Автор: Бушля Лидия Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Благоевский детский сад" Населённый пункт: пгт. Благоево, Республика Коми Наименование материала: Методическая разработка Тема: Парциальная программа "Сказочка" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Благоевский детский сад»
Парциальная образовательная программа
«Сказочка»
Программа направлена на формирование выразительной речи у детей
дошкольного возраста в театральной деятельности
2013
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Благоевский детский сад»
Пояснительная записка
В настоящее время речь ребёнка является актуальной проблемой. Мы живём в
мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребёнком.
Неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы так же сказались
на особенностях развития речи дошкольников. В связи с этим речь детей имеет
различные нарушения, не всегда выразительна, бедна по словарному запасу и т. д. А
ведь именно дошкольный период является периодом интенсивного развития речи
детей и поэтому педагогам дошкольного образования необходимо подойти к этой
проблеме со всей ответственностью.
Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в
разработку методики развития речи внесли: К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А.
Флёрина, А. Н. Гвоздев, А. П. Усова, О. И. Соловьёва и многие другие. Процесс
развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной,
эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С. Л. Рубинштейн в труде “К
психологии речи” писал: “Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только
язык, потому, что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий;
его
лицо,
он
сам”.
Выразительность
он
рассматривал
как
качественную
характеристику
речи,
которая
тесно
связана
с
проявлением
индивидуальности
человека.
Соответственно
использование
детьми
разнообразных
средств
выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального,
речевого, литературного и художественного развития.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от
непроизвольной эмоциональной у малышей - к интонационной речевой у детей
средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного
возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких
условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания
и взгляды, причём, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь
присутствия
посторонних
слушателей.
К
этому
важно
приучить
ещё
в
раннем
детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с
выразительной
речью
оказываются
замкнутыми,
стеснительными,
избегают
публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к
выразительной
публичной
речи
можно
воспитать
в
человеке
только
путём
привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную
помощь оказывает театрализованная деятельность.
Воспитательные
возможности
театрализованной
деятельности
широки.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии
через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать,
анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано
и
совершенствование
речи.
В
процессе
работы
над
выразительностью
реплик
персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка,
совершенствуется
звуковая
культура
его
речи,
её
интонационный
строй.
Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Благоевский детский сад»
ясно,
чётко,
понятно
изъясняться.
У
него
улучшается
диалогическая
речь,
её
грамматический строй.
Цель
программы:
формирование
выразительной
речи
у
дошкольников
посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Создавать условия для развития речи детей в театральной деятельности.
2. Совершенствовать пластику движения, мимику и игровые импровизации,
выразительность и эмоциональность речи.
3. Обеспечивать взаимосвязь театральной деятельности с другими видами
деятельности в едином педагогическом процессе.
4. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с различными видами
кукольного театра, театральными жанрами).
5.
Способствовать
развитию
таких
качеств
личности
как
открытость,
эмоциональность, коммуникабельность.
6. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых.
Принципы:
1) принцип активности ребёнка;
2) импровизации;
3) системности знаний;
4) учёт возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
5) принцип интеграции различных видов деятельности;
6) связь обучения и творчества.
Программа «Сказочка» представляет собой систему занятий для детей 4-7лет с
раскрытием основных методов и приёмов, сценариев театрализованных постановок,
праздников
и
развлечений,
совместную
деятельность
родителей
и
детей,
диагностику уровня освоения материала.
Планируемые результаты:
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания,
- ребёнок владеет средствами художественной выразительности,
- ребёнок обладает начальными знаниями о социальном мире, в котором он
живёт,
- ребёнок проявляет интерес к театрализованной деятельности,
- ребёнок знаком с произведениями детской литературы,
- ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных театрализованных действиях,
- ребёнок умеет понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого.
Условия реализации программы:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Благоевский детский сад»
1.
Организация
образовательного
пространства
обеспечивает
игровую
активность детей, возможность самовыражения, эмоциональное благополучие.
2. Основной метод обучения – речевое общение.
3. Игра – специфическая форма деятельности ребёнка.
4.
Включение
театрализованных
игр
в
образовательную
деятельность,
осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности
(игровую, коммуникативную, музыкальную, изобразительную, конструирование).
4. Сотрудничество воспитателя и специалистов ДОУ.
5. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Характеристика взаимодействия с семьёй:
- гуманистический характер взаимодействия,
- сотрудничество детей и взрослых,
- консультации, практикумы, советы, рекомендации,
- реализация семейных проектов,
- совместные праздники и развлечения,
- информирование родителей о ходе реализации программы.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Благоевский детский сад»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ «СКАЗОЧКА»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Благоевский детский сад»
Сентябрь
Тема
Цель и задачи
Методы и приёмы
1.
Пока занавес закрыт
Собрать детей вместе после летнего
перерыва, порадоваться тёплой встрече.
Воспитывать доброжелательность,
коммуникабельность в отношениях со
сверстниками. Совершенствовать внимание,
память, наблюдательность.
Игры «И я тоже», «Назови
своё имя ласково»
2.
Мир театра
Развивать интерес к сценическому искусству.
Пополнить словарный запас.
1.Беседа о театре.
2. Драматизация сказки
„Колобокˮ
3.
Сказку ты, дружок,
послушай и сыграй
Развивать речевое дыхание, правильную
артикуляцию, дикцию. Совершенствовать
память, внимание. Воображение, общение
детей.
1.Упражнение „Мыльные
пузыри.ˮ
2.Скороговорка „Шесть
мышат в камышах
шуршат.ˮ
3.Сказка „Зайчик и Ёжик.ˮ
4.
Театральные
профессии
Познакомить с театральными профессиями и
их значимость. Воспитывать эмоционально-
положительное отношение к театру.
1.Беседа
2.Сюжетно-ролевая игра
„Театр.ˮ
Октябрь
Тема
Цели и задачи
Методы и приёмы
1.
Знакомство с
различными видами
театра.
Познакомить с различными видами театра.
Воспитывать эмоционально-положительное
отношение к театру. Обогащать словарный
запас.
1.Беседа с детьми о
разных видах театра.
2.Театр би-ба-бо „Красная
Шапочкаˮ.
2.
Действия с
воображаемыми
предметами.
Способствовать развитию чувства правды и
веры в вымысел. Учить действовать на сцене
согласованно.
1.Беседа на тему
„Действия с
воображаемыми
предметамиˮ.
2.Игра „Что мы делаем не
скажем, но зато покажемˮ.
3.
Артикуляционная
гимнастика.
Закрепить дикцию и интонационную
выразительность.
Продолжать работать над этюдом: Встреча
белки с зайцем.
1.Упражнение на дыхание
и на артикуляцию
согласных.
2.Работа над
скороговорками
(„с-шˮ).
4.
Репетиция сказки
„Лесная историяˮ.
Провести репетицию, используя все
выразительные средства (декорации, музыка,
костюмы, реквизит).
1.Работа над
скороговорками
(„с-зˮ).
2.Репетиция сказки.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Благоевский детский сад»
Ноябрь
Тема
Цели и задачи
Методы и приемы
1.
Разыгрывание
этюдов по спектаклю
„Осень в теремке.ˮ
Познакомить с понятием этюд. Развивать
воображение с помощью мимики, жестов,
передавать настроение, эмоциональное
состояние.
1.Беседа на тему „Что
такое этюд?ˮ
2.Работа над
скороговорками со
звуком „чˮ.
2.
Сказка „Лесная
история.ˮ
Дать детям возможность попробовать себя в
разных ролях; продемонстрировать актёрскую
игру.
1.Показ сказки
родителям.
3.
Спектакль „Осень в
теремке.ˮ
Дать детям возможность попробовать себя в
разных ролях; продемонстрировать актёрскую
игру.
1.Показ спектакля
малышам.
4.
Эмоции.
Учить распознавать эмоциональное состояние
по мимике, жестам.
1.Игра „Покажи
настроениеˮ.
2.Иллюстрации к
основным эмоциям.
Декабрь
Тема
Цели и задачи
Методы и приёмы
1.
Театральная игра
«Одно и тоже по-
разному».
Развивать воображение, фантазию.
1.Игра „Одно и тоже
по-разномуˮ.
2.Игра
„Превращения
предметаˮ.
2.
Техника речи
Развивать речевое дыхание и правильную
артикуляцию.
1.Работа над
скороговорками со
звуками „ц-сˮ.
2.Упражнение „Эхоˮ.
3.
Театрализованная
игра „Метелицаˮ.
Учить детей ориентироваться в окружающей
обстановке, развивать внимание и
наблюдательность, умение верно интонировать
мелодию и действовать с воображаемыми
предметами.
1.Игра „Метелицаˮ.
4.
Творческие игры со
словом.
Развивать воображение, пополнять словарный
запас, активизировать ассоциативное мышление
детей.
1.Игры «Сочини
сказку», «Ручной
мяч».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Благоевский детский сад»
Январь
Тема
Цели и задачи
Методы и приёмы
1.
Театральная игра
Способствовать развитию чувства правды и
веры в вымысел.
1.Игры «Король», «День
рождения».
2.
Культура и техника
речи
Продолжать совершенствовать речевой
аппарат, учить детей пользоваться
интонациями, произнося фразы грустно,
радостно, удивлённо, сердито.
1.Упр. на дыхание
«Спать хочется».
2.Упражнение на гласные
и согласные «Шутка».
3.Работа над
пословицами и
поговорками.
3.
Ритмопластика
Развивать чувство ритма, координацию
движений, пластическую выразительность и
музыкальность.
1.Разминочные
упражнения
2.Упражнения на
внимание и
координацию.
3.Речедвигательная
координация.
4.
Театральные
профессии
Знакомство с театральными профессиями, их
важность. Воспитывать эмоционально-
положительное отношение к театру и людям,
которые там работают.
Понятия: актёр,
художник, режиссёр,
композитор.
Февраль
Тема
Цели и задачи
Методы и приёмы
1.
Культура и техника
речи
Развивать чёткое, верное произношение
гласных и согласных, учить детей бесшумно
брать и добирать дыхание, пользоваться
интонацией.
Работа над дыханием.
2.Работа над
произношением
поэтического текста.
2.
Театральная игра
«Морское
путешествие»
Дать детям возможность представить себя в
образе матросов. Развивать фантазию и
воображение, внимание, память, общение.
1.Беседа о профессии
моряка.
2.Разучивание песни
«Бескозырка белая».
3.Игра «Морское
путешествие».
3.
Ритмопластика
Развивать гибкость, подвижность кистей,
пальцев и рук.
1.Беседа на тему «Руки-
главный орган движения
с точки зрения
физической
выразительности актёра
в роли».
2.Упражнения для рук
«Волна», «Плавники».
4.
Основы театральной
культуры
Продолжать воспитывать культуру поведения в
театре.
1.Этюд «Что можно взять
с собой в театр»
Март
Тема
Цели и задачи
Методы и приёмы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Благоевский детский сад»
1.
Чтение пьесы
«Заюшкина
избушка» (Л. Поляк)
Развивать речь детей; познакомить со
стихотворным текстом сказки «Заюшкина
избушка».
1.Чтение пьесы
«Заюшкина избушка».
2.Беседа о прочитанной
пьесе.
2.
Импровизация р.н.с.
«Заюшкина
избушка».
Объяснить детям значение слова «событие»,
продолжать работу над сказкой, обращая
внимание детей на элементы актёрской игры
(внимание, общение, наблюдательность).
Совершенствовать технику речи, правильную
артикуляцию гласных и согласных.
1.Дыхательная
гимнастика.
2.Импровизация сказки
«Заюшкина избушка».
3.
Репетиция пьесы
«Заюшкина
избушка».
Совершенствовать воображение, фантазию
детей; готовить их к действиям с
воображаемыми предметами; развивать
дикцию.
1.Работа над дикцией.
2.Репетиция пьесы
«Заюшкина избушка».
4.
Театральная игра
«Карусель».
Воспитывать музыкальность, внимание,
умение соизмерять свои действия с действиями
товарищей. Работать над дикцией и голосом.
1.Игра «Карусель».
2.Работа над
скороговоркой со
звуками «ш-ж».
Апрель
Тема
Цели и задачи
Методы и приёмы
1.
Театральная игра
«Цирковое
представление».
Создать у детей хорошее настроение.
1.Цирковой номер
«Штангисты-тяжеловесы».
2.Цирковой номер «Гири».
2.
Культура и техника
речи
Пополнять словарный запас; развивать
образное мышление.
1.Игра «Ворона», работа над
звуками (р и с).
2.Работа над стихотворением
«Весёлые чижи».
3.
Репетиция пьесы
«Заюшкина
избушка».
Расширять диапазон силы звучания голоса;
развивать внимание, память,
наблюдательность.
1.Работа над техникой речи.
Игра «Эхо».
2.Репетиция пьесы.
4.
Спектакль
«Заюшкина
избушка»
Дать детям возможность попробовать себя
в разных ролях; продемонстрировать
актёрскую игру.
1.Показ спектакля.
Май
Тема
Цели и задачи
Методы и приёмы
1.
Театрализованная
игра «Путешествие в
мир сказок».
Учить детей отгадывать загадки. Развивать
монологическую речь.
1.Игра «Узнай сказку»
2.Нарисуй любимую сказку.
2.
Театральная игра
«Сам себе режиссёр».
Создать условия для импровизации мини-
спектакля.
1.Игра «Сам себе режиссёр».
3.
Театральная игра
Развивать воображение, фантазию детей;
учить подбирать рифмы к словам.
1.Развлекательная программа
«Это вы можете».
4.
Игровой урок.
Развивать выразительность жестов,
мимики, голоса; пополнять словарный
запас детей.
1.Игра «Дедушка Молчок».
2.Работа с пословицами и
поговорками.