Напоминание

Воспитательная работа


Автор: Атапина Елена Никаноровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ "Кузбасское УОР"
Населённый пункт: Г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: Патриотическое воспитание в работе куратора 1-2 курса СПО
Тема: Воспитательная работа
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Атапина Елена Никаноровна,

преподаватель ГПОУ «Кузбасское УОР»,

г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область.

Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является

фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности.

Переход российской экономики на рыночные отношения в свое время привел к

пересмотру

духовно-нравственных

ценностей.

В

общественном

сознании

стали

видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям

прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства

транслировались

далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков

и

молодежи появилось равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам,

проживающим в других регионах нашей страны.

По

результатам

социологического

исследования

Всероссийского

центра

исследований общественного мнения в 2022 году большинство россиян:

являются патриотами своей страны (92%);

безусловными патриотами себя считают 54% граждан;

доля лиц, не относящих себя к патриотам, составляет 5%;

рост деятельностного патриотизма: за 20 лет вырос с 35% до 50% ;

повысилась доля тех, кто воспринимает патриотизм как защиту своей страны от

любых нападок и обвинений (с 32% в 2020 году до 44% в 2022 году);

34% респондентов сообщают, что быть патриотом – это значит стремиться к

изменению положения дел в стране для обеспечения ей лучшего будущего;

29% – говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была;

34% респондентов сообщают, что быть патриотом – это значит стремиться к

изменению положения дел в стране для обеспечения ей лучшего будущего;

29% – говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была.

Согласно данным исследований, проведенных ВЦИОМ (Всеросси́йски́й центр

и́зучени́я общественного мнени́я,) по заказу Федерального государственного бюджетного

учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и

молодежи»:

предпочтение уехать из страны, имея такую возможность – 27%;

около трети молодых россиян (30%) признали, что не проявляют открыто

патриотические чувства, т.е. не поют гимн Российской Федерации, не защищают

государство в спорах и дискуссиях, не носят одежду с патриотической символикой.

Приведенная статистика говорит о необходимости усиления роли воспитательной

работы с подрастающим поколением и включения направлений гражданского и

патриотического

воспитания

в

воспитательно-образовательный

процесс.

Особенно

актуально это в связи со сложившейся политической ситуацией в мире.

Воспитание патриотических чувств учащихся – одна из задач нравственного

воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному

дому, к родной улице, к родному городу и родной стране.

Основой для усиления роди воспитательной работы в патриотическом направлении

являются нормативные документы федерального и регионального значения.

Нормативно-правовая база патриотического воспитания

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» и Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О

молодежной политике в Российской Федерации»

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности» и

Законопроект № 315234- «О патриотическом воспитании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 261-ФЗ «О российском движении

детей и молодежи»

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О

Национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года»

Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 г. № 400 «О стратегии

национальной безопасности Российской Федерации»

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в

Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 551

«О военно патриотических молодежных и детских объединениях»

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы

советского народа в Великой Отечественной Войне 1941–1945 годов»

Закон Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292 1 «Об увековечении

памяти погибших при защите Отечества»

Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и

памятных датах России»

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114 ФЗ «О

противодействии

ФГОС СПО по специальности 49.02.01 «Физическая культура» (Приказ

Минпросвещения России от 11 ноября 2022 г. N 968)

Цель

патриотического

воспитания:

формирование

у

обучающихся

патриотического сознания, гражданской ответственности, любви и уважения к Родине на

основе единых патриотических ценностей, гордости за собственную страну, ее историю и

культуру, достижения в экономике, науке и спорте, готовности к служению Отечеству и

созидательной защите интересов Российской Федерации.

Задачи патриотического воспитания:

утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых

патриотических ценностей, взглядов и убеждений,

уважения к культурному и

историческому прошлому России, ее традициям и обычаям, русскому языку;

содействие изучению истории Российской Федерации, истории малой родины;

популяризации подвигов героев и видных деятелей российской истории;

пропаганда достижений России и ее жителей;

противодействие попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов;

продвижение и сохранение семейных ценностей, бережного отношения к материнству и

детству, уважения к старшим;

формирование положительного отношения к труду как важнейшей ценности жизни,

потребности трудиться на благо общества, государства; повышение престижа честного и

профессионального отношения к своему делу;

воспитание уважения к законности и правопорядку, нормам общественной и

коллективной жизни;

привитие

гражданам чувства

гордости,

глубокого

уважения

и

почитания

государственных символов Российской Федерации

– герба, флага, гимна, другой

российской символики;

развитие гражданского участия, ответственности за родной регион и страну; активное

вовлечение

граждан

в

решение

социально-экономических,

культурных,

правовых,

экологических и других проблем

Любовь к родному краю, Родине, Отечеству.

Забота об окружающей среде, восхищение родной природой.

Остановимся подробнее на деятельности куратора группы, которая приводит к

решению этих задач.

С 2022 учебного года одним из механизмов воспитательной работы в направлении

гражданского и патриотического воспитания стал ежегодный цикл классных часов

«Разговоры о важном» в которых отражена тематика всех направлений воспитательной

работы. В 2023-2024 году в системе классных часов можно увидеть следующие темы

«Там, где Россия»

«День знаний»

«100-летия со дня рождения Зои Космодемьянской»

«Избирательная система России (30 лет ЦИК)»

«О взаимоотношениях в коллективе»

«По ту сторону экрана (115 лет кино в России)»

«День подразделений специального назначения»

«День народного единства»

«Россия - взгляд в будущее»

«О взаимоотношениях в семье» (День матери).

Важно то, что сценарии проведения «Разговоров о важном» предполагают

интерактивное взаимодействие со студентами, что гораздо интереснее и эффективнее

беседы как таковой. Сценарии содержат видеоролики, интерактивные игры и викторины,

вопросы для создания и решения проблемных ситуаций, размышлений и дискуссий.

Конечно, любой куратор вправе переработать сценарий в соответствии с

психологическими особенностями своих студентов, убрать что-то лишнее или внести свои

поправки. Как куратор 1 курса, я бы рекомендовала использовать не только сценарии для

СПО, а еще и разработки для 10-11 класса, так как они интереснее, содержат больше

игровых моментов и интерактива.

Помимо «Разговоров о важном» в календарном плане воспитательной работы

каждого куратора есть свои мероприятия, способствующие решению задач гражданского

и патриотического воспитания. Это как мероприятия внутри группы (у каждого они свои),

так и общеучилищные мероприятия, в которых каждая группа принимает активное

участие. Задача куратора – мобилизовать студентов для участия ,помочь им в подготовке.

«День окончания Второй мировой войны» (организация участия в тематическом

уроке истории)

Час общения «Моя профессия и жизненные цели»

Экскурсия по памятным местам Ленинска-Кузнецкого (в рамках празднования

всемирного Дня туризма)

Подготовка к Фестивалю «Созвездие талантов - 2023» среди студентов ГПОУ

«Кузбасское УОР», посвященном Дню среднего профессионального образования и

международному Дню учителя

День среднего профессионального образования. Кураторский час о значимости

профессионального образования: «Профессии, нужные стране»

Беседа, посвященная Дню пожилого человека «Главные герои времени: праздник

для истории и опыта"

Участие в викторине, посвященной всемирному дню математики

Участие в мероприятии «Посвящение в студенты» в рамках Международного дня

студента

Участие в викторине ко Дню Конституции Российской Федерации

Участие в общеучилищном мероприятии к Дню российского студенчества

Воспитательный час «23 февраля- День защитника Отечества»

Участие

в

общеучилищном

мероприятии

«С

Днем

8

Марта!»

в

рамках

Международного женского дня.

Беседа «День воссоединения Крыма с Россией».

Кураторский час, посвященный Дню космонавтики

Кураторский час «Из истории Праздника 1 Мая»

Участие в торжественном мероприятии в честь Дня Победы советского народа в

Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.

Час общения, посвященный Дню семьи: «Семья в современном мире»

Беседа «День России»

Участие в мероприятиях в рамках 22 июня - Дня памяти и скорби

Некоторые из перечисленных мероприятий (8 Марта, например) на первый взгляд

никак не соотносятся с патриотическим воспитанием. Но при умелом подходе и

грамотном построении сценария абсолютно любое из них можно использовать для

решения задач патриотического воспитания, обозначенных выше.

Формы реализации этих мероприятий могут быть самые разнообразные

тематические беседы,

коллективные творческие дела,

конкурсы,

викторины,

встречи с интересными людьми,

акции,

диспуты,

экскурсии, прогулки,

путешествия-исследования (в том числе виртуальные).

игра

круглый стол

анкетирование

выпуск плакатов и газет

создание видеороликов и презентаций

общественно-полезная деятельность и др.

Следующим средством

решения задач гражданского и патриотического

воспитания является участие в различных социальных и трудовых акциях, которые

проводятся в УОР. Куратор должен проинформировать студентов о проведении той или

иной акции, замотивировать на участие, помочь подготовиться, проконтролировать

выполнение поставленных задач.

Примерный перечень акций и активностей, в которых участвуют студенты

«Письмо солдату»

Акция «Поздравь ветерана»

Акция «Подари книгу», посвященная Международному дню школьных библиотек

Активность «Лучшая мама на свете»

Мероприятия, посвященные Дню добровольца (волонтера) в России

Акция «Подарок деда Мороза» (сбор подарков для воспитанников МКУ СРЦ

«Радуга»)

Трудовые акции и активности

Весенняя неделя добра

Акции посвященные Дню Победы: Окна Победы, Бессмертный полк, Красная

гвоздика и т.п

Выполнению задач гражданского и патриотического воспитания способствуют

традиции УОР: еженедельная линейка, Церемония поднятия флага Российской Федерации

и Кузбасса, традиционные мероприятия, которые начинаются с исполнения Гимна РФ и

Кузбасса.

Согласно ФГОС СПО, обучение и воспитание неразрывно связаны: нет обучения

без

воспитания.

Программа

воспитания

является

частью программы

подготовки

специалистов среднего звена, поэтому гражданское и патриотическое воспитание

осуществляется

куратором

и

всеми

преподавателями

непосредственно

в

рамках

преподавания своей дисциплины, на каждом уроке.

В календарные

планы воспитательной работы включены тематические уроки,

посвященные знаменательным событиям, памятным датам и замечательным людям, такие,

как:

День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием донским

(Куликовская битва 1380 год). Тематический урок истории.

Беседа на уроках истории, посвященная Дню начала Нюрнбергского процесса

Беседа на уроках истории «100 лет со дня рождения почетного гражданина города

Берлина, города Вайсенфельсе, Тяжинского района и поселка Тяжин, Героя

Кузбасса Николай Иванович Масалов».

Беседа на уроках истории ко Дню Государственного герба Российской Федерации.

Викторина, посвященная истории российской символики

Тематический урок для обучающихся 1 курса»100 лет со дня рождения русского

химика Д.И. Менделеева»

Тематический урок для обучающихся 1 курса, посвященный Дню памяти А.С.

Пушкина

Таким образом, преподаватели проводят на своих уроках большую патриотическую

работу, рассказывая о великих физиках, химиках, математиках. Например, на уроке

математики при изучении темы «Показательная функция» мы сталкиваемся с формулой

Циолковского для расчета массы топлива для взлетающей ракеты. На этом уроке уместно

сказать несколько слов о том, кто такой Константин Эдуардович и какой вклад он внес в

российскую и мировую науку.

Активизации работы в патриотическом направлении способствует участие

студентов в конкурсах, НПК и олимпиадном движении, онлайн-викторинах. Так,

студенты УОР в прошедшем и текущем достойно проявили себя в следующих

мероприятиях.

Областная онлайн-викторина «Великие педагоги мира»

Всероссийский конкурс выпускных квалификационных работ среди Училищ

олимпийского резерва РФ.

Областной конкурс спортивно-педагогических портфолио «Мы вместе!»,

Всероссийский конкурс студенческих проектов «история профессий в моей семье:

суперпрофессиональная семья»,

Участие в марафоне интеллектуальных игр «Назад в СССР»

Всероссийский Экодиктант – 2023

Городской творческий конкурс «Герои рядом с нами», посвященный Дню

защитника Отечества

НПК различного уровня

И это далеко не полный перечень.

И, наконец, родители наших студентов также должны привлекаться к участию в

гражданско-патриотическом воспитании (участие вместе с детьми в социальных акциях,

например, «Стена памяти» к Дню Победы).

Эффективное патриотическое воспитание юных

россиян сегодня – это путь к

духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей.

Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений обучающегося к

действительности,

его

творческой

самоотдаче.

Показатель

его

действенности

убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.

Результативность работы образовательного учреждения по патриотическому воспитанию

измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего

гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и

личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества,

родного края и малой родины.



В раздел образования