Автор: Саблисенко Светлана Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Уразовская СОШ №1" Валуйского района Белгородской области
Населённый пункт: поселок Уразово
Наименование материала: статья
Тема: Роль семьи в воспитании школьника
Раздел: полное образование
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании личности.
С.И.Саблисенко,
заместитель директора по ВР,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Уразовская СОШ №1 им.Ф.Энгельса»
Валуйского района Белгородской области.
Семья есть основа всякого общества и государства, и значение семьи
справедливо сравнивают с ячейкой пчелиных сот в улье: каждый улей с
царицей, или маткой, во главе подобен государству, каждый отдельный пласт
сот подобен целям обществам селений и городов, а каждая ячейка подобна
семье. Если ячейки здоровы, имеют достаточный запас питания, то и весь
улей, значит, силен и благополучен; так и в государстве: все зависит от
духовного и материального благосостояния отдельных семей.
Отсюда понятно, какое важное значение имеет правильное воспитание,
или постановка всей семейной жизни в обществе.
Доброе воспитание есть самое ценное, самое великое сокровище,
которое
могут
и
должны
дать
родители
своим
детям:
глупому,
невоспитанному ребенку не впрок и богатство.
Перед родителями должны стоять две задачи: самим стать носителями
духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся
привить детям, и создание и непрерывное поддерживание в семье такой
атмосферы,
в
которой
формировалось
и
закреплялось
изначальное
стремление ребенка к добру.
Необходимость решения этих задач отмечена И.Н.Мошковой: «Дело в
том, что мы все хотим воспитать в ребенке то, чего сами не имеем; мы
требуем от него соблюдения правил, которых сами не выполняем; мы
ожидаем от него спокойного и уравновешенного поведения, в то время как
сами постоянно говорим на повышенных тонах, проявляем нетерпеливость и
агрессивность». И в подтверждение этого звучат слова А.С.Макаренко: «Не
думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним
разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете
его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы
одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как
вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы
смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение».
Что же сейчас мешает современной семье вести духовно-нравственное
воспитание своих детей? Кто виноват в духовной черствости общества?
Почему
личный
успех,
погоня
за
удовольствиями
и
финансовым
благополучием в нашей стране становятся очень важными и не это ли начало
всех бед?
Мы должны задуматься о будущем нашей страны, наших детях,
вернуться к истокам, обратиться к тому лучшему, что было и есть в нашей
культуре. И начать нужно с укрепления семьи, семейных традиций. Только
семья сможет воспитать человека ответственного, способного противостоять
ложным ценностям. Только в любви и согласии, в домашнем тепле и уюте
сможет зародиться наше будущее.
Воспитать в человеке Человека – конечная цель семьи. Идея
воспитания во все времена была связана с мыслью о том, чтобы человек
становился лучше. Родители хотят видеть своих детей воспитанными,
культурными, добрыми, мужественными, ответственными, справедливыми,
зрелыми. При этом совершают ужасную ошибку: «наполняют» детей
установками, правилами, знаниями, заботятся только о развитии ума, забывая
о детской душе. И совсем забывают о том, что намного нужнее ребенку –
учить видеть и замечать жизнь вокруг себя. В этом и заложен глубочайший
смысл и важнейшая проблема воспитания.
Родителям не обязательно «влезать» в душу ребенка, достаточно
«впускать» его в свою, позволять наблюдать её движения, делиться своими
переживаниями, иметь переживания «общие», и тогда семейное воспитание
обретет правильное направление. Именно в такой семье воспитываются
нравственно красивые, духовно богатые люди, умеющие быть терпимыми,
прощать и понимать близкого человека, любящие родных, почитающие
стариков,
С детских лет ребенок должен осознавать свою принадлежность к
семье, к конкретному роду, вбирать в себя черты, ценности и смыслы семьи,
рода, унаследовать богатый опыт, всё то лучшее и интересное, что есть в
каждой семье. Надо учить это видеть! Семейные фотоальбомы, душевные
воспоминания о предках, истории и легенды семьи, реликвии, передающиеся
из поколения в поколение, письма, знание родословной, трудовые династии,
семейные традиции, родовой дом, сад, в котором растут деревья нескольких
поколений – это главные составляющие семейного воспитания. А еще
ребенку необходимо ежедневно видеть родительскую заботу о старшем
поколении семьи, наблюдать уважение и понимание в семье, постоянно
чувствовать тепло и любовь родного человека. И если в семье есть общие
увлечения, чувство защищенности, стремления делать друг другу добро, а
труд и еда делятся поровну - значит крепка семья, значит не страшны ей
любые беды.
Проблема в том, что нашим детям недостает духовного общения, они
нуждаются в мудром взрослом, они ждут его взгляда, который примет,
поймет и простит. И чем раньше ребенок увидит в родителях наставника,
друга, тем легче ему будет познать мир с его светлыми и темными
сторонами.
Когда же нужно родителям начать заботиться о воспитании характера
и наклонностей своих детей? Ещё с того времени, когда они находятся в
утробе матери, ибо доказано и наукой, и усмотрено наблюдательными
людьми, что настроение и поведение матери во время плодоношения влияет
на склонности ребенка, находящегося в утробе, - особенно во второй период
беременности. Нужно всегда помнить, что если родители находятся в тихой,
мирной обстановке, переживают во время беременности матери хорошие
впечатления, то это тихое светлое настроение ложится в основу характера
будущего ребенка. Так поступают благоразумные родители с душой ребенка,
подготавливая её к тому времени, когда она начнет уже сознанием
воспринимать доброе дело, доброе слово.
Ребенок – губка, впитывающая все, что ему скажут родители, все, что
он увидит, на них глядя, наблюдая за их взрослой жизнью. Что передадут ему
родители, чему научат, к чему приучат, то и получат в ответ в старости.
Дети добрые – похвала, утешение и награда родителей, а дети злые –
их наказание, позор и мучение.
Итак,
родителям,
чтобы
сохранить
в
ребенке
«душу
живую»,
необходимо руководствоваться универсальным дидактическим принципом: в
обучении – от знаний через чувства к поступкам; в практической
деятельности – от действий через понимание их смысла к сердечному,
трепетному отношению к окружающим, семье и своей стране; в общении,
сфере
чувств
–
от
душевных
движений
к
глубокому
осознанию
непреходящих ценностей: Веры, Надежды, Любви, Терпения и Милосердия.
Заявка
на участие в III региональных историко-педагогических чтениях
«Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее»
Фамилия, имя, отчество –
Саблисенко Светлана Ивановна
Место работы, должность –
МОУ «Уразовская средняя
общеобразовательная школа №1
им.Ф.Энгельса», заместитель директора по
воспитательной работе, учитель русского языка
и литературы
Контактный телефон –
8-908-788-34-42, рабочий – 8-47-236-2-12-54
Почтовый адрес –
309970, Белгородская область, Валуйский район,
п.Уразово, ул.Луговая, дом 25.
Проблема –
«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании личности»