Напоминание

Роль преподавателя истории и обществознания в формировании чувства патриотизма у учащихся посредством урочной и внеурочной деятельности по предметам


Автор: Иванова Кристина Игоревна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: УЭМК
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Роль преподавателя истории и обществознания в формировании чувства патриотизма у учащихся посредством урочной и внеурочной деятельности по предметам
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Роль преподавателя истории и обществознания в формировании чувства

патриотизма у учащихся посредством урочной и внеурочной

деятельности по предметам

Проблема роли преподавателя в воспитании чувства патриотизма у

студентов становится ныне главной проблемой, которая является одной из

основных в жизнедеятельности общества, государства и личности на

протяжении всей истории человечества.

В последние годы негативные процессы в обществе повлекли за собой

то, что у достаточно большого количества населения, в особенности у

школьников и молодёжи, оказались разрушены или потеряны такие

традиционно-нравственные

черты

как

самоотверженность,

честность,

добросовестность и патриотизм. В сознании и поступках многих студентов и

молодых людей сохраняются такие негативные явления как эгоизм,

неуважение к труду и старшему поколению, стремление к наживе и т.п.

Во

многом

утрачено

чувство

ответственности

и

долга

перед

родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством. Время вносит

свои коррективы во многие факторы формирования общественного сознания

на новом, переломном этапе российской действительности. Выросло

поколение молодых граждан не знакомых с лучшими достижениями

отечественной и мировой культуры.

В

эпоху

социальных,

политических,

экономических

перемен,

происходящих в нашей стране за последние два десятилетия, проблема

воспитания патриотизма у студентов и роли преподавателя в ней не утратила

своей значимости, а только ещё более обострилась. Важнейшим источником

жизнедеятельности государства, армии, личности, в том числе школьников и

молодёжи является патриотизм. Патриотизм – это любовь к Родине,

преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и

готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Любовь к Отечеству

включает в себя чувственное состояние человека, его миропонимание,

взгляды, которые формируются принятыми моральными нормами социума.

Так каковы вы же причины снижение патриотических чувств у

молодого поколения? Во-первых, это уменьшение внешней угрозы, в

условиях

отсутствия

открытой

военной

угрозы

начала

сокращаться

численность российской армии, борьба за права человека привела к

устойчивому представлению о том, что служба в армии всегда связана со

смертью, членовредительством и др. Во-вторых, устойчивое представление

молодого поколения о том, что на Западе жить лучше. В-третьих, резкая

смена ценностных ориентиров,

нормами общественного сознания стали

равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное

отношение к государству и его социальным институтам.

С этими причинами должны бороться государство, учебное заведение и

семья. Рассмотрим какую роль в данном процессе играет преподаватель.

Итак, чувство патриотизма и гражданственности преподаватель не может

привить в принудительном порядке. В работе с подростками одна из главных

задач

–помочь

взрослеющему

человеку

сформировать

понятия

и

представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших

человеческих ценностей и идей.

Можно выделить несколько средств и приёмов по эффективному

формированию патриотических убеждений у школьников:

ориентация преподавателя и учащихся в процессе изучении

истории и обществознания на такие ценности, как: любовь к Родине,

уважение к своему народу, обществу, верность своей стране, гордость за свое

Отечество, малую родину, за героизм наших предков, долг и честь,

ответственность за свои дела и поступки;

опора

на

государственную

символику,

права

человека

и

гражданина, примеры жертвенности во имя Родины, памятные даты и

знаменательные события истории Отечества и родного края;

активное вовлечение студентов во внеурочную активность;

вовлечение

учащихся

в

исследовательскую

и

поисковую

деятельность

знакомство с историческим наследием и желание учиться у своих

предков.

Во внеурочной деятельности посредством создания различных секций,

кружков и т.д. можно проводить воспитательную работу по воспитанию

патриотизма у студентов в результате каких-либо игр, соревнований и

рассказов историй из прошлых лет, связанных с героическими действиями

людей, направленных на благо Родины.

По большому счёту, для того чтобы эффективно использовать

содержание обучения для накапливания студентами знаний по вопросам

патриотизма, нужно, чтобы преподаватель ответственно подходил к своему

делу и отлично понимал материал по предмету, который следует изучить с

детьми.

В заключении хочется сказать, что что роль преподавателя истории и

обществознания в воспитании патриотизма очень велика. Правильно

организованная, систематическая работа, применение различных средств

воспитания, отбор содержания образовательной деятельности, общие усилия

семьи и образовательного учреждения, а также планомерно развивающаяся

предметно-пространственная среда получат в конечном итоге настоящего

патриота своей страны.

На

основании

проделанной

работы,

представляется

возможным

сформулировать некоторые положения:

Проблема воспитания истинного патриота является важной

составляющей общенациональной идеи, системы формирования и развития

духовно-нравственных

ценностей

у

подрастающего

поколения.

Идея

воспитания гражданственности и патриотизма у студентов не нова, но очень

актуальна в современной России;

Невозможно вырастить настоящего патриота без знаний в

области истории и обществознания. Многовековая история наших предков

демонстрирует, что без патриотизма не получиться создать сильную державу,

невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к

закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является

источником и средством духовного, политического и экономического

возрождения страны, её государственной целостности и безопасности;

Элементы патриотического воспитания должны в обязательном

порядке присутствовать, как в учебном процессе, который проходит студент,

так и при проведении внеклассных мероприятий в свободное от учебы время.

Важно осуществлять патриотическое воспитание на систематической основе.

Патриотическое воспитание ставит своей целью воспитания у учащихся

определенного перечня качеств, и чувства любви к собственной родине. В

процессе

осуществления

патриотического

воспитания

необходимо

использовать различные механизмы ведения данного процесса;

Роль

преподавателя

во

всём

этом

процессе

является

главенствующей, без него ученикам было бы сложно стать настоящими

патриотами. Предмет история и обществознание – одни из самых главных

предметов по воспитанию патриотизма у студентов;

Не любить Родину, не чувствовать её единства можно только при

условии её незнания. Создать эту любовь к общему Отечеству путём

изучения его, научить объединить в чувстве общей любви все народы России

посредством изучения их – эта задача лежит в большей мере на

преподавателе истории и обществознания. Педагог должен заинтересовать

обучающихся изучением истории народа, среди которого они живут, знать

его трудовые, национальные, культурные традиции.



В раздел образования