Автор: Тараканова Любовь Васильевна
Должность: Преподаватель иностранных языков
Учебное заведение: ГАПОУ РХ "Аграрный техникум"
Населённый пункт: С. Шира, Ширинский район, Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках немецкого языка при изучении темы «Семья»
Раздел: среднее профессиональное
Тараканова Любовь Васильевна
Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках немецкого языка при
изучении темы «Семья»
Однажды, перебирая семейный архив, увидела небольшую брошюру
«Воспитание культуры поведения у детей в семье», автор: доктор педагогических
наук профессор А.О. Пинт. Работа, написанная более шестидесяти лет назад,
заинтересовала меня и я прочитала ее до конца. После прочтения появилось
чувство, как будто
она написана
сегодня. Те же нравственные и порой
безнравственные поступки людей. Автор рассказывает, как отец дает сыну деньги
за хорошие отметки, поведение, причем с вычетом за его проступки. Или: мама не
разрешает дочери входить в комнату к больной бабушке, боясь вдруг бабушка
поправится и тогда придется им долго с ней жить в одной квартире. Каждый раз все
больше и больше убеждаешься в том, что независимо от происходящих в нашей
жизни изменений, есть ценности, которые не меняются, они вечны. Это: отечество,
семья, здоровье, любовь, милосердие, добро, память о своих предках. Как это все не
растерять? Отношение к семье, как ценности, сегодня очень изменилось. Поэтому
не случайно 2024 год объявлен нашим президентом годом семьи. Понятие ценности,
священности и сохранности семейных уз у молодежи уходит на второй план, новое
поколение легкомысленно относится к браку и семейным отношениям. Ранние браки
занимают наибольший процент среди числа разводов. Причиной этому является то,
что в брак вступают незрелые и инфантильные люди, которые обладают низким
духовно-социальным уровнем. Для них секс - основа семейных отношений. Кроме
этого поменялись роли мужчин и женщин в браке, сегодня женщины стремятся к
лидерству, взваливают на свои хрупкие плечи далеко не женские обязанности.
По возрасту наши студенты находятся на пороге создания семьи, среди них
есть и другая категория обучающихся, которые, едва вступив в семейную жизнь,
успели уже развестись. Оказывается, что к строительству семейной жизни они
были не готовы. Касаясь этой темы на уроках иностранного языка, использую
возможность, чтобы предостеречь обучающихся от подобных ошибок.
Сегодня и наше общество признает, что за последние десятилетия ду-
ховные и нравственные ценности, касающиеся семьи, очень изменились, причем не
в лучшую сторону. Ученые ищут новые подходы к семейному воспитанию. Совре-
менные подходы к воспитанию в сфере семейных отношений отражены в требова-
ниях Федерального государственного образовательного стандарта нового поколе-
ния: «Воспитание, социализация и духовно-нравственное развитие в сфере семейных
отношений предполагает формирование у обучающихся уважительного отношения
к родителям, готовности понять их заботу, готовности договариваться с родителя-
ми и членами семьи в решении вопросов ведения домашнего хозяйства, распределе-
ния семейных обязанностей, ответственного отношения к созданию и сохранению
семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни». Перед педаго-
гами стоит очень важная задача: через уроки или внеурочную деятельность пока-
зать студентам, что семья – это главная ценность в их жизни, которую нужно беречь
и пронести ее через годы. Сохранение семьи - это большой труд любящих друг дру-
га людей. И только любовь, взаимопонимание, поддержка и забота друг о друге по-
могут в этом. Даже людям, для кого карьера важнее всего, хочется, чтобы по возвра-
щении домой, их ждали и встречали любящие и любимые родные люди. Поэтому
уроки немецкого языка я планирую таким образом, чтобы они способствовали ду-
ховно-нравственному воспитанию студентов. Так при изучении
тем: «Семья»,
«Дружба и любовь» на первом курсе студенты на немецком языке рассказывают о
своей семье, семейных традициях и праздниках, об обязанностях в доме, увлечениях
членов семьи, о любви к бабушкам и дедушкам, о себе, как члене семьи. Обучающи-
еся через «Мозговой штурм» учатся высказывать свое мнение об идеальной семье,
о том, хорошо ли иметь много братьев, сестер и почему хорошо жить большой се-
мьей в одном доме и вести общее хозяйство. Студенты высказывают свое мнение о
настоящей любви, говорят о понятии «первая любовь», о самопожертвовании во
имя благополучия родных. В качестве примера они знакомятся с историей великой
любви Клары и Роберта Шуман. С помощью коллажа проектируют модель «идеаль-
ного супруга» или «идеальной супруги». На втором курсе студенты, продолжая изу-
чать тему «Семья», знакомятся с новой лексикой на немецком языке, отражающей
степени семейного родства. Не все студенты знают о том, кто такие тесть, золов-
ка, шурин, сват, свояк и так далее. Они часто путаются в определениях. Очень важ-
но, чтобы молодежь четко знала кто, кому и кем является по линии родства, так
как на этом строятся семейные и родственные отношения. Работая с текстом на не-
мецком языке «Всем вместе 228 лет» в рамках изучения темы «Семья», студенты
знакомятся с несколькими поколениями одной большой немецкой семьи. Каждое
поколение имело свое воспитание: от метода запрета в воспитании до позволения
ребенку любых вольностей. Прочитав текст, студенты высказывают свое мнение о
методах воспитания, используя разные речевые клише на немецком языке: «я ду-
маю», «мне кажется», «я считаю», «по-моему», «я убежден». Главная мысль этого
текста, которая проходит красной нитью, — это связь поколений одной дружной
большой семьи, суммарный возраст которой 228 лет и забота детей о престарелых
родителях, как результат воспитания высоконравственной личности. Продолжая ра-
боту над текстом, студенты составляют древо своей семьи и считают суммарный
возраст нескольких поколений своих прямых родственников. Эта работа вызывает у
обучающихся большой интерес. Наблюдая за ними, видишь с какой гордостью они
говорят о своих полученных больших цифрах. Проводимая мною рефлексия позво-
ляет делать выводы, что большинство обучающихся, уходя с уроков немецкого
языка, осознают, что семья бесценна, что только родные и любимые способны при-
нести им настоящие радость и счастье. Семья должна стать самым ценным и доро-
гим в жизни каждого гражданина. Учителю,конечно, отводится здесь огромная роль.