Напоминание

Единый старт к началу обучения в школе


Автор: Амельченко Ирина Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования, педагог-организатор
Учебное заведение: Белгородский педагогический колледж, "Академия для малышей"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Единый старт к началу обучения в школе
Раздел: дошкольное образование





Назад





Единый старт к началу обучения в школе:

Детское объединение «Академия для малышей» в помощь родителям
Ни для кого не секрет, что поступление в школу является важнейшим этапом в развитии ребенка. Это переход к новым условиям деятельности и новому образу жизни, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Учебная деятельность школьника резко отличается по содержанию и по организации от привычных дошкольных форм деятельности. Школьные требования говорят о необходимости формирования определенных волевых качеств, понимания смысла учебных задач, осознания способов их выполнения, навыков самоконтроля и самооценки. Для успешной учебы школьнику необходимо иметь развитые познавательные способности, интересы, широкий умственный кругозор, а также коммуникативные навыки. Вот почему так важно вовремя подготовить ребёнка к переходу в школьное звено. Сделать этот переход максимально плавным и комфортным для будущего первоклассника помогают специально организованные занятия в детском объединении. Детское объединение «Академия для малышей», созданное на базе Белгородского педагогического колледжа, пользуется авторитетом и популярностью среди родителей дошкольников. В условиях образовательной среды «Академии для малышей» педагогами осуществляется всестороннее развитие детей. Занятия ведутся по следующим направлениям: математика, основы грамоты, окружающий мир, развитие речи с элементами логопедии, декоративно-прикладное искусство, музыка и английский язык. Некоторые родители считают, что если ребенок умеет читать и считать, он готов к обучению. Чтение и счет - это учебные умения, которые ребенок приобретает в ходе обучения. Бесспорно, беглое чтение и осознанный счет положительно скажутся на обучении, но важно, чтобы у будущего первоклассника были сформированы предпосылки учебной деятельности и все составляющие, необходимые для успешного обучения. Комплексная подготовка ребёнка к школе – вот задача педагогов «Академии для малышей». Поскольку необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка, каждое занятие направлено на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, речи). Педагоги стремятся к пополнению запаса конкретных знаний детей, обращая внимание на их качество, степень осознанности и чёткость представлений. Ребенок интеллектуально готов к школе, если он владеет элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием, начальными умениями в области учебной деятельности, в частности, умением выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Дошкольнику необходимо уметь делать простые обобщения, т.е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях окружающего мира. В этом помогают ребёнку занятия с педагогами «Академии для малышей», которые в дидактических играх развивающего цикла учат выделять цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учат сравнивать их; объяснять причину и результат явлений, происходящих вокруг. Развивая внимание детей, можно поиграть в игры «Что изменилось» (из группы предметов убрать один или переставить на другое место), «Найди отличия». Развивать память помогает игра «Опиши по памяти», когда вы даете на короткое время какой-то предмет, а потом, убрав его, просите ребенка ответить на вопросы об этом предмете. Одна лишь интеллектуальная готовность не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Часто дети, хорошо интеллектуально подготовленные к школе, не выполняют правил ведения тетрадей, испытывают трудности учебного порядка, не умеют ориентироваться на способ действия, не обладают операционными навыками. На занятиях по математике в детском объединении дошкольники учатся «видеть строку» и рисовать или писать в ней; «видеть клеточки» и четко и точно вести по ним рисунок, рисовать прямые линии, а не дрожащие, прерывистые или неровные. Это очень важно, т.к. недоразвитие тонкой моторики отрицательно сказывается на состоянии речи детей, что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления, поскольку речь и мышление взаимосвязаны. Физиологами доказано, что развитию кисти ребенка принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций – речи. Хорошо развивают кисти рук занятия рисованием, лепка из пластилина, конструирование, изготовление различных поделок. Всё это дошкольники осваивают вместе с педагогом на занятиях по прикладному творчеству. Ребёнок учится пользоваться мелкими деталями, работать ножницами с тупыми концами. Прежде чем приступить к вырезанию силуэта, он должен продумать, с какого угла, в какую сторону листа направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие. Под руководством педагога дети с удовольствием вырезают из ткани, из бумаги разные фигуры. Трафареты фигур предлагаются в соответствии с изучаемой темой на занятиях по окружающему миру, сезонными изменениями в природе. Так ребёнок учится видеть красоту осенних листьев, их многообразие, понимает необходимость домашних заготовок на зиму. Конечно, конструируя, занимаясь лепкой и рисованием, ребенок не научится писать, но рука у него разовьется, она станет умело справляться с карандашом. На занятиях по обучению грамоте дети осваивают один из видов письма – штриховку. Используя штриховку, дети упражняются в проведении прямых и наклонных линий, элементов букв. Кроме того, они знакомятся с
гласными и согласными звуками. Важно формировать фонематический слух у ребенка – умение выделить звук в слове. Дети учатся составлять предложения по картинкам. Важная задача – научить ребенка выделять слова из предложения. Какое первое слово? Какое второе? Некоторые родители считают, что достижение ребенком определенного возраста или поступление в школу автоматически ведет к возникновению и становлению указанных выше качеств. Обнаруживая у ребенка их отсутствие, мешающее ему хорошо учиться, взрослые начинают требовать от него «быть добросовестным, внимательным», забывая о том, что эти качества формируются на протяжении всего дошкольного детства и отсутствие их у 6- 7 летнего ребенка свидетельствует о недостаточной развивающей работе с ним. Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности, интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Не правы те родители, которые боятся перегрузки детского ума. Не правы и те, которые загромождают детское сознание большим количеством разрозненных и не по возрасту «умных» сведений. Родители считают, что их ребенок развит «не по годам». А на самом деле знания его лежат на поверхности, разрознены, заучены. Необходимо приучать ребенка к усидчивости, тренировать его внимание, ведь в школе ему предстоит сосредоточенно работать на уроках, готовить к выполнению тех требований, которые предъявляет школьная учеба. Для того чтобы учитель мог начать работу с ребенком, им необходим контакт: ребенок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения. В «Академии для малышей» даже «домашние» дети с удовольствием идут на контакт с педагогами и сверстниками, адаптационный период на занятиях проходит быстро и безболезненно. Важная часть работы педагогов детского объединения – это ежедневная консультационная поддержка родителей, разъяснение простых истин. Например, о необходимости вселять в ребенка чувство уверенности: «У тебя обязательно получится! Мы рядом, поможем»; о том, что необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими; о том, что надо формировать навыки общения: уметь слышать и слушать своего товарища; говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль; пользоваться вежливыми словами, избегать грубостей. Адекватное, правильное поведение, культура общения воспитывается в ребёнке прежде всего личным примером взрослого. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Дети, избалованные родительской опекой, болезненно реагируют на замечания учителей, ссоры с одноклассниками. Ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Очень важно отвечать на все вопросы детей и заниматься с ними тем, что им нравится.
Немаловажную роль здесь играет семейное воспитание. С того момента, как ваш ребёнок впервые переступит порог школы, начнётся новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался радостно, и чтобы так продолжалось на протяжении всего обучения в школе. Ребёнку всегда необходимо чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно опереться в трудных ситуациях. Станьте ему другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться. Педагог-организатор Амельченко Ирина Евгеньевна, Педагог дополнительного образования Бабкова Анжелика Юрьевна


В раздел образования