Напоминание

Влияние пространства профессионального образования на формирование гуманистических ценностей. Роль куратора в воспитании милосердия у обучающихся.


Автор: Чуприна Наталья Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Фармацевтический филиал ГБПОУ "СОМК"
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Влияние пространства профессионального образования на формирование гуманистических ценностей. Роль куратора в воспитании милосердия у обучающихся.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Влияние пространства профессионального образования на формирование

гуманистических ценностей. Роль куратора в воспитании милосердия у обучающихся.

Цель статьи: доказать важность влияния единого образовательного пространства СПО на

формирование здоровой личности будущего специалиста по разделу 33.02.01 Фармация

Задача статьи: показать, как образовательный и воспитательный процессы взаимосвязаны и

важны

при

развитии

общих

и

формировании

профессиональных

компетенций

у

обучающихся, в соответствии с современными запросами работодателей.

Практическая значимость: показать роль куратора в воспитании обучающихся, благодаря

которому в процессе неформального общения

будущие фармацевты становятся более

ответственными, эмоционально развитыми и способными к сочувствию и помощи другим.

Современная концепции формирования образовательного пространства будущих

специалистов СПО состоит в том, что профессиональная подготовка должна учитывать

индивидуальные интересы и способности студентов, а также соответствовать новым

запросам общества.

Воспитание милосердия – один из способов

развития общих и

формирования профессиональных компетенций обучающихся .

Новый

Федеральный

Государственный

Образовательный

Стандарт

направлен

на

обеспечение

равных

возможностей

получения

качественного

образования,

духовно-

нравственного развития и воспитания обучающихся. Создание такого пространства требует

внимания в содержании образования, методах обучения и воспитания, стилях отношений,

системе обучения.

1. Роль куратора и преподавателей в воспитании милосердия и сострадания.

Куратор играет ключевую роль в формировании чувства милосердия и сострадания у

будущих специалистов. Куратор совместно с преподавателями должен быть образцом для

подражания, демонстрировать собственное милосердие в повседневной жизни. Важно

обсуждать с обучающимися ситуации, где проявляется сострадание, объяснять значение

помощи и поддержки других людей, а также показывать свою готовность прийти на помощь.

2. Обучение эмоциональному интеллекту.

Умение понимать, выражать свои чувства, а также распознавать и уважать эмоции других

людей, является важным аспектом воспитания сострадания. Педагоги могут обучать

эмоциональному интеллекту через проведение занятий в игровой форме в симуляционных

зонах , обсуждение различных ситуаций и просмотр фильмов. Чем лучше обучающиеся

будут разбираться в эмоциях, тем проще им будет сочувствовать и проявлять милосердие к

другим в процессе осуществления профессиональной деятельности.

3. Вовлечение в волонтёрскую деятельность и социальные проекты

Участие

в

волонтёрских

проектах

и

социально

значимых

инициативах

позволяет

обучающимся познакомиться с различными проблемами общества. А также научиться

оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Такая деятельность способствует развитию

чувства ответственности, сплочённости.

4. Развитие навыков активного слушания и коммуникации

Умение слушать и понимать других людей является важным компонентом сострадания и

милосердия. Куратор и педагоги могут обучить будущих фармацевтов навыкам активного

слушания и коммуникации, научив их задавать вопросы, проявлять интерес к мнениям и

чувствам окружающих, а также выражать своё сочувствие и поддержку.

5. Обсуждение моральных и этических вопросов.

Регулярное обсуждение моральных и этических дилемм с обучающимися поможет им

развивать критическое мышление и формировать собственное мировоззрение, основанное на

гуманистических ценностях. На классных часах куратор предлагает им размышлять над

различными жизненными ситуациями и принимать моральные решения, основанные на

сострадании и уважении к другим.

Являясь преподавателем и куратором группы в фармацевтическом филиале «СОМК», я

понимаю, насколько важно подготовить

хорошего специалиста, с профессиональными

компетенциями.

Создание

пространства,

где

объединяются обучение и воспитание,

обеспечивает готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей,

позволяет подготовить специалиста, который будет востребован на рынке труда.

Многие работодатели предпочитают принимать на работу клиенто-ориентированных

специалистов, которые проявляют

внимание, сопереживание

и желание помочь к

посетителям аптеки. Такие качества сотрудников имеют значение, так как увеличивают

количество постоянных покупателей, а следовательно эффективность предприятия.

Каким образом реализуется этот запрос в образовательном пространстве нашего

колледжа? Конечно только целенаправленным путем, что отражено в программе подготовки

специалиста и воспитательной программе.

1. В большинстве учебных дисциплин есть темы, влияющие на повышение

коммуникативных способностей обучающихся:

- Основы философии, тема « Проблема личности»,

- Психология общения, темы «Межличностная коммуникация», «Восприятие и понимание

людьми друг друга в процессе общения», «Правила эффективного общения»

-Анатомия и физиология человека, тема «Строение человека»

-Основы патологии, тема «Оказание первой помощи»

-Основы

микробиологии

и

иммунологии,

тема

«Мероприятия

по

профилактике

заболеваний»

МДК 01.01 Организация деятельности аптеки и ее структурных подразделений, тема

«Основы фармацевтической этики и деонтологии»

МДК 01.02 Розничная торговля лекарственными препаратами и отпуск лекарственных

препаратов и товаров аптечного ассортимента, темы «Техника продаж», «Установление

контакта с покупателем», «Выявление потребности покупателя». «Освоение электронных

коммуникаций в профессиональной деятельности».

Все вышеперечисленное способствует развитию общих и формированию профессиональных

компетенций, и воспитывает умение общаться с контингентом, требующим внимания и

милосердия.

Перечень общих компетенций.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,

руководством, клиентами

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке

Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 12.

Оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи гражданам при

несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях

и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью

Перечень профессиональных компетенций.

ПК 1.3. Оказывать информационно-консультативную помощь потребителям, медицинским

работникам по выбору лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента

ПК 1.4. Осуществлять розничную торговлю и отпуск лекарственных препаратов населению,

в том числе по льготным рецептам и требованиям медицинских организаций

ПК 1.5. Осуществлять розничную торговлю медицинскими изделиями и другими товарами

аптечного ассортимента

2. Производственные практики в аптечных предприятиях.

Работа с социальными партнерами, это как раз то пространство , где студенты могут

проявить и отточить свои профессиональные компетенции, применить свои знания, и

закрепить их.

Обучающиеся имеют опыт общения с разными категориями людей ,что

позволяет потренировать свои навыки в общении.

Практики проходят на базах аптечных сетей:"Живика", " Вита", "Планета здоровья",

Аптека 66+", "Фармленд", ООО "Городская центральная аптека". Тесное партнерство с

базами практики идет на пользу, как будущим фармацевтам, так и аптекам.

3. Исследовательские работы.

Темы:

«Аптека

-

зона

милосердия»,

«Лояльность

покупателей

-

важный

фактор

конкурентоспособности аптеки»

погрузили обучающихся в процесс сбора данных по

анкетам в разных аптеках города. Участие приняли несколько групп студентов, которые

выясняли какие качества фармацевта важны для покупателя. По результатам обработки

анкет

обучающиеся

сделали

вывод,

что

покупатели

предпочитают

специалиста

внимательного, вежливого, приятного внешнего вида, с хорошим знанием препаратов,

умеющего предложить аналог с хорошей эффективностью.

Основной группой посетителей

аптеки оказались пожилые люди, они относятся к наиболее трудной для общения категории

посетителей аптек, что связано с индивидуальными особенностями адаптации к старости,

ухудшением концентрации внимания, памяти, зрения, слуха. В этих случаях студенты

проявляли милосердие, внимание, заботу.

4.

Курсовые работы

по МДК 01.01 и МДК 01.02 также способствуют подготовке

эффективного и внимательного специалиста

1) Анализ спроса на товары дополнительного ассортимента.

2) Анализ спроса на лекарственные препараты ( на примере 2-3 групп).

3) Организация лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на государственную

социальную помощь.

4) Анализ конкурентоспособности аптечной организации.

5) Формирование положительного образа аптечной организации и т.д.

В едином образовательном пространстве образовательный и воспитательный процессы

взаимосвязаны. Куратор группы продолжает воспитательный процесс через

внеаудиторные мероприятия, которые развивают качества личности: милосердие, желание

помочь людям, облегчить их состояние.

Среди таких мероприятий, я считаю, имеют значение:

1. Вступление обучающихся в организацию «Общероссийский Красный крест» и участие в

мероприятиях.

2.

Ежегодное участие в форумах на площадках выставочного центра «Екатеринбург-

ЭКСПО» в Международной специализированной выставке «Здравоохранение Урала».

3.Волонтерство-оказание безвозмездной помощи:

- доставка лекарственных препаратов категориям населения г. Екатеринбурга, имеющим

право на меры социальной поддержки, волонтеры формировали заказы,

- по славной традиции волонтеры раздали георгиевские ленточки, как символ связи

поколений и памяти о Великой Победе,

-приняли участие в ежегодной Всероссийской акции «Весенняя неделя добра 2024»,

-участвовали в мероприятиях по оказанию благотворительной помощи: «Я помогаю

ветеранам»,

-собирали гуманитарную помощь, для Дома Добровольцев Свердловской области,

-оказали волонтерскую помощь муниципальным аптечным организациям г. Екатеринбурга.

- приняли участие в работе дискуссии «История добра и милосердия» на форум-выставке

социальных технологий «СОЦИО»

4. Донорство. Желающие участвуют в мероприятиях по сдаче крови.

5. Акции:

-«Доброе сердце» приобретение товаров личной гигиены для детей МАУ «ДГКБ № 11»

-«Надежда» сбор кормов для приюта для бездомных собак

-

оказали помощь аптечным организациям по фасовке и

обеспечению лекарственными

препаратами населения по программам госгарантий

-«С «АШАН» помочь просто!» собрали и раздали продуктовые наборы, семьям с детьми в

трудной жизненной ситуации «Аистенок».

Заключение

Воспитание милосердия и сострадания в будущих специалистах

требует совместных

усилий куратора, педагогов СПО. Применение описанных методов и подходов способствует

формированию эмоционально развитых, ответственных и гуманных личностей, которые

смогут построить более добрую и справедливую общественную жизнь. Создавая позитивное

окружение, основанное на принципах милосердия, сострадания и взаимопонимания, мы

помогаем обучающимся стать счастливыми, заботливыми и социально активными членами

общества. Не стоит забывать, что они учатся на примере взрослых, и каждый из нас может

внести свой вклад в воспитание милосердия и сострадания у молодого поколения, проявляя

доброту, терпимость и понимание.

Таким образом, пространство профессионального образования, это важное место в

образовательном процессе СПО, где куратор играет ванную роль, уделяя внимание не только

качеству обучения, но и качеству воспитания будущих специалистов.

Литература:

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. (ред.08.08.2024г) №273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

2.Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в 3.Федеральный

закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

4.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

33.02.01 Фармация Екатеринбург, 2021 г



В раздел образования