Напоминание

Роль семьи в воспитании школьника


Автор: Саблисенко Светлана Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Уразовская СОШ №1" Валуйского района Белгородской области
Населённый пункт: поселок Уразово
Наименование материала: статья
Тема: Роль семьи в воспитании школьника
Раздел: полное образование





Назад




Роль семьи в духовно-нравственном воспитании личности.

С.И.Саблисенко,

заместитель директора по ВР,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Уразовская СОШ №1 им.Ф.Энгельса»

Валуйского района Белгородской области.

Семья есть основа всякого общества и государства, и значение семьи

справедливо сравнивают с ячейкой пчелиных сот в улье: каждый улей с

царицей, или маткой, во главе подобен государству, каждый отдельный пласт

сот подобен целям обществам селений и городов, а каждая ячейка подобна

семье. Если ячейки здоровы, имеют достаточный запас питания, то и весь

улей, значит, силен и благополучен; так и в государстве: все зависит от

духовного и материального благосостояния отдельных семей.

Отсюда понятно, какое важное значение имеет правильное воспитание,

или постановка всей семейной жизни в обществе.

Доброе воспитание есть самое ценное, самое великое сокровище,

которое

могут

и

должны

дать

родители

своим

детям:

глупому,

невоспитанному ребенку не впрок и богатство.

Перед родителями должны стоять две задачи: самим стать носителями

духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся

привить детям, и создание и непрерывное поддерживание в семье такой

атмосферы,

в

которой

формировалось

и

закреплялось

изначальное

стремление ребенка к добру.

Необходимость решения этих задач отмечена И.Н.Мошковой: «Дело в

том, что мы все хотим воспитать в ребенке то, чего сами не имеем; мы

требуем от него соблюдения правил, которых сами не выполняем; мы

ожидаем от него спокойного и уравновешенного поведения, в то время как

сами постоянно говорим на повышенных тонах, проявляем нетерпеливость и

агрессивность». И в подтверждение этого звучат слова А.С.Макаренко: «Не

думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним

разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете

его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы

одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как

вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы

смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение».

Что же сейчас мешает современной семье вести духовно-нравственное

воспитание своих детей? Кто виноват в духовной черствости общества?

Почему

личный

успех,

погоня

за

удовольствиями

и

финансовым

благополучием в нашей стране становятся очень важными и не это ли начало

всех бед?

Мы должны задуматься о будущем нашей страны, наших детях,

вернуться к истокам, обратиться к тому лучшему, что было и есть в нашей

культуре. И начать нужно с укрепления семьи, семейных традиций. Только

семья сможет воспитать человека ответственного, способного противостоять

ложным ценностям. Только в любви и согласии, в домашнем тепле и уюте

сможет зародиться наше будущее.

Воспитать в человеке Человека – конечная цель семьи. Идея

воспитания во все времена была связана с мыслью о том, чтобы человек

становился лучше. Родители хотят видеть своих детей воспитанными,

культурными, добрыми, мужественными, ответственными, справедливыми,

зрелыми. При этом совершают ужасную ошибку: «наполняют» детей

установками, правилами, знаниями, заботятся только о развитии ума, забывая

о детской душе. И совсем забывают о том, что намного нужнее ребенку –

учить видеть и замечать жизнь вокруг себя. В этом и заложен глубочайший

смысл и важнейшая проблема воспитания.

Родителям не обязательно «влезать» в душу ребенка, достаточно

«впускать» его в свою, позволять наблюдать её движения, делиться своими

переживаниями, иметь переживания «общие», и тогда семейное воспитание

обретет правильное направление. Именно в такой семье воспитываются

нравственно красивые, духовно богатые люди, умеющие быть терпимыми,

прощать и понимать близкого человека, любящие родных, почитающие

стариков,

С детских лет ребенок должен осознавать свою принадлежность к

семье, к конкретному роду, вбирать в себя черты, ценности и смыслы семьи,

рода, унаследовать богатый опыт, всё то лучшее и интересное, что есть в

каждой семье. Надо учить это видеть! Семейные фотоальбомы, душевные

воспоминания о предках, истории и легенды семьи, реликвии, передающиеся

из поколения в поколение, письма, знание родословной, трудовые династии,

семейные традиции, родовой дом, сад, в котором растут деревья нескольких

поколений – это главные составляющие семейного воспитания. А еще

ребенку необходимо ежедневно видеть родительскую заботу о старшем

поколении семьи, наблюдать уважение и понимание в семье, постоянно

чувствовать тепло и любовь родного человека. И если в семье есть общие

увлечения, чувство защищенности, стремления делать друг другу добро, а

труд и еда делятся поровну - значит крепка семья, значит не страшны ей

любые беды.

Проблема в том, что нашим детям недостает духовного общения, они

нуждаются в мудром взрослом, они ждут его взгляда, который примет,

поймет и простит. И чем раньше ребенок увидит в родителях наставника,

друга, тем легче ему будет познать мир с его светлыми и темными

сторонами.

Когда же нужно родителям начать заботиться о воспитании характера

и наклонностей своих детей? Ещё с того времени, когда они находятся в

утробе матери, ибо доказано и наукой, и усмотрено наблюдательными

людьми, что настроение и поведение матери во время плодоношения влияет

на склонности ребенка, находящегося в утробе, - особенно во второй период

беременности. Нужно всегда помнить, что если родители находятся в тихой,

мирной обстановке, переживают во время беременности матери хорошие

впечатления, то это тихое светлое настроение ложится в основу характера

будущего ребенка. Так поступают благоразумные родители с душой ребенка,

подготавливая её к тому времени, когда она начнет уже сознанием

воспринимать доброе дело, доброе слово.

Ребенок – губка, впитывающая все, что ему скажут родители, все, что

он увидит, на них глядя, наблюдая за их взрослой жизнью. Что передадут ему

родители, чему научат, к чему приучат, то и получат в ответ в старости.

Дети добрые – похвала, утешение и награда родителей, а дети злые –

их наказание, позор и мучение.

Итак,

родителям,

чтобы

сохранить

в

ребенке

«душу

живую»,

необходимо руководствоваться универсальным дидактическим принципом: в

обучении – от знаний через чувства к поступкам; в практической

деятельности – от действий через понимание их смысла к сердечному,

трепетному отношению к окружающим, семье и своей стране; в общении,

сфере

чувств

от

душевных

движений

к

глубокому

осознанию

непреходящих ценностей: Веры, Надежды, Любви, Терпения и Милосердия.

Заявка

на участие в III региональных историко-педагогических чтениях

«Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее»

Фамилия, имя, отчество –

Саблисенко Светлана Ивановна

Место работы, должность –

МОУ «Уразовская средняя

общеобразовательная школа №1

им.Ф.Энгельса», заместитель директора по

воспитательной работе, учитель русского языка

и литературы

Контактный телефон –

8-908-788-34-42, рабочий – 8-47-236-2-12-54

Почтовый адрес –

309970, Белгородская область, Валуйский район,

п.Уразово, ул.Луговая, дом 25.

Проблема –

«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании личности»



В раздел образования