Автор: Шилова Ольга Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС № 4 Населённый пункт: г. Полярный, Мурманская область Наименование материала: Статья Тема: "Экологическое воспитание детей раннего возраста" Раздел: дошкольное образование
Экологическое воспитание детей раннего возраста
Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного
отношения
детей
к
объектам
природы.
Такое
отношение
включает
интеллектуальный,
эмоционально-эстетический
и
действенный
аспекты.
Взрослый
должен
помочь
малышу
открыть
для
себя
окружающий
мир
природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём
живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту
задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру
природы.
Задача
взрослых
-
помочь
детям
накопить
первый
багаж
ярких,
эмоциональных,
живых
впечатлений
и
достоверных
представлений
о
природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к
красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него
впервые,
всё
удивляет
и
радует.
Новизна
и
яркость
ранних
впечатлений
остаются на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет
такой свежести восприятия и свежести чувств, как в раннем возрасте. И как
это ни печально, но человек не редко теряет гармоническую связь с природой
ещё в детстве, в самую нежную и чувствительную пору жизни.
Как
это
происходит?
Вот
малыш
взял
в
руки
птичье
перо,
чтобы
полюбоваться им, и тут же слышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же».
Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там
плавают.
И
тут
же
следует
панический
возглас: «Отойди
от
лужи.
Испачкаешься и простудишься!» И вместо красочного, весёлого мира ребёнок
видит перед собой серый асфальт.
Поэтому
так
важно
специально
учить
малыша
всматриваться,
любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать
наблюдательность
и
любознательность,
доброе,
бережное
отношение
к
объектам
природы.
Недостаток
конкретных
ощущений
(цветовой
гаммы,
звуков, запахов) ведёт к эмоциональной и духовной бедности, к неумению
выразить своё отношение к миру природы.
Исключительно
важно
для
формирования
основ
экологического
сознания
пробудить
у
малыша
интерес
к
природе,
к
жизни
растений
и
животных, к явлениям неживой природы. Необходимо не только показать
детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему
нужно любить и беречь природу.
Взрослые вводят малыша в этот прекрасный мир природы, раскрывают
перед
ним
его
тайны
и
законы,
воспитывают
правильное
отношение
к
природе, потребность в её познании. Очень важно постоянно показывать
интерес к природе, её объектам и явлениям, желание познавать их; своим
поведением
доказывать,
что
не
утрачена
способность
удивляться
и
радоваться зелёной травке, яркому цветочку, дереву, птичке, солнышку, ветру,
снегу.
Под
влиянием
эмоций
взрослого,
выражающего
восторг,
радость,
удивление, сочувствие, огорчение, ребенок учится определенным образом
относиться к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному.
Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны?
Прежде
всего
постоянные,
многократно
повторяющиеся
наблюдения
за
животными,
растениями,
объектами
и
явлениями
неживой
природы
в
сочетании
с
играми,
поисковыми
действиями,
чтением
детских
книг,
потешек, с музыкальной деятельностью, просмотром телепередач.
Процесс приобщения маленького ребенка к природе должен осущест-
вляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное,
весёлое настроение, удивление от узнавания и от первых успехов. В детском
саду
и
семье
следует
позаботиться
о
создании
природной
развивающей
среды;
по
возможности
иметь
живой
уголок
с
комнатными
растениями,
животными, подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки.
Ребенка
важно
приблизить
к
естественной
природной
среде.
Такое
регулярное
общение
с
природой
позволяет
ему
получить
более
яркие
впечатления
и
представления,
чем
самые
интересные
книжки,
картинки.
Большое значение имеет атмосфера любви, гуманного отношения к природе в
семье.
Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении,
интересе,
в
чувстве
радости,
восторге,
эстетическом
удовольствии,
восхищении при восприятии природы, в действенной готовности ребенка
участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ,
находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель.
Поэтому приобщать малыша к богатому и разнообразному миру природы
необходимо, прежде всего, через его чувства, затрагивая сердце и душу
ребенка.
Приобщение
к
миру
природы
детей
раннего
возраста
является
первой,
начальной
ступенью
в
системе
непрерывного
экологического
образования.
Наиболее близки для детей комнатные растения. Интерес к растениям
проявляется у ребенка чаще всего, когда взрослые привлекают его внимание к
ним, наблюдают их вместе с малышом. Комнатные растения очень разно-
образны: они различаются по внешнему виду стеблей, листьев, цветков, их
окраске,
форме,
величине.
В
каждом
своя
красота
и
неповторимость.
Особенно
красиво
цветущее
растение.
Яркие,
привлекательные
растения
способны вызвать и удержать ещё неустойчивое внимание малыша. При этом
нужно
обращать
внимание
на
состояние
растений
при
уходе
за
ними:
«Растение красивое, потому что мы его поливаем» . Надо помочь ребенку
увидеть, а затем по возможности понять, как жизнь растения зависит от воды,
тепла, света. Приобщаясь к зелёному миру на окне, ребенок постепенно
учится отличать здоровое, красивое растение от слабого, бледного, которое
нуждается
в «лечении» . Когда
ребенок
научится
понимать
состояние
растений, он будет «сочувствовать» им, помогать, проявлять заботу. Важно
вместе с ребенком чаще подходить к растениям и каждый раз удивляться,
восхищаться их красотой.
Итак,
знакомство
маленького
ребенка
с
зелёным
царством
дома
формирует первые эстетические представления о жизни «зелёных друзей»,
способствует развитию наблюдательности, интереса, воспитывает бережное
отношение к растениям.
Животные
привлекают
внимание
ребенка
своей
подвижностью,
издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями. Большинство
детей
пытаются
вступить
с
ними
в
контакт.
Разнообразные
жизненные
проявления животных позволяют ребенку
рано понять, что это живые
существа.
Животные
нравятся
детям
многообразием
окраски,
размеров,
форм, движений. Встреча с животными вызывает у ребенка, как правило,
радость,
оживление,
удивление.
Взрослые
не
только
знакомят
детей
с
животными, но и учат относиться к ним бережно и внимательно. Необходимо
предупреждать
у детей любые проявления бессердечного обращения к
животным, черствости, жестокости.
Необходимо помнить о том, что общение детей с животными не должно
быть стихийным, бесконтрольным. Ребенок ещё не знает, как правильно
общаться с животными, может нанести ему и себе вред.
В детском саду всегда есть аквариум. Аквариум не только красив, но и
весьма интересен для знакомства детей с его обитателями. Наблюдать за
жизнью рыбки в воде, за её поведением лучше многократно, каждый раз
подмечая что-то новое. Нужно пояснить ребенку, что рыбка живёт только в
воде,
без
воды
она
не
может
жить.
Основы
заботливого
отношения
к
животным
у
маленьких
детей
закладываются
при
организации
систематических длительных контактов и общения с ними. Постепенно во
время коротких живых наблюдений ребенок научится замечать особенности
живых объектов, у него появляется интерес и желание чаще общаться с
животными,
растениями.
Это
тонкое
движение
души
ребенка,
с
этого
зарождается чувство ответственности за всё живое. У двухлетнего ребенка
есть
целый
мир
- «мир за окном» . Он притягивает к себе, зачаровывает
малыша. Однако большинство изменений в мире природы человек может
заметить,
почувствовать
и
пережить
только
вне
стен
помещения,
в
непосредственном контакте с природой. Выходя на прогулку, родители и
педагоги должны сознавать, что для их детей это начало путешествия в
большой, многообразный мир.
Природу
важно
видеть,
воспринимать
всей
душой,
всеми
органами
чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, движений,
запахов. Это и формирует первый сенсорный опыт ребенка, основу для его
интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в
детстве, запоминаются на всю жизнь.
Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты
природных явлений, проявлять наблюдательность, беречь и заботиться об
окружающей природе - вот благородная задача взрослых.