Напоминание

Формула правильного питания


Автор: Полосуева Ольга Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Серго-Ивановская основная школа"
Населённый пункт: Смоленская область, г. Гагарин
Наименование материала: Рабочая программа по факультативу в 5 классе
Тема: Формула правильного питания
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Серго-Ивановская основная общеобразовательная школа»
«Утверждаю» «Согласовано» «Проверено» Директор школы________ Полосуев Ю.А.
Рабочая программа

факультатива «Формула правильного питания»

в 5 классе
Программа рассчитана на 35 часов Учитель: Полосуева О.В. 2014 год

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе методического пособия «Формула правильного питания», авторы Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г., (допущена министерством образования Российской Федерации) предназначенной для учащихся 5-7 классов. Программа разработана специалистами «Института возрастной физиологии Российской академии образования» на основе Концепции духовно- нравственного воспитания и развития личности гражданина России, примерной программы воспитания и социализации обучающихся. На реализацию программы отводится 35 занятий в год (1час в неделю). Программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности. Программа базируется на самостоятельной творческой работе подростков, дающей им возможность проявить себя, найти для себя наиболее интересные и полезные знания.
Цель курса -
формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Задачи курса:
- расширять знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формировать готовность соблюдать эти правила; -формировать навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни; - формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; - пробуждать у детей интерес к народным традициям, связным с питанием здоровьем, расширять знания об истории и традициях своего народа, формировать чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Общая характеристика факультативного курса.
Одна из задач программы – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Особенностями факультативного курса
«Формула правильного питания» является: - интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний; - расширение чувственного опыта и практической деятельности школьников; - наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способностей и способов деятельности; - возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами. Основными методами при реализации программы является
проблемно-поисковый

подход и исследовательский
, обеспечивающий реализацию развивающих задач курса. В программе используются разнообразные формы проведения занятий, составление рассказа по картинкам – иллюстрациям и разыгрывание сценок. Игровые методы должны быть основой организации обучения по программе, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры.
Формы занятий
разнообразны: познавательные беседы, дискуссия, решение ситуативных задач, викторины, игры, выставки рисунков, конкурсы, проектная деятельность, круглый стол.
Методическое обеспечение программы:
Учебная деятельность школьников строится по следующим модулям: - гигиена питания, - режим питания, -рацион питания, - культура питания, - разнообразие питания,
- этикет. Для занятий используются рабочие тетради «Формула правильного питания». Используя рабочую тетрадь, школьники самостоятельно выстраивают свою формулу правильного питания, помогающую им сохранить и укрепить здоровье. Дети проводят исследовательскую работу по различным темам, оформляют плакаты по правилам правильного питания, выполняют практические работы. Всё это позволяет реально сформировать у школьников полезные навыки и привычки в области рационального здорового питания. Работа даёт большие возможности для воспитания здорового поколения и для формирования коллективизма. Реализация программы ориентирована на творческую работу ребёнка – индивидуальную или групповую. Индивидуально дети выполняют задания в рабочих тетрадях. Коллективно или в группах работают над творческими проектами, оформляют плакаты по правилам правильного питания, выставки, участвуют в конкурсах, праздниках. В результате формируются такие качества как ответственность, взаимопомощь, взаимовыручка, любознательность, коллективизм. Работа по программе « Формула правильного питания» способствует развитию творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательных способностей, развитию коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
- знать и выполнять основные правила питания; - соблюдать режим питания; - знать и выполнять правила этикета, связанные с питанием; - знать и уважать народные традиции, связанные с питанием и здоровьем; - знать компоненты ежедневного рациона питания, их структуру.

Учебно-тематический план



п/п

Раздел, тема

Всего

часов

В том числе

Форма

проведения

занятия

Образовательный

продукт
теории практи ки
1.
Вводное занятие. Я и мое здоровье.
1
1 Лекция, беседа. Культура питания.
2.
Мой образ жизни
1
1 Мини- проект Правильное питание и здоровье.
3.
Продукты разные нужны, продукты разные важны.
1
0,5 0,5 Лекция, р а б о т а в группах. Расширение знаний о различных продуктах – о с н о в н ы х источниках.
4.
О в и т а м и н а х и минеральных веществах.
1
0,5 0,5 Лекция, конкурс. Формирование прав ила п и т а н и я . А н а л и з р а ц и о н а питания.
5.
Режим питания.
1
1 Лекция, беседа. З н а к о м с т в о с различными вариантами организации режима питания.
6.
Составление меню для завтрака.
1
0,5 0,5 Лекция, игра. П р е д с т а в л е н и е о з а в т р а к е к а к обязательном компоненте ежедневного меню.
7.
Составление меню обеда.
1
0,5 0,5 Лекция, беседа. Представление о б обеде, его структуре.
8.
С о с т а в л е н и е м е н ю ужина.
1
0,5 0,5 Лекция, р а б о т а в группах. Формирование предст авления о б ужине и его составе.
9.
Мой режим питания.
1
1 Практ ическа я работа. Умение составлять и соблюдать режим питания.
10.
Энергия пищи.
1
0,5 0,5 Лекция, беседа, р а б о т а в группах. Формирование представления о пище к а к и с т о ч н и к е э н е р г и и д л я организма.
11.
Вкусная математика.
1
1 Исследовате льская работа. Оценивание рациона питания от их образа жизни.
12.
Оформление п л а кат а «Любимые продукты и
1
1 Р а б о т а в группах. Умение работать в группе.
блюда».
13.
Где и как мы едим.
1
1 Самостояте льная работа, ролевая игра. Формирование готовности соблюдать осторожность при и с п о л ь з о в а н и и в пищу н е з н а ком ы х продуктов.
14.
М ы н е д р у ж и м с сухомяткой.
1
1 Мини- проект А н а л и з р а ц и о н а питания.
15.
Путешествие и поход.
1
1 Обсуждение , работа в группах. Формирование о с н о в н ы х п р а в и л безопасного поведения в походе.
16.
Ты – покупатель.
1
1 Р а б о т а в группах, самостоятел ьная работа. Формирование знаний о п р а в а х и обязанностях покупателя.
17.
Гд е м ож н о с д е л а т ь покупку.
1
1 Обсуждение , работа в группах. Формирование у м е н и я ч и т ат ь и использовать информацию, п р и в е д е н н у ю н а упаковке продукта.
18.
Ты готовишь себе и друзьям.
1
1 Викторина, ролевая игра. Развитие п р е д с т а в л е н и я о правилах этикета.
19.
Помощники на кухне.
1
1 Мини- проект. З н а к о м с т в о с правилами безопасного поведения на кухне.
20.
Как правильно накрыть с т о л . П р е д м е т ы сервировки стола.
1
1 Ситуационн а я и г р а , р а б о т а в группах. Освоение навыков сервировки стола.
21.
Практическая работ а «Советы Хозяюшки».
1
1 Практическа я работа. Таблица.
22.
Вредные и полезные привычки в питании.
1
1 Беседа. Освоение практических н а в ы к о в о правильном питании.
23.
Питание в семье.
1
0,5 0,5 Лекция, беседа. Формирование знаний о п о л н о ц е н н о м питании.
24.
Где найти витамины зимой и весной.
1
0,5 0,5 Лекция, игра. П о з н а к о м и т ь с о значением витаминов и м и н е р а л ь н ы х веществ.

25.
Кухни разных народов.
1
1 Мини- проект, самостоятел ьная работа. Формирование чувства уважения и интереса к истории и к у л ь т у р е д р у г и х народов.
26.
Кулинарные праздники.
1
1 Творческий проект. Знание кулинарных обычаев и традиций.
27.
Кулинарная история.
1
1 Творческий проект, викторина. Формирование предст авления о б истории кулинарии.
28.
Первобытная кулинария.
1
1 Творческий проект. Развитие кругозора у ч а щ и х с я , и х интереса к изучению истории.
29.
Кулинария в Древней Греции и Риме.
1
1 Мини- проект. Умение самостоятельно находить необходимую информацию.
30.
Как питались на Руси и в России.
1
1 Р а б о т а в группах, самостоятел ьная работа. Расширение знаний о б и с т о р и и кулинарии, обычаях и т р а д и ц и я х с в о е й страны.
31.
Клуб знатоков русской кухни.
1
1 Викторина. З н а н и е и с т о р и и русской кухни.
32.
Вкусная картина.
1
1 Творческий проект. Интерес к творческой деятельности.
33.
Составление натюрморта.
1
1 Самостояте льная работа. Развитие п р е д с т а в л е н и я о правильном питании.
34.
Необычное кулинарное путешествие.
1
1 Викторина. Формирование интереса к различным видам искусства.
35.
Подведение итогов.
1
1 Беседа, круглый стол. Итоги полученных знаний, умений и навыков.
Всего

35


Содержание курса

1.

Вводное занятие. Я и мое здоровье. (1ч)
Здоровье, здоровый образ жизни. Характер, привычки, поведение, правильное питание.
2.

Мой образ жизни. (1ч)
Здоровый образ жизни. Привычки.
3.

Продукты разные нужны, продукты разные важны.(1ч)
Пищевые вещества, белки, жиры, углеводы.
4.

О витаминах и минеральных веществах.(1ч)
Витамины, минеральные вещества, рацион.
5.

Режим питания.(1ч)
Режим питания, варианты режима питания.
6.

Составление меню для завтрака. (1ч)
Варианты рекомендуемых блюд для завтрака.
7.

Составление меню обеда. (1ч)
Обед как обязательный компонент ежедневного рациона питания. Состав обеда.
8.

Составление меню ужина. (1ч)
Возможные варианты блюд для ужина.
9.

Мой режим питания.(1ч)
Регулярность, «пищевая тарелка».
10. Энергия пищи.(1ч)
Калория, калорийность, высококалорийные и низкокалорийные продукты.
11. Вкусная математика.(1ч)
Расход энергии, калорийность продуктов.
12. Оформление плаката «Любимые продукты и блюда». (1ч)
Блюда, продукты.
13. Где и как мы едим. (1ч)
Сфера общественного питания, режим питания.
14. Мы не дружим с сухомяткой.(1ч)
Гигиена питания, «фаст-фуд».
15. Путешествие и поход.(1ч)
Питание в походе, правила безопасности.
16. Ты – покупатель.(1ч)
Покупатель, потребитель, торговля, правила, обязанности.
17. Где можно сделать покупку. (1ч)
Торговля, правила, обязанности
18. Ты готовишь себе и друзьям. (1ч)
Бытовая техника, кулинария, гостеприимство.
19. Помощники на кухне. (1ч)
Бытовая техника.
20. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. (1ч)
Сервировка, этикет.
21. Практическая работа «Советы хозяюшки». (1ч)
Правила этикета, кулинария.
22. Вредные и полезные привычки в питании. (1ч)
Вредные и полезные привычки, правило питания.
23. Питание в семье. (1ч)
Полноценное питание.
24. Где найти витамины зимой и весной. (1ч)
Витамины, минеральные вещества.
25. Кухни разных народов. (1ч)
Кулинарные традиции и обычаи, история кулинарии, культура.

26. Кулинарные праздники. (1ч)
Обычаи, традиции, праздники.
27. Кулинарная история. (1ч)
История, культура, кулинария.
28. Первобытная кулинария. (1ч)
История, культура.
29. Кулинария в Древней Греции и Риме. (1ч)
Кулинария, традиции, история.
30. Как питались на Руси и в России. (1ч)
Обычаи и традиции своей страны.
31. Клуб знатоков русской кухни. (1ч)
Культура, история, кулинария.
32. Вкусная картина. (1ч)
Блюда, продукты.
33. Составление натюрморта. (1ч)
Натюрморт, живопись, литература.
34. Необычное кулинарное путешествие. (1ч)
Искусство, кулинария, музыка.
35. Подведение итогов.(1ч)
Итоги полученных знаний, умений и навыков.

Календарно – тематическое планирование



п/п

Раздел, тема

Всего

часов

Дата

Примечание

1.
Вводное занятие. Я и мое здоровье.
1

2.
Мой образ жизни.
1

3.
Продукты разные нужны, продукты разные важны.
1

4.
О витаминах и минеральных веществах.
1

5.
Режим питания.
1

6.
Со ст авление меню д л я завтрака.
1

7.
Составление меню обеда.
1

8.
Составление меню ужина.
1

9.
Мой режим питания.
1

10.
Энергия пищи.
1

11.
Вкусная математика.
1

12.
О ф о р м л е н и е п л а к а т а «Лю бимы е продукт ы и блюда».
1

13.
Где и как мы едим.
1

14.
Мы не дружим с сухомяткой.
1

15.
Путешествие и поход.
1

16.
Ты – покупатель.
1

17.
Где можно сделать покупку.
1

18.
Ты готовишь себе и друзьям.
1

19.
Помощники на кухне.
1


20.
Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола.
1

21.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Советы Хозяюшки».
1

22.
В р е д н ы е и п о л е з н ы е привычки в питании.
1

23.
Питание в семье.
1

24.
Где найти витамины зимой и весной.
1

25.
Кухни разных народов.
1

26.
Кулинарные праздники.
1

27.
Кулинарная история.
1

28.
Первобытная кулинария.
1

29.
Кулинария в Древней Греции и Риме.
1

30.
Как питались на Руси и в России.
1

31.
Клуб знатоков русской кухни.
1

32.
Вкусная картина.
1

33.
Составление натюрморта.
1

34.
Н еобы ч но е к ул и н а р н о е путешествие.
1

35.
Подведение итогов.
1


Литература для педагога
1. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. «Разговор о правильном питании». 2. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Рабочая тетрадь для школьников: «Разговор о правильном питании». 3. Витамины / Под ред. Смирнова М. П.— М.: Медицина, 1974. 140 с. 4. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. О. Возрастная физиология. М., 2002, 414 с. 5. Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. М.: АВР, 1996. 556 с. 6. Дерюгина М. П., Домбровский В. Ю., Панферое В. П. Как питается ваш малыш. Минск: Полымя, 1990. 320 с. 7. Ермакое Б. С. Лесные растения в вашем саду (плодово-ягодные деревья и кустарники)/Справочное пособие. М.: Экология, 1992. 159 с. 8. Котоусова А. М., Котоусов Н. Г. Вяленые фрукты и овощи. М.: Росселъхозиздат, 1984. 144 с. 9. Люк Э. Ягер М. Консерванты в пищевой промышленности. С.-Петербург, 1998. 260 с. 10. Лихарев В. С. Лекарства с огорода. Саратов: Детская книга, 1993. 352 с. 11. Михаэль Хамм. Энциклопедия здоровья. Здоровое питание. 12. Рольф Унзорг. Энциклопедия здоровья. Питание без холестерина. 13. Роль факторов питания при адаптации организма к физическим нагрузкам / Сб. науч. трудов. Л.: ЛНИИФК, 1986 120с. 14. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я.: Словарь-игра. М.: АСТ- ПРЕСС, 1998. 204 с.
Литература для учащихся
1. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Рабочая тетрадь для школьников: «Разговор о правильном питании» 2. . Ладодо К. С., Отт В. Д., Фатеева Е. М. и др. Основы рационального питания детей. Киев, 1987. 256 с. 3. Химический состав пищевых продуктов/Справочные таблицы содержания основных пищевых веществ и энергетической ценности пищевых продуктов / Под ред. Покровского А. А. М.: Пищевая промышленность, 1976. 268 с. 4. Махлаюк В. П. Лекарственные растения в народной медицине. Саратов, 1967. 560 с.


В раздел образования