Мониторинг уровня сформированности УУД обучающихся 1 класса
Автор: Авдеева Наталия Валерьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Троицко-Сунгурская средняя школа" Населённый пункт: с. Троицкий Сунгур Наименование материала: статья Тема: Мониторинг уровня сформированности УУД обучающихся 1 класса Раздел: начальное образование
Цель : получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных
действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Методы сбора информации:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседа.
Список методик для мониторинга личностных ууд
1.
«Лесенка» (1- 4 класс)
2.
Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова)
3.
«Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
Технологическая карта формирования личностных УУД 1 класс
№
Список класса
Самопознание и
самоопределение
Смыслообразование
(мотивация)
Нравственно-этическая
ориентация
В
С
Н
В
С
Н
В
С
Н
1
Бахтиярова Дарья
+
+
+
2
Болотов Матвей
+
+
+
3
Борисова Софья
+
+
+
4
Гобузов Денис
+
+
+
5
Данькин Денис
+
+
+
6
Дудочкина Елизавета
+
+
+
7
Кравченко Константин
+
+
+
8
Леонтьев Александр
+
+
+
9
Матулин Иван
+
+
+
10
Михеева Виктория
+
+
+
11
Мумина Каролина
+
+
+
12
Насонова Виктория
+
+
+
13
Никишин Роман
+
+
+
14
Прошина Яна
+
+
+
15
Романов Никита
+
+
+
16
Романова Полина
+
+
+
17
Сайгушева Софья
+
+
+
18
Салитова Анастасия
+
+
+
19
Сулейманов Дамир
+
+
+
20
Сякин Савелий
+
+
+
21
Толоконникова Анастасия
+
+
+
22
Усольцева Маргарита
+
+
+
60%
36%
4%
27%
69%
4%
50%
50%
0%
Примечание: В – высокий уровень сформированности, С – средний уровень, Н – низкий уровень сформированности
Анализ проделанной работы по сформированности личностных УУД:
Анализируя работу за период первого года обучения обучающихся, можно сделать следующие выводы:
-У 60% детей сформировано чувство необходимости учиться, предпочтение уроков «школьного» типа урокам
«дошкольного» типа; адекватное содержательное представление о школе, предпочтение классных коллективных занятий
индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний, 36% обучающихся
положительно относятся к школе, ориентированы на содержательные моменты школьной действительности и образец
«хорошего ученика», увлечены внеучебной деятельностью, 4% детей относятся к школе отрицательно, сохраняется
дошкольный образ жизни.
-Интересуются новым, сформированы учебные мотивы, стремятся получить высокие оценки – 27%, частично
сформированы интересы к школе, учебные мотивы – 69%, 4% - к школе безразличны, сформированность учебных
мотивов недостаточна.
-Учитывают чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости, имеют
начальное представление о нравственных нормах -50%, ориентированы на моральную норму (справедливого
распределения, взаимопомощи, правдивости), частично учитывают чувства и эмоции субъекта при нарушении
моральных норм, имеют правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое – 50%, 0% -
неправильное представление о моральных нормах.
Список методик для мониторинга регулятивных ууд:
1. Методика «Рисование по точкам»
2. Наблюдение
Технологическая карта формирования регулятивных УУД 1 класс
Анализ проделанной работы по сформированности регулятивных УУД:
Анализируя работу за период первого года обучения обучающихся, можно сделать следующие выводы:
-23% детей осознают, что надо делать в процессе решения практической задачи, регулируют весь процесс выполнения,
определяют цель выполнения заданий на уроке, под руководством учителя. 64% детей осознают лишь частично, охотно
осуществляют решение познавательной задачи не выходя за ее требования. 23% детей нуждаются в пошаговом контроле
со стороны учителя, не могут ответить на вопросы о том, что они собираются делать или что сделали.
-31% детей могут сознательно контролировать свои действия, ошибки исправляют самостоятельно. 61% - ориентировка
на систему требований развита недостаточно, решая новую задачу, применяют старый неадекватный способ, с помощью
учителя обнаруживают неадекватность способа и пытаются ввести коррективы. 18% детей контроль носит случайный
непроизвольный характер, заметив ошибку, не могут обосновать своих действий.
-18% работают точно по образцу, могут оценить действия других учеников. 59% - могут ориентироваться на образец, но
делают ошибки, оценивают свои силы относительно поставленной задачи. 23% - не могут оценить свои силы
относительно решения поставленной задачи.
Список методик для мониторинга познавательных ууд:
1. Методика «Найди отличия»
2. Наблюдения
Технологическая карта формирования познавательных УУД 1 класс
№
Список класса
Общеучебные универсальные
действия
Логические учебные действия
Постановка и решения
проблем
В
С
Н
В
С
Н
В
С
Н
1
Бахтиярова Дарья
+
+
+
2
Болотов Матвей
+
+
+
3
Борисова Софья
+
+
+
4
Гобузов Денис
+
+
+
5
Данькин Денис
+
+
+
6
Дудочкина Елизавета
+
+
+
7
Кравченко Константин
+
+
+
8
Леонтьев Александр
+
+
+
9
Матулин Иван
+
+
+
10
Михеева Виктория
+
+
+
11
Мумина Каролина
+
+
+
12
Насонова Виктория
+
+
+
13
Никишин Роман
+
+
+
14
Прошина Яна
+
+
+
15
Романов Никита
+
+
+
16
Романова Полина
+
+
+
17
Сайгушева Софья
+
+
+
18
Салитова Анастасия
+
+
+
19
Сулейманов Дамир
+
+
+
20
Сякин Савелий
+
+
+
21
Толоконникова Анастасия
+
+
+
22
Усольцева Маргарита
+
+
+
31%
46%
23%
14%
68%
18%
14%
50%
36%
Анализ проделанной работы по сформированности познавательных УУД:
Анализируя работу за период первого года обучения обучающихся, можно сделать следующие выводы:
-31%
детей ориентируются
в
учебнике,
отвечают
на
простые
вопросы
учителя,
находят
нужную
информацию
в
учебнике,
подробно пересказывают прочитанное или прослушанное. 46% детей действуют по образцу,
способны
выполнять при направляющей помощи педагога. У 23% детей большинство умений не сформированы.
-У
14%
детей сформированы
операции
обобщения,
выделения
существенных
признаков.
У
68%
детей
частично
сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков. У 18% детей не сформированы операции
выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена.
-18% детей
самостоятельно ориентируются в учебнике. 50%
- ориентируются самостоятельно, но делают ошибки,
задают много вопросов. 36% - самостоятельно не могут ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного раздела.
Список методик для мониторинга коммуникативных ууд:
1. Методика «Левая и правая стороны» (Пиаже)
2. Методика «Узор под диктовку» (Цукерман Г.А. и др.)
3.Методика «Рукавички» (Цукерман Г.А.)
Технологическая карта формирования коммуникативных УУД 1 класс
№
Список класса
Коммуникация как
кооперация
Коммуникация как интеракция
Коммуникация как
интериоризация
В
С
Н
В
С
Н
В
С
Н
1
Бахтиярова Дарья
+
+
+
2
Болотов Матвей
+
+
+
3
Борисова Софья
+
+
+
4
Гобузов Денис
+
+
+
5
Данькин Денис
+
+
+
6
Дудочкина Елизавета
+
+
+
7
Кравченко Константин
+
+
+
8
Леонтьев Александр
+
+
+
9
Матулин Иван
+
+
+
10
Михеева Виктория
+
+
+
11
Мумина Каролина
+
+
+
12
Насонова Виктория
+
+
+
13
Никишин Роман
+
+
+
14
Прошина Яна
+
+
+
15
Романов Никита
+
+
+
16
Романова Полина
+
+
+
17
Сайгушева Софья
+
+
+
18
Салитова Анастасия
+
+
+
19
Сулейманов Дамир
+
+
+
20
Сякин Савелий
+
+
+
21
Толоконникова Анастасия
+
+
+
22
Усольцева Маргарита
+
+
+
36%
50%
14%
64%
36%
0%
36%
55%
9%
Анализ проделанной работы по сформированности коммуникативных УУД :
Анализируя работу за период первого года обучения обучающихся, можно сделать следующие выводы:
-36% детей отвечают на все вопросы, осознанно стремятся к сотрудничеству. 50% детей частично отвечают на вопросы,
работают в паре ситуативно. 14% детей с трудом идут на контакт, работы в паре не получается (Леонтьев С, Салитова
Н., Сякин С.).
-64% детей тактичны, вежливы, соблюдают этикет, понимают речевое обращение другого человека. 36% детей частично
соблюдают этикет, не всегда понимают речевое обращение другого человека. 0% отсутствуют агрессивные и замкнутые
дети.
-36% детей слышат, понимает и дают собеседнику обратную связь. 55% детей слышат, понимают, обратную связь дают
ситуативно. 9% чаще не слышат, поэтому не могут дать обратную связь
Уровни сформированности личностных ууд:
1. Самопознание и самоопределение
Высокий уровень:
- чувство необходимости учения,
- формирование своей точки зрения,
- предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
- адекватное содержательное представление о школе;
- предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома,
- предпочтение социального способа оценки своих знаний
Средний уровень:
- положительное отношение к школе;
- ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»,
- школа привлекает внеучебной деятельностью
Низкий уровень:
- отрицательное отношение к школе и поступлению в школу
- Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
2. Смыслообразование
Высокий уровень:
- интерес к новому;
- сформированность учебных мотивов
– стремление к получению высоких оценок,
Средний уровень:
- частично сформирован интерес к новому;
- частично сформированы учебные мотивы,
– стремление получать хорошие оценки,
Низкий уровень:
-к школе безразличен;
- сформированность учебных мотивов недостаточна,
3. Нравственно-этическая ориентация
Высокий уровень :
- ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)
- учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости,
- имеет начальное представление о нравственных нормах
Средний уровень:
- ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)
- частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм,
- имеет правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое
Низкий уровень:
- неправильное представление о моральных нормах,
- низкий уровень развития эмпатии
Уровни сформированности регулятивных ууд:
1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимися,
и того, что ещё
неизвестно (Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно .)
Высокий уровень:
- Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи регулирует весь процесс выполнения.
- Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством
учителя.
Средний уровень:
- Предъявляемое требование осознается лишь частично.
-Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.
-Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов решения
Низкий уровень:
- Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.
-Нуждается в пошаговом контроле со стороны учителя.
-Не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал.
2. Контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданны эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона (соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.)
Высокий уровень:
Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.
-Высокие показатели объема и концентрации внимания.
-Осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено.
- Ошибки исправляет самостоятельно.
Средний уровень:
-Ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено средним уровнем развития
произвольности.
- Средние показатели объема и концентрации внимания.
- Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает
неадекватность способа и пытается ввести коррективы.
Низкий уровень:
Низкие показатели объема и концентрации внимания.
- Не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок.
- Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий
3. Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения; оценка результатов работы (
Оценка своего задания по следующим параметрам:
легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Степень развития произвольного внимания).
Высокий уровень:
-Работает точно по образцу.
- Может оценить действия других учеников.
Средний уровень:
-Может ориентироваться на образец, но делает ошибки.
-Может оценить выполненное задание по параметрам: легко выполнить или возникли сложности при выполнении.
Низкий уровень:
-Неумение опираться на образец.
-Низкий уровень развития произвольного внимания.
-Не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.
Уровни сформированности познавательных ууд:
1 . Общеучебные универсальные действия (Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя,
находить нужную информацию в учебнике, подробно пересказывать прочитанное или прослушанное).
Высокий уровень:
Выполняет самостоятельно
Средний уровень:
Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога
Низкий уровень:
Большинство умений не сформированы
2. Логические учебные действия (Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать
предметы, объекты на основе существенных признаков).
Высокий уровень:
Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков
Средний уровень:
Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков
Низкий уровень:
Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена
3. Постановка и решения проблем (ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного раздела).
Высокий уровень:
самостоятельно ориентируется в учебнике.
Средний уровень:
Ориентируется самостоятельно, но делает ошибки. Задает много вопросов
Низкий уровень:
Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе
изучения данного раздела.
Уровни сформированности коммуникативных ууд:
1. Коммуникация как кооперация
(Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Участвовать в диалоге на
уроке и внеурочное время. Работать в паре).
Высокий уровень:
- отвечает на все вопросы.
- осознанно стремится к сотрудничеству.
Средний уровень:
- частично отвечает на вопросы.
-работает в паре ситуативно.
Низкий уровень:
- не идет на контакт (агрессивен или пассивен).
2 . Коммуникация как интеракция. (Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить.
Понимать речевое обращение другого человека.).
Высокий уровень:
- тактичен, вежлив, соблюдает этикет.
- понимает речевое обращение другого человека
Средний уровень:
- частично соблюдает этикет.
- не всегда понимает речевое обращение другого человека
Низкий уровень:
- молчалив или агрессивен.
- не понимает речевое обращение другого человека.
3. Коммуникация как интериоризация. (слушать и понимать речь других).
Высокий уровень:
- слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь
Средний уровень:
- слышит, понимает, обратную связь дает ситуативно.
Низкий уровень:
- не слышит, не может дать обратную связь