Напоминание

Повышение уровня образованности школьников через формирование читательской грамотности


Автор: Лилия Владимировна Балакина
Должность: ОКОУ "Клюквинская школа-интернат"
Учебное заведение: ОКОУ "Клюквинская школа-интернат"
Населённый пункт: Курский район Курская область
Наименование материала: статья
Тема: Повышение уровня образованности школьников через формирование читательской грамотности
Раздел: полное образование





Назад




Повышение уровня образованности школьников через формирование

читательской грамотности

Балакина Лилия Владимировна, учитель русского языка и литературы ОКОУ

«Клюквинская школа-интернат»

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие

личности,

готовой

к

взаимодействию

с

окружающим

миром,

к

самообразованию и саморазвитию.

Такое развитие личности обучающегося предъявляет особые требования к

образованию, в соответствии с ними к содержанию и планируемым

результатам освоения учащимися ООПОО.

На данный момент современными критериями проверки результатов

обучения являются КИМы ОГЭ и ЕГЭ. Результаты экзамена, зависят от того,

сумел

ли

коллектив

педагогов

создать

условия

для

формирования

универсальных учебных действий на уроках каждому.

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий

занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и

основной

школе

невозможно

без

сформированности

у

обучающихся

читательской

грамотности.

Именно читательская грамотность становится

ключом

к

другим

видам

функциональной грамотности. Мой

доклад

посвящён формированию читательской грамотности как требованию ФГОС

для создания успешности обучающихся в образовательном пространстве.

Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью

решить эту проблему среди учащихся, а также понять, что же нужно

предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение

учеников к чтению и всему процессу обучения.

На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а

отсюда и дефицит знаний, информации.

Данная проблема масштабна – это проблема не одного человека, а

целого общества. Как её может решить обычный учитель? Да, он не может

объять необъятное, но он способен в каждом своём ученике развить умения

и направить их на приобретение знаний, необходимых ему для развития и

самосовершенствования, а также помочь ему научиться учиться.

В чем же причины падения интереса к чтению и постоянного его

уменьшения по мере взросления. Утрата ценности книги и предпочтение

СМИ, отношение к чтению в семье.

Как тогда учителю изменить сложившуюся ситуацию? Для этого нужно

раскрыть сущность понятия «читательская грамотность» в контексте

современного мира.

За основу возьмём

определение, предложенное

в

исследовании PISA. «Читательская грамотность − способность человека

понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься

чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и

возможности, участвовать в социальной жизни».

Читательская грамотность – это первая ступень функциональной

грамотности, фундаментальная основа, способствующая активному участию

человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности

и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни. Основой работы по

формированию читательской грамотности является работа с текстом, именно

на этом я сегодня остановлюсь подробнее.

Смысловое чтение текста, которое лежит в основе всех эффективных

реформ образования, помогает выстроить систему работы на уроках каждому

учителю

.

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять

содержание

текста,

уловить

все

детали

и

практически

осмыслить

информацию, это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл

текста с помощью его анализа. Владение

навыками смыслового чтения

способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи и

продуктивному обучению.

Тексты окружают современного человека на

каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете,

SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и

прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на

уроках русского языка и литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение

и

текстуальное

изучение

художественных

произведений.

Целостное

восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и

интерпретировать

текст

возможно

при

опоре

на

следующие

виды

деятельности:

-

осознанное,

творческое,

выразительное

чтение

художественных

произведений разных жанров;

- пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим

заданием);

- ответы на вопросы;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов;

- характеристика литературного героя;

- написание отзыва о произведении;

- написание сочинения.

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение

закономерностей

построения,

знакомство

со

стилистическими,

фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими

ресурсами

языка.

Эти

цели

достигаются

в

процессе

использования

следующих видов деятельности:

- нахождение границ предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- определение темы, главной мысли, идеи;

- озаглавливание;

- дописывание концовки текста;

- создание текстов разных стилей, разных типов речи.

Труд читателя, по мнению В.Г. Маранцмана, измеряется не количеством

прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить

перед собой вопросы, находить ответы и радоваться. Это есть путь от

читательских впечатлений к автору произведения, к созданию собственного

текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы

обучения,

где

увеличена

степень

самостоятельности

учащихся,

где

развиваются творческие способности каждого ученика.

Предлагаю вашему вниманию такой приём работы, как комплексный

анализ текста.

Интерес к нему продиктован необходимостью подготовки учащихся к

выпускным экзаменам в 9-х, 11-х классах. Работа над анализом текста

начинается в 5-ом классе на уроках русского языка и продолжается до 11-ого

с

учетом

возраста

и

полученных

знаний.

Ученики

5-6–ых

классов

приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа

текста. Пример такой работы:

Прощальными ра(с;з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на

убыль. Но со..нце еще щедро отдает свое тепло.

В август., в природ., улавливает., приметы перехода лета в осень. В этих

приметах нежность и грусть.

Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с;з)чистилось от

облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нят

пр..щальные поклики птиц.

Когда в полдень припекает со..нце, замечает., особо нежное томление

земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол..няли

краски летней поры.

Со..нце выплыва..т теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной

прохлады туманах.

(По А. Марину.)

1.Озаглавьте текст.

2.Тема текста

3. Основная мысль текста

4.Стиль текста

5.Тип текста

6.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

7. Произведите фонетический разбор слова еще

8. Найдите и выпишите из текста эпитеты

9. Разберите

по

составу

следующие

слова:

прохлада, душистые, припекает

10. Произведите морфологический разбор одного глагола 2-го лица.

11.Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.

12.Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое

сочинение об этом.

Умение работать с текстом необходимо и при выполнении Всероссийских

проверочных работ: учащиеся 5-6-ых классов определяют основную мысль

текста, отвечают на вопрос по тексту, составляют его план, определяют

стилистическую принадлежность слова, подбирают синонимы, антонимы к

словам, объясняют значение фразеологизмов,

в 7-9-ых классах задания

усложняются: ребята находят ключевые слова, выписывают словосочетания

на заданную тему, определяют микротему, виды тропов, объясняют значение

слова. Ребята знают сленговые слова, но порой не могут определить

лексическое

значение

лингвистических

терминов,

устаревших

слов

(обуревали, скитания).

Все эти навыки необходимы при сдаче устной части ОГЭ по русскому

языку. На экзамене ученики должны грамотно прочитать текст, пересказать

его с соблюдением всех микротем, правильно употребить цитату. С этим

заданием

возникают

трудности:

несоблюдение

орфоэпических

норм,

грамматические ошибки, упущение микротем. Вторая часть экзамена

предполагает монологическое высказывание. Ребята с трудом справляются с

ним. Часто можно услышать претензии в наш адрес, что учителя русского

языка и литературы не на должном уровне готовят ребят к данным

экзаменам. В действительности эта проблема выходит далеко за рамки

названных предметов, и только общие усилия всех учителей-предметников

гуманитарного цикла являются необходимым условием для её решения.

Вопрос

о

необходимости

развития

устной

монологической

речи

рассматривался и на заседании МО учителей русского языка и литературы, и

на педагогическом совете школы-интерната. Несмотря на все трудности

наблюдается положительная динамика: количество баллов в зачтённой

работе по собеседованию растёт, 30% детей набирают максимальный балл,

незачтённых

работ

нет.

Это

свидетельствует

о

повышении

уровня

читательской грамотности обучающихся.

Единые комплексные диагностические контрольные работы

предназначены для проверки предметных и метапредметных результатов.

Работа охватывает задания по русскому языку, математике, географии,

химии и другим предметам. Задания по русскому языку строятся на основе

текста, В данном примере это отрывок из произведения М.Шолохова

«Судьба человека». Прочитайте отрывок из произведения М.Шолохова

«Судьба человека» и выполните задания к нему.

Русский язык

(1)Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу

отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.

(2)Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края

военным ураганом невиданной силы... (3)Что-то ждет их впереди? (4)И

хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли,

выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев,

сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому

позовет его Родина.

(5)С тяжелой грустью смотрел я им вслед... (6)Может быть, все и

обошлось бы благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя

несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне

лицом, помахал розовой ручонкой. (7)И вдруг словно мягкая, но когтистая

лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. (8)Нет, не только во сне

плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. (9)Плачут они и

наяву. (10)Тут главное - уметь вовремя отвернуться. (11)Тут самое главное

- не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке

жгучая и скупая мужская слеза... (Михаил Шолохов «Судьба человека»).

Тестовые задания.

1.

Замените слово выдюжит (предложение 4) стилистически нейтральным

синонимом.

Ответ: ______________________________________________________

2 . Из предложений 3-7 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

Ответ: _____________________________________

3.Замените словосочетание «мужская слеза» (предложение 11),

построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со

связью управление. Напишите полученное словосочетание.

Ответ:____________________________________________________________

4. Определите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ

запишите цифрой.

Ответ: _________________________________________

5. Среди предложений 1-7 найдите такое, где есть вводное слово. Запишите

номер предложения.

Ответ: ________________________

6. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным

согласованным определением. Запишите его номер.

Ответ: ________________________

7. Среди предложений 1-6 найдите такое, одной из частей которого

является безличное предложение.

Ответ:____________________________________________________________

Внутренний мониторинг ОКОУ «Клюквинская школа-интернат»

направлен на повышение читательской грамотности: в

5-8 классах

проводится техника чтения ( в начале учебного года, в середине и в конце),

ведётся работа с родителями, заполняются читательские дневники, даются

списки для летнего чтения. В условиях школы-интерната не всегда доступны

гаджеты,

поэтому

ребята

активно

используют

ресурсы

школьной

библиотеки: энциклопедии, словари, справочники.

Результаты внешней оценки качества образования - это важный показатель

как для ребенка и родителя, так и для работы школы в целом. Проблема

формирования у обучающихся потребности в систематическом чтении и

читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной,

ведь именно «читательский багаж» обучающегося является базой для

написания качественного текста итогового сочинения в 11 классе и

читательский навык играет весомую роль в успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ как

форм внешнего мониторинга.

ОГЭ по русскому языку образца 2020 года стал сложнее, хотя казалось бы

заданий стало меньше, но теперь они более трудоёмки. На экзамене обучающийся

должен проанализировать содержание текста, средства выразительности, выполнить

лексический анализ слова, написать сжатое изложение, используя приемы компрессии.

Далее ученик выбирает одну из тем, связанных с текстом, для написания сочинения-

рассуждения.

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

известного французского писателя П.Мериме: «Русский язык необычайно богат и

примечателен главным образом тонкостью оттенков». Аргументируя свой ответ,

приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте

номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать

работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом

материале. Начать сочинение Вы можете словами П. Мериме. Объём сочинения

должен составлять не менее 70 слов.

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете

смысл финала текста: «А значит, каждому человеку надо ещё и ещё раз продумать

своё отношение к тому, что происходит в мире. Сделать выбор. Правильный

выбор. И действовать.» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного

текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера

нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен

составлять не менее 70 слов.

9.3. Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Сформулируйте

и

прокомментируйте

данное

Вами

определение.

Напишите

сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве

тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)

примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент

приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Требования в ЕГЭ к написанию сочинения на основе предложенного текста в

2020-2021учебном году претерпели определенные изменения. В отличие от прошлых

лет теперь важно научиться анализировать текст, вести «диалог» с автором, не только

находить важные для понимания проблемы участки текста, но и правильно их

связывать между собой, пояснять и находить смысловую связь между ними. Перед

нами задание 27:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте

одну

из

проблем, поставленных автором

текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий

два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему

мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте

чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите

смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к

позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и

обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту),

не

оценивается.

Если

сочинение

представляет

собой

пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы

то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Для решения этого задания я даю ребятам такие рекомендации:

> Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом

размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте

проблему и сформулируете авторскую позицию.

> Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера,

важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и

укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарий,

который будет помещаться между проблемой и авторской позицией.

> Шаг 3. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её.

> Шаг 4. Напишите заключение.

Об эффективности такой работы говорят результаты государственной

итоговой аттестации за последние годы.

Мои обучающиеся достигают

положительных результатов освоения образовательных программ по итогам

мониторинга системы образования: результаты ЕГЭ по русскому языку: в

2015 г. средний балл -77, высший - 92, 2016 средний балл - 77, высший-83,

2017г.- средний балл - 71, в 2019г.-средний балл-75, высший -91; результаты

ОГЭ - 2017г.- по русскому языку: успеваемость - 100%, качество знаний -

67% (средний тестовый балл - 35, средняя отметка – 4,5).

Если говорить о качестве сдачи ЕГЭ моими учениками, то можно увидеть

рост баллов не только в тестовой части, но и в задании повышенного уровня

сложности, т.е. в сочинении. (выпускницы 2018-2019 учебного года набрали

высокие баллы за выполнение творческой части: 24 из 24, 23 из 24). Эти

результаты

свидетельствуют

о

сформированности

у

выпускников

читательских компетенций и о высоком уровне читательской грамотности.

Подводя итог всему сказанному, хочется обратить внимание на то, что

особо важно в каждом образовательном учреждении создать систему учебно-

воспитательной

работы,

направленной

на

формирование

грамотного

читателя как основного фактора повышения успешности каждого ученика. В

первую очередь это отразится на результатах ОГЭ и ЕГЭ, потому что группы

читательских умений напрямую связаны с умениями, которые должны

продемонстрировать

выпускники

в

процессе

работы

с

контрольно-

измерительными материалами.

Только систематическая работа по формированию читательской

грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему

формирования грамотного читателя. Для этого необходимо правильно

выстроить весь инструментарий, распределив его по уровням обучения, и

задействовать его и в учебной, и во внеучебной работе, а также привлечь к

данной проблеме родителей.

В заключение хочется отметить, что эффективность работы по

формированию читательской грамотности прежде всего зависит от педагога,

задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать

заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он

уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от

меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).



В раздел образования