Напоминание

Кружок "Народные умельцы" подготовительная группа


Автор: Шефанова Людмила Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С "Алёнушка" г.Волгодонска
Населённый пункт: Ростовская обл. г.Волгодонск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Кружок "Народные умельцы" подготовительная группа
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Алёнушка" г. Волгодонска Обсужден и принят Утверждено на педагогическом совете ДОУ Приказом от "_07_"09_2016г. №_117_ Протокол от «_07_»_09_2016 г. №1


Рабочая программа

кружка "Народные умельцы"
с детьми 6-7 лет подготовительной группы №7"Звёздочки" МБДОУ ДС «Алёнушка» г.Волгодонска на 2016-2017 учебный год Воспитатель Л.В. Шефанова г.Волгодонск 2016 1

Содержание программы
I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка …………………………… …3 1.2 Цели и задачи реализации программы…………….. ..3 1.3 Принципы в организации кружковой деятельности…4 1.4 Методы и работы кружковой деятельности…………..5 1.5 Интеграция с образовательными областями………….5 1.6 Основные способы и приемы…………………………..6 1.7 Планируемые результаты освоения программы………6 II Содержательный раздел 2.1 Учебный план на 2016-2017 учебный год кружка « Народные умельцы»………………7 2.2 Перспективное планирование работы кружка « Народные умельцы»………………………………………7

III Организационный раздел 3.1 Список источников, обеспечивающих реализацию кружковой работы «Народные умельцы»………………...13 3.2 Условия реализации Программы…………………………14 3.3 Список детей……………………………………………….15 3.4 Приложения………………………………………………..15
I Целевой раздел
2

1.1 Пояснительная записка.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением. Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей. ^ Новизной и отличительной особенностью программы «Художники- умельцы» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству. Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.
1.2 Цели и задачи реализации программы
Цель: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство. Задачи программы: Обучающие: закреплять и расширять знания основ народного декоративно – прикладного искусства, раскрыть истоки народного творчества; знакомить детей с многообразием элементов росписей и показать широту их применения; 3
научить сравнивать различные виды росписей: находить черты сходства и их различия; знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения в декоративно – прикладном искусстве; Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия; пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства; развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь; развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение; совершенствовать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами; развивать мелкую моторику рук; Воспитывающие: осуществлять эстетическое воспитание детей: формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей; воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире; воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству; формировать устойчивый интерес к художественной росписи; прививать и совершенствовать у детей такие качества как трудолюбие, внимательность, аккуратность; воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
1.3 Принципы в организации кружковой деятельности
Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей); Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.); Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей); Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий); Принцип динамичности (от самого простого до сложного); Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала); Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений); Принцип сотрудничества (совместная работа родителями)
1.4 Методы и работы кружковой деятельности
4
1.Наглядные методы: - рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий; - показ способов действия с инструментами и материалами. 2. Словесные методы: - беседа, - использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы), - объяснение способов действия с инструментами и материалами; - указания, пояснения, - анализ выполненных работ; 3. Практические методы: - обучение способам изображения, лепки; - самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, - использование различных инструментов и материалов для реализации замысла; - индивидуальный подход к детям; 4. Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); 5. Мотивационный метод - убеждение, - поощрение; - создание ситуации успеха; 6. Жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу). 7. Игровые методы: - сюрпризные моменты, игровые ситуации; - пальчиковые игры, динамические упражнения.
1.5 Интеграция с образовательными областями
Программа составлена с учётом интеграции с образовательными областями. Познание: дать представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. Коммуникация: пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства; -развивать связную речь детей, обогащать словарный запас ; 5
Чтение художественной литературы: дети знакомятся с литературными произведениями с рассказами об истории промысла. Художественное –эстетическое развитие: воспитывать интерес к произведениям народного и профессионального искусства, развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь; Физическое развитие: использование физминуток.
1.6 Основные способы и приемы
Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, упражнения для прорисовки элементов росписей, лепка из глины и соленого теста.
1.7 Планируемые результаты освоения программы
Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства; Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий; Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие; Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа; Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования. Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
II Содержательный раздел
6

2.1 Учебный план на 2016-2017

учебный год кружка « Народные умельцы»
Количество в неделю1 Длительность занятий: 35м
2.2 Перспективное планирование работы кружка

« Народные умельцы»

Октябрь
Тема: « Плетение коврика из бумаги» Задачи: ознакомление дошкольников с техникой плетения из цветной бумаги; развивать мелкую моторику рук, воспитывать у детей аккуратность, опрятность. Материал и оборудование: цветная бумага, клей, ножницы. Тема: « Берестяные туески» Задачи: воспитывать интерес к искусству. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством Сибири. Делать предметы цилиндрической формы.Развивать творчество, фантазию и инициативу. Формировать у детей положительные взаимоотношения со сверстниками, умение сотрудничать. Материалы: плотная бумага, клей, мягкие кисти, тычки, салфетки, краски гуашь. Тема: «Нарядные бусы» Задачи: вызвать интерес к созданию украшений (бус, браслетов и т.д) из природного материала (ягод шиповника, рябин и т.д), нанизывать ягоды и семена на проволоку, создавая орнамент. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Материал: природный материал: семена, ягоды, проволока мягкая. Тема: «Хохломская тарелка» (рисование) Задачи: представления детей о хохломском промысле и его особенностях. Учить детей составлять узор в соответствии с формой основы. Учить подбирать краски, подходящие к цвету фона. Упражнять в рисовании элементов хохломской росписи. Развивать художественный вкус. 7
Материал: бумажные разовые тарелки, заранее тонированные детьми гуашью желтого цвета, тонкие кисти, гуашь красного, черного и зеленого цветов, баночки с водой, тряпочки, палитры.
Ноябрь
1-2 Тема: «Лепка дымковского коня». Задачи: воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе. Материал: дымковские игрушки и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой. Тема: «Барышни-франтихи». ( рисование+ конструирование.) Задачи: учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус. Тема: «Расписные кухонные лопаточки» (рисование) Задачи: продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки». Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти, пользоваться печаткой «тычком». Материал: деревянные изделия(кухонная лопаточка. , краска гуашь, кисти, ватные палочки, печатки «тычки».
Декабрь
Тема: «Чудо-цветок». (Лепка рельефная, декоративная). Изразцы. Задачи: учить создавать декоративные цветы пластическими средствами. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения сложных венчиков и отдельных лепестков. Развивать чувство ритма и композиции. Познакомить с понятием «Изразцы» и историей их возникновения. Воспитывать художественный вкус и желание создавать новые образы. 8
Материал: картонные квадратики 10х10 см., пластилин, доски, стеки, салфетки, бусинки для украшения поделки. 2-3 Тема: «Филимоновский гусенок».( лепка) Задачи: закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках. Материал: глина, стеки, досточки, салфетки, гуаш, мягкие кисти , перышко, баночки с водой, салфетки. Тема: «Украсим поднос».(рисование) Задачи: составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком». Материал: бумажные полоски 20*30 см. желтого, красного, черного цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, печатки «тычки».
Январь
Тема:«Русская матрешка». (рисование) Задачи: познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству. Материал: силуэтное моделирование «Матрешки», краска гуашь, кисти, ватные. Тема: «Оберег» (из соленного теста) Задачи: создание подарка-оберега своими руками. Вызвать интерес к созданию подарка, лепить подковку на основе валика (цилиндра): раскатывать столбики прямыми движениями ладоней «вперед-назад» и слегка видоизменять форму – изгибать, дополнять мелкими деталями. Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. Материалы: соленое тесто, зубочистки, предметы для украшения поделки (горох, бусинки, бисер и т.д.). 9

Февраль
Тема: « Крупеничка» ( народная тряпичная кукла) Задачи: расширять знания детей о народной игрушке . Формировать творческие способности в создании кукол оберегов. Закреплять умение наматывать нитки на картон, соблюдая плотность наматывания. Совершенствовать мелкую моторику рук. Обогащать речь детей с помощью пословиц о труде. Расширять словарный запас (оберег, лоханная). Материал: 1 квадрат льняной (квадрат любой плотной х/б ткани) размером 10 на 10 см;1 квадрат светлой ткани (10 на 10 см);льняные нитки (пряжа, 12 прядей длиной 50 см);ножницы. 2-3Тема: «Каргопольская игрушка». (лепка) Задачи: Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи. Материал: глина, стеки, вода, салфетки, досточки. Для рисования: гуашь, вода в баночках, салфетки. Тема: «Сказочная птица».(рисование) Задачи : развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т. д. и украшать им вылепленное изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству. Материал: шаблон сказочной птицы, цветной гуашь, баночки с водой, салфетки.
Март
Тема: «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске). Декоративное рисование Задачи: продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать 10
патриотизм, гордость за свою Родину. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками. Материал: досточки (деревянные или бумажные), гуашь, баночки с водой, салфетки. 2-3Тема: «Гжельские фигурки». ( Лепка) Задачи: воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров. Закрепить умение лепить из глины, используя конструктивный способ. Материал: гжельские изделия и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой. 4 Тема: « Донские сувениры» ( лепка посуды). Задачи : продолжать знакомить детей с семикаракорским народным промыслом, воспитывая эстетическое отношение к предметам. Материал: глина( соленное тесто), досточки, вода, салфетки.
Апрель
Тема: « Донские сувениры» (семикаракорская роспись) Задачи: учить составлять узор с использованием в росписи букетно- растительного орнамента с акцентом на более крупном центральном цветке. Включать в орнамент сюжетные композиции стилизованной флоры и фауны Дона, идущие от казачьего фольклора и современные мотивы. Материал: краска гуашь, кисти, ватные палочки, печатки. Тема: « Чудо-писанки» ( роспись на яйцах) Задачи: содействие ознакомлению детей с искусством миниатюры на яйце. Уточнять представление о композиции и декоре. Учить рисовать узоры гуашевыми красками на объемной форме Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству и к народным традициям, праздникам. Материал: яйца, подставки под яйца, гуашь, тонкие кисти, салфетки матерчатые и бумажные, ватные палочки, колпачки от фломастеров, мольберты, вода в банках, яйца для раскраски. Тема: «Сарафан для Матрешки» ( Рисование) 11
Задачи: продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета. Учить использовать нетрадиционную технику рисования – рисование пальчиками, оттиск поролоном. Материал: трафареты матрешек, таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, трафареты «ромашки», «купавки», поролон. Тема: «Жаворонки весну кличут» ( лепка из соленного теста) Задачи: продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные игры. Обобщить знания о весенних изменениях в живой природе и о перелетных птицах.Развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности. Формировать технические умение и навыки работы со стекой, наносить рисунок на хвост и крылья. Побуждать к использованию дополнительного материала (изюм). Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Материал и оборудование: дерево, слайдовая презентация. фартуки, налокотники, соленое тесто, доски, вода, стеки, салфетки, жаворонки из материала.
Май
Тема: «Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа). ( рисование) Задачи: развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей. Познакомить с техникой холодного батика. Материал: батик холодный, «тычки». Тема: « Рушники донских мастериц». (рисование) Задачи: воспитывать любовь к родному краю. Воспитывать уважение к труду народных умельцев, восхищения их творчеством; вызывать желание украшать свой рушник донской вышивкой. 12
Развивать интерес к истории родного края; вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведения народного искусства; развивать эстетическое восприятие, мышление, произвольное внимание и память; развивать умение анализировать сочетание цветов, расположение элементов узора. Материал: полоски из бумаги, краски, баночка с водой, салфетки.
III Организационный раздел

3.1 Список источников, обеспечивающих реализацию

кружковой работы «Народные умельцы»
И.А.Лыкова « Художественный труд» (рабочая тетрадь) И.А.Лыкова «С чего начинается Родина», народное искусство. Рабочая тетрадь по основам народного искусства Ю.Г. Дорожин. Издательство «Мозайка-Синтез» § Дымковская игрушка § Гжель § Городецкая роспись § Гжель § Филимоновская народная игрушка § Дымковская игрушка § Хохлома, изделия народных мастеров Плакаты: § Гжель -работы современных мастеров; -примеры узоров и орнаментов. § Филимоновская свистулька -работы современных мастеров; - примеры узоров и орнаментов. § Хохлома -работы современных мастеров; - примеры узоров и орнаментов. 13

3.2 Условия реализации Программы
Материалы для занятий (в том числе для рисования нетрадиционными техниками). Белый и цветной картон формата А4. Простые карандаши. Пастель масляная. Кисти беличьи №5, №4, №2. Палитра. Краска гуашь. Белила. Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий). Глина. Соленное тесто. Стеки. Баночки с водой. Ткань цветная. Баночки из-под крема. Клейкая бумага разного цвета Печатки разные. Различные «тычки». Ватные палочки. Перышко. Штампы. Трафареты. Зубная щетка. Нитки разной фактуры. Тесьма. 14
Оборудование. Мольберты. Фланелеграф. Столы для творчества. Фартуки. Салфетки бумажные и матерчатые. Аудиокассета с записью русских народных песен. Подставка под кисти и инструменты. Видеокассета с записью фильмов о русских народных промыслов.
3.3 Список детей
1.Полударова Соня 2.Рустамов Марат 3.Сапегина Даша 4.Слюсарев Рустам 5.Смирнов Костя 6.Смирнов Лёня 7.Сопова Катя 8.Сороковенко Артем 9.Сыроватский Тимофей 10.Шишов Миша 11.Этинген Андрей 12.Плотников Илья 13.Нездолина Алина 14.Михайлова Лиза
3.4 Приложения

Правила рисования краской.
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая 15
сильно пальцами. 2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии. 3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге. 4. Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти. 5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом). 6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз. 7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
Этапы работы с глиной.
I этап Изделие вылепливается и высушивается; II этап Высушенное изделие тщательно оправляется (заглаживается) влажной салфеткой; III этап Оправленное изделие обжигается, грунтуется, расписывается. Основные способы лепки. 1. Конструктивный способ – лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением. 2. Пластический способ – лепка из целевого куска глины. 3. Комбинированный способ – лепка с применением пластического и конструктивного способов. 4. Ленточный способ – служит для изготовления посуды (чашки, стаканы, кувшины, вазы и т.д.). 5. Способ кругового налепа (спирально-кольцевой налеп). Сосуды (способом кругового налепа) лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из глины. 6. Способ выбирания глины стекой. При присоединении частей изделия используются приёмы: прижать, примазать, вдавить, загладить. 16


В раздел образования