Автор: Смицкая Елена Анатольевна
Должность: учитель английского и немецкого языков
Учебное заведение: МОУ "Уразовская СОШ №1" Валуйского района Белгородской области,
Населённый пункт: пгт Уразово
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Раздел: полное образование
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Профессиональная ориентация школьников средствами английского
языка является важной составляющей образовательного процесса, которая
помогает учащимся не только овладевать языком, но и готовиться к будущей
профессии. Через английский язык работу можно вести по ряду направлений,
в которых можно развивать профессиональную ориентацию школьников:
При изучении
профессионально ориентированной лексики
включение
в
учебные
программы
тем,
связанных
с
различными
профессиями,
позволяет
школьникам
знакомиться
с
терминологией,
характерной для разных сфер деятельности. Например, можно изучать
лексику, связанную с бизнесом, медициной, технологиями и другими
областями.
Разрабатывая проект на английском языке, школьники могут
выполнять проектные работы, связанные с их интересами и потенциальной
профессиональной
деятельностью.
Это
может
быть
исследование
определенной профессии, написание эссе о работе мечты, создание
презентаций на английском языке по теме выбранной профессии.
Внедрение ролевых игр и моделирование ситуаций на уроках
английского языка позволяют ученикам имитировать профессиональные
ситуации (например, собеседование на работу, деловые переговоры),
помогает развивать практические навыки общения и взаимодействия в
профессиональной среде.
Введение профориентационных заданий на английском языке,
которые
могут
включать
в
себя
написание
резюме,
составление
мотивационного письма, подготовку к интервью и другие задачи, с которыми
школьники могут столкнуться в будущем, является хоть и трудоемким
процессом, но очень эффективным.
Использование аутентичных материалов, таких как просмотр видео,
чтение статей и изучение информации из реальных источников (например, с
сайтов
компаний,
образовательных
порталов,
международных
СМИ)
помогает школьникам знакомиться с требованиями и возможностями в
различных профессиях за рубежом.
Организация встреч с профессионалами из разных сфер, которые
владеют английским языком и могут рассказать о своей карьере, на
иностранном языке позволяет ученикам лучше понять реальные возможности
и требования к языковым навыкам.
Участие в подготовке к международным экзаменам по английскому
языку (например, IELTS, TOEFL) может также служить инструментом
профориентации, так как успешное прохождение таких тестов является
требованием для поступления в зарубежные университеты и работы в
международных компаниях.
Интеграция профориентации в учебные программы посредством
разработки
и
внедрения
специальных
курсов
или
модулей
по
профессиональной ориентации на английском языке, где школьники смогут
более глубоко изучать свою будущую профессию через призму языка,
позволит сделать процесс обучения более целенаправленным.
Взаимодействие с международными организациями и
программами,
участие в международных образовательных программах,
стажировках и обменах способствует не только улучшению языковых
навыков, но и расширяет кругозор учащихся в плане профессиональных
возможностей за границей.
Применение онлайн-ресурсов, таких как профессиональные вебинары,
курсы, платформы для изучения английского языка с акцентом на
профессиональные
навыки,
поможет
школьникам
получить
доступ
к
актуальной информации и повысить свою конкурентоспособность.
Таким образом, средства английского языка могут стать мощным
инструментом для профессиональной ориентации школьников, помогая им
не только овладеть языком, но и подготовиться к будущей карьере, развить
необходимые навыки и получить представление о возможностях на
международном уровне.
Урок по профессиональной ориентации школьников средствами
английского языка может включать различные активности, направленные на
развитие языковых навыков и ознакомление с будущими профессиями.
Пример такого урока:
Тема: Exploring Professions and Career Paths
Цель: ознакомить учащихся с различными профессиями на английском
языке; развить навыки чтения, аудирования, говорения и письма в контексте
профессиональной ориентации; помочь школьникам лучше понять свои
интересы и возможные карьерные пути.
Оборудование: презентация с изображениями и описаниями различных
профессий;
видео
о
профессиях
(например,
видео-интервью
с
представителями различных профессий на английском языке); раздаточные
материалы (тексты с описанием профессий, карточки с профессиональной
лексикой)
Ход урока:
1. Введение в тему (5-7 минут):
учитель показывает презентацию с
изображениями
различных
профессий
(например,
врач,
инженер,
программист, учитель, дизайнер и т.д.) и задает вопросы:
"What professions do you know in English?", "What professions are popular
nowadays?" Учащиеся обсуждают, какие профессии им знакомы и какие им
интересны.
2. Работа с видео (10 минут): учащимся показывают короткое видео на
английском
языке,
в
котором
представители
различных
профессий
рассказывают о своей работе (например, интервью с врачом, инженером или
дизайнером). После просмотра учитель задает вопросы по содержанию:
"What does the doctor do in their daily work?", "What skills are important for an
engineer?" Учащиеся обсуждают ответы в парах или группах, затем делятся
своими мыслями с классом.
3. Чтение и обсуждение (15 минут): учитель раздает тексты с описанием
различных профессий (по одному тексту на пару или группу). Учащиеся
читают текст, обсуждают его в группе, а затем представляют профессии
классу: "We read about a software developer. This profession involves creating
and testing software. The main skills required are programming, problem-solving,
and teamwork." После презентаций, учитель спрашивает учащихся: "Which
profession do you find most interesting? Why?"
4. Ролевая игра: Собеседование на работу (15 минут): учитель объясняет,
что
учащиеся
будут
участвовать
в
ролевой
игре
"Job
Interview"
(собеседование на работу). Учащиеся делятся на пары: один играет роль
работодателя, другой - кандидата на работу. Работодатель задает вопросы на
английском языке, а кандидат отвечает, рассказывая о себе и своей
мотивации. Примеры вопросов:"Why do you want to become a [profession]?",
"What skills do you have that make you a good fit for this job?". После игры
пары могут поменяться ролями.
5. Заключительная часть (5 минут): учитель подводит итоги урока, задавая
вопросы: "What new professions did you learn about today?", "Did any profession
catch your interest?". Учащиеся делают выводы о том, какие профессии им
кажутся интересными и как они могут развивать свои навыки для этих
профессий.
Домашнее задание: написать эссе на английском языке (150-200 слов) на
тему: "My Dream Job and How I Can Achieve It". В эссе школьники должны
описать свою профессию мечты, необходимые навыки и шаги для
достижения этой цели.
Этот урок помогает не только развивать языковые навыки, но и
способствует
профессиональной
ориентации,
давая
школьникам
возможность познакомиться с различными профессиями и задуматься о
своем будущем.