Напоминание

город в котором я живу


Автор: Метелёва Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№73
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: город в котором я живу
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 73

Проект «Город, в котором я живу».

Октябрь 2014

Разработала

воспитатель

С.И. Метелёва

Екатеринбург 2014

Содержание 1 Актуальность проекта. 3 2 Цели и задачи. 3 3 Тип проекта 4 4 Участники проекта 4 5 Условия для реализации проекта. 4 6 Литература 6 7 Приложение 1 Оформление фото – выставки «Родной край» 7 8 Приложение 2 Знакомство с народным декоративно- прикладным искусством Урала. Урало – сибирская роспись. 10 9 Приложение 3 Нетрадиционная техника рисования ластиком «Как Ластик и Карандаш подружились». 16 10 Приложение 4 Викторина «Что мы знаем об Урале?» 20 2

1.

Актуальность проекта.
Каждый день мы встаем, едем в детский сад, школу, на работу и не задумываемся: что вокруг нас, в каком уникальном городе мы живем?! Наш город имеет сотни тысяч разных «лиц»: он исторический, яркий, мобильный, современный, развитый, глобальный, а главное любимый и родной. И мы с гордостью говорим: «Екатеринбург – это наш город». Этот город планировался как горнозаводской. А стал без преувеличения «столицей» Урала. В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, сегодня является одной из наиболее актуальных. О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (постановление Российской Федерации от 5 октября 2010 г. n 795), где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования. Об актуальности патриотического воспитания и изучения родного края детей дошкольного возраста говорил еще Я. А. Каменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет… ». Его идею поддерживали Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитывать любовь к родному городу.
2.

Цели и задачи.

Цель

проекта
: воспитание чувства любви к Родине, родному краю; приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям. Раскрытие творческого потенциала ребенка через нетрадиционные приемы рисования.
Задачи проекта
:  формировать у детей представления о родном крае: история, символика, достопримечательности;  обобщать знания детей о животных и птицах Урала;  познакомить с культурой и традициями Урала;  расширить знания детей об искусстве родного края; 3
 формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально - доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам;  пробудить в детях чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям.  учить активно и творчески применять усвоенные способы нетрадиционного рисования в изобразительной деятельности.
3.

Тип проекта:
Краткосрочный, октябрь 2014 год.
4.

Участники проекта
Дети старшей группы и их родители.
5.

Условия реализации проекта.
На первом этапе определялись содержание проекта, цель и основные задачи проекта. Были определены основные участники проекта: дети старшего дошкольного возраста. На данном этапе разрабатывалось перспективное планирование по работе с детьми, составлялся план взаимодействия с родителями, педагогами, логопедом. На втором, реализационном этапе велась работа по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями. В ходе реализации проекта были проведены: тематические занятия, творческие выставки детских работ; чтение произведений об Урале, разучивание стихов, песен о нем:  Светлана Лаврова «Удивительный Урал» (рассказ об Урале);  Почему Урал Уралом зовут;  Р. Алдонина «На Урале»;  Л. Татьяничева «Мой синий Урал», «Любить Урал»;  Н. Куштум «Мой Урал»;  Л. Сорокин «Я сын России». Беседы:  «Моя родина – Урал! »;  «Возникновение Урала. Его история»;  Легенды Урала. Знакомство с историей Урала через сказы Бажова. Рассматривание иллюстраций:  горы Урала;  природа Урала;  животные Урала;  птицы Урала;  камни Урала. Дидактические игры: (дидактические игры по краеведению)  «Собери картинку»  «Вот моя улица, вот мой дом родной» 4
Просмотр видеоматериалов, фильмов о родном крае. Рассматривание фотоальбомов (фотографии с видами Урала, природа Урала, уникальные природные памятники) Оформление фото – выставки «Родной край» совместно с родителями. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Урала. Урало – сибирская роспись. Рассматривание картин, вышивок на полотенцах, росписи народных глиняных и деревянных игрушек. Рисование с помощью нетрадиционной техники – рисование ластиком «Наш Екатеринбург»; Лепка «животные Урала»; Игра – викторина: «Что мы знаем об Урале»; Третий этап – итоговый. В рамках проекта работа получилась познавательной. У детей расширился кругозор и представления об окружающем мире, о родном городе. В результате чего дети овладели конкретными знаниями, научились делать выводы. Литература: 5
 А л ё ш и н а Н . В . «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью».  Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом».  Гончарова Е. В. «Экология для малышей». Региональная программа экологического воспитания дошкольников.  Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. «Технология экологического образования детей старшей (подготовительной к школе) группы ДОУ.  Виноградова А. М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».  Герасимова З., Козачек Н. «Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края» (из опыта работы).  Программы «Детство», «Радуга» Доронова Т. А. , «Развитие» Венгер Л. А., «Программа воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой М. А..  Козлова С. А. «Я – человек» (программа социального развития ребенка).  Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. и д.р. «Родной край».  Оверчук Т. И. «Мой родной дом» (программа патриотического воспитания).  «С чего начинается Родина?» Журнал «Управление ДОУ», №6-2003г.  Журнал «Дошкольное воспитание», №12 за 2001г., №6,8 за 2003г., №2 за 2005г.,  Журнал «Ребенок в детском саду», №5-6, 2001г. №1-6 за 2004г.; №1, 5, 6, за 2005год.  Пантелеева Л. В.. «Музей и дети»(5-7 лет). М. 2000год.  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005г.» Журнал «Народное образование», №7 за 2001год.  Князева О. Л. и др. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».  Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?». Приложение 1
Оформление фото – выставки «Родной край»
6
Детские рисунки с рассказами «Любимые места города». 7
Фото – каллаж «Мой любимый край» 8
9
Приложение 2
Знакомство с народным декоративно-прикладным

искусством Урала. Урало – сибирская роспись.

Цель:
знакомить детей с народным искусством, активизируя интерес к художественным образам.
Задачи
:  Познакомить с историей Уральской домовой росписи.  Развивать образное восприятие детей.  Воспитывать интерес к Уральской росписи, любовь к родному краю.  Познакомить со смысловым значением элементов росписи их связью с жизнью.  Научить расписывать изделие по готовому рисунку композиции.
Материалы:
карандаши, рисунки уральской росписи. Готовые изделия, расписанные Уральской росписью. Раскраски с Урало – Сибирской росписью.
Ход занятия

I.Организационный момент.
Ребята, кто мне скажет как называется , то место в России где мы с вами живём.(Южный Урал).
II.Основная часть.
10

1.Изложение новой темы.
В очень далёкие времена, правил царь Пётр 1
(слайд №1).
Он послал людей из Сибири на Урал строить заводы, добывать железную руду. Для людей, переселившихся на Урал строили дома и украшали их резьбой снаружи
(слайд №2).
Построив дома дереводелы уходили, а люди оставались жить в этих домах и начинали грустить. Как вы думаете почему? Послушайте сказку о том, как ещё люди украшали избы, чтобы в них легко и уютно жилось
(слайд№3).

СКАЗКА.
Жил в наших краях старик один и звали его Еремей. Зверя, птицу в лесах добывал, рыбу в реках, озёрах ловил, тем и кормился. Домишка хоть у него крепкий был, да тёмный неуютный. Плохо в нём жилось Еремею. Сядет Еремей чаю попить, а тут нечисть начинает всякая выползать, то кикимора болотная говорит зачем без меня чай пить сел. То черти из печки выпрыгивают, угольками балуются. То пауки да тараканы по стенам бегают. Терпел, терпел Еремей да вон из дому то и убежал. Бродил по лесу Еремей, устал сел на пенёк, вдруг видит стоит неподалёку от него человек росту небольшого. Ты кто спрашивает Еремей. Я – домовой отвечает человек. Только не при деле стою жду может кто в к себе домой позовёт. А ты, что тоже бездомный? Да дом есть, только не гоже там и рассказал Еремей всё. Эта беда не беда помочь могу, только позови. Согласился дед. Пошли они к дому и слышат будто дом ходуном ходит. Домовой хитёр был и позвал он на помощь сову. Сова как ухнет Кикимора то и покатилась из дома прямо в болото. А черти так и прыгают уходить не хотят. Домовой не растерялся расстегнул жилетку, а от туда голуби полетели белые да давай чертям в глаза клевать по дому гонять. Тут домовой как присвистнет и полезли по стенам вьюны да цветы красивые Черти из дому то и побежали. Еремей стал домового благодарить, а тот говорит ему подожди иди ложись спать утро вечера мудренее. Утром проснулся Еремей и избу свою не узнал, все стены, углы и простенки, потолки да двери узорами изукрашены! И так ему хорошо да легко на душе, что не высказать словами
(слайд №4).
С тех пор домовой и дед Еремей вместе жить стали. Только домового никто не видит. Домовой он на то и домовой чтоб хозяину помогать, да дом в порядке содержать. Понравилась сказка? Кто мешал Еремею в доме спокойно жить? Кто помог эту нечисть прогнать? Что же Еремей увидел в своей избе когда проснулся утром? (роспись) В жизни почти так и было в след за дереводелами потянулись красильщики- мастера которые расписывали избы из нутрии такими узорами. 11
Такую роспись называли Уральской домовой. Сегодня мы с вами научимся писать элементы росписи и распишем наряды барешень. Как вы думаете почему роспись называли домовой? ( Потому что она украшала стены, простенки, потолки)
2.Беседа об истоках развития промысла.
Неподалёку от Челябинска есть село Нижняя Синичиха, там есть музей этой росписи. Здесь до сих пор стоят дома, расписанные этой росписью. В доме на стенах рисовали кусты, посаженные в вазоны. Особое место уделялось изображению Древа жизни
(слайд №5).
Дерево с цветами и плодами, с птицами на ветках, выросшее и набравшее силу на тёплой земле окружено голубыми кудрями – водой. Растительный орнамент часто дополняли птицы, звери, люди.
3.Семантика росписи (слайд №6).
В зависимости от изображения этих элементов композиция обретала определённое значение. Каждый элемент в росписи прочитывался и имел своё смысловое значение:  Птица являлась посредницей между небом и землёй. Связывала человека, была вестницей солнца и облаками дающими дождь.  Цветы на дереве - родители, бутоны и ягодки - дети.  Птицы имели другой смысл –пожелание счастья супругам, добро семье.  У подножия дерева изображались львы, они имели охранительную функцию. Они оберегали от злого человека, от несчастий.  Особое значение уделялось потолку в доме – верхний ярус. Потолок это небо
(слайд№7).
На нём изображали круг с цветами и плодами - символ солнца. Солнце имело большое значение для человека. Как вы думаете какое? Будет хорошая погода. Будет урожай.  Средний ярус-мир человека
(слайд№8)
. Вся композиция описывалась голубым цветом. Изображение воды –так как вода вытекая из земли поднимается испарением в верх и вновь попадает на землю в виде дождей. Цвет стен имел тёплые оттенки, любовь к красному цвету шла издревле . Красный цвет-цвет огня как символ очага, жизни.  Нижний ярус – вода
(слайд№9).
В росписи встречаются петушки и курочки, Павлины и павы
(слайд №10)
. Совушку и филина изображали у ног кровати, как вы думаете, что они охраняли? Они охраняли сон супругов
(слайд№11).
 Единорога рисовали на сундуке с приданным девушки. Как выдумаете, что он охранял?  Так же расписывали и посуду, и мебель
(слайд №12)
, был целый промысел прялок, и коромысел
(слайд №13).
Прялка представляла девушку, принесённая на посиделки. С изображением одной птички 12
прялку дарил суженный своей невесте, птичка уподоблялась невесте, с изображением двух птиц дарил супруг своей жене. Посмотрите на эти деревянные изделия (доски разделочные, посуда)
(слайд№14).
В наше время роспись проявляется в основном при украшении матрёшек. Мы с вами раскрасим барышень, в русских народных платьях, с помощью Урало – сибирской росписи.
Физминутка «Алые цветки»
Наши алые цветки распускают лепестки… Ветерок чуть дышит, лепестки колышет… Наши алые цветки закрывают лепестки… Головой качают, тихо засыпают… Мастера расписывали стены как вы думаете, чем? Пальчиками.
6.Подготовка к практической части.

Рассмотрим элементы росписи листьев (слайд №15)

Роспись цветов и бутонов (слайд №16, 17)
В росписи мастера с начало рисовали подмалёвок пальцами, затем белилами применяли моделировку и третий этап росписи писали травку которая служила для связи элементов в композиции. Травка или приписки выполнялись чёрным цветом тонкой кистью
(слайд №18)
В росписи используют два цвета моделирующий и основной. Моделирующий цвет идёт по краю элемента, он в основном белый, основной цвет внутри
(слайд №19).
Раньше мастера расписывали пальчиками. А сейчас мастера усовершенствовали роспись и расписывают кистью. Мы с вами попробуем раскрасить карандашами.
III.Практическая часть.
Возьмите в руки карандаш, для раскрашивания каждого элемента роспись нам понадобится по 2 карандаша разных цветов. Если ягодка выполнена оранжевым цветом, то её края красным цветом, листочки раскрашиваем жёлтым цветом с зелёными краями. Будьте внимательны при выборе цвета. Сегодня мы с вами распишем барышню. На столе у каждого шаблон и готовый эскиз росписи. Существуют этапы росписи: 1.Сначало прописываем ягодки. 2.Цветы, листья. 3.Затем прописки для связи.
IV.Итог.
С какой росписью познакомились? Почему её назвали домовая роспись? Что рисовали на стенах? Что ещё украшали этой росписью? 13
Цвет в росписи? Выставка и оценивание работ. 14
Приложение 3
Нетрадиционная техника

рисования ластиком

«Как Ластик и Карандаш подружились».
Задачи:  Познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения - рисование ластиком по графиту;  Совершенствовать художественно-графические навыки детей; 15
 Учить заштриховывать простым карандашом всю поверхность листа;  Развивать у детей творчество, фантазию, эстетическое восприятие. Материал: мягкий простой карандаш, ластик, белый лист бумаги, влажные салфетки. Рекомендации: Данная техника представляет собой черно - белую графику, выполняется разными по характеру линиями и штрихами. Заштриховывать простым карандашом лист бумаги нужно с нажимом, чтобы поверхность листа была темно-серой, практически черной, тогда рисунок будет четко виден. Затем ластиком «рисуем» свой рисунок по штриховке. Ход НОД Дети, отгадайте пожалуйста загадки: Если нос ты мне заточишь, Лист бумаги чистый дашь, Нарисую, что захочешь. Понял, кто я? (простой карандаш) В альбоме на странице И я люблю трудиться, Я помощник верный ваш Исправляю карандаш. (ластик) Сегодня я хочу рассказать вам сказку о том, как Ластик и Карандаш подружились: На одном письменном столе жили Карандаш и Ластик. Но жизнь их не была веселой, так как они постоянно ссорились. Карандаш любил рисовать, а Ластик стирал все его рисунки. Карандаш был длинным, с хорошо наточенным носиком. Этим носиком он рисовал все что видел вокруг себя. Но его рисунки трудно было понять. Ведь когда Карандаш начинал свою работу, он так увлекался, что забывал делать промежутки межу проведенными линиями, расстояния между штрихами и чёрточками. Ластик же был мягким, белым брусочком, который волочил свои ножки. Как обычно, увидев рисующего Карандаша, Ластик решил с ним поиграть. Он смело двинулся вперёд по листу, но и везде, где бы он не прошел, оставался вытертый след. Волшебный цветок только что нарисованный Карандашом потерял свой лепесток. Красивая бабочка, которая пыталась сесть на цветок оказалась без лапки, порвала крылышки и потеряла всё своё очарование и привлекательность. - Что ты наделал, - закричал Карандаш Ластику. – Ты что, не видишь, я рисую. Или ты нарочно решил испортить мой рисунок? - Нет, что ты, - смутился Ластик. – Я просто хочу поиграть с тобой. Мне очень нравится, как ты проворно бегаешь по бумаге, оставляя забавные следы-линии. Я тоже так хочу. 16
- Но ты стер всё то, что я нарисовал, - не унимался Карандаш. – У меня нет больше замечательной бабочки и волшебного цветочка. Ты все испортил. И Карандаш расплакался так, что чуть не сломался. Ластик замер, боясь ещё больше расстроить Карандаш. На выручку пришёл Лист бумаги, на котором всё происходило. - Смотри, - сказал Лист Карандашу, - Ластик убрал всё лишнее с твоего рисунка. Вы можете вместе создавать рисунки, а я буду подсказывать, где следует вытереть, а где перепрыгнуть, сохраняя линию, проведенную тобой. - Давай попробуем! – хором согласились Ластик и Карандаш. И принялись за работу. Карандаш и начал быстро бегать по Листу, проводя одну линию за другой. А Ластик, следуя указаниям Листа бумаги, прыгал с места на место, то вытирая линию совсем, делая её светлее, а то превращал её в череду чёрточек. И вот наконец Лист бумаги остался доволен тем, что на нём было нарисовано. Так Ластик и Карандаш подружились. Они научились работать вместе. Вскоре у них был разрисован не один Лист бумаги, а целый альбом замечательных рисунков. Там были разные звери и птицы, всевозможные цветы и деревья, красивые куклы и жители сказочных стран. А такое возможно только если между теми, кто работает, есть взаимопонимание и крепкая дружба. - Ребята, посмотрите пожалуйста, на ваших столах лежат лист бумаги, простой карандаш и ластик. Хотите попробовать рисовать при помощи ластика? Для этого затонируйте лист бумаги простым карандашом, а потом нарисуйте наш город, его дома, улицы, здания. Чтобы наш рисунок был более чётким, подрисуйте линии резинки простым карандашом. Посмотрим смогут ли подружиться ваши Карандаш и Ластик. 17
18
Приложение 4 19

Викторина «Что мы знаем об Урале?»

Цель:
Развивать интерес к родному краю.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о природе родного края, о быте жителей Урала. 2. Закреплять знания детей о добыче угля на Урале, знаменитых людях, их достижениях, их делах. 3. Формировать уважительное отношение к сообществу детей. 4. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам.
Оборудование:
карточки с заданиями, демонстрационный материал, фишки двух цветов.
Ход викторины.
Воспитатель: Ребята, мы много с вами разговаривали о крае, в котором живем. Кто помнит, как называется наш край? Правильно, наш родной край- это Урал. Сегодня я вам предлагаю проверить свои знания о нашей природе, озерах и их обитателях, о том, чем знаменит наш Урал. Поможет нам в этом игра – викторина «Что мы знаем об Урале?» Напоминаю правила игры: если вы знаете правильный ответ на вопрос поднимаете руку. После вашего ответа я выдаю вам фишку (красную – за правильный ответ, синюю – за неправильный ответ). Ответы на вопросы старайтесь формулировать полным ответом.
Вопросы на карточках:
 Назовите что лишнее и почему: (береза, ель, пальма, тополь, клен, дуб).  Растение, растущее в Уральских лесах: У меня длинней иголки Чем у самой длинной елки Подо мной полно соседей Зайцев, волков и медведей (сосна)  Растение, растущее в Уральских лесах: Я из крошки-бочки вылез Корешки пустил и вырос Стал высок я и могуч Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок Ничего, что плод мой мелок (дуб)  Куда записывают редких и исчезающих животных, птиц, рыб, насекомых, растения? (Красная книга)  Птица, живущая на Урале и занесенная в Красную книгу: В небе кружит ночью длинной Самый крупный, самый сильный, Из большой семьи совиной 20
Крючконосый он и хищный (филин)  Животное, живущее на Урале и занесенное в Красную книгу: Это что за парашют, Говорят, в лесу их шьют, И лесной параплан Опускается к грибам (белка-летяга)  Старинный предмет быта нашего народа: Шипит и кряхтит, Воду быстро кипятит, Он наелся угольков Вот для нас и чай готов Кран на брюхе открывает Кипяток всем разливает (самовар)  В нашем уральском крае очень много озер и рек с разными обитателями. Назовите знакомые вам озера и реки.  Чем славится наш край Урал? Он черный и блестящий Людям помощник настоящий Он несет в дома тепло, От него в домах светло (уголь)  Из какого произведения прочитанный отрывок, какой уральский писатель это написал? (отрывок из любого знакомого детьми сказа П. П. Бажова)  Какую обувь раньше изготавливали уральские мастера из бересты? (лапти)  Какая обувь из шерсти нам нужна, для того, чтобы не замерзнуть студеной уральской зимой? (валенки) Воспитатель: ребята, все вопросы у нас закончились. Я рада, что вы многое запомнили из наших бесед и рассказали нам об этом. Сейчас я предлагаю посчитать баллы и определить победителей. В конце игры всем детям вручаются сувениры. 21
22


В раздел образования