Автор: Иванова Кристина Игоревна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: УЭМК
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Роль преподавателя истории и обществознания в формировании чувства патриотизма у учащихся посредством урочной и внеурочной деятельности по предметам
Раздел: среднее профессиональное
Роль преподавателя истории и обществознания в формировании чувства
патриотизма у учащихся посредством урочной и внеурочной
деятельности по предметам
Проблема роли преподавателя в воспитании чувства патриотизма у
студентов становится ныне главной проблемой, которая является одной из
основных в жизнедеятельности общества, государства и личности на
протяжении всей истории человечества.
В последние годы негативные процессы в обществе повлекли за собой
то, что у достаточно большого количества населения, в особенности у
школьников и молодёжи, оказались разрушены или потеряны такие
традиционно-нравственные
черты
как
самоотверженность,
честность,
добросовестность и патриотизм. В сознании и поступках многих студентов и
молодых людей сохраняются такие негативные явления как эгоизм,
неуважение к труду и старшему поколению, стремление к наживе и т.п.
Во
многом
утрачено
чувство
ответственности
и
долга
перед
родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством. Время вносит
свои коррективы во многие факторы формирования общественного сознания
на новом, переломном этапе российской действительности. Выросло
поколение молодых граждан не знакомых с лучшими достижениями
отечественной и мировой культуры.
В
эпоху
социальных,
политических,
экономических
перемен,
происходящих в нашей стране за последние два десятилетия, проблема
воспитания патриотизма у студентов и роли преподавателя в ней не утратила
своей значимости, а только ещё более обострилась. Важнейшим источником
жизнедеятельности государства, армии, личности, в том числе школьников и
молодёжи является патриотизм. Патриотизм – это любовь к Родине,
преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и
готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Любовь к Отечеству
включает в себя чувственное состояние человека, его миропонимание,
взгляды, которые формируются принятыми моральными нормами социума.
Так каковы вы же причины снижение патриотических чувств у
молодого поколения? Во-первых, это уменьшение внешней угрозы, в
условиях
отсутствия
открытой
военной
угрозы
начала
сокращаться
численность российской армии, борьба за права человека привела к
устойчивому представлению о том, что служба в армии всегда связана со
смертью, членовредительством и др. Во-вторых, устойчивое представление
молодого поколения о том, что на Западе жить лучше. В-третьих, резкая
смена ценностных ориентиров,
нормами общественного сознания стали
равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное
отношение к государству и его социальным институтам.
С этими причинами должны бороться государство, учебное заведение и
семья. Рассмотрим какую роль в данном процессе играет преподаватель.
Итак, чувство патриотизма и гражданственности преподаватель не может
привить в принудительном порядке. В работе с подростками одна из главных
задач
–помочь
взрослеющему
человеку
сформировать
понятия
и
представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших
человеческих ценностей и идей.
Можно выделить несколько средств и приёмов по эффективному
формированию патриотических убеждений у школьников:
•
ориентация преподавателя и учащихся в процессе изучении
истории и обществознания на такие ценности, как: любовь к Родине,
уважение к своему народу, обществу, верность своей стране, гордость за свое
Отечество, малую родину, за героизм наших предков, долг и честь,
ответственность за свои дела и поступки;
•
опора
на
государственную
символику,
права
человека
и
гражданина, примеры жертвенности во имя Родины, памятные даты и
знаменательные события истории Отечества и родного края;
•
активное вовлечение студентов во внеурочную активность;
•
вовлечение
учащихся
в
исследовательскую
и
поисковую
деятельность
•
знакомство с историческим наследием и желание учиться у своих
предков.
Во внеурочной деятельности посредством создания различных секций,
кружков и т.д. можно проводить воспитательную работу по воспитанию
патриотизма у студентов в результате каких-либо игр, соревнований и
рассказов историй из прошлых лет, связанных с героическими действиями
людей, направленных на благо Родины.
По большому счёту, для того чтобы эффективно использовать
содержание обучения для накапливания студентами знаний по вопросам
патриотизма, нужно, чтобы преподаватель ответственно подходил к своему
делу и отлично понимал материал по предмету, который следует изучить с
детьми.
В заключении хочется сказать, что что роль преподавателя истории и
обществознания в воспитании патриотизма очень велика. Правильно
организованная, систематическая работа, применение различных средств
воспитания, отбор содержания образовательной деятельности, общие усилия
семьи и образовательного учреждения, а также планомерно развивающаяся
предметно-пространственная среда получат в конечном итоге настоящего
патриота своей страны.
На
основании
проделанной
работы,
представляется
возможным
сформулировать некоторые положения:
Проблема воспитания истинного патриота является важной
составляющей общенациональной идеи, системы формирования и развития
духовно-нравственных
ценностей
у
подрастающего
поколения.
Идея
воспитания гражданственности и патриотизма у студентов не нова, но очень
актуальна в современной России;
Невозможно вырастить настоящего патриота без знаний в
области истории и обществознания. Многовековая история наших предков
демонстрирует, что без патриотизма не получиться создать сильную державу,
невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к
закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является
источником и средством духовного, политического и экономического
возрождения страны, её государственной целостности и безопасности;
Элементы патриотического воспитания должны в обязательном
порядке присутствовать, как в учебном процессе, который проходит студент,
так и при проведении внеклассных мероприятий в свободное от учебы время.
Важно осуществлять патриотическое воспитание на систематической основе.
Патриотическое воспитание ставит своей целью воспитания у учащихся
определенного перечня качеств, и чувства любви к собственной родине. В
процессе
осуществления
патриотического
воспитания
необходимо
использовать различные механизмы ведения данного процесса;
Роль
преподавателя
во
всём
этом
процессе
является
главенствующей, без него ученикам было бы сложно стать настоящими
патриотами. Предмет история и обществознание – одни из самых главных
предметов по воспитанию патриотизма у студентов;
Не любить Родину, не чувствовать её единства можно только при
условии её незнания. Создать эту любовь к общему Отечеству путём
изучения его, научить объединить в чувстве общей любви все народы России
посредством изучения их – эта задача лежит в большей мере на
преподавателе истории и обществознания. Педагог должен заинтересовать
обучающихся изучением истории народа, среди которого они живут, знать
его трудовые, национальные, культурные традиции.