"Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников"
Автор: Борисова Наталья Владимировна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 106" г.Чебоксары Населённый пункт: г.Чебоксары Наименование материала: статья Тема: "Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников" Раздел: дошкольное образование
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни
общества,
одним
из
центральных
направлений
работы
с
подрастающим
поколением
становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим
традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род,
родство, Родина.
В
проекте
Национальной
доктрины
образования
в
Российской
Федерации
подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов
России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права
и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации
на
2016-2020
годы»
(проекте) подчеркивается
значимость
российского
патриотизма
для
современных
граждан
России
как
духовного
ориентира,
способствующего
сохранению
и
развитию
гордости
за
героическое
прошлое
России,
приобщению
к
боевым
и
трудовым
традициям,
формированию
причастности
к
историческим свершениям российского общества.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных
направлений
по
ряду
причин:
особенности
дошкольного
возраста,
многоаспектность
понятия
«патриотизм»
в
современном
мире,
недостаточность
теоретических
и
методических
разработок
(характерной
особенностью
многих
исследований
является
обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, мы считаем, что
формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения
к духовным ценностям: любовь к родной природе, родному дому и семье, к истории и
культуре
страны,
созданной
трудами
родных
и
близких
людей,
тех,
кого
зовут
соотечественниками.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое
содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано
воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая
среда в группе.
Патриотические чувства закладываются
в процессе жизни и бытия человека,
находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения
инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и
культуре своей страны, к быту своего народа.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и
поэтому
надо
сделать
так,
чтобы
оно
стало,
прежде
всего,
познанием
человека
и
Отечества, их красоты и величия.
Дошкольный
возраст
–
важнейший
период
становления
личности,
когда
закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о
человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине
является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в
нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для
детского
сада
особое
значение
приобретает
педагогическая
деятельность,
направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в
продуктивной
деятельности,
формирование
эстетического
отношения
к
окружающей
действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных
проблемах
города,
воспитание
духовно-нравственных
чувств
ребенка,
воспитание
уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой.
В
э т о й
с в я з и
огромное
значение
имеет
ознакомление
дошкольников
с
историческим,
культурным,
национальным,
географическим,
природно-экологическим
своеобразием
Чувашии.
Знакомясь
с
городом,
его
достопримечательностями,
ребёнок
учится
осознавать
себя
живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и
в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
В
настоящее
время
наиболее
актуальной
формой
патриотического
и
духовно-
нравственного воспитания, на наш взгляд, является кадетское движение.
В Послании Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской
Республики
Михаил
Васильевич
Игнатьев
уделил
особое
внимание
военно-
патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
«…Особое
место
в
системе
военно-патриотического
воспитания
молодежи
занимает кадетское движение. Участие в нем помогает нашим мальчишкам и девчонкам
воспитать в себе силу воли, дисциплинированность, высокую ответственность, чувство
локтя,
готовность
к
самопожертвованию.
Выпускники
кадетских
классов
–
это
уже
сформировавшиеся личности, готовые реализовать свой потенциал, добиться в жизни
успеха и принести пользу государству и обществу».
Кадетское
движение
создаёт
условия
для
возрождения
лучших
традиций
российского
образования
и
культуры,
народных
и
воинских
традиций,
воспитания
и
обучения в целях их разностороннего и полноценного развития.
В 2013 году в МБДОУ «Детский сад № 106» г. Чебоксары, творческой группой был
разработан проект «Юные кадеты», для реализации которой была открыта кадетская
группа для детей старшего дошкольного возраста. Проект рассчитан на два года.
Концептуальная
идея
проекта
«Юные
кадеты»:
формирование
на
примерах
ценностей и традициях личности гражданина - патриота.
При воспитании патриотизма педагоги придерживаются следующей эффективной
цепочки: (основные принципы работы с дошкольниками)
от близкого к отдаленному;
от общего к частному;
опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском
саду, городе, стране;
взаимодействие с семьей, с социумом;
систематичность.
Задачи патриотического воспитания
Воспитание духовно-нравственных и физически здоровых детей.
Формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости
выполнения их в жизни;
Воспитание
доброты,
милосердия,
взаимоуважения,
бережного
отношения
к
окружающему миру;
Воспитание у дошкольников стремление в будущем служить Отечеству, способности и
готовности защитить и отстаивать интересы Родины;
Развитие инициативы, самостоятельности, коллективизма, смелости в принятии решений
и настойчивости в их выполнении.
Этапы реализации проекта
Работу по патриотическому воспитанию мы начинали с изучения методической
литературы, которая позволила с разных сторон подойти к вопросам патриотического
воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным
условиям работы в нашем детском саду. Затем была создана нормативно-правовая база
для работы по нравственно-патриотическому воспитанию на основе:
-
Федеральный
Закон
–
273
от
29
декабря
2012
г
«Об
Образовании
в
Российской Федерации»;
-
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования;
-
Федеральный
закон
от
21.07.2005
№
98-Ф3
«О
днях
воинской
славы
и
памятных датах в России»;
-Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 года №50 "Об образовании в
Чувашской Республике"
Были разработаны:
- положение о кадетской группе;
- положение о проведении праздника «День рождения кадет»;
-рабочая учебная программа кадетской группы;
- план дополнительного образования в кадетской группе;
В реализации данного направления мы отводим большая роль тесной взаимосвязи с
социумом.
Нами
были
подписаны
договоры
о
сотрудничестве
со
следующими
организациями (СОШ, ГИБДД УМВД России, отдел полиции, Республиканская детско-
юношеская библиотека)
Главная
целью
детского
сада
в
патриотическом
воспитании
дошкольников
-
заложить основы нравственной личности с активной жизненной позицией, творческим
потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с
другими людьми.
В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников
решаются следующие задачи:
1.
Способствовать
общему
развитию
детей
на
основе
любви
и
интереса
к
настоящему и прошлому своего народа.
2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание
сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.
3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в
семье.
Работа по нравственно - патриотическому воспитанию осуществляется по следующим
разделам:
1.
«Путешествие в историю»
Цель: формирование интереса детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями
об исторических событиях, конкретных личностях.
2.
«Вижу чудное раздолье…»
Цель: расширение представлений детей о природных ресурсах родного края, воспитание
чувств ответственности, бережного отношения к природе.
Посадка розария, «Аллея можжевельников» в честь 70-летия Победы, сбор гербария,
походы "Вижу чудное раздолье".
3.
«Быт и традиции»
Цель: расширение знаний о жилищах чувашского и русского народа; пробуждать интерес
к национальному костюму; формировать представление о чувашских праздниках.
Проектная деятельность: альбомы «Быт и традиции чувашского народа»,
Постепенно ребёнок понимает, что он - частица большого коллектива - детского
сада,
класса,
школы,
а
затем
и
всей
нашей
страны.
Общественная
направленность
поступков
постепенно
становиться
основой
воспитания
гражданских
чувств
и
патриотизма.
4.
«Моя Родина - Россия»
Цель: знакомство детей с государственной символикой России,
Экскурсии в музей Гвардейского ордена Ленина Сталинградской армии в МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 36» г.Чебоксары,
5.
«Моя малая Родина - Чувашия»
Цель: воспитание интереса к историческому прошлому чувашского народа, любовь к
своему народу.
Макеты города Чебоксары, макет «Мой детский сад», патриотическая акция «Посылка
солдату», экскурсии к памятникам города, посещение музея им.В.И. Чапаева, встречи с
интересными людьми. КВН
"Люби и знай свой край родной", мастер-класс "С чего
начинается
Родина?",
выставки
детских
рисунков
"Город
будущего",
"Город
моего
детства"; интеллектуальная викторина "Юные знатоки города"; конкурса чтецов - «Поэты
Поволжья»,
"Милый
сердцу
уголок";
акции
по
благоустройству
территории
д/с
"Любимый город - чистый город".
Виртуальная экскурсия «Хоть полсвета обойдёшь, лучше края не найдёшь».
6.
«Дерево моей семьи»
Цель: воспитание чувств любви к близким родственникам.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет
сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Педагоги организуют совместную работу детей и родителей: составление герба семьи,
составление
генеалогического
дерева
семьи,
фотоотчет
«Любимый
уголок
города».
Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам
возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. Посиделки "Семья и родной
дом",
«Семья вместе, так и душа на месте»,
"От счастья ключи в семье ищи"; конкурсы
"Герб нашей семьи", "Папа, мама, я – спортивная семья", "Самая читающая семья",
выставки "Семейные реликвии".
7.
«Этих дней не смолкнет слава»
Цель: воспитание чувств гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам
Великой Отечественной войны, желание быть похожими на сильных смелых российских
воинов.
Игровые программы "Вперед к победе"; встречи с ветеранами.
8.
«Как чуден наш родной язык»
Цель: приобщение детей к неистощимым богатствам русской и чувашской литературы,
произведениям местных авторов.
9.
«Руки – не для скуки»
Цель: формирование знаний о народно-прикладном искусстве; знакомство с талантами
русского и чувашского народа.
Изготовление книжек – раскладушек, «Души и рук творенье» - поделки из природных
материалов,
коллективное
творческое
дело
совместно
с
родителями
«Пейзажи
моего
края», «Подарок ветерану».
Педагоги в
работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
используют методические пособия:
Мой
родной
дом.
Программа
нравственно-патриотического
воспитания
дошкольников;
Васильева Л.Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников и др.
В
части
формируемой
участниками
образовательных
отношений
реализуются
парциальные программы:
Программа
образования
ребёнка
–
дошкольника
–
Чебоксары:
Чувашский
р е с п у б л и к а н с к и й
и н с т и т у т
о б р а з о в а н и я ,
2 0 0 6 .
Реализуются разделы "Моя республика", "Развитие родной (чувашской речи)".
Программа художественно-творческого развития ребёнка-дошкольника средствами
чувашского
декоративно-прикладного
искусства.
-
Чебоксары,
Чувашский
республиканский институт образования, 1994 г. Реализуется в младших, средних группах.
Махалова
И.В.
Программа
по
приобщению
детей
6-7
лет
к
национальным
традициям физического воспитания;
Соловей
Л.Б.
Программа
по
социально-коммуникативному
развитию
детей
дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции чувашского края»;
Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы».
С ранних лет формируются первые представления детей об окружающем мире, и
происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями своей социокультурной
среды
–
местными
историко-культурными,
национальными,
географическими,
природными
особенностями
района.
Очень
важно
привить
детям
чувство
любви
и
привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на
этой
основе
воспитывается
патриотизм.
Погружением
ребенка
в
национальный
быт,
мелодику речи, песен,
создается естественная среда для овладения языком родного
народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формирую любовь к
малой и большой Родине.
Предметно - развивающая среда
Особенную
роль
в
нравственно-патриотическом
воспитании
дошкольников
в
нашем
детском саду отводится специально организованной среде, что дает возможность детям
познакомиться с городами России, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации,
Чувашской Республикой, городом Чебоксары, а также с известными людьми, героями
войны, труда, руководителями нашей страны и Республики и города.
В каждой группе организованы: мини-музеи «Мой край родной», «В память о
Великой войне», «Люби и знай свой край»
В двух групповых помещениях имеется флагшток для поднятия флага, аудиозапись
гимна РФ, Чувашии, города Чебоксары; стенд с государственной символикой; предметы
народно-прикладного
искусства;
спортивная
площадка,
физкультурный
зал;
аудио–
видеотехники; медиатека, аудиотека; подборка музыкального репертуара патриотического
содержания; зоны для игровой, интеллектуальной и творческой самореализации: игры,
книги, канцелярские предметы; интерактивный кабинет «Смайлик», кабинет ОБЖ.
Приобщая детей к чувашской культуре в совместной деятельности проводятся циклы
занятий:
беседы о чувашских народных сказках;
слушание аудиозаписей с русскими народными песнями;
заучивание русских народных потешек, считалок на чувашском языке;
знакомство
детей
с
предметами
народно-прикладного
искусства
-
дымковской
игрушкой, матрешкой, хохломскими изделиями;
знакомство с произведениями народного фольклора.
чувашские подвижные игры, русские народные игры;
Для каждой местности характерны свои песни, сказки, хороводы. Особое место отводится
знакомству с пословицами и поговорками. Особенное внимание в русских пословицах
уделялось теме любви к родине и защите отечества:
Родина - мать, умей за неё постоять.
Храбрость города берёт
Человек без Родины - что соловей без песни.
Народы нашей страны дружбой сильны.
Если народ един, он непобедим.
Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.
Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут люди
разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном
этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей.
Дружеское
общение
в
быту,
в
труде,
в
различных
играх
является
первоначальной
ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям.
В о с п и т ы в а я
р е б ё н к а
н а
т р а д и ц и я х
и с т о р и ч е с к и х
с о б ы т и й
и
достопримечательностях малой Родины мы помогаем ему установить положительные
отношения с миром людей, миром природы и с самими собой. Научить чувствовать
красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к
родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства. Культура родного края должна
войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
Особое
внимание
уделяется
самой
подготовке
праздника:
дети
знакомятся
с
особенностями праздника, с характером труда и отдыха человека. На наших праздниках,
что
характерно
для
народной
традиции,
нет
просто
зрителей.
Дети,
родители
и
сотрудники, - все активные участники праздников.
Формирование патриотических чувств эффективно в
тесной связи с семьёй. Именно
родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к
детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё
общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье
в
этих
вопросах,
через
встречи,
консультации
и
беседы,
совместные
праздники
и
экскурсии. Предлагаем родителям побывать вместе с ребёнком в памятных местах города,
даем рекомендации родителям, как познакомить ребенка с памятником, на что обратить
внимание, о чем рассказать, что должны дети знать о защитниках Отечества; вовлекаем
родителей
во
все
мероприятия по
воспитанию
у
детей
патриотических
чувств;
для
родителей разрабатываем рекомендации «Что и как рассказывать детям об Армии, о войне,
о Дне Победы»; организуем совместные выставки работ, мини музеи, фотовыставки «Я и
моя семья», Традиции нашей семьи», «Игры нашего детства»
На родительских собраниях педагоги отчитываются о проведенных мероприятиях,
дают рекомендации с использованием информационно-коммуникационных технологий,
разрабатываются
буклеты
для
родителей.
Родители
знакомятся
с
лучшим
опытом
семейного
воспитания.
Лучшие
семьи
отмечаются
грамотами
и
благодарностями.
Заслуживает внимания опыт работы с родителями и специалистами ДОУ – «виртуальный
консультационный пункт», «Клуб счастливых родителей».
Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное
участие – залог успеха всей нашей работы.
И
как
результат
работы дошкольники группы кадетов неоднократно
участвовали в
городских,
республиканских
мероприятиях,
занимали
призовые
места
в
творческих
конкурсах. Детский сад занял 2 место в номинации «Будущее делаем сегодня», участвуя в
конкурсе на присуждение премии «Общественное признание – 2014 г.» На всероссийском
конкурсе инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодежи
«Патриот России» проект «Юные кадеты» отмечен золотой медалью.
В
2015
–
2016
уч.г.
проект
получил
одобрение
родительской
общественностью
и
продолжает жить.