Автор: Олих Татьяна Яковлевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС 378
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Особенности формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Тема: Особенности формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Особенности формирования познавательных процессов у
детей дошкольного возраста
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте проходит
поэтапно. Формирование видов, функций, операций каждого процесса
познания сначала преодолевает стадию непроизвольности.
Младшие дошкольники познают мир непроизвольно. Они охватывают
вниманием, воспринимают и запоминают только то, что их заинтересовало и
привлекло.
Поскольку ребенок в 3-4 года занят предметной деятельностью, то
мышление
его
также
направлено
только
на
объекты,
вызывающие
любопытство.
Главная задача в развитии познавательных процессов – сформировать
свойство произвольности. Ребенок обязан научиться управлять функциями
познания и постигать не только то, что привлекает яркостью или звучностью.
Окружающий мир наполнен разнообразием предметов, явлений, свойств,
событий, отношений – предстоит все их постигать.
Ко
времени
поступления
в
школу,
наряду
с
непроизвольным
восприятием
и
вниманием,
дошкольнику
важно
уметь
произвольно
задействовать
познавательные
функции.
Элементы
произвольности
закладываются на основе развития речи и таких свойств как познавательный
интерес и любознательность.
Структура познавательной сферы и краткое описание
развития процессов
Процессы познания составляют основу познавательной сферы. К ним
относятся:
восприятие;
воображение;
память;
мышление;
внимание.
Все они настолько тесно переплетены, что в один и тот же короткий
промежуток времени задействуются все, мгновенно переключаясь с одного
на другой.
Последний из перечисленных психических процессов обладает особой
функцией – выступает, своего рода, регулировщиком и определяет, какой
объект подвергнется обработке в мозговом центре. Ребенок обращает
внимание на предмет или его деталь, на природное явление или звук, и в ту
же секунду что-то выделяет, запоминает, представляет, обдумывает.
Выделяется своим удельным весом в познавательной сфере и
восприятие. Это ведущий познавательный процесс в дошкольном возрасте,
так как умственное развитие начинается с получения сенсорной информации
с помощью органов чувств. Постепенно восприятие приобретает
осмысленность и становится основой познавательной деятельности. Из этого
же процесса отщепляется память и обретает самостоятельные функции
познания.
Восприятие
Процесс умственного развития ребенка запускается с помощью
восприятия. Благодаря манипуляциям с предметами и органам чувств, в
детский мозг поступает сенсорная информация. Малыш видит красочные
фигурки, прикасается к мягким игрушкам, пробует на вкус пластмассовое
колечко.
Следовательно, активно задействуются зрительное и тактильное
восприятие.
Полученные ощущения накапливаются, сохраняются для дальнейшего
применения в качестве сенсорных эталонов.
Развитие ощущения и восприятия с каждым годом ведет дошкольника
к важным достижениям:
выявлению важнейших признаков на основе обследования
окружающих объектов;
формированию сенсорных эталонов и освоению в их использовании;
формированию пространственной ориентации, понятий глубины,
высоты и прочее.
восприятию времени и ориентации во временных интервалах,
умению воспринимать художественные произведения.
К 3-летнему возрасту ребенок уже имеет определенную
информационную базу, позволяющую ему узнавать, вспоминать,
воспринимать более сложные явления и целостные объекты.
Младший дошкольник все еще обследует объекты случайным образом
– в игре, самые броские качества. Но уже в 5 лет ребенок способен
пристально рассматривать некий предмет, чтобы узнать о нем как можно
больше, выявить особенности и свойства.
В старшем дошкольном возрасте происходит интеллектуализация
восприятия. Дошкольник ставит задачу обследовать объект или определить
его качества. При необходимости он дает речевое описание воспринимаемого
с необходимой детализацией.
Память
За период дошкольного детства накапливается и перерабатывается
огромное количество информации. Помогает с этим справляться память. У
дошкольника развиваются следующие виды памяти:
образная;
двигательная;
словесная.
Первые
запоминания
отрывочны,
имеют
форму
единичных
представлений о конкретном предмете. Но эти дискретные представления
уже позволяют ребенку вспомнить и узнать ранее виденные предметы или
знакомых людей.
Младшие дошкольники ориентированы на самые заметные признаки,
их и запоминают. Чаще эти признаки не существенны. Совсем не важно, что
мячик красного цвета. Главное, что он упругий и умеет прыгать.
Но способность к анализу в трехлетнем возрасте еще только
зарождается, и ребенок настойчиво может выбирать именно красный мячик,
с которым он уже игрался.
Прежде всего, у дошкольника развивается образная память. Занимаясь
игрушками или обследуя предмет, он замечает все больше характеристик,
благодаря чему формируется образ. Существенную помощь в развитии
образной памяти ребенка оказывает взрослый, если обращает его внимание
на важные признаки и проговаривает: например, у чайника есть носик, у
цветочка – лепестки.
Старшие дошкольники сами используют речь, чтобы лучше запомнить
информацию. Образный вид памяти дополняется словесным. Во-первых,
дети узнают все больше слов, а, во-вторых, слово они связывают с образом,
перемещая как одно, так и другое в соответствующие отделы головного
мозга.
Непосредственное
эмоциональное
запоминание
и
последующее
припоминание
дошкольник
постепенно
дополняет
произвольным
задействованием памяти с использованием словесной формы. Он научается
подчинять свои действия определенным целям. Точно также ставит перед
собой задачу запомнить рассказ или порядок сборки конструктора, чтобы при
необходимости воспроизвести.
В
старшем
дошкольном
возрасте
формируется
произвольное
запоминание, и подключается логическая память, что способствует развитию
других познавательных процессов.
Воображение
Психический процесс воображения начинает развиваться в то время,
когда в памяти накапливается хотя бы минимальный запас понятий и
образов. Простейшее использование небольшого обруча в качестве руля
требует от малыша припоминания автомобиля и образного представления,
как с этим «рулем» обращаться.
В
младшем
дошкольном
возрасте
воображение
носит
только
воспроизводящий характер. Ребенок вспоминает о том, что он уже видел или
слышал, проявляет минимальную фантазию, чтобы подобрать подходящие
предметы-заместители, использовать их в игровых действиях.
Детское воображение качественно меняется, если дошкольник обучается
дополнять известный ему образ или сюжет новыми деталями. В 5 лет дети
рисуют конфетное дерево и сказочную страну, примеряют к себе образы
волшебников и фей, придумывают сюжеты ролевой игры.
Шестилетний ребенок смело фантазирует. Может создать вымышленный
персонаж, только отдаленно напоминающий известный образ. Воображение
старшего дошкольника характеризуется тем, что он придумывает замысел, а
потом ищет средства его реализовать: нарисовать, вылепить, сочинить
историю. Процесс воображения становится творческой деятельностью.
Мышление
Становление
мышления
дошкольника
происходит
посредством
доминирующих форм познания действительности. Ребенок проходит путь от
практических действий до логических умозаключений, используя формы
мышления:
наглядно действенное;
наглядно образное;
словесно логическое.
На
начальном
этапе
мыслительная
деятельность
ребенка
тесно
переплетена с его практическими действиями. Обследуя предметы, малыш
получает информацию об их свойствах. Научаясь пользоваться бытовыми
приборами, не только усваивает их функции, но и получает много
дополнительной информации. Дети делают определенные выводы, увидев,
как чашка разбилась, бумага разорвалась, а полотенце остается целым,
сколько его ни тяни.
Элементарные действия дают много информации, которая
запоминается и используется ребенком в мыслительных операциях.
Например, строя башню из кубиков и конусов, малыш может попытаться
поставить кубик на конус, но после первой же попытки убедится, что такая
конфигурация невозможна и станет использовать конусы только как
завершающие детали.
Наглядно образное мышление позволяет дошкольнику, не прибегая к
действиям, анализировать, сравнивать, делать выводы. Мыслить на основе
образов ребенок начинает на той стадии, когда у него формируются
обобщенные представления о предметах и явлениях.
Накапливая опыт в играх, творческой деятельности, конструировании,
речевой
деятельности,
старшие
дети
начинают
постигать
логику
и
объективные
закономерности.
Формируются
предпосылки
развития
логического мышления. Поначалу логическое мышление проявляется как
мысли вслух, зачастую сопровождающие действие. Ребенок узнает все
больше понятий, высказывает свои суждения о том, что он наблюдает или
представляет. Развивается словесно логическое мышление как переходное к
теоретическому. Постепенно размышления переходят во внутренний план, и
дошкольник формулирует готовый ответ или предложение.
Способами
умственной
деятельности
являются
мыслительные
операции. К концу дошкольного возраста наиболее развиваются анализ,
сравнение и обобщение.
Внимание
Развитие внимания у дошкольников заключается в расширении объема
и становлении важнейших свойств:
распределения;
устойчивости;
переключения.
Младшему
дошкольнику
уже
удается
уделить
внимание
двум
предметам одновременно. Особенно, если этим процессом управляет
взрослый и предлагает осматривать одновременно оба объекта (яблочко
краснобокое, а груша желтая; два кубика – большой и маленький). Ребенку
нужно распределить внимание, и на первых порах удается охватить
вниманием только два объекта.
В 3-4 года малыш в состоянии заниматься одним делом до получаса.
Но устойчивость внимания зависит от вида деятельности. Смотреть на
картинку он сможет не более 5 минут, в то время как играть способен 20
минут. Устойчивость внимания значительно увеличивается к старшему
дошкольному возрасту и прослеживается в привлекательных для ребенка
видах деятельности.
Сложнее всего дается дошкольнику произвольное переключение
внимания. Непроизвольно его внимание может перебегать от одного объекта
к другому и задерживаться ровно столько, сколько существует интерес. К
началу школьного обучения ребенку необходимо научиться переключать
внимание по сигналу. Важно начать такие тренировки с 6 лет, поскольку это
благоприятный возраст для развития данного свойства.
Внимание
сопровождает
формирование
всех
познавательных
процессов у дошкольников. Оно выполняет функцию сигнала, чтобы
запустить восприятие, воображение, мышление, а также является условием,
обеспечивающим продолжительность процесса.
В детстве внимание носит непроизвольный характер, то есть, по
большей
части
происходит
непреднамеренно,
на
основе
интереса,
познавательной активности дошкольника. Задача взрослых направлять
ребенка, тренировать удерживать внимание, что приведет к произвольному
управлению процессом.
Влияние речи на развитие познавательных процессов
Качественный рывок в развитии процессов познания происходит, когда
подключается
речь.
Использование
речевых
навыков
перестраивает
восприятие, меняет соотношение мышления и действий в познании.
Трехлетний ребенок с помощью слов фиксирует результат своих
действий и закрепляет их в сознании и памяти. Потом речь перемещается в
начало выполнения действий, предваряя их. Речь обретает планирующую
функцию и применяется малышом в форме высказываний, направляющих
действия: «Буду строить домик», «Я рисую солнышко».
Воспринимая окружающий мир, дети сообщают то, что они видят,
слышат и чувствуют. Обозначение словами тех признаков, которые они
заметили, позволяет абстрагироваться от конкретного предмета и прийти к
обобщению.
Увидев крупногабаритную детскую машину, ребенок восхищенно
отмечает: «Большая машина!», но воспринимает это уже как признак
крупного предмета, а не в качестве названия игрушки. Дошкольник
рассуждает на доступном ему уровне, соотносит факты, замечает признаки и
делает выводы.
Серьезным помощником становится речь и в развитии памяти.
Описывая признаки предметов или явлений, ребенок создает понятный для
него образ, который гораздо легче запоминается, нежели абстрактная
характеристика.
Отдельным
достижением
является
словесно-логическая
память,
овладение
которой
открывает
дошкольнику
новые
возможности:
запоминание стихов и литературных произведений, воспроизведение своими
словами рассказов. Память тесно переплетается с мышлением. Механическое
запоминание в старшем дошкольном возрасте вытесняется осмыслением
того, что необходимо запомнить.
Речевые
связи
помогают
выстроить
мыслительный
процесс.
Продвигаясь от наглядно действенной формы мышления к образной,
дошкольник сначала научается проговаривать вслух способы своих действий,
а затем подобная цепочка перемещается на уровень мыслей. Формируется
внутренняя речь – внутренний план деятельности, основа практического и
логического мышления.
Таким образом, речь включается в познавательную деятельность,
благодаря чему происходит интеллектуализация психических процессов.
Сама
речь
также
становится
интеллектуальной
деятельностью:
дошкольникам доступны беседы, рассуждения, сочинение историй и сказок.
Чтобы побеседовать о чем-нибудь или придумать историю, нужно многое
вспомнить, представить образно, выстроить цепочку мыслей и рассуждений,
учитывать причинно-следственные связи и различные характеристики. Да и
подобрать точные слова, которые бы верно отражали суть, — это тоже
работа мыслительных операций.
Интеграция познавательных процессов с речевыми возможностями
обеспечивает
полноценное
интеллектуальное
развитие
и
формирует
произвольность умственной деятельности дошкольника.