Напоминание

"Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников"


Автор: Борисова Наталья Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 106" г.Чебоксары
Населённый пункт: г.Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью». В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (проекте) подчеркивается значимость российского патриотизма для современных граждан России как духовного ориентира, способствующего сохранению и развитию гордости за героическое прошлое России, приобщению к боевым и трудовым традициям, формированию причастности к историческим свершениям российского общества. Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, недостаточность теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы). Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, мы считаем, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям: любовь к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в
продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах города, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям. Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В э т о й с в я з и огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Чувашии. Знакомясь с городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. В настоящее время наиболее актуальной формой патриотического и духовно- нравственного воспитания, на наш взгляд, является кадетское движение. В Послании Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики Михаил Васильевич Игнатьев уделил особое внимание военно- патриотическому воспитанию подрастающего поколения. «…Особое место в системе военно-патриотического воспитания молодежи занимает кадетское движение. Участие в нем помогает нашим мальчишкам и девчонкам воспитать в себе силу воли, дисциплинированность, высокую ответственность, чувство локтя, готовность к самопожертвованию. Выпускники кадетских классов – это уже сформировавшиеся личности, готовые реализовать свой потенциал, добиться в жизни успеха и принести пользу государству и обществу». Кадетское движение создаёт условия для возрождения лучших традиций российского образования и культуры, народных и воинских традиций, воспитания и обучения в целях их разностороннего и полноценного развития. В 2013 году в МБДОУ «Детский сад № 106» г. Чебоксары, творческой группой был разработан проект «Юные кадеты», для реализации которой была открыта кадетская группа для детей старшего дошкольного возраста. Проект рассчитан на два года. Концептуальная идея проекта «Юные кадеты»: формирование на примерах ценностей и традициях личности гражданина - патриота.
При воспитании патриотизма педагоги придерживаются следующей эффективной

цепочки: (основные принципы работы с дошкольниками)
 от близкого к отдаленному;  от общего к частному;  опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, городе, стране;  взаимодействие с семьей, с социумом;  систематичность.
Задачи патриотического воспитания
Воспитание духовно-нравственных и физически здоровых детей.
Формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости выполнения их в жизни; Воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему миру; Воспитание у дошкольников стремление в будущем служить Отечеству, способности и готовности защитить и отстаивать интересы Родины; Развитие инициативы, самостоятельности, коллективизма, смелости в принятии решений и настойчивости в их выполнении.
Этапы реализации проекта
Работу по патриотическому воспитанию мы начинали с изучения методической литературы, которая позволила с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду.

Затем была создана нормативно-правовая база для работы по нравственно-патриотическому воспитанию на основе:
-

Федеральный

Закон



273

от

29

декабря

2012

г

«Об

Образовании

в

Российской Федерации»;

-

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования;

-

Федеральный

закон

от

21.07.2005



98-Ф3

«О

днях

воинской

славы

и

памятных датах в России»;

-Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 года №50 "Об образовании в

Чувашской Республике"

Были разработаны:

- положение о кадетской группе;

- положение о проведении праздника «День рождения кадет»;

-рабочая учебная программа кадетской группы;

- план дополнительного образования в кадетской группе;
В реализации данного направления мы отводим большая роль тесной взаимосвязи с социумом. Нами были подписаны договоры о сотрудничестве со следующими организациями (СОШ, ГИБДД УМВД России, отдел полиции, Республиканская детско- юношеская библиотека)
Главная целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников - заложить основы нравственной личности с активной жизненной позицией, творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи: 1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа. 2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны. 3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа. 4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье. Работа по нравственно - патриотическому воспитанию осуществляется по следующим разделам:
1.

«Путешествие в историю»
Цель: формирование интереса детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях.
2.

«Вижу чудное раздолье…»
Цель: расширение представлений детей о природных ресурсах родного края, воспитание чувств ответственности, бережного отношения к природе. Посадка розария, «Аллея можжевельников» в честь 70-летия Победы, сбор гербария, походы "Вижу чудное раздолье".
3.

«Быт и традиции»
Цель: расширение знаний о жилищах чувашского и русского народа; пробуждать интерес к национальному костюму; формировать представление о чувашских праздниках. Проектная деятельность: альбомы «Быт и традиции чувашского народа», Постепенно ребёнок понимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма.
4.

«Моя Родина - Россия»
Цель: знакомство детей с государственной символикой России, Экскурсии в музей Гвардейского ордена Ленина Сталинградской армии в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г.Чебоксары,
5.

«Моя малая Родина - Чувашия»

Цель: воспитание интереса к историческому прошлому чувашского народа, любовь к своему народу. Макеты города Чебоксары, макет «Мой детский сад», патриотическая акция «Посылка солдату», экскурсии к памятникам города, посещение музея им.В.И. Чапаева, встречи с интересными людьми. КВН "Люби и знай свой край родной", мастер-класс "С чего начинается Родина?", выставки детских рисунков "Город будущего", "Город моего детства"; интеллектуальная викторина "Юные знатоки города"; конкурса чтецов - «Поэты Поволжья», "Милый сердцу уголок"; акции по благоустройству территории д/с "Любимый город - чистый город". Виртуальная экскурсия «Хоть полсвета обойдёшь, лучше края не найдёшь».
6.

«Дерево моей семьи»
Цель: воспитание чувств любви к близким родственникам. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Педагоги организуют совместную работу детей и родителей: составление герба семьи, составление генеалогического дерева семьи, фотоотчет «Любимый уголок города». Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. Посиделки "Семья и родной дом", «Семья вместе, так и душа на месте», "От счастья ключи в семье ищи"; конкурсы "Герб нашей семьи", "Папа, мама, я – спортивная семья", "Самая читающая семья", выставки "Семейные реликвии".
7.

«Этих дней не смолкнет слава»
Цель: воспитание чувств гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание быть похожими на сильных смелых российских воинов. Игровые программы "Вперед к победе"; встречи с ветеранами.
8.

«Как чуден наш родной язык»
Цель: приобщение детей к неистощимым богатствам русской и чувашской литературы, произведениям местных авторов.
9.

«Руки – не для скуки»
Цель: формирование знаний о народно-прикладном искусстве; знакомство с талантами русского и чувашского народа. Изготовление книжек – раскладушек, «Души и рук творенье» - поделки из природных материалов, коллективное творческое дело совместно с родителями «Пейзажи моего края», «Подарок ветерану».
Педагоги в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников используют методические пособия: Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников; Васильева Л.Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников и др. В части формируемой участниками образовательных отношений реализуются парциальные программы: Программа образования ребёнка – дошкольника – Чебоксары: Чувашский р е с п у б л и к а н с к и й и н с т и т у т о б р а з о в а н и я , 2 0 0 6 . Реализуются разделы "Моя республика", "Развитие родной (чувашской речи)". Программа художественно-творческого развития ребёнка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства. - Чебоксары, Чувашский республиканский институт образования, 1994 г. Реализуется в младших, средних группах. Махалова И.В. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания; Соловей Л.Б. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции чувашского края»; Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы». С ранних лет формируются первые представления детей об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями своей социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями района. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Погружением ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, создается естественная среда для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формирую любовь к малой и большой Родине.
Предметно - развивающая среда
Особенную роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников в нашем детском саду отводится специально организованной среде, что дает возможность детям познакомиться с городами России, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации, Чувашской Республикой, городом Чебоксары, а также с известными людьми, героями войны, труда, руководителями нашей страны и Республики и города. В каждой группе организованы: мини-музеи «Мой край родной», «В память о Великой войне», «Люби и знай свой край» В двух групповых помещениях имеется флагшток для поднятия флага, аудиозапись гимна РФ, Чувашии, города Чебоксары; стенд с государственной символикой; предметы
народно-прикладного искусства; спортивная площадка, физкультурный зал; аудио– видеотехники; медиатека, аудиотека; подборка музыкального репертуара патриотического содержания; зоны для игровой, интеллектуальной и творческой самореализации: игры, книги, канцелярские предметы; интерактивный кабинет «Смайлик», кабинет ОБЖ. Приобщая детей к чувашской культуре в совместной деятельности проводятся циклы занятий:  беседы о чувашских народных сказках;  слушание аудиозаписей с русскими народными песнями;  заучивание русских народных потешек, считалок на чувашском языке;  знакомство детей с предметами народно-прикладного искусства - дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими изделиями;  знакомство с произведениями народного фольклора.  чувашские подвижные игры, русские народные игры; Для каждой местности характерны свои песни, сказки, хороводы. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества: Родина - мать, умей за неё постоять. Храбрость города берёт Человек без Родины - что соловей без песни. Народы нашей страны дружбой сильны. Если народ един, он непобедим. Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени. Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей. Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям. В о с п и т ы в а я р е б ё н к а н а т р а д и ц и я х и с т о р и ч е с к и х с о б ы т и й и достопримечательностях малой Родины мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самими собой. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
Особое внимание уделяется самой подготовке праздника: дети знакомятся с особенностями праздника, с характером труда и отдыха человека. На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Дети, родители и сотрудники, - все активные участники праздников. Формирование патриотических чувств эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии. Предлагаем родителям побывать вместе с ребёнком в памятных местах города, даем рекомендации родителям, как познакомить ребенка с памятником, на что обратить внимание, о чем рассказать, что должны дети знать о защитниках Отечества; вовлекаем родителей во все мероприятия по воспитанию у детей патриотических чувств; для родителей разрабатываем рекомендации «Что и как рассказывать детям об Армии, о войне, о Дне Победы»; организуем совместные выставки работ, мини музеи, фотовыставки «Я и моя семья», Традиции нашей семьи», «Игры нашего детства» На родительских собраниях педагоги отчитываются о проведенных мероприятиях, дают рекомендации с использованием информационно-коммуникационных технологий, разрабатываются буклеты для родителей. Родители знакомятся с лучшим опытом семейного воспитания. Лучшие семьи отмечаются грамотами и благодарностями. Заслуживает внимания опыт работы с родителями и специалистами ДОУ – «виртуальный консультационный пункт», «Клуб счастливых родителей». Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы. И как результат работы дошкольники группы кадетов неоднократно участвовали в городских, республиканских мероприятиях, занимали призовые места в творческих конкурсах. Детский сад занял 2 место в номинации «Будущее делаем сегодня», участвуя в конкурсе на присуждение премии «Общественное признание – 2014 г.» На всероссийском конкурсе инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодежи «Патриот России» проект «Юные кадеты» отмечен золотой медалью. В 2015 – 2016 уч.г. проект получил одобрение родительской общественностью и продолжает жить.


В раздел образования