Автор: Жердева Наталья Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Курьинская средняя общеобразовательная школа" им. М.Т.Калашникова Населённый пункт: с. Курья, Курьинский район, Алтайский край Наименование материала: разработка урока и презентация к уроку Тема: из опыта работы Раздел: начальное образование
Русский язык, 3 класс, С.В. Иванов «Русский язык» - УМК «Начальная школа XXI
века».
Тема
урока: «Падеж имен существительных».
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной
информации, познакомить с отличием И.и В. падежей имён существительных.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные: активизировать способность языкового чутья и способа постановки
смысловых и падежных вопросов;
формировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и
вспомогательному слову;
работать над формированием УУД:
личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
занятиям, мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания;
познавательные: формирование познавательной цели,
регулятивные: постановка учебной задачи, самооценка (осознание качества и уровня
усвоения);
коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести разговор, умение выражать
свои мысли, инициативное сотрудничество в парах.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма,
способность работать, в парах, опираясь на помощь товарищей;
развивать познавательный интерес к языку, логическое мышление;
развивать и совершенствовать речь учащихся.
Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного интереса к
русскому языку; воспитывать любовь к русскому языку, взаимопонимание и
взаимопомощь.
Методы обучения:
Словесные (беседа, фронтальный опрос);
Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);
Практические (упражнения);
Поисковые (частично-поисковые);
Аналитический;
Самостоятельной работы учеников.
Форма работы: парная, индивидуальная
Средства обучения:
Учебник, карточки для парной работы, индивидуальные карточки, компьютер.
Ход урока.
I. Организационный момент
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи на
уроке.
II. Целеполагание и мотивация.
Запись на доске: И.п. снег
Р.п. снега
Д.п. снегу
В.п. снег
Т.п. снегом
П.п. о снеге
- Что у меня записано на доске?
- Выделим окончания.
- Что вы заметили? (сущ.И. и В.п. с нулевым окончанием, имеют
одинаковую форму)
- Давайте вспомним вопросы этих падежей.
(СЛАЙД 1 )
- О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.
(СЛАЙД 2)
- Какие задачи мы должны сегодня решить с вами? (названия падежей,
падежные вопрос, определение падежей имён существительных, отличия
И.п. от В.п., начальная форма существительных).
- А что вам поможет достичь своей цели на уроке?
- А ещё вам помогут карточки, которые лежат у вас на столе,
индивидуальные и карточки для работы в паре, а так как вы будете работать
в паре, вам помогут и ваши товарищи.
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
(СЛАЙД 3)
- Прочитайте предложения. Оля считает, что все выделенные слова в
именительном падеже. А Федя считает, что в предложениях левого столбика
в именительном падеже, а в предложениях правого столбика в винительном.
Кто из ребят прав?
- Как определили?
- Обратите внимание, какими членами предложения являются слова 1
столбика и 2 столбика? (1 подлежащее, 2 второстепенные члены)
- Сделайте вывод. (Имя существительное в именительном падеже чаще
всего бывает подлежащим.)
- Прочитайте, правильно ли мы сделали вывод?
(СЛАЙД 4)
- Что нового вы еще заметили? (Форма именительного падежа ед. числа
называется начальной формой слова.)
IV. Первичная проверка понимания.
- А теперь выполним задание 1 на индивидуальных карточках.
-Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
(СЛАЙД 5)
- Оцените свою работу, что вы будете оценивать? (правильность
выполнения и самостоятельность)
V. Первичное закрепление.
Работа в парах.
- А теперь работаем в паре. Возьмите карточки для работы в паре.
- Прочитайте задание к упражнению 1.
- Что вам нужно сделать в упражнении?
- Проверяем, правильно ли выполнили задание.
(СЛАЙД 6)
- Что оцениваем в этом задании? (правильность и активность)
Фронтальная работа
(СЛАЙД 7)
Есть ……………… падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
- Какие слова пропущены в стихотворении?
- На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже?
- Почему этих вопросов два?
- Каким членом предложения бывает существительное в именительном
падеже?
- Какое вспомогательное слово они имеют?
- Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами?
- Вернёмся на вывод?
(СЛАЙД 8)
- Что еще мы не знаем о существительном? (начальная форма
существительных)
- Возьмите карточки для индивидуальной работы.
- Прочитайте задание упр. 2
- Что нужно сделать?
- На какие вопросы отвечает существительное в начальной форме? В каком
падеже стоит?
- Проверяем (1ряд – два слова, 2 ряд – два слова, 3 ряд – 2 слова)
- Что оцениваем в этом задании? (правильность, аккуратность,
самостоятельность)
VI. Рефлексия. Тест.
- Что нового вы сегодня узнала на уроке?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Чтобы проверить и оценить как вы усвоили материал ответьте на вопросы
теста. Для этого у вас есть маленькие белые листочки. Пишите номер
вопроса и ответ да или нет.
(СЛАЙД 9)
а) Склонение существительных - это изменение имен существительных по
падежам (да, нет)
б) Именительный падеж с предлогами не употребляется. (да, нет)
в) Винительный падеж отвечает на вопросы кого? что? (да, нет)
г) Существительное в винительном падеже может быть подлежащим.
(да, нет).
Проверьте правильно ли вы ответили на вопросы теста.
Кто неправильно ответил на 1 вопрос? Повторите правило в учебнике.
И т.д.
VII. Домашнее задание.
(СЛАЙД 10)
•
У. с.17 №5 (для всех)
•
упр. 3 или упр. 4 на карточке (по выбору)
Всем спасибо за вниманье,
За упорство, звонкий смех,
За азарт нового знания,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свиданья,
Интересных новых встреч!»
Урок русского языка по УМК Школа 21 века под редакцией
Н.Ф.Виноградовой. Урок был построен в соответствии с программными
требованиями 3 класса. Данный урок является частью раздела «Как устроен
наш язык». Это третий урок по теме «Изменение имен существительных по
падежам».
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока: создать условия для знакомства отличий именительного и
винительного падежей.
Задачи урока
1. Учебные задачи направлены на достижение личностных результатов
обучения:
а) расширение учебных знаний о падежах;
б) развитие умения вычленять главное, устанавливать причинно-
следственные связи, систематизировать материал;
в) воспитывать уважение друг к другу;
г) развивать навыки сотрудничества.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных
результатов обучения:
а) познавательные: развивают познавательную активность, формировать
умение анализировать и применять информацию по теме;
б) регулятивные: формировать умение планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, выдвигать и принимать критерии оценки своей
деятельности и оценивать свою деятельность в соответствии с принятыми
критериями;
в) коммуникативные: формировать умения работать в паре, строить
грамматические речевые высказывания
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов
обучения: развивать умения работать с разными источниками информации.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам.
При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную
активность младших школьников. На уроке были использованы следующие
методы обучения:
1.
По виду источника информации:
а) словесные (инструктаж, беседа)
б) наглядные (демонстрация презентации обучающего курса)
в) практические (работа с карточками, индивидуальное тестирование)
2.
По виду учебной деятельности:
а) проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленной перед
учащимися проблемы);
б) практический (работа с карточками)
На уроке были применены следующие формы познавательной активности:
общеклассные, индивидуальные, парные, которые в ходе урока сменяли
друг друга. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально
распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся. Урок был
начат с оргмомента. Целью данного этапа было настроить учащихся на
работу и восприятие материала. Следующий этап урока активизация знаний
учащихся. Детям было предложено пронаблюдать по записи на доске
склонение существительного по падежам. Это позволило вспомнить
материал, над которым работали на прошлом уроке и сформулировать тему
урока. Следующий этап постановка учебной задачи и построение проекта
выхода из затруднений. Э тот этап выявляет интересующие вопросы у детей
по этой теме, которые ориентируют на формирование целей урока.
Основной этап усвоение новых знаний и способов деятельности начинается
с проблемного задания для каждого учащегося, что позволяет проверить
знания детей в этом вопросе. Выполнив данные задания, дети работают в
парах, чтобы подтвердить или опровергнуть свои ответы. После
выполнения каждого задания дети оценивают себя. Этот этап является
основным т.к. учащиеся самостоятельно в этой среде учатся добывать
знания и применять их на практике. Эти умения позволяют социализировать
школьников в общей среде, а работа в парах способствует развитию
компетентных отношений. В основе этого этапа использованы:
1.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: а) метод
словесной передачи информации (инструктаж); б) методы наглядной
передачи информации и зрительного восприятия (слайды, карточки);
в)метод передачи информации с помощью практической деятельности
(практические упражнения, анализ, таблицы)
2.
Метод стимулирования и мотивации: а) эмоциональный (ситуация
успеха, поощрение, свободный выбор задачи при работе в парах) б)
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед
учащимися проблем)
В ходе практической работы отслеживалось умение работать в парах,
умение высказываться перед аудиторией. Для определения уровня знаний
учащихся за короткий промежуток времени дети оценивали свою работу
по критериям (П С А Ак)
Завершающим этапом было подведение итогов работы в виде теста.
Домашнее задание было дефференцированное. Между всеми этапами
прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе
урока была достигнута триединая дидактическая цель. Работа учащихся в
течении урока обеспечивалась за счет грамотного использования форм и
методов работы. Реализованы все поставленные цели и задачи урока.