Напоминание

Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках немецкого языка при изучении темы «Семья»


Автор: Тараканова Любовь Васильевна
Должность: Преподаватель иностранных языков
Учебное заведение: ГАПОУ РХ "Аграрный техникум"
Населённый пункт: С. Шира, Ширинский район, Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках немецкого языка при изучении темы «Семья»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тараканова Любовь Васильевна

Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках немецкого языка при

изучении темы «Семья»

Однажды, перебирая семейный архив, увидела небольшую брошюру

«Воспитание культуры поведения у детей в семье», автор: доктор педагогических

наук профессор А.О. Пинт. Работа, написанная более шестидесяти лет назад,

заинтересовала меня и я прочитала ее до конца. После прочтения появилось

чувство, как будто

она написана

сегодня. Те же нравственные и порой

безнравственные поступки людей. Автор рассказывает, как отец дает сыну деньги

за хорошие отметки, поведение, причем с вычетом за его проступки. Или: мама не

разрешает дочери входить в комнату к больной бабушке, боясь вдруг бабушка

поправится и тогда придется им долго с ней жить в одной квартире. Каждый раз все

больше и больше убеждаешься в том, что независимо от происходящих в нашей

жизни изменений, есть ценности, которые не меняются, они вечны. Это: отечество,

семья, здоровье, любовь, милосердие, добро, память о своих предках. Как это все не

растерять? Отношение к семье, как ценности, сегодня очень изменилось. Поэтому

не случайно 2024 год объявлен нашим президентом годом семьи. Понятие ценности,

священности и сохранности семейных уз у молодежи уходит на второй план, новое

поколение легкомысленно относится к браку и семейным отношениям. Ранние браки

занимают наибольший процент среди числа разводов. Причиной этому является то,

что в брак вступают незрелые и инфантильные люди, которые обладают низким

духовно-социальным уровнем. Для них секс - основа семейных отношений. Кроме

этого поменялись роли мужчин и женщин в браке, сегодня женщины стремятся к

лидерству, взваливают на свои хрупкие плечи далеко не женские обязанности.

По возрасту наши студенты находятся на пороге создания семьи, среди них

есть и другая категория обучающихся, которые, едва вступив в семейную жизнь,

успели уже развестись. Оказывается, что к строительству семейной жизни они

были не готовы. Касаясь этой темы на уроках иностранного языка, использую

возможность, чтобы предостеречь обучающихся от подобных ошибок.

Сегодня и наше общество признает, что за последние десятилетия ду-

ховные и нравственные ценности, касающиеся семьи, очень изменились, причем не

в лучшую сторону. Ученые ищут новые подходы к семейному воспитанию. Совре-

менные подходы к воспитанию в сфере семейных отношений отражены в требова-

ниях Федерального государственного образовательного стандарта нового поколе-

ния: «Воспитание, социализация и духовно-нравственное развитие в сфере семейных

отношений предполагает формирование у обучающихся уважительного отношения

к родителям, готовности понять их заботу, готовности договариваться с родителя-

ми и членами семьи в решении вопросов ведения домашнего хозяйства, распределе-

ния семейных обязанностей, ответственного отношения к созданию и сохранению

семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни». Перед педаго-

гами стоит очень важная задача: через уроки или внеурочную деятельность пока-

зать студентам, что семья – это главная ценность в их жизни, которую нужно беречь

и пронести ее через годы. Сохранение семьи - это большой труд любящих друг дру-

га людей. И только любовь, взаимопонимание, поддержка и забота друг о друге по-

могут в этом. Даже людям, для кого карьера важнее всего, хочется, чтобы по возвра-

щении домой, их ждали и встречали любящие и любимые родные люди. Поэтому

уроки немецкого языка я планирую таким образом, чтобы они способствовали ду-

ховно-нравственному воспитанию студентов. Так при изучении

тем: «Семья»,

«Дружба и любовь» на первом курсе студенты на немецком языке рассказывают о

своей семье, семейных традициях и праздниках, об обязанностях в доме, увлечениях

членов семьи, о любви к бабушкам и дедушкам, о себе, как члене семьи. Обучающи-

еся через «Мозговой штурм» учатся высказывать свое мнение об идеальной семье,

о том, хорошо ли иметь много братьев, сестер и почему хорошо жить большой се-

мьей в одном доме и вести общее хозяйство. Студенты высказывают свое мнение о

настоящей любви, говорят о понятии «первая любовь», о самопожертвовании во

имя благополучия родных. В качестве примера они знакомятся с историей великой

любви Клары и Роберта Шуман. С помощью коллажа проектируют модель «идеаль-

ного супруга» или «идеальной супруги». На втором курсе студенты, продолжая изу-

чать тему «Семья», знакомятся с новой лексикой на немецком языке, отражающей

степени семейного родства. Не все студенты знают о том, кто такие тесть, золов-

ка, шурин, сват, свояк и так далее. Они часто путаются в определениях. Очень важ-

но, чтобы молодежь четко знала кто, кому и кем является по линии родства, так

как на этом строятся семейные и родственные отношения. Работая с текстом на не-

мецком языке «Всем вместе 228 лет» в рамках изучения темы «Семья», студенты

знакомятся с несколькими поколениями одной большой немецкой семьи. Каждое

поколение имело свое воспитание: от метода запрета в воспитании до позволения

ребенку любых вольностей. Прочитав текст, студенты высказывают свое мнение о

методах воспитания, используя разные речевые клише на немецком языке: «я ду-

маю», «мне кажется», «я считаю», «по-моему», «я убежден». Главная мысль этого

текста, которая проходит красной нитью, — это связь поколений одной дружной

большой семьи, суммарный возраст которой 228 лет и забота детей о престарелых

родителях, как результат воспитания высоконравственной личности. Продолжая ра-

боту над текстом, студенты составляют древо своей семьи и считают суммарный

возраст нескольких поколений своих прямых родственников. Эта работа вызывает у

обучающихся большой интерес. Наблюдая за ними, видишь с какой гордостью они

говорят о своих полученных больших цифрах. Проводимая мною рефлексия позво-

ляет делать выводы, что большинство обучающихся, уходя с уроков немецкого

языка, осознают, что семья бесценна, что только родные и любимые способны при-

нести им настоящие радость и счастье. Семья должна стать самым ценным и доро-

гим в жизни каждого гражданина. Учителю,конечно, отводится здесь огромная роль.



В раздел образования