Авторы: Еремеева Раиса Евгеньевна, Владимирова Надежда Николаевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №35"
Населённый пункт: город Нижнекамск, Республика Татарстан
Наименование материала: конспект ОД
Тема: "Генеалогическое древо"
Раздел: дошкольное образование
Тема «Генеалогическое древо».
Возраст: подготовительная к школе группа.
Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитание любви к своей семье, умение составлять генеалогическое древо.
Развивающие:
Развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.
Вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье,
желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.
Образовательные:
Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить
понятия «семья», «родственники».
Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употреблять в речи имена и
отчества родных.
Наглядные средства обучения:
Наглядный: Фетровый театр «Моя семья», схема составления генеалогического древа,
образец «Генеалогическое древо».
Демонстрационный: Колокольчик, карточки «Четвертый лишний», мяч, шляпа, игрушка
сердце.
Раздаточный: листы с аппликацией «Яблоня», фотографии членов семьи, ножницы,
кисточки, салфетки, клей ПВА.
Словарная работа: генеалогическое древо, члены семьи.
Предварительная работа: просмотр презентации «Семья», словесная игра «Опиши
предмет», аппликация «Яблоня», сбор фотографий членов семьи, чтение худ.литературы.
Предшествующая работа: создание альбома «Генеалогическое древо»
Структура ООД
1ч. Вводная:
Сказка про одинокую девочку
2ч. Основная:
Рассказ воспитателя «Семья»
Игра «Родственные отношения»
Игра с мячом «Какой, какая?»
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Знакомство с первым документом человека «Свидетельством о рождении».
Игра со шляпой.
Физминутка «Повторяй за мной»
Беседа «Генеалогическое древо»
Аппликация «Генеалогическое древо»
Выставка детских работ
3ч. Заключительная: Рефлексия «Пожелание для семьи»
Ход ООД
1.
Организационный момент.
Звучит музыка, воспитатель стоит у окна и звенит колокольчиком:
Воспитатель:
- Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются.
Ребята, сегодня я расскажу вам сказку о ребенке, который жил один. А было это так:
«Жила-была девочка, которая жила одна-одинешенька на свете. (Ставит фигурку
девочки). А как вы думаете, бывает так, что у человека никого нет?
Дети: нет
Воспитатель: тогда мы изменим сказку, и у нашей девочки появятся замечательные,
любящие родственники! Кого мы поставим рядом с девочкой (предложить детям
выставить фигурки членов семьи). А как мы можем назвать одним словом родных нам
людей, которые живут с нами вместе.
Дети: семья
2. Основная часть.
Воспитатель: правильно. Давайте, сегодня поговорим о семье. Что же такое семья?
Дети: Это когда есть рядом мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры и т. д.
Воспитатель: Люди родные друг другу называются родственниками. Это: сестры, братья,
дедушки, бабушки, папы, мамы, тети, дяди. А теперь я хочу загадать вам загадки про
членов семьи.
Игра «Родственные отношения»
1. Она уже не молода и вовсе мне не мама.
Мама мамина она, а зовут ее просто (бабушка).
2. Папа зовет его папой. Он строгий и немного седой.
Он в шашки играет со мной, любимый и добрый мой (дедушка).
3 Она – опора в доме, Хлопочет – каждый час.
И никого нет краше, Кто так любил бы вас. (Мама)
4. Дедушка зовет его сыном, а для меня он кто? (Папа).
5. У мамы три дочки: я, Вера и Аленка.
Ответьте теперь точно, друг другу мы (сестренки).
6. Все сыновья в одной семье называются (братьями)
Воспитатель: а сейчас давайте отдохнем, поиграем с мячом.
Игра с мячом «Какой, какая»
Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный:
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.
А теперь скажите мне, кто из этих людей не является родственником?
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (карточки)
Мама, соседка, бабушка, сестра
Бабушка, подруга, сестра, мама
Сестра, продавец, бабушка, брат
Дворник, папа, брат, дедушка.
Воспитатель: так зачем человеку нужна семья?
Дети: чтобы жалели, хвалили, любили, помогали, заботились.
Воспитатель: а как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?
Дети: в семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг
о друге.
Воспитатель: ребята, вы все молодцы, все знаете про семью и родственников!
Воспитатель: Я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос:
«Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?
Дети: Имя.
Воспитатель: Правильно имя, когда человек родился, он имеет право на имя.
И нарушать это право нельзя, и подтверждается оно вот таким документом,
«Свидетельство о рождении». У вас у всех есть такой документ. Здесь прописаны все
данные о человеке, когда он родился и где, как его имя, кто его родители.
Дети, а чем отличаются люди из разных семей?
Дети: Фамилией.
Воспитатель: У меня есть вот такая шляпа, вы будете примерять эту шляпу и называть
свою фамилию и имя.
Дети: Меня зовут, моя фамилия….
Физминутка «Повторяй за мной»
Воспитатель: Посмотрите, что я для вас приготовила. Может, кто-нибудь знает, как мы
называем это дерево? (на доске)
Верно, генеалогическое древо. Повторим все вместе.
Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи – часть дерева.
Воспитатель: Дети, мы с вами вчера сделали аппликацию «Яблоня». А сегодня ваши
яблони превратятся в генеалогическое древо. Каждый член семьи будут яблонями.
Возьмите, пожалуйста, фотографии и разместите их, согласно нашей схеме. (Дети
размещают при помощи воспитателя фотографии).
Во время выполнения аппликации воспитатель включает спокойную музыку.
После окончании аппликации дети вместе с воспитателем создают выставку
«Генеалогическое древо»
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, а что бы вы хотели пожелать своей семье? (Здоровья, радости,
благополучия).
Сейчас мы будем друг другу передавать сердечко и говорить свое самое заветное«Пусть».
«Пусть всегда будет в вашей семье…» (смех, цветы, птицы, папа, счастье, любовь).
Воспитатель: Как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи!
Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга,
дружно живут вместе.