Напоминание

Особенности формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста


Автор: Олих Татьяна Яковлевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС 378
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Особенности формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Тема: Особенности формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности формирования познавательных процессов у

детей дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте проходит

поэтапно. Формирование видов, функций, операций каждого процесса

познания сначала преодолевает стадию непроизвольности.

Младшие дошкольники познают мир непроизвольно. Они охватывают

вниманием, воспринимают и запоминают только то, что их заинтересовало и

привлекло.

Поскольку ребенок в 3-4 года занят предметной деятельностью, то

мышление

его

также

направлено

только

на

объекты,

вызывающие

любопытство.

Главная задача в развитии познавательных процессов – сформировать

свойство произвольности. Ребенок обязан научиться управлять функциями

познания и постигать не только то, что привлекает яркостью или звучностью.

Окружающий мир наполнен разнообразием предметов, явлений, свойств,

событий, отношений – предстоит все их постигать.

Ко

времени

поступления

в

школу,

наряду

с

непроизвольным

восприятием

и

вниманием,

дошкольнику

важно

уметь

произвольно

задействовать

познавательные

функции.

Элементы

произвольности

закладываются на основе развития речи и таких свойств как познавательный

интерес и любознательность.

Структура познавательной сферы и краткое описание

развития процессов

Процессы познания составляют основу познавательной сферы. К ним

относятся:

восприятие;

воображение;

память;

мышление;

внимание.

Все они настолько тесно переплетены, что в один и тот же короткий

промежуток времени задействуются все, мгновенно переключаясь с одного

на другой.

Последний из перечисленных психических процессов обладает особой

функцией – выступает, своего рода, регулировщиком и определяет, какой

объект подвергнется обработке в мозговом центре. Ребенок обращает

внимание на предмет или его деталь, на природное явление или звук, и в ту

же секунду что-то выделяет, запоминает, представляет, обдумывает.

Выделяется своим удельным весом в познавательной сфере и

восприятие. Это ведущий познавательный процесс в дошкольном возрасте,

так как умственное развитие начинается с получения сенсорной информации

с помощью органов чувств. Постепенно восприятие приобретает

осмысленность и становится основой познавательной деятельности. Из этого

же процесса отщепляется память и обретает самостоятельные функции

познания.

Восприятие

Процесс умственного развития ребенка запускается с помощью

восприятия. Благодаря манипуляциям с предметами и органам чувств, в

детский мозг поступает сенсорная информация. Малыш видит красочные

фигурки, прикасается к мягким игрушкам, пробует на вкус пластмассовое

колечко.

Следовательно, активно задействуются зрительное и тактильное

восприятие.

Полученные ощущения накапливаются, сохраняются для дальнейшего

применения в качестве сенсорных эталонов.

Развитие ощущения и восприятия с каждым годом ведет дошкольника

к важным достижениям:

выявлению важнейших признаков на основе обследования

окружающих объектов;

формированию сенсорных эталонов и освоению в их использовании;

формированию пространственной ориентации, понятий глубины,

высоты и прочее.

восприятию времени и ориентации во временных интервалах,

умению воспринимать художественные произведения.

К 3-летнему возрасту ребенок уже имеет определенную

информационную базу, позволяющую ему узнавать, вспоминать,

воспринимать более сложные явления и целостные объекты.

Младший дошкольник все еще обследует объекты случайным образом

– в игре, самые броские качества. Но уже в 5 лет ребенок способен

пристально рассматривать некий предмет, чтобы узнать о нем как можно

больше, выявить особенности и свойства.

В старшем дошкольном возрасте происходит интеллектуализация

восприятия. Дошкольник ставит задачу обследовать объект или определить

его качества. При необходимости он дает речевое описание воспринимаемого

с необходимой детализацией.

Память

За период дошкольного детства накапливается и перерабатывается

огромное количество информации. Помогает с этим справляться память. У

дошкольника развиваются следующие виды памяти:

образная;

двигательная;

словесная.

Первые

запоминания

отрывочны,

имеют

форму

единичных

представлений о конкретном предмете. Но эти дискретные представления

уже позволяют ребенку вспомнить и узнать ранее виденные предметы или

знакомых людей.

Младшие дошкольники ориентированы на самые заметные признаки,

их и запоминают. Чаще эти признаки не существенны. Совсем не важно, что

мячик красного цвета. Главное, что он упругий и умеет прыгать.

Но способность к анализу в трехлетнем возрасте еще только

зарождается, и ребенок настойчиво может выбирать именно красный мячик,

с которым он уже игрался.

Прежде всего, у дошкольника развивается образная память. Занимаясь

игрушками или обследуя предмет, он замечает все больше характеристик,

благодаря чему формируется образ. Существенную помощь в развитии

образной памяти ребенка оказывает взрослый, если обращает его внимание

на важные признаки и проговаривает: например, у чайника есть носик, у

цветочка – лепестки.

Старшие дошкольники сами используют речь, чтобы лучше запомнить

информацию. Образный вид памяти дополняется словесным. Во-первых,

дети узнают все больше слов, а, во-вторых, слово они связывают с образом,

перемещая как одно, так и другое в соответствующие отделы головного

мозга.

Непосредственное

эмоциональное

запоминание

и

последующее

припоминание

дошкольник

постепенно

дополняет

произвольным

задействованием памяти с использованием словесной формы. Он научается

подчинять свои действия определенным целям. Точно также ставит перед

собой задачу запомнить рассказ или порядок сборки конструктора, чтобы при

необходимости воспроизвести.

В

старшем

дошкольном

возрасте

формируется

произвольное

запоминание, и подключается логическая память, что способствует развитию

других познавательных процессов.

Воображение

Психический процесс воображения начинает развиваться в то время,

когда в памяти накапливается хотя бы минимальный запас понятий и

образов. Простейшее использование небольшого обруча в качестве руля

требует от малыша припоминания автомобиля и образного представления,

как с этим «рулем» обращаться.

В

младшем

дошкольном

возрасте

воображение

носит

только

воспроизводящий характер. Ребенок вспоминает о том, что он уже видел или

слышал, проявляет минимальную фантазию, чтобы подобрать подходящие

предметы-заместители, использовать их в игровых действиях.

Детское воображение качественно меняется, если дошкольник обучается

дополнять известный ему образ или сюжет новыми деталями. В 5 лет дети

рисуют конфетное дерево и сказочную страну, примеряют к себе образы

волшебников и фей, придумывают сюжеты ролевой игры.

Шестилетний ребенок смело фантазирует. Может создать вымышленный

персонаж, только отдаленно напоминающий известный образ. Воображение

старшего дошкольника характеризуется тем, что он придумывает замысел, а

потом ищет средства его реализовать: нарисовать, вылепить, сочинить

историю. Процесс воображения становится творческой деятельностью.

Мышление

Становление

мышления

дошкольника

происходит

посредством

доминирующих форм познания действительности. Ребенок проходит путь от

практических действий до логических умозаключений, используя формы

мышления:

наглядно действенное;

наглядно образное;

словесно логическое.

На

начальном

этапе

мыслительная

деятельность

ребенка

тесно

переплетена с его практическими действиями. Обследуя предметы, малыш

получает информацию об их свойствах. Научаясь пользоваться бытовыми

приборами, не только усваивает их функции, но и получает много

дополнительной информации. Дети делают определенные выводы, увидев,

как чашка разбилась, бумага разорвалась, а полотенце остается целым,

сколько его ни тяни.

Элементарные действия дают много информации, которая

запоминается и используется ребенком в мыслительных операциях.

Например, строя башню из кубиков и конусов, малыш может попытаться

поставить кубик на конус, но после первой же попытки убедится, что такая

конфигурация невозможна и станет использовать конусы только как

завершающие детали.

Наглядно образное мышление позволяет дошкольнику, не прибегая к

действиям, анализировать, сравнивать, делать выводы. Мыслить на основе

образов ребенок начинает на той стадии, когда у него формируются

обобщенные представления о предметах и явлениях.

Накапливая опыт в играх, творческой деятельности, конструировании,

речевой

деятельности,

старшие

дети

начинают

постигать

логику

и

объективные

закономерности.

Формируются

предпосылки

развития

логического мышления. Поначалу логическое мышление проявляется как

мысли вслух, зачастую сопровождающие действие. Ребенок узнает все

больше понятий, высказывает свои суждения о том, что он наблюдает или

представляет. Развивается словесно логическое мышление как переходное к

теоретическому. Постепенно размышления переходят во внутренний план, и

дошкольник формулирует готовый ответ или предложение.

Способами

умственной

деятельности

являются

мыслительные

операции. К концу дошкольного возраста наиболее развиваются анализ,

сравнение и обобщение.

Внимание

Развитие внимания у дошкольников заключается в расширении объема

и становлении важнейших свойств:

распределения;

устойчивости;

переключения.

Младшему

дошкольнику

уже

удается

уделить

внимание

двум

предметам одновременно. Особенно, если этим процессом управляет

взрослый и предлагает осматривать одновременно оба объекта (яблочко

краснобокое, а груша желтая; два кубика – большой и маленький). Ребенку

нужно распределить внимание, и на первых порах удается охватить

вниманием только два объекта.

В 3-4 года малыш в состоянии заниматься одним делом до получаса.

Но устойчивость внимания зависит от вида деятельности. Смотреть на

картинку он сможет не более 5 минут, в то время как играть способен 20

минут. Устойчивость внимания значительно увеличивается к старшему

дошкольному возрасту и прослеживается в привлекательных для ребенка

видах деятельности.

Сложнее всего дается дошкольнику произвольное переключение

внимания. Непроизвольно его внимание может перебегать от одного объекта

к другому и задерживаться ровно столько, сколько существует интерес. К

началу школьного обучения ребенку необходимо научиться переключать

внимание по сигналу. Важно начать такие тренировки с 6 лет, поскольку это

благоприятный возраст для развития данного свойства.

Внимание

сопровождает

формирование

всех

познавательных

процессов у дошкольников. Оно выполняет функцию сигнала, чтобы

запустить восприятие, воображение, мышление, а также является условием,

обеспечивающим продолжительность процесса.

В детстве внимание носит непроизвольный характер, то есть, по

большей

части

происходит

непреднамеренно,

на

основе

интереса,

познавательной активности дошкольника. Задача взрослых направлять

ребенка, тренировать удерживать внимание, что приведет к произвольному

управлению процессом.

Влияние речи на развитие познавательных процессов

Качественный рывок в развитии процессов познания происходит, когда

подключается

речь.

Использование

речевых

навыков

перестраивает

восприятие, меняет соотношение мышления и действий в познании.

Трехлетний ребенок с помощью слов фиксирует результат своих

действий и закрепляет их в сознании и памяти. Потом речь перемещается в

начало выполнения действий, предваряя их. Речь обретает планирующую

функцию и применяется малышом в форме высказываний, направляющих

действия: «Буду строить домик», «Я рисую солнышко».

Воспринимая окружающий мир, дети сообщают то, что они видят,

слышат и чувствуют. Обозначение словами тех признаков, которые они

заметили, позволяет абстрагироваться от конкретного предмета и прийти к

обобщению.

Увидев крупногабаритную детскую машину, ребенок восхищенно

отмечает: «Большая машина!», но воспринимает это уже как признак

крупного предмета, а не в качестве названия игрушки. Дошкольник

рассуждает на доступном ему уровне, соотносит факты, замечает признаки и

делает выводы.

Серьезным помощником становится речь и в развитии памяти.

Описывая признаки предметов или явлений, ребенок создает понятный для

него образ, который гораздо легче запоминается, нежели абстрактная

характеристика.

Отдельным

достижением

является

словесно-логическая

память,

овладение

которой

открывает

дошкольнику

новые

возможности:

запоминание стихов и литературных произведений, воспроизведение своими

словами рассказов. Память тесно переплетается с мышлением. Механическое

запоминание в старшем дошкольном возрасте вытесняется осмыслением

того, что необходимо запомнить.

Речевые

связи

помогают

выстроить

мыслительный

процесс.

Продвигаясь от наглядно действенной формы мышления к образной,

дошкольник сначала научается проговаривать вслух способы своих действий,

а затем подобная цепочка перемещается на уровень мыслей. Формируется

внутренняя речь – внутренний план деятельности, основа практического и

логического мышления.

Таким образом, речь включается в познавательную деятельность,

благодаря чему происходит интеллектуализация психических процессов.

Сама

речь

также

становится

интеллектуальной

деятельностью:

дошкольникам доступны беседы, рассуждения, сочинение историй и сказок.

Чтобы побеседовать о чем-нибудь или придумать историю, нужно многое

вспомнить, представить образно, выстроить цепочку мыслей и рассуждений,

учитывать причинно-следственные связи и различные характеристики. Да и

подобрать точные слова, которые бы верно отражали суть, — это тоже

работа мыслительных операций.

Интеграция познавательных процессов с речевыми возможностями

обеспечивает

полноценное

интеллектуальное

развитие

и

формирует

произвольность умственной деятельности дошкольника.



В раздел образования