Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Авторы: Солодкова Екатерина Владимировна, Цицарова Екатерина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 137
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ С ОНР

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы: воспитатели МБДОУ «Детский сад № 137»

Солодкова Е.В., Цицарова Е.М.

Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в

словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и

синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система –

это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а

синтаксическая система – умение составлять предложения, грамматически

верно сочетать слова в предложении.

Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых

она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими

словами. Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не понимает

и мыслей, высказанных в предложении.

Работа

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

заключается

в

необходимости целенаправленного формирования грамматического строя речи.

Это связано с тем, что один из ведущих признаков в структуре дефекта при

ОНР является выраженный аграмматизм, и к началу школьного обучения

уровень сформированности грамматического строя у детей значительно отстает

от возрастной нормы. У них наблюдаются стойкие нарушения в овладении

языковыми механизмами словообразования, словоизменения, в употреблении

синтаксических

конструкций.

Трудности

в

овладении

грамматическими

средствами

языка

обусловлены

рядом

причин:

недоразвитием

всех

компонентов

языковой

системы

при

ОНР,

пониженной

способностью

анализировать явления языка, отражать и дифференцировать в речи наиболее

важные грамматические закономерности.

Учитывая

значимость

достаточного

уровня

сформированности

грамматических средств языка для наиболее полного преодоления системного

речевого недоразвития и успешной подготовки к предстоящему школьному

обучению, необходимо сформировать у дошкольников с ОНР систему

морфологических и синтаксических обобщений, грамматических автоматизмов,

без которых речь, как средство коммуникации, невозможна.

Поиск новых подходов для повышения эффективности коррекционной

работы по формированию грамматического компонента языка определяют

актуальность исследования.

При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить

сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи

окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне,

обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка

происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова

способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование

определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет

и грамматические формы слов.

Таким образом, на начальном этапе ребенок усваивает наиболее общие,

наиболее продуктивные правила формообразования, позже овладевает

частными правилами, исключениями из общего правила. На этом этапе в

детской речи встречается еще много грамматических неточностей.

Среди грамматических форм существительных усваиваются

беспредложные формы косвенных падежей: винительного, родительного,

творительного.

В речи детей наблюдается дифференциация форм ед. и мн. числа

глаголов изъявительного наклонения, усваивается изменение по лицам (кроме

2-го лица мн. ч.), разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени,

однако в прошедшем времени еще смешиваются формы мужского, женского и

среднего рода. Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи детей

наблюдается как правильное, так и неправильное согласование

прилагательного с существительным. Во множественном числе прилагательные

правильно употребляются лишь в именительном падеже. В ряде случаев

прилагательные употребляются после существительных. Личные местоимения

уже усвоены.

В устной речи детей на этом этапе появляются некоторые семантически

простые предлоги: «в», «на», «у», «с», но их употребление не всегда

соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение

окончаний.

Происходит расширение и усложнение структуры предложения до 5-8

слов, появляются сложные предложения, сначала бессоюзные, затем

сложносочиненные предложения с союзами.

Таким образом, к школьному периоду ребенок овладевает в основном

всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического

владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном

возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении

русского языка.

Коррекционная

работа

обеспечивает

овладение

детьми

связной,

грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а

также элементами грамоты, что формирует готовность значительной части

детей к обучению в общеобразовательной школе.

Большой интерес к занятию дети проявляют тогда, когда создаются

занимательные игровые сюжеты, в которых часто они сами являются

активными участниками. Следует развивать у детей познавательный интерес.

Для

этого

можно

использовать

сюрпризные

моменты,

разные

формы

поощрения. Все это в совокупности помогает активизировать речевую

деятельность детей. В качестве поощрения могут выступать: картинки, флажки,

звездочки, крестики, различные символы; рисунки, фишки, медальоны;

публичная

оценка

логопедом,

детьми

(аплодисменты),

устная

похвала,

рукопожатие кукольного персонажа); трудовые подкрепления (раздача и сбор

картинного материала, игрушек, контроль за выполнением заданий и т. д.).

Грамматический строй речи – это система единиц и правил их

функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.

Сформированный

грамматический

строй

речи

непременное

условие

успешного и своевременного развития монологической речи. Ребенок, у

которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не

скован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых

высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений;

он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным

и равноправным участником коллективной деятельности.



В раздел образования