
героя
может
быть
многогранным
и сложным,
сочетая в себе сильные и слабые стороны,
внутрен-
ние противоречия и эволюцию в течение сюжета.
Это делает ге-
роя более реалистичным и интересным для зрителя.
Характер героя
— это совокупность его личностных качеств
и особенностей поведения.
Он определяет,
как герой реагирует
на события и взаимодействует с другими персонажами.
Харак-
тер может быть сложным и многогранным,
что делает героя бо-
лее интересным и привлекательным.
Кроме того,
характер героя может подчеркиваться через его
диалоги,
поступки,
внешность,
окружение
и взаимодействие
с другими персонажами.
Важно,
чтобы герой был запоминаю
-
щимся и вызывал у зрителя эмоциональную реакцию — сопере-
живание, восхищение, сочувствие или отвращение.
В итоге, герой в киносценарии играет ключевую роль в созда
-
нии увлекательной и захватывающей истории.
Его цель и харак-
тер определяют ход сюжета, вызывают эмоции у зрителя и помо-
гают передать основные идеи фильма. Тщательно проработанный
герой делает киноленту более убедительной,
заставляя зрителя
проникнуться сюжетом и переживать за главного героя.
ГЕРОЙ И АНТАГОНИСТ
Антагонист
— это персонаж,
который противостоит
герою
и создает
препятствия на его пути к цели.
Антагонист может
быть злодеем,
который хочет навредить герою,
или соперником,
который стремится превзойти его.
Отношения между героем и антагонистом могут быть раз
-
нообразными.
Они могут быть враждебными,
когда антагонист
33
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
пытается уничтожить героя,
или соревновательными,
когда они
соревнуются за достижение цели.
Эти отношения могут разви
-
ваться и изменяться в ходе истории,
что делает сюжет более
динамичным и увлекательным.
Взаимодействие между героем и антагонистом позволяет
раскрыть их характеры и мотивы.
Оно также создает напряже
-
ние и интригу,
которые удерживают внимание читателя или зри-
теля.
МИР ГЕРОЯ
— СЕТТИНГ
Сеттинг
— это место и время действия истории.
Он может
включать в себя различные элементы,
такие как географическое
положение,
исторические
события,
культурные
особенности
и т.
д.
Сеттинг
определяет
атмосферу и настроение истории,
а также влияет на характер и поведение героев.
В зависимости от сеттинга,
герой может сталкиваться с раз
-
личными препятствиями и вызовами.
Например,
в фантастиче-
ском мире герой может сражаться с монстрами или путешество-
вать по другим планетам.
В историческом сеттинге герой может
участвовать в военных действиях или восстаниях.
Сеттинг также может влиять на цель героя.
Например,
в по
-
стапокалиптическом мире герой может стремиться восстановить
цивилизацию или защитить оставшихся людей.
В мире,
где ца-
рит коррупция и беззаконие,
герой может бороться за справед-
ливость и права человека.
Таким образом,
сеттинг является важным элементом исто
-
рии,
который помогает создать уникальный мир и атмосферу,
а также раскрыть характеры и цели героев.
Заключение
Герой,
цель героя,
характер героя,
герой и антагонист,
мир
героя
— сеттинг являются важными элементами любой истории
или литературного произведения.
Они позволяют создать инте-
ресных
и
запоминающихся
персонажей,
которые
вызывают
у читателя или зрителя эмоции и сопереживание.
34
АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ
Эти элементы также помогают развивать сюжет,
создавать
напряжение и интригу.
Они делают историю более увлекатель
-
ной и привлекательной для аудитории.
Конечно,
это только общие принципы и рекомендации.
Каж
-
дая история или литературное произведение уникальны,
и под-
ход к созданию героев и мира может различаться.
ДИАЛОГ. РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПЕРСОНАЖЕЙ В КИНОСЦЕНАРИИ
Диалог является одним из важнейших элементов киносцена
-
рия.
Он помогает раскрыть характеры персонажей,
передать их
эмоции и создать атмосферу фильма.
Речевые характеристики
— это особенности речи персона-
жа,
которые помогают зрителю понять его характер,
происхож-
дение, социальный статус и другие аспекты личности.
Речевые характеристики могут включать в себя:
Лексику: выбор слов,
фраз и выражений,
которые использу
-
ет персонаж.
Это может показать его уровень образования,
ин-
тересы, профессию и т. д.
Синтаксис: структуру предложений, которую использует пер
-
сонаж.
Короткие предложения могут указывать на эмоциональ-
ность,
а длинные — на аналитический склад ума.
Интонацию:
тон голоса,
который использует персонаж.
Высокий тон может
указывать на волнение, а низкий — на спокойствие.
Темп речи:
скорость,
с которой говорит персонаж.
Быстрый
темп может указывать на нервозность, а медленный
— на задум-
чивость.
Акцент: особенности произношения,
характерные для опре
-
делённой
местности
или
культуры.
Речевые
характеристики
должны быть согласованы с действиями и обстановкой фильма.
Они должны соответствовать характеру персонажа и его роли
в сюжете.
35
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
Рассмотрим пример диалога двух персонажей из киносце
-
нария:
Сцена: Встреча двух друзей в кафе.
Персонаж 1: Привет, как дела?
Персонаж 2: Привет! Всё хорошо, спасибо. А у тебя?
Персонаж 1: Тоже неплохо. Как работа?
Персонаж 2: Отлично! Наконец
-
то я получил повышение.
Этот
диалог
показывает,
что оба персонажа дружелюбны
и открыты друг другу. Они задают вопросы о личной жизни и ра
-
боте, что указывает на их интерес к собеседнику.
В этом диалоге можно выделить следующие речевые харак
-
теристики:
Оба персонажа используют вежливую лексику и фразы. Пер
-
сонаж 2 говорит более энергично и с энтузиазмом,
что может
указывать на его радость от повышения. Темп речи обоих персо-
нажей нормальный,
что указывает
на спокойствие и уверен-
ность.
Акцент отсутствует,
так как персонажи говорят на стан-
дартном языке.
Таким образом,
речевые характеристики помогают создать
образы персонажей и передать их отношения друг к другу.
Они
также способствуют созданию атмосферы фильма и погружению
зрителя в мир истории.
36
АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ
ТЕМА 1.4 ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ КИНО
ВИДЫ И ЖАНРЫ КИНО
Виды кино
Художественное
(
игровое
)
кино.
Это вид киноискусства,
в котором сюжет и характеры персонажей вымышлены.
Художе-
ственное кино включает в себя множество жанров.
Документальное кино. В основе этого вида кино лежит акту
-
альная реальность.
Документальное кино может
быть разных
жанров: например, репортаж, портрет, кинохроника.
Анимационное кино. Этот вид кино использует мультиплика
-
цию для создания образов и действия.
Анимационное кино так-
же включает в себя разные жанры.
Жанры кино
Жанры кино
— это категории, которые определяют тематику,
содержание и форму фильма.
Вот несколько основных жанров кино:
Боевик.
Фильм,
в котором основное внимание уделяется
сценам драк, погонь, перестрелок.
Комедия.
Фильм,
который ставит перед собой задачу рас
-
смешить зрителя.
Мелодрама.
Фильм,
сюжет которого построен вокруг роман
-
тической истории.
Драма.
Фильм,
в котором раскрываются глубокие характеры
и конфликты.
Детектив.
Фильм,
основанный на расследовании преступле
-
ния.
Фантастика.
Фильм,
действие которого происходит
в вы
-
37
мышленном мире.
Триллер.
Фильм,
вызывающий у зрителя чувство тревоги
и напряжения.
Фильм ужасов. Фильм, цель которого
— напугать зрителя.
Жанры в литературе и жанры в кино имеют множество свя
-
зей и пересечений.
Некоторые жанры, такие как драма, комедия
или триллер,
существуют и в литературе,
и в кино.
Они могут
иметь общие черты и принципы построения сюжета.
Однако жанры в кино могут быть более разнообразными
и включать в себя различные поджанры:
Боевик:
поджанрами могут быть военный боевик,
шпион
-
ский боевик, фантастический боевик и т. д.
Комедия:
могут быть романтические комедии,
комедии по
-
ложений, пародии и т. п.
Драма: могут существовать исторические драмы,
психологи
-
ческие драмы, военные драмы и др.
Триллер: поджанрами являются политический триллер,
ми
-
стический триллер, детективный триллер и т. д.
Эти поджанры могут
иметь свои уникальные особенности
и элементы, которые отличают их друг от друга.
Так,
например,
боевик может включать в себя большое ко
-
личество экшена и спецэффектов,
тогда как военный боевик бу-
дет акцентировать внимание на военных действиях и стратегии.
Важно отметить,
что жанры и поджанры в кино постоянно
развиваются и изменяются,
адаптируясь к новым технологиям
и предпочтениям зрителей.
Таким образом,
жанры в литературе и кино тесно связаны
и могут влиять друг на друга.
Знание этих связей помогает луч
-
ше понять и проанализировать произведения искусства.
38
АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ
СВЕТ И ЦВЕТ В КИНО
Свет и цвет играют важную роль в кино, создавая атмосферу
и настроение сцены.
Режиссёры используют свет и цвет для пе
-
редачи эмоций,
подчёркивания деталей и создания визуальных
эффектов.
Свет в кино
В кино используют различные источники света, такие как:
естественный свет
(
дневной свет
)
;
искусственный свет
(
лампы, прожекторы
)
.
С помощью света можно управлять настроением и атмосфе
-
рой сцены:
яркий свет может создать ощущение счастья и радости;
тусклый свет может создать атмосферу грусти или загадоч
-
ности.
Также свет помогает подчеркнуть детали сцены.
Например,
он может выделить лицо актёра или подчеркнуть
текстуру поверхности.
Важно,
чтобы свет был сбалансирован и гармоничен.
Это
позволяет создать целостное и приятное для восприятия изоб
-
ражение.
Цвет в кино
Цвет в кино также играет важную роль.
Он может переда
-
вать эмоции, создавать атмосферу и подчёркивать детали.
Например,
красный цвет может ассоциироваться с любовью,
страстью или опасностью.
Синий цвет может создавать ощуще
-
ние спокойствия или холода.
Жёлтый цвет может вызывать ассо-
циации с солнцем, радостью или предупреждением.
Режиссёр может
использовать
различные цветовые схе
-
мы для создания определённого настроения:
Тёплые цвета
(
красный,
оранжевый,
жёлтый
)
могут созда -
вать ощущение тепла и уюта.
39
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
Холодные цвета
(
синий,
зелёный,
фиолетовый
) могут созда-
вать ощущение холода или отстранённости.
Нейтральные цвета
(
серый,
белый,
чёрный
) могут использо
-
ваться для создания контраста или подчёркивания других цветов.
Сочетание света и цвета позволяет
режиссёру создавать
сложные и интересные визуальные эффекты.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КИНО
Динамические возможности кино позволяют режиссёру пе
-
редавать движение и изменения в кадре.
К динамическим возможностям кино относятся:
монтаж
— процесс соединения отдельных кадров в единое
целое;
движение камеры — перемещение камеры во время
съёмки;
ракурс
— угол, под которым камера снимает сцену;
панорамирование
— горизонтальное движение камеры;
на-
езд — приближение камеры к объекту;
отъезд
— удаление камеры от объекта.
Эти динамические возможности позволяют
режиссёру де
-
лать фильм более интересным и захватывающим.
Они помогают
передать движение, эмоции и атмосферу сцены.
Таким образом,
свет,
цвет и динамические возможности яв
-
ляются важными инструментами в руках режиссёра.
Они позво-
ляют ему создавать фильмы,
которые вызывают у зрителей эмо-
ции и заставляют их задуматься.
ОТЛИЧИЯ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
ОТ ПОЛНОМЕТРАЖНОГО
Короткометражный фильм
— это фильм, продолжительность
которого обычно составляет не более 40–
50 минут.
Он имеет
свои особенности и характеристики:
Бюджет.
Производство короткометражного фильма обычно
требует меньше финансовых ресурсов,
чем создание полномет
-
40
АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ
ражного фильма.
Это позволяет молодым режиссёрам и начина
-
ющим киностудиям пробовать свои силы в кинопроизводстве.
Сценарий.
Сценарий короткометражного фильма часто фо
-
кусируется на одной конкретной ситуации,
эмоции или событии.
Это позволяет создать более узкое и глубокое повествование.
Актёрский состав.
В короткометражках обычно задействова
-
но меньше актёров,
чем в полнометражных фильмах.
Это связа-
но с ограниченным бюджетом и временем на съёмки.
Монтаж.
В
короткометражном фильме
акцент
делается
на лаконичность и эффективность монтажа.
Режиссёр должен
передать основную идею фильма в коротком промежутке вре
-
мени.
Полнометражный фильм,
в свою очередь,
имеет более про
-
должительную длительность — обычно от
90 минут
и более.
Полнометражные фильмы имеют следующие особенности:
Сюжет.
Сюжет
полнометражного
фильма
обычно
более
сложный и разветвлённый,
чем у короткометражного.
В нём мо
-
гут быть несколько сюжетных линий,
персонажей и мест дей-
ствия.
Масштаб съёмок.
Полнометражные фильмы часто снимаются
с использованием более дорогих камер,
оборудования и деко
-
раций.
Это позволяет создавать более впечатляющие визуаль-
ные эффекты и сцены.
Прокат. Прокат полнометражных фильмов обычно осуществ
-
ляется
в
кинотеатрах,
где
они
демонстрируются
в
течение
нескольких недель или месяцев.
Это даёт зрителям возможность
насладиться фильмом в более спокойной и комфортной обста-
новке.
41
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
СЕТТИНГ В КИНО
Сеттинг в кино
— это место и время действия фильма. Он иг-
рает важную роль в создании атмосферы и настроения фильма.
В зависимости от сеттинга, фильм может быть:
Историческим.
Действие происходит в определённую исто
-
рическую эпоху или период.
Фантастическим.
Действие проис-
ходит в вымышленном мире или вселенной.
Приключенческим.
Действие происходит в экзотических ме
-
стах или в условиях опасных приключений.
Детективным. Действие происходит во время расследования
преступления.
Комедийным.
Действие происходит
в весёлой и забавной
обстановке.
Драматическим.
Действие происходит в условиях эмоцио
-
нальной напряжённости или трагедии.
Выбор сеттинга зависит от жанра фильма, его целевой ауди
-
тории и основной идеи
Сеттинг,
или фон,
является одним из важнейших элементов
киносценария,
который помогает создать атмосферу и передать
настроение зрителю.
Правильно подобранный сеттинг помогает
углубить понимание персонажей,
раскрыть сюжет и сделать ки
-
ноленту более запоминающейся.
Сеттинг включает в себя место действия
(
локации
)
,
время,
а также социокультурный контекст.
Выбор локаций должен быть
обоснованным и соответствовать задачам сценария.
Например,
если действие разворачивается в далеком будущем,
то локации
должны отражать технологический прогресс и изменения в об
-
ществе.
Время дня и года также играют важную роль в создании на
-
строения.
Например,
ночное время может создать более таин-
ственную и загадочную атмосферу,
в то время как яркое утро
может символизировать новое начало или надежду.
Социокультурный контекст определяет поведение персона
-
жей,
их речь,
образ жизни и отношения.
Важно учитывать мест-
42
АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ ПОЛИХОВ
ные особенности и традиции,
чтобы сеттинг был правдоподоб
-
ным и убедительным для зрителя.
Важно помнить,
что сеттинг должен служить не только деко
-
рациями,
но и быть активным участником сюжета,
подчеркивая
драматические моменты и помогая зрителю погрузиться в мир
фильма.
Таким образом,
сеттинг в киносценарии играет ключе-
вую роль в создании атмосферы и передаче идей режиссера.
Правильно подобранный фон помогает углубить сюжет и сде-
лать киноленту более запоминающейся для зрителя.
43
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ
1
) Анализ фильма.
Выберите фильм и проведите его деталь
-
ный анализ,
используя знания о процессе производства фильма
(
тема 1.1
)
.
2
)
Сценарий слайд
-
фильма.
Создайте сценарий для слайд
-
фильма, используя элементы слайд-
шоу
(
тема 1.2
)
.
3
) Создание сценарной структуры.
На основе предложенно
-
го сюжета разработайте сценарную структуру,
используя знания
об основных драматургических понятиях и законах(
тема 1.3
)
.
4
)
Конфликт и сюжет.
Разработайте конфликт и сюжет для
короткометражного фильма, используя знания из темы 1.3.
5
)
Написание сцен.
Напишите несколько сцен для своего
фильма,
учитывая особенности драматургии и структуру (
тема
1.3
)
.
6
)
Диалоги.
Напишите диалоги для сцены,
учитывая харак
-
тер персонажей и их цели
(
тема 1.3
)
.
7
)
Флэшбэк.
Напишите сцену с использованием флэшбэка,
учитывая правила использования этого приёма (
тема 1.3
)
.
8
)
Работа с персонажами.
Создайте трёх персонажей для
фильма
и опишите их характеры,
цели и мотивацию (
тема
1.3
)
.
9
)
Экспозиция.
Напишите экспозицию для своего фильма
(
тема 1.3
)
.
10
)
Развязка.
Напишите развязку для своего фильма (
тема
1.3
)
.
11
)
Визуализация.
Опишите,
как
вы видите
визуальное
оформление сцены, используя знания из темы 1.4.
12
)
Монтаж.
Опишите,
каким образом вы будете монтиро
-
вать сцену, учитывая её структуру и ритм
(
тема 1.4
)
.
13
) Композиция кадра.
Опишите композицию кадра для сце -
ны
(
тема 1.4
)
.
44
14
)
Световой рисунок.
Разработайте световой рисунок для
сцены в зависимости от времени суток (
тема 1.4
)
.
15
)
Звуковой дизайн.
Опишите звуковой дизайн для сцены,
учитывая её настроение и действия персонажей (
тема 1.4
)
.
16
)
Использование музыки.
Разработайте концепцию ис
-
пользования музыки в фильме,
учитывая его жанр и настроение
(
тема 1.4
)
.
17
)
Спецэффекты.
Опишите,
какие спецэффекты вы бы ис
-
пользовали в фильме и как они будут реализованы
(
тема 1.4
)
.
18
) Антураж.
Опишите антураж для сцены,
включая декора
-
ции и реквизит (
тема 1.4
)
.
19
) Ритм. Опишите ритм сцены и способы его создания (
тема
1.4
)
.
20
) Эмоциональная составляющая.
Опишите,
какую эмоцио-
нальную составляющую вы хотите создать в сцене и как это бу-
дет реализовано (
тема 1.4
)
.
45
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема 1.1. Процесс производства фильма
3
Кинематограф
3
Этапы производства фильма. Разработка сценария
—
стартовый период создания фильма
4
Характеристика основных технологических этапов
кинопроизводства. Цели, задачи, сроки
7
Фильм
— продукт коллективного творчества. Задачи
сценариста в киноиндустрии
8
Логлайн
— Синопсис
9
Сценарная заявка
14
Виды киносценариев. Формы записи литературного
сценария и как он оформляется в кино
16
События в кинодраматургии
19
Питчинг и презентация сценария
20
Тема 1.2. Слайд
-
фильм
22
Слайд
-
фильм
— переходная форма от фотографии
к фильму
22
Выразительные возможности слайд
-
фильма
22
Тема 1.3 Основные драматургические понятия и законы
25
Зарождение кинодраматургии: от первых шагов
до становления
25
Становление кинодраматургии. Кинодраматургия
в России
26
Элементы драматургического сюжета в кинодраматургии
28
Драматическая ситуация по А. Митте
30
Конфликт. Типы конфликта. Развитие конфликта
в кинодраматургии
31
Герой. Цель героя. Характер героя
32
Герой и антагонист
33
Мир героя
— сеттинг
34
Диалог. Речевые характеристики персонажей
в киносценарии
35
Тема 1.4 Выразительные возможности кино
37
Виды и жанры кино
37
Свет и цвет в кино
39
Динамические возможности кино
40
Отличия короткометражного фильма
от полнометражного
40
Сеттинг в кино
42
Проверочные задания
44
Антон Владимирович Полихов
Основы сценарного мастерства
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero