Автор: Попова Галина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ "Радуга" Населённый пункт: ХМАО, Тюменская область, п.г.т. Приобье Наименование материала: статья Тема: Особенности разновозрастной группы в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Работа в разновозрастной группе
В
сложившейся
в
России
системе
образования
было
принято
объединять детей в группы в зависимости от их возраста. Таким образом,
первые 15-20 лет человека окружают, в основном, сверстники.
Раньше, до введения всеобщей системы образования такого быть не
могло – дети росли в семье, в компании младших и старших братьев и сестёр,
потом работали, помогая взрослым, посильно участвуя в общей работе.
В наше время, лишь окончив институт и поступая на работу, то есть
выходя
в
реальный
мир,
человек
имеет
возможность
непосредственно
общаться
с
людьми
разного
опыта
и
возраста,
вступать
в
социальные
взаимоотношения.
Долгое
время
в
системе
дошкольного
образования
было
принято
разделять детей на группы по возрастам. Однако такой принцип не давал
возможности малышам развиваться самостоятельно, а также проявлять свои
способности
Каждый
ребенок
имеет
право
на
счастливое
проживание
периода
дошкольного детства, и повышение качества дошкольного образования – это
гарантия
создания
государством,
обществом
необходимых
условий
для
полноценного развития ребенка, его успешности во взрослой жизни.
Перед
работниками
ДОУ
стоит
непростая,
нелегкая
задача
–
построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам
общества,
но
и
обеспечивала
сохранение
самоценности,
неповторимости
дошкольного периода детства.
Каждое
ДОУ
должно
сегодня
постоянно
доказывать
свою
привлекательность и необходимость, занять индивидуальную нишу в общем
образовательном пространстве. А это достигается в первую очередь высоким
качеством воспитательно-образовательного процесса в любом конкретном
детском саду.
Инновационной деятельностью для нашего ДОУ стало внедрение в
практику
педагогики
Марии
Монтессори,
которая
в
свою
очередь
способствует созданию разновозрастной группы
В нашем детском саду функционирует такая разновозрастная группа, в
которой я уже работаю 6 год.
Могу сказать, что в совместном воспитании детей разного возраста
есть
много
положительного.
Постоянное
общение
младших
детей
со
старшими
создает
благоприятные
условия
для
формирования
дружеских
отношений, заботливости, самостоятельности.
В группе одного возраста дети не могут учиться друг у друга, так как
уровень их развития, интересы примерно одинаковы. А в разновозрастной
группе все время происходит передача знаний, умений от более старших к
младшим. Рассмотрим подробнее преимущества.
Попадая в разновозрастную группу, ребёнок видит то, к чему он
реально может стремиться, понимает, что если другие дети это делают, то
значит, и он сам может этого достичь сейчас, или когда чуть-чуть подрастёт.
Дети
тянутся
за
старшими,
учатся
у
них,
перенимают
правила
поведения, способы решения конфликтов, а так же, конечно, хотят повторить
то,
чем
занимаются
старшие
-
например,
интересуются
более
сложным
материалом.
«Занятия старшего близки возможностям младшего, что усиливает
его интерес». Старшие, объясняя что-то младшим, иногда и сами лучше
поймут суть излагаемого, а кроме того, потренируются доносить свои мысли,
развивая при этом речь, терпение, умение объяснять.
В
разновозрастной
группе
ребёнок
видит
как
своё
«будущее»
-
старших,
самостоятельных
детей,
так
и
«прошлое»
-
малышей,
которые
нуждаются в помощи, утешении. Возможно, это учит ребёнка мыслить более
глубоко, искать связи в окружающем мире…
Так же необходимо отметить, что в разновозрастной группе легче
проходит
адаптация
к
детскому
саду.
Ребёнок
не
попадает
в
общество
рыдающих детей, каждый из которых хочет домой к маме. Напротив, он
видит спокойных детей, занятых делом, и понимает, что все в порядке.
Интересно
влияние
разновозрастной
группы
на
характеры
детей.
Робкий ребёнок, общаясь с малышами, может развить в себе лидерские
качества, его собственный авторитет поднимается у него в глазах, когда он
руководит малышами, или помогает что-то сделать.
Излишне агрессивный ребёнок может – научиться сдерживать свои
порывы, так как вокруг более младшие дети, которым он может нанести
больший вред, нежели ровесникам.
В разновозрастной группе ребёнок имеет возможность сделать выбор
в
зависимости
от
собственных
психологических
потребностей:
занять
позицию «маленького», принимающего помощь, опекаемого и наслаждаться
заботой окружающих, или же, стремясь к старшим детям, стать «большим»,
с т а р а т ь с я
в с е
д е л а т ь
с а м о м у ,
х о т ь
и
т я ж е л о .
Также можно отметить, что в разновозрастных группах складываются
более
близкие
взаимоотношения
между
детьми,
близкие
к
семейным.
В
группе отсутствует конкуренция, зависть, так как дети понимают, что если
они чего-то еще не могут, им нужно вырасти, понятно, что более старший
ребёнок быстрее бегает, аккуратнее действует или решает сложные задачи.
Таким образом , разновозрастная группа даёт много возможностей
для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения.
Работать
в
разновозрастной
группе
-
очень
увлекательно.
Важно
правильно организовать среду, чтобы она удовлетворяла потребностям
детей всех имеющихся возрастов и переходить на программы нового
поколения,
которые
ориентированы
на
ребенка.
Я
могу
вам
порекомендовать программу Монтессори.
,