Напоминание

Особенности разновозрастной группы в ДОУ


Автор: Попова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ "Радуга"
Населённый пункт: ХМАО, Тюменская область, п.г.т. Приобье
Наименование материала: статья
Тема: Особенности разновозрастной группы в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Работа в разновозрастной группе
В сложившейся в России системе образования было принято объединять детей в группы в зависимости от их возраста. Таким образом, первые 15-20 лет человека окружают, в основном, сверстники. Раньше, до введения всеобщей системы образования такого быть не могло – дети росли в семье, в компании младших и старших братьев и сестёр, потом работали, помогая взрослым, посильно участвуя в общей работе. В наше время, лишь окончив институт и поступая на работу, то есть выходя в реальный мир, человек имеет возможность непосредственно общаться с людьми разного опыта и возраста, вступать в социальные взаимоотношения. Долгое время в системе дошкольного образования было принято разделять детей на группы по возрастам. Однако такой принцип не давал возможности малышам развиваться самостоятельно, а также проявлять свои способности Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и повышение качества дошкольного образования – это гарантия создания государством, обществом необходимых условий для полноценного развития ребенка, его успешности во взрослой жизни. Перед работниками ДОУ стоит непростая, нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое ДОУ должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность и необходимость, занять индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. А это достигается в первую очередь высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в любом конкретном детском саду. Инновационной деятельностью для нашего ДОУ стало внедрение в практику педагогики Марии Монтессори, которая в свою очередь способствует созданию разновозрастной группы В нашем детском саду функционирует такая разновозрастная группа, в которой я уже работаю 6 год.
Могу сказать, что в совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. В группе одного возраста дети не могут учиться друг у друга, так как уровень их развития, интересы примерно одинаковы. А в разновозрастной группе все время происходит передача знаний, умений от более старших к младшим. Рассмотрим подробнее преимущества. Попадая в разновозрастную группу, ребёнок видит то, к чему он реально может стремиться, понимает, что если другие дети это делают, то значит, и он сам может этого достичь сейчас, или когда чуть-чуть подрастёт. Дети тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, а так же, конечно, хотят повторить то, чем занимаются старшие - например, интересуются более сложным материалом. «Занятия старшего близки возможностям младшего, что усиливает его интерес». Старшие, объясняя что-то младшим, иногда и сами лучше поймут суть излагаемого, а кроме того, потренируются доносить свои мысли, развивая при этом речь, терпение, умение объяснять. В разновозрастной группе ребёнок видит как своё «будущее» - старших, самостоятельных детей, так и «прошлое» - малышей, которые нуждаются в помощи, утешении. Возможно, это учит ребёнка мыслить более глубоко, искать связи в окружающем мире… Так же необходимо отметить, что в разновозрастной группе легче проходит адаптация к детскому саду. Ребёнок не попадает в общество рыдающих детей, каждый из которых хочет домой к маме. Напротив, он видит спокойных детей, занятых делом, и понимает, что все в порядке. Интересно влияние разновозрастной группы на характеры детей. Робкий ребёнок, общаясь с малышами, может развить в себе лидерские качества, его собственный авторитет поднимается у него в глазах, когда он руководит малышами, или помогает что-то сделать.
Излишне агрессивный ребёнок может – научиться сдерживать свои порывы, так как вокруг более младшие дети, которым он может нанести больший вред, нежели ровесникам. В разновозрастной группе ребёнок имеет возможность сделать выбор в зависимости от собственных психологических потребностей: занять позицию «маленького», принимающего помощь, опекаемого и наслаждаться заботой окружающих, или же, стремясь к старшим детям, стать «большим», с т а р а т ь с я в с е д е л а т ь с а м о м у , х о т ь и т я ж е л о . Также можно отметить, что в разновозрастных группах складываются более близкие взаимоотношения между детьми, близкие к семейным. В группе отсутствует конкуренция, зависть, так как дети понимают, что если они чего-то еще не могут, им нужно вырасти, понятно, что более старший ребёнок быстрее бегает, аккуратнее действует или решает сложные задачи.
Таким образом
, разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения. Работать в разновозрастной группе - очень увлекательно. Важно правильно организовать среду, чтобы она удовлетворяла потребностям детей всех имеющихся возрастов и переходить на программы нового поколения, которые ориентированы на ребенка. Я могу вам порекомендовать программу Монтессори. ,


В раздел образования