Автор: Никонова Евгения Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГАОУ многопрофильный лицей № 20
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие эмоционального интеллекта педагога как способ формирования культуры общения
Раздел: полное образование
Развитие эмоционального интеллекта педагога
как способ формирования культуры общения
Эмоциональный интеллект — неотъемлемая личностная составляющая
педагогического
мастерства,
поскольку
только
состоявшаяся,
зрелая
личность может воспитать другую полноценную и зрелую личность.
Основной педагогической задачей учителя является не столько передача
знаний,
формирование
умений
и
навыков,
сколько
пробуждение
познавательной активности детей, созидание учебной и познавательной
деятельности через
педагогическое общение
и диалог с учащимися.
Результат педагогической деятельности — формирование качественных
психических новообразований ученика, что достигается только через
эмоционально окрашенное, личностное взаимодействие с учащимися,
опосредованное единством воли мышления и эмоций — эмоциональным
интеллектом педагога.
Психологи, в числе которых были Стернберг и Сэловей, расширили
представление об интеллекте, попытавшись заново оценить его с точки
зрения того, что именно нужно, чтобы преуспеть в жизни. А такой путь
поиска заставляет нас вернуться к пониманию того, насколько важен
«личностный» или эмоциональный интеллект.
Сэловей
включил
принятые
Гарднером
личностные
умственные
способности в свое главное определение эмоционального интеллекта,
расширив их до пяти главных областей:
1.
Знание своих эмоций. Самоосознание:
- знание того, что мы чувствуем в данный момент, и использование
этих предпочтений в качестве руководства при принятии решения;
PAGE \* MERGEFORMAT 8
- реалистическая оценка собственных способностей и обоснованное
чувство уверенности в себе.
Неспособность замечать свои истинные чувства оставляет нас на
их произвол. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются
лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности
личных решений.
2.
Управление эмоциями. Саморегуляция
:
- умение справляться с эмоциями, чтобы они способствовали, а не
мешали выполняемому в данный момент заданию;
-
добросовестность
и
отсрочивание
удовольствия
при
преследовании цели;
- полное восстановление после эмоционального дистресса.
Люди,
которым
не
достает
этой
способности,
постоянно
сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди ею обладающие,
умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и
огорчений.
3.
Мотивация для самого себя. Самомотивация
:
- использование наших сокровеннейших предпочтений для того,
чтобы заставлять нас действовать и направлять к достижению целей;
- помогать нам брать на себя инициативу, прилагать усилия, пытаясь
что-то улучшить;
- упорно продолжать делать свое дело перед лицом неудач и
разочарований.
Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются
более продуктивными и успешными во всем, за чтобы они ни взялись.
4.
Распознавание эмоций в других людях. Эмпатия
:
PAGE \* MERGEFORMAT 8
- ощущение того, что чувствуют другие люди, способность встать на
их точку зрения;
-
развитие
взаимопонимания
и
настроенности
на
широкое
разнообразие людей.
Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие
социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие
люди.
5.
Поддержание взаимоотношений. Социальные навыки
:
- хорошее владение эмоциями во взаимоотношениях и точное
«прочитывание» социальных ситуаций и систем социальных отношений
между людьми;
- спокойное взаимодействие;
- использование этих навыков для убеждения и руководства,
улаживания споров, сотрудничества и коллективной работы.
Люди, отличающиеся подобными талантами, отлично справляются со
всеми делами, успех которых зависит от умелого взаимодействия с другими;
они – просто звезды общения.
В каждой из вышеназванных областей люди обнаруживают разные
способности; кто-то из нас, возможно, вполне удачно справляется со своей
тревожностью, но при этом не слишком умело уменьшает огорчения другого
человека. Наш уровень способностей, конечно, определяется нервной
системой. Но человеческий мозг удивительно гибок и постоянно учится.
Упущения в эмоциональной одаренности всегда можно исправить, так как
каждая из этих областей представляет собой совокупность привычек и
ответных реакций, которую можно изменить к лучшему, если приложить
надлежащие усилия.
PAGE \* MERGEFORMAT 8
Развитие
эмоционального
интеллекта
может
служить
профилактикой
возникновения
таких
нарушений,
как
депрессия,
раздражительность и т. д., что является особенно важным для педагогов,
испытывающих постоянные эмоциональные перегрузки. Именно поэтому
при подготовке профессионального педагога развитие эмоционального
интеллекта является одной из важных составляющих. Распознавание общего
эмоционального настроя класса необходимо при планировании и при
спонтанной корректировке учебного процесса. Например, опытный учитель,
заметив, что учащиеся или воспитанники устали, перевозбуждены или
огорчены чем-либо, постарается внести изменения в план урока уже в первые
минуты занятия. Это может быть ободряющая шутка, релаксационное
упражнение, сюрпризный момент. Если педагог видит, что дети еще не
полностью переключились с предыдущего вида деятельности или не
настроились на занятия, он может предложить им решение нестандартной
задачи или загадки.
В общении с родителями педагогу также важно уметь своевременно
распознать эмоциональное состояние собеседника, что позволит грамотно и
эффективно спланировать предстоящую беседу. Так, если родитель очень
возбужден и не способен адекватно воспринимать информацию, опытный
педагог, как правило, предоставит ему возможность выговориться (а при
необходимости — выпустить пар) и только после этого перейдет к
сообщению важной информации.
Поскольку профессия педагога предусматривает большое количество
контактов, а вместе с тем и большую эмоциональную нагрузку, случается,
что в процессе беседы с родителями воспитатель или учитель проявляет
излишне эмоциональную позицию. Безусловно, каждый из нас имеет право
на
проявление
собственных
эмоций,
однако
желательно
осознавать,
относятся ли они к конкретной ситуации, не решаем ли мы в данный момент
свои личные проблемы за счет «подвернувшихся под руку» мам и пап. К
тому же, научившись понимать и анализировать свои эмоции, нам легче
PAGE \* MERGEFORMAT 8
будет признать и право родителей на эмоциональные проявления, научиться
понимать и не реагировать так остро на вспышки партнеров по общению,
которым необходимо выпустить пар.
Умение распознавать свои эмоции также необходимо педагогу для
построения эффективного общения. Понимание собственных негативных
эмоций учителем или воспитателем является первым шагом на пути
управления ими и ситуации в целом. Например, педагог, осознав, что в
данную минуту его поведением движет гнев, вызванный неприятным
разговором по телефону с супругом, может вовремя остановиться и не
позволить осуществиться переносу этого гнева на школьную ситуацию (в
классе с учениками или в беседе с родителями и коллегами). Учитель,
чувствующий, что не может совладать с собственными эмоциями, имеет
возможность либо взять таймаут, отменив разговор, либо извиниться перед
собеседником, объяснив, что его состояние вызвано не связанными с данной
встречей событиями. Кроме того, если педагог ощущает эмоциональное
напряжение,
он
может
воспользоваться
одним
из
релаксационных
упражнений, которые обычно выполняет с детьми.
Если
же
педагог
не
уделяет
должного
внимания
своему
эмоциональному
состоянию,
возможен
вариант
возникновения
такого
эмоционального нарушения, как депрессия, гнев, беспокойство и др., что
ведет к разрушению здоровья и психического и физиологического.
Создать же ситуацию успеха в работе педагога – это значит создать
ситуацию яркого эмоционального переживания, радости, вдохновения.
Ситуация успеха и эмоционального удовлетворения обязательно должны
присутствовать в работе педагога. И, поскольку, педагог испытывает чувство
радости, эмоционального подъема, удовлетворения от выполненной работы и
продуктивного взаимодействия с окружающими, то это будет способствовать
сохранению и укреплению его здоровья.
PAGE \* MERGEFORMAT 8
Развивать эмоциональный интеллект можно с помощью тренинга и
использовать его как метод обучения, при котором основное внимание
уделяется практической отработке приобретаемых навыков, где в процессе
моделирования специально заданных ситуаций педагоги имеют возможность
развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение
к собственному опыту и применяемым в работе умениям, обрести новый
опыт во взаимодействии с окружающими людьми. Это значит, что педагог
может научиться развивать свой эмоциональный интеллект.
Представленная программа тренинга
опирается на концепцию
эмоционального
интеллекта
в
его
практическом
применении.
Это
исследовательское путешествие к самому себе, которое происходит в 3-х
взаимосвязанных плоскостях: управление эмоциями, управление общением,
управление своими жизненными целями. Тренинг рассчитан на 12 часов.
Теоретико-методологические основы программы
В
основе
реализации
программы
лежит
теоретическая
модель
групповой
работы
с
педагогами,
которая
включает
три
основных
компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально
технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями
«Я»: собственного «Я» человека, его связи с другими людьми. Он
предполагает
осознание
педагогом
ценности,
уникальности
себя
и
окружающих, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как
средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом
себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
PAGE \* MERGEFORMAT 8
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у
педагога потребности в самопознании, саморазвитии, самовоспитании,
побуждает к последующей самореализации.
Новизна программы заключается в максимальном приближении
теоретических знаний к жизненным ситуациям. Она представлена на
системном уровне: используются известные приемы в новой, более
оптимальной
компоновке,
предполагаются
новые
способы
работы
(практическая работа, развивающие упражнения) дающие, отличающиеся от
прежних, качественные результаты.
Психологические особенности потенциальных участников проекта
Педагогическая деятельность тесно связана с общением в разных
системах межличностных отношений. Педагоги в своей профессиональной
деятельности
часто
подвергаются
стрессам,
высоким
эмоциональным
затратам. Деятельность педагога может осложняться и конфликтами. Из-за
неумения
управлять
своими
эмоциями
педагоги
могут
ощущать
неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки,
ранимость, неадекватность реакции. Именно в это время педагог может быть
отнесён в «группу риска».
Под данный термин зачастую подводятся не только социальные
поступки, но и психолого-соматические особенности, характерологические
свойства педагогов. Педагоги «группы риска» обнаруживают целый ряд
свойств,
таких
как
блокировку
самореализации,
фрустрированность
потребностей,
внутренние
конфликты,
малопродуктивные
механизмы
психологической защиты, тревогу, трудности понимания и выражения
эмоций.
Нереалистичные,
искаженные
представления
о
себе,
противоречивый
опыт,
внутренний
конфликт
между
потребностью
самореализации и зависимостью от оценок извне, — все это вызывает
проблемное поведение.
PAGE \* MERGEFORMAT 8
Тематический план
№
Наименование темы
Количество часов
лекции
практи-
ческие
занятия
всего
1
Эмоциональная культура педагога в
системе межличностных отношений
2
2
2
Диагностика: Определение уровня
эмоционального интеллекта
2
2
3
Учимся выбирать коммуникабельные
средства выражения отношений
2
2
4
Учимся менять восприятие с
привычного, рационального на
эмоциональное, интуитивное
2
2
5
Осознаем эмоциональное состояние
партнера. Промежуточная диагностика
по методике Холла
1
1
6
Выявляем практическую значимость
эмоциональной составляющей
взаимодействия
1
1
7
Развиваем мимическую экспрессию
1
1
8
Завершение тренинга. Подводим
эмоциональный итог тренинга.
1
1
ИТОГО:
12
В тренинге могут принимать участие учителя основной и начальной
школы, классные руководители, заместители директора по социальным
вопросам и воспитательной работе, которые заинтересованы в повышении
собственного имиджа в системе межличностных отношений, в повышении
коммуникативной компетенции, в частности,
одного из ее аспектов —
развитого эмоционального интеллекта, который формируется в процессе
саморазвития личности учителя.
PAGE \* MERGEFORMAT 8
Тренинг
могут
проводить
педагоги-психологи,
имеющие
соответствующее образование и определенные знания и умения в групповых
методах работы.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога:
Учеб.пособие
для
студ.высш.пед.учеб.заведений/Л.М.Митина,
Г.В.Митин,
О.А.Анисимова;
Под
общ.ред.Л.М.Митиной.
–
М.:
Издательский центр «Академия», 2005. – 368с. ISBN 5-7695-2256-9.
2.
Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Майера, П. Сэловея и Д. Карузо
«Эмоциональный
интеллект»:
руководство.
М.:
«Интститут
психологии РАН», 2010. ISBN 978-5-9270-0192-7.
3.
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2008. ISBN 978-5-
9713-7406-0.
4.
Бредберри Т., Гривз Дж. Эмоциональный интеллект. Самое важное. М.:
АСТ Москва, 2008. ISBN 978-5-17-039648-1.
5.
Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. М.:
Психотерапия, 2006. ISBN 5-903182-08-9.
6.
Тримаскина И.В. Тренинг эмоционального интеллекта и развития
личной эффективности. СПб.: Речь, 2010.
ISBN 978-5-9268-0856-5.
7.
Тримаскина И.В. Тренинг эмоционального интеллекта и развития
личной эффективности. СПб.: Речь, 2010.
ISBN 978-5-9268-0856-5.
8.
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Академия,
2001. ISBN
5-7695-0653-9.
9.
Лукьянова М.И. Моя профессия – детский психолог: Практическое
пособие для специалистов общеобразовательных учреждений. – М.:
АРКТИ, 2007. – 364с. (Б-ка психолога практика). ISBN 978-89415-643
PAGE \* MERGEFORMAT 8
10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2008.
ISBN 978-5-4237-
0059-1.
11. Иванилов И. Тренинг «Эмоциональная компетентность в бизнесе».
СПб.: Речь, 2007.
ISBN 5-9268-0563-5.
12. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Речь,
2000. ISBN 5-9268-0027-7.
13. Водопьянова Н,Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика
и профилактика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 336с.: ил. – (серия
«Практическая психология»). ISBN 978-5-91180-891-4.
14. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. – СПб.: Питер,
2008. – 224 с. (Серия «Эффективный тренинг»). ISBN 978-5-388-00146
15.
Овчарова Р.В.Психологическая фасилитация работы школьного
учителя: учебное пособие. – М.: Издательство «НПФ «Амалтея», 2007.
– 464с. ISBN 978-5-9901288-1-1.
PAGE \* MERGEFORMAT 8