Фонетическая ритмика как средство развития мелодико-интонационной стороны речи детей со стёртой формой дизартрии
Автор: Сулейманова Эльвира Равильевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №70 комбинированного вида" Ново-Савиновского района г.Казани Населённый пункт: Казань Наименование материала: статья Тема: Фонетическая ритмика как средство развития мелодико-интонационной стороны речи детей со стёртой формой дизартрии Раздел: дошкольное образование
Фонетическая ритмика как средство развития
мелодико-интонационной стороны речи детей
со стёртой формой дизартрии
Сулейманова Э.Р., учитель-логопед
МАДОУ детский сад №70 г. Казани
Главную роль в развитии личности каждого ребёнка, его способностей, интересов и
творческого потенциала играет родной язык. Одним из наиболее распространенных
речевых нарушений в дошкольных учреждениях является стертая форма дизартрии
(СФД).
СФД – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и
просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая
вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Лопатина отмечает, что фонетическая сторона речи представляет собой тесное
взаимодействие основных её компонентов: звукопроизношения и просодики.
Разнообразные фонетические средства оформления высказывания, такие как, темп,
ритм, ударение, интонация, тесно взаимодействуют, определяя, как смысловое
содержание, так и отношение говорящего к содержанию. Устная речь детей с СФД,
как известно, характеризуется не только общим количеством дефектов в
произношении звуков речи, но и нарушением просодики. У детей с СФД нарушения
просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.
Интонационно-выразительная окраска речи со стёртой дизартрией резко снижена:
страдает голос (либо тихий, либо чрезмерно громкий), модуляции по высоте и силе
голоса не удаются, нарушается тембр речи, темп речи чаще всего ускоренный. Речь
детей невыразительна, дикция нечёткая, голос угасающий.
Благоприятную роль в формировании произносительной стороны речи играет
фонетическая ритмика. Данная статья освещает раздел фонетической ритмики –
работу над мелодико-интонационной стороны речи.
Фонетическая ритмика- система двигательных упражнений, в которых различные
движения (рук, головы, корпуса тела) сочетаются с произнесением определённого
речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Такие совокупные движения тела и
речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи,
которые свойственны детям с СФД. При выполнении ритмических движений телом,
дети становятся более раскованными и непринужденными, что оказывает
положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Для выражения эмоций используются междометия в виде отдельных гласных,
слогов, воспроизведение которых сопровождается различными произвольными,
естественными движениями, которыми люди пользуются в жизни для выражения
радости, испуга, удивления, восторга, огорчения и т.д.
Интонация вопроса – А? радости – А! огорчения – Э, удивления – О! боли – О,
испуга – Ай! восторга – Ах!
В своей практике пользуюсь набором «звуковых карточек», которые
сопровождают наше занятие по фонетической ритмике.
Звук «А». «Девочка поёт»
И.П.: руки согнуты в локтях перед собой ладонями друг к другу, подушечки
пальчиков правой руки соединяются подушечками пальчиков левой руки.
Произнося гласный звук «А» с интонацией радости, дети плавно разводят руки в
стороны, ладони при этом смотрят друг на друга.
Звук «О». «Клубок»
И.П.: руки перед собой. Произнося звук «О» с интонацией удивления, дети
имитируют наматывание нитки в клубок.
Звук «У». «Самолет летит»
И.П.: руки вдоль туловища. Произнося звук «У» спокойным голосом, руки поднять
до уровня плеч.
Звук «Ы». «Медведь рычит».
И.П.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в
стороны. Произнося звук «Ы» с интонацией недовольства, дети с усилием отводят
руки в стороны, согнутые в локтях («растягивают пружину»).
Звук «Э». «Мама недовольна»
И.П.: руки вытянуты перед собой на уровне груди. Произнося звук «Э» с интонацией
огорчения, дети выполняют упражнение «Ножницы».
Звук «И». «Девочка плачет»
И.П.: руки подняты вверх. Произнося звук «И» с интонацией обиды, дети
выполняют вращательные движения.
В работу с интонацией включаю слова. Например, слово праздник требуется
произнести с различной интонацией: повествовательной – праздник,
вопросительной – праздник? восклицательной – праздник! Каждое такое
произнесение сопровождается определенными выразительными движениями.
Составной частью работы над интонацией является работанад логическим
ударением. Детям объясняю, что для того, чтобы наша речь была понятна
окружающим, нужно уметь говорить выразительно. Для этого в предложении
выделяю голосом те слова, которые считают особенно важными. Они произносятся
громче и чуть протяжнее остальных. Далее утрированно произношу голосом
определённое слово во фразе. Чтобы выделить из контекста предложения слова,
важные по смыслу, детям предлагаю мнемотаблицы с подчеркнутыми рисунками, на
которые падает логическое ударение и показываю движения для произнесения
ударных слов: хлопанье, притопывание, подпрыгивание и т.д.
Ваня ест грушу. Ваня ест грушу.
.
_______ _______
(хлопок) (хлопок)
Ваня ест грушу.
.
______
(хлопок)
Когда дети достаточно хорошо справляются с вышеизложенными заданиями, им
предлагаются небольшие стихотворения, шутки, игры-инсценировки, которые
содержат довольно много интонационных заданий.
Встретил в чаще ёж ежа:
шаги на месте, руки подняты вверх,
пальцы рук скрещиваются, образуя
«иголки» ежа
- Как погода, ёж? руки вытянуть перед собой, крутить
кистями рук
- Ой, свежа! махать ладонями к лицу, создавая «ветер»
И пошли домой, дрожа, шаги на месте; движения плечами,
изображающие дрожь
Горбясь, ёжась, два ежа. шаги на месте с опущенной головой, руки
обхватывают плечи
Опыт многолетней работы показывает, что занятия по фонетической ритмике
способствуют формированию у детей с СФД слитной, выразительной,
интонационно-окрашенной речи.
Список литературы:
1.Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: Астрель, 2007.
2. Богомолова А.И. Нарушения произношения у детей: Пособие для логопедов.-
2-е издание, перераб. – М.: Просвещение, 1979.
3. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М.: Владос,1996.
4.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб:
Союз, 2004.