"Не жди максимум, если делаешь минимум" (круговая тренировка по общей физической подготовке)
Автор: Байсова Татьяна Владимировна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №2" Населённый пункт: город Соликамск Наименование материала: Методическая разработка урока по физической культуре Тема: "Не жди максимум, если делаешь минимум" (круговая тренировка по общей физической подготовке) Раздел: среднее образование
урока физической культуры в 5 классе по теме
«Не жди максимум, если делаешь минимум»
(круговая тренировка по общей физической подготовке)
Соликамск, 2016 г.
Пояснительная записка
Представленный
урок
проводится
в
5
классе
в
цикле
уроков
с
образовательно-тренировочной направленностью, которые используются для
развития
физических
качеств,
поэтому целью
урока
является создание
условий для овладения способами оздоровления и укрепления организма
обучающихся посредством общей физической подготовки.
Данный
урок
выстроен
в
технологии
деятельностного
метода,
реализующего системно–деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС
ООО, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в
максимальной
степени
самостоятельной
познавательной
деятельности
школьника
.
В
связи
с
этим
на
организационно-мотивационном
этапе
использован прием создания проблемной ситуации с противоречиями между
желаемым
и
действительным.
Средством
реализации
данного
приема
послужил опрос обучающихся, что позволило организовать внимание детей и
подвести их к теме урока.
Побуждением к осознанию противоречия явились слова Э.Асадова, что
содействовало активизации мыслительной деятельности детей, обращению к
их
внутреннему
миру
и
позволило
обучающимся
самостоятельно
сформулировать личностно-значимые задачи к уроку и обеспечить высокий
уровень мотивации их деятельности.
Представленный
урок
относится
к
образовательно-тренировочным,
деятельностной целью которого является развитие у учащихся физических
качеств,
таких
как
ловкость,
сила,
быстрота,
выносливость.
Для
формирования
личной
ответственности
за
свой
результат,
контроль
и
оценивание
своих
действий
(регулятивные
УУД)
на
данном
этапе
урока
обучающимся
предложен интерактивный
способ
фиксации
результата
в
электронную
таблицу,
созданную
в
программе
MicrosoftExcel.
Данным
приемом
показан
универсальный
способ
для
фиксациии
сравнения
собственных (групповых) результатов, что позволит проводить рефлексию
деятельности каждым и группы.
Метод круговой тренировки на данном
уроке
предполагает
постоянное
взаимодействие
обучающихся,
что
способствует формированию коммуникативных УУД.
На
уроке
реализован
один
из
принципов
воспитания
личности
-
воспитание собственным примером, где обучающимся продемонстрированы
достигнутые
упорными
тренировками
высокие
спортивные
результаты
учителя,
а
также
спортивные
результаты
одноклассников,
что
также
способствовало
формированию
личностных
УУД.
Для
создания
доброжелательной атмосферы и более высокой работоспособности на уроке
используется музыкальное сопровождение.
Рефлексия
организована
так,
что
каждый
обучающийся
получил
возможность
наглядно
увидеть
результативность
своей
деятельности
и
отразить ее через эмоциональный образ.
В качестве домашнего задания было предложено создание собственного
дневника достижений в занятиях физической культурой и спортом.
Данный
урок
способствует
развитию
личностных,
регулятивных,
коммуникативных
и
познавательных
УУД.
В
ходе
урока
достигаются
запланированные результаты:
На уровне предметных результатов:
- совершенствуются ранее изученные упражнения и развиваются физические
качества посредством общей физической подготовки;
-
формируются
умения
применять
упражнения
для
самостоятельных
тренировок.
На уровне метапредметных результатов развиваются:
-
регулятивные
универсальные
учебные
действия:
умения
планировать,
контролировать и давать оценку своим двигательным действиям;
- коммуникативные: умение общаться со сверстниками в соревновательной
деятельности;
-
познавательные:
умение
осознанно
и
произвольно
строить
речевые
высказывания в устной форме.
На уровне личностных результатов:
-формирование самооценки и личностного самоопределения к видам
деятельности;
-формирование умения проявлять дисциплинированность, трудолюбие и
упорство в достижении поставленной цели.
Технологическая карта урока физической культуры
«Не жди максимум, если делаешь минимум» (круговая тренировка по общей физической подготовке)
Тип урока
образовательно-тренировочный
Тема урока
«Не жди максимум, если делаешь минимум»
(круговая тренировка по общей физической подготовке)
Цель урока
создание условий для овладения обучающимися способами оздоровления и укрепления организма
посредством общей физической подготовки
Задачи
образовательная: способствовать выработке у обучающихся правильных двигательных действий в
процессе физической деятельности, формированию физических навыков для занятий спортом и
физкультурой.
оздоровительная:
способствовать
развитию
координации,
силы,
выносливости,
гибкости
посредством физических упражнений;
воспитательная: содействовать формированию мотивации к сохранению и укреплению здоровья,к
занятиям
физическими
упражнениями
и
спортом;воспитанию
чувства
ответственности
и
коллективизма, развитию упорства и целеустремленности.
Оборудование для
учителя
Ноутбук, мультимедиапроектор, экран, музыкальный центр
Оборудование для
учащихся
Ноутбуки (6 шт), спортивный инвентарь (скакалки, маты, набивные мячи), карты с заданиями.
ЦОР
Авторская презентация учителя, видеоролики, музыкальное сопровождение, электронная таблица
«Дневник достижений», созданная в программе MicrosoftExcel.
Обучающие и
развивающие
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Использован
ие ЦОР
компоненты,
задания и
упражнения
Организационно-мотивационный этап
1.Построение,
приветствие,
проверка готовности
обучающихся к уроку.
2. Целеполагание и
формулировка
учебных задач
обучающимися
Провести построение, проверить
готовность к уроку, создать
эмоциональный настрой к изучению
материала.
Наводящими
вопросами
выводит
на
задачи урока.
- «Не жди максимума, если делаешь
минимум» - как вы понимаете данное
выражение?
- СДЕЛАЙТЕ ШАГ ВПЕРЕД ТЕ,
КТО:
•
Хочет быть здоровым.
•
Хочет быть сильным, быстрым,
смелым, выносливым.
•
Хочет иметь красивое тело.
•
Хочет быть успешным и
Выполняют построение
в шеренгу.
Обучающиеся
предлагают варианты
ответов.
Делают шаги или
остаются на месте, в
зависимости от ответа
на вопрос.
Личностные:
самоопределение,
смыслообразование.
Регулятивные: план
ирование,
целеполагание,
волевая
саморегуляция.
Познавательные:
анализ, сравнение,
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной
деятельности, цели.
Коммуникативные
: планирование
Слайд 1
Слайд 2
добиваться своих целей.
(обращает внимание на слайд 2)
- КТО ОСТАЛСЯ ПОЗАДИ?
- Что сделал ты, чтобы твои желания
стали реальностью?
СДЕЛАЙТЕ ШАГ НАЗАД ТЕ, КТО:
•
Не делает зарядку по утрам.
•
Проводит за компьютером,
телефоном, планшетом более 2-х
часов в день.
•
Прогуливает уроки физкультуры
без уважительной причины или
ленится заниматься на уроке.
•
Не совершает пешие прогулки 2-3
раза в неделю.
- КТО ОСТАЛСЯ ВПЕРЕДИ?
Проблема современного человека и
Оценивают ситуацию
Делают шаги или
остаются на месте, в
зависимости от ответа
на вопрос.
Оценивают ситуацию
учебного
сотрудничества,
выражение своих
мыслей,
аргументация
своего мнения.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
3. Разминка:
некоторых из нас хорошо отражается
в словах известного писателя
Э.Асадова;
«В любых делах при максимуме
сложностей подход к проблеме все-
таки один: желанье – это множество
возможностей, а нежеланье –
множество причин…»
Подтверждается высказывание
собственным примером учителя
(слайды презентации - фотографии
ДО и ПОСЛЕ)
Анализируют данное
высказывание.
Выясняют, какие
качества помогают
человеку добиться
поставленной цели.
Ставят для себя задачи
на данный урок, а кто-
то и на всю жизнь…
(«Для того чтобы быть
сильными, ловкими,
быстрыми, здоровыми
необходимо регулярно
тренироваться»)
Слайд 7
Слайд 8
Упражнения в ходьбе
(по 6-7 раз каждое):
ходьба на носках,
руки верх
ходьба на пятках,
руки за голову
взмахи ногами на
каждый шаг
повороты туловища
на каждый шаг
наклоны на каждый
шаг
выпад на каждый
шаг
Упражнения в беге
(10-12 раз):
с
высокимподниманием
бедра
- С чего необходимо начинать любую
тренировку?
- Для чего необходимо проводить
разминку в начале тренировки?
-Молодцы! Итак, начнем разминку.
Учитель организует разминку.
Подготавливает организм
занимающихся к работе в основной
части урока.
Обращает внимание на правильное
выполнение упражнений (положение
рук, ног, обращает внимание на
осанку)
Следит за соблюдением дистанции.
Обучающиеся
предлагают
варианты
ответов:
- С разминки.
- Чтобы подготовить
организм к
предстоящей работе.
Выполняют команды.
Никто из строя не
выходит, не обгоняет.
Соблюдают дистанцию.
Музыкальное
сопровождени
е для
поднятия
эмоционально
го фона и
поддержания
темпа.
с захлестыванием
голени
приставным
правым боком
левым боком
выпрыгивание на
каждый шаг
спиной вперед
Бег с заданиями по
звуковому сигналу
Ходьба (перестроение
в колонну по 6)
Комплекс
ОРУ(Приложение 1)
Подает звуковые сигналы свистком.
Следит за соблюдением дистанции.
Проводит ОРУ и следит за
правильностью выполнения
упражнений.
Следят за дыханием.
На один сигнал свистка
– делают два
приседания; на два
сигнала –
разворачиваются на
180° и продолжают
движение.
Выполняют
упражнения.
Операционно-исполнительский этап
ОФП- общая
Сформированным группам дается
На каждой станции
На каждой
физическая
подготовка (6 станций
по методу круговой
тренировки):
1.Сгибание и
разгибание рук в
упоре лежа.
2.Прыжки через
скакалку.
3.Поднимание
туловища из
положения, лежа на
спине.
4. Приседания с
набивным мячом.
5. Поднимание
туловища из
положения, лежа на
животе.
установка для работы на станциях.
Инструктирует по выполнению
заданий и заполнению таблицы
результатов - «Дневник достижений»
Осуществляет общий контроль,
исправляет ошибки.
работают по 2 подхода:
40 секунд выполняют
работу, 20секунд-
отдыхают.
Фиксируют данные в
«Дневник достижений»
в программе
MicrosoftExcel.
Переходят на другую
станцию.
Личностные:
самоопределение,
смыслообразование.
Регулятивные:
формирование
личной
ответственности за
свой результат,
контроль и
оценивание своих
действий,
волеваясаморегуляц
ия.
Познавательные:
анализ, сравнение,
Коммуникативные
станции
установлен
ноутбук с
приготовленн
ым
«Дневником
достижений»,
созданным в
Microsoft
Excel(Прилож
ение 3).
Музыкальное
сопровождени
е для
поднятия
эмоционально
го фона и
поддержания
6.Чередование
перехода из упора
присев в упор лежа.
(Приложение 2)
По завершении
круговой тренировки
на каждой станции
определяется команда,
которая больше всех
выполнила количество
повторений, а также
учащийся с лучшим
личным результатом.
По завершению круговой тренировки
организует подведение итогов, дает
инструкцию к определению личных
результатов каждым обучающимся,
результатов команды в целом через
функции программы MicrosoftExcel.
С помощью наводящих вопросов
помогает обучающимся определить
возможности ЦОР, в данном случае
программы MicrosoftExcel, при
занятии спортом.
Самостоятельно
подводят итог круговой
тренировки: оценивают
личные достижения и
суммируют показатели
для определения
результатов команды
через функции
программы
MicrosoftExcel.
Делают вывод, что
такой дневник можно
умение реагировать
на звуковые
команды,
предупреждать
конфликтные
ситуации во время
занятия, оценивать
ситуацию и
оперативно
принимать решения.
темпа.
вести любому
спортсмену для
сравнения собственных
результатов.
Рефлексивно-оценочный этап
Построение в одну
шеренгу.
Анализ выполнения
учебных задач
обучающимися.
Рефлексияи
самооценка
собственной
деятельности.
Предлагает учащимся оценить свою
деятельность на уроке с помощью
смайлов.
-
Оцените свою самостоятельность и
дайте оценку своей работе на уроке.
- Предлагаю отыскать смайл
тем,
кто считает, что он сегодня выполнял
все задания в полную силу и без
ошибок.
- смайл
тем, кто сегодня старался,
но у него немного не получилось.
- смайл
тем, кто считает, что мог
бы сегодня поработать лучше, но по
каким-то причинам не стал стараться.
Дети должны как
можно быстрее
отыскать нужный им
смайл (смайлы
размещены на стенах
спортзала на различной
высоте, в т.ч. на
балконах).
Личностные:
Нравственно –
этическая
ориентация.
Регулятивные:
коррекция,
самооценка.
Познавательные:
контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности.
Музыкальное
сопровождени
е для
поднятия
эмоционально
го фона и
поддержания
темпа.
Слайд 10
Предлагает продемонстрировать
смайлики и аргументировать
самооценку.
В качестве дальнейшей мотивации к
занятиям физической культуры
предлагает посмотреть видеоролик-
сюрприз.
Вручаетобучающимся «сладкий»
заряд энергии.
Демонстрируют
смайлики,
аргументируют
самооценку своей
работы на уроке.
Смотрят ролик с
фотографиями
обучающихся класса
«Все в наших руках».
Организованно выходят
из зала.
Коммуникативные
аргументация
своего мнения.
Мотивационн
ый
видеоролик,
где
запечатлены
обучающиеся
класса, «Все в
наших руках»
Слайд 11
Приложение 1
Комплекс общеразвивающих упражнений
1.
И. п. - о. с., руки на пояс. Наклоны головы вправо, влево, вперёд,
назад.
2.
И.п.-о.с., руки на пояс, ноги вместе. Круговые вращения головы влево,
вправо.
3.
И. п. – узкая стойка, руки в стороны. Круговые движения прямых
руквперёд, назад в вертикальной плоскости.
4.
И.п.-о.с.,левая вверху, ноги врозь. Рывки руками.
5.
И.п.-о.с.,руки на пояс, ноги врозь. Наклоны влево, вправо с рывком
руки.
6.
И. п. - о. с., руки на поясе. Наклон вперёд, касаясь носков, не сгибая
ног в коленях на 4 счёта.
7.
И.
п.
–
стойка
ноги
врозь,
руки
на
поясе.
Круговые
вращения
тазом
вправо, влево.
8.
И.п.- присед на левую, правая в сторону на носок. Перекат.
9.
И. п. - упор присев. Выпрыгивание вверх с хлопком над головой.
10.
Упражнения на восстановление дыхания.
Приложение 2
Прыжки через скакалку.
Чередование перехода из упора
присев в упор лежа.
Поднимание туловища из
положения, лежа на спине.
Поднимание туловища из
положения, лежа на животе.
Приседания с набивным мячом.
Сгибание и разгибание рук в упоре
лежа.