Автор: Топтунова Валерия Олеговна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж»
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: Основные принципы разработки графического пользовательского интерфейса
Раздел: среднее профессиональное
Статья на тему:
«Основные принципы разработки графического пользовательского
интерфейса»
Содержание
Введение
Шаг 1
Шаг 2
Шаг 3
Заключение
Литература
Введение
Разработка программного обеспечения должна основываться на учете
потребностей
и
предпочтений
пользователей
—
система
обязана
адаптироваться
к
их
требованиям.
Именно
поэтому
принципы
проектирования имеют такое большое значение. Принципы разработки
интерфейса представляют собой общие концепции и идеи, которые могут
быть применены в процессе проектирования программного обеспечения.
Важно определить, какой из этих принципов является наиболее значимым и
подходящим для вашей системы.
При начале проектирования следует выделить ключевой принцип,
который станет основным ориентиром при поиске компромиссных решений.
Стремление соблюдать все проектные принципы может в некоторых случаях
оказаться неэффективным и негативно сказаться на конечном результате.
Принципы служат руководством для действий.
Три
основополагающих
принципа
разработки
пользовательского
интерфейса формулируются следующим образом:
1) контроль со стороны пользователя интерфейса;
2) снижение когнитивной нагрузки на пользователя;
3) последовательность в пользовательском интерфейсе.
Эти принципы актуальны для всего программного и аппаратного
обеспечения,
независимо
от
типов
и
стилей
интерфейсов.
Они
формировались
на
протяжении
значительного
времени:
проводились
исследования в области программных интерфейсов, велись разработки и
проводились опросы пользователей различных компьютерных платформ,
включая Macintosh и PC.
Данные принципы выдержали проверку временем и появлением новых
компьютерных технологий. Якоб Нильсен заметил: "Принципы останутся
основополагающими даже если программа будет иметь футуристичный
трехмерный дизайн с печаткой "DataGlove", служащей для ввода, будут
распознаваться
движения
и
"живые"
видеоизображения.
Они
будут
актуальны, поскольку выражают основную идею диалога с машиной при
помощи команд"[1].
Решение о выборе наилучших принципов создания интерфейса должно
приниматься совместно всеми участниками проектной команды. Эти
решения должны способствовать повышению привлекательности и развитию
программных продуктов.
Шаг 1.
Принципы, которые дают пользователю контроль над системой:
1)использовать режимы благоразумно;
2)предоставить пользователю возможность выбирать: работать либо
мышью, либо клавиатурой, либо их комбинацией;
3)позволить пользователю сфокусировать внимание;
4)демонстрировать сообщения, которые помогут ему в работе;
5)создать условия для немедленных и обратимых действий, а также
обратной связи;
6)обеспечить соответствующие пути и выходы;
7)приспосабливайте систему к пользователям с различным уровнем
подготовки;
8)сделать пользовательский интерфейс более понятным;
9)дать пользователю возможность настраивать интерфейс по своему
вкусу;
10)разрешить пользователю напрямую манипулировать объектами
интерфейса;
Режимы — не всегда плохо. Надо позволить человеку самому выбирать
нужные ему режимы. Интерфейс должен быть настолько естественным,
чтобы пользователю было комфортно работать с ними. Пользователь не
думает о переключении в режим вставка или перезаписи при работе в
текстовом процессоре — это вполне рационально и естественно.
Шаг 2
Основанная
на
знании
того,
как
люди
хранят
и
запоминают
информацию, сила компьютерного интерфейса должна защитить память
людей от излишней загруженности.
Принципы, позволяющие снизить нагрузку на память пользователя:
1)не загружать кратковременную память;
2)полагаться на распознавание, а не на повторение;
3)представить визуальные заставки;
4)предусмотреть установки по умолчанию, команды Undo и Rendo;
5)предусмотреть "быстрые" пути;
6)активировать синтаксис действий с объектами;
7)использовать метафоры из реального мира;
8)применять раскрытие и объяснение понятий и действий;
9)увеличить визуальную ясность.
Не вынуждать пользователей запоминать и повторять то, что может (и
должен) делать компьютер. Предусмотреть списки и меню, содержащие
объекты
или
документы,
которые
можно
выбрать,
не
заставляя
пользователей вводить информацию вручную без поддержки системы. Не
надо вынуждать их запоминать коды для дальнейшего использования.
Предусмотреть списки наиболее популярных объектов и документов,
которые можно просто выбрать без заполнения командных строк и др.
Шаг 3
Совместимость
является
важным
аспектом
при
использовании
интерфейса, однако не стоит стремиться к ней любой ценой. Одним из
главных преимуществ последовательности является возможность переноса
знаний и навыков пользователей из предыдущих программ в новые.
Принципы создания совместимости интерфейса включают:
1) проектирование последовательного интерфейса;
2) общая совместимость всех приложений;
3) сохранение результатов взаимодействия;
4) эстетическая привлекательность и целостность;
5) поощрение обучения.
Пользователи должны иметь ориентиры при навигации по интерфейсу,
такие как заголовки окон, навигационные карты и древовидные структуры.
Дополнительные
визуальные
подсказки
обеспечивают
мгновенный
и
динамичный обзор текущего местоположения. Кроме того, пользователь
должен иметь возможность завершить задачу, не меняя рабочую среду и не
переключаясь между различными способами ввода информации. Если
изначально использовалась клавиатура, необходимо обеспечить возможность
завершения работы с ней как основным инструментом взаимодействия.
Заключение
Совместимость является одной из ключевых задач при создании
пользовательского интерфейса. Однако её сложно выявить, определить и
реализовать. Более того, акцент на совместимости может отвлекать от
главных целей. Грудин высказывает мнение, что "когда совместимость
пользовательского
интерфейса
становится
приоритетной
задачей,
это
отвлекает наше внимание от главного — пользователей и их задач" [2].
В некоторых случаях совместимость системы и интерфейса может не
соответствовать
ожиданиям
и
желаниям
пользователей.
Не
следует
придерживаться принципов совместимости только ради самой идеи —
сначала
необходимо
правильно
разработать
продукт,
а
затем
последовательно
применять
это
к
всему
интерфейсу.
При
создании
интерфейса продукта все принципы могут быть интерпретированы по-
разному, независимо от их детализации. Принципы разработки интерфейса
никогда не были и не станут "рецептом" для программного проектирования.
Создание интерфейса во многом напоминает нашу жизнь — на
конкретные вопросы не всегда можно найти однозначные ответы. В другом
исследовании, проведенном Товтрапом и Нильсеном, были получены схожие
результаты [3]. Лишь 71% разработок соответствовал установленным
стандартам. Большинство различий объяснялось опытом разработчиков в
создании нестандартных проектов. Оцененный интерфейс в среднем имел от
4 до 12 отклонений. Это было особенно удивительно, учитывая, что у
участников тестирования интерес к удобству использования интерфейса был
выше среднего. Разработка интерфейса больше напоминает искусство, чем
науку.
Литература
1.
Nielsen, Jakob. 1990. Traditional dialogue design applied to modern user
interfaces. Communication of the ACM 33(10), pp. 109-118.
2.
Grudin, Jonathan. 1989. The case against user interface consistency.
Communications of the ACM 32(10).
3.
Smith, Sidney and Jane Mosier. 1986. Guidelines for Designing User
Interface Software. Report ESD-TR-86-278 MTR-10090. Bedford, MA: MITRE
Corporation
.