Природа – наш дом родной.
Цели:
1) Расширить знания детей о природе;
2)Раскрыть эстетическое, познавательное, практическое значение природы в
жизни людей;
3)Воспитать положительное отношение к природе, нормы поведения в
природе, желание беречь и охранять природу;
4) Развивать познавательный интерес, кругозор, речь, мышление.
Оборудование:
- рисунки цветов, животных, насекомых;
- Красная книга, сделанная самим детьми;
- магнитофон;
- плакат с правилами поведения в природе
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Представляем вам устный журнал
на тему: «Природа – наш дом родной!»
В
зале
появляется
девочка,
одетая
в
зеленое
платье
и
разукрашена
листочками и ветками.
Природа: Здравствуйте, дорогие друзья!
Рада приветствовать вас в своем
царстве – государстве. Всем вам знакомы мои владенья, всем знакомы мои
жители.
В зал выходят дети и читают стихи.
1ученик. Срубили лес – родник иссяк, исчез. Промытая ручьем ложбинка
уже не ловит зеркальцем лучей. И густо заросла травой тропинка, которая
жила – пока был жив ручей.
2 ученик. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут они,
На планете мы останемся одни.
3 ученик. Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется, будет с нами.
Ведущая: Да, природу нужно использовать так, чтобы не причинить ей вреда.
Природа: Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась
щедрой и прекрасной, чтобы журчали ручьи, цвели сады, пели птицы.
Настало уж время счастливых минут,
В Моем королевстве забавы вас и приключения ждут.
Страницы книги волшебной моей
Вас приглашает , друзья, поскорей!
Ведущая: О какой книге говорится?
Природа: Это Красная книга. Эта книга называется так потому, что цвет -
сигнал опасности. Красную книгу учредили Международный союз охраны
природы и природных ресурсов в 1966г. В нее заносятся данные обо всех
растениях и животных, которые нуждаются
в опеке и защите
человека.
Иначе они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезла, например,
морская выдра.
1
.страница. Ведущая: Давайте откроем нашу Красную книгу,
чтобы
узнать, какие растения туда помещены, разгадайте ребус. ( первоцвет)
Почему нужно охранять это растение? Чем он полезен?
Спозаранку прошу вас на
цветочную полянку.
Первые подснежники
расцвели у нас, и пустились дети, вместе с ними в пляс.
Танец подснежников.
4 ученик. Цветок на лугу я сорвал на ветру,
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял.
А сколько он бы на лугу простоял?
Подснежники встают: « Не рвите нас, дети!»
5 ученик. Цветка не сорвите, а лучше скажите:
Купальница, ландыш, лесная гвоздика,
Живите, растите на радость цветите
И не исчезайте растущие дико.
Ведущий: Узнайте следующее растение.
6 ученик. Появляется оно самым первым, как только сойдет снег. На голой
земле появляются золотисто-желтые цветки. Секрет в
том, что расцветает
под снегом. Она раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Свое
название растение получило за листья : верхняя сторона их гладкая, холодная
– «мачеха», а нижняя - мягкая, теплая – «мать». Это растение используют
для простудных болезней, кашли. ( показывает рисунок мать-и мачехи)
7 ученик. Это небольшое растение с белым, как звездочка, цветком на
верхушке стебля. Цветки очень быстро увядают, и на их месте появляются
семена.
Вскоре
стебли
с
листьями
засыхают,
а
в
земле
сохраняются
толстенькие
корневища.
Растение
ядовитое
и
опасное
для
скота.
Это
растение используют для лечения суставов. ( ребенок поднимает рисунок
ветреницы дубравой)
8 ученик. Растет в дубравах. Цветет ранней весной.
Это растение
миниатюрное,
хрупкое и очень изящное. Цветки ее имеют приятный аромат и
богаты нектары. Если ее сорвать, скорее всего, даже до дома не донесешь – растение
увянет по дороге. Лучше любоваться в лесу. (хохлатка)
Ведущий: Собирая первоцветы как лекарственные травы, человек часто
вырывает их с конем, нанося вред растениям, вытаптывает места их произрастания,
что ни в коем случае нельзя делать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас
долгое время. Какие меры бы вы предложили для охраны первоцвета?
2 страница.
Природа: А хотите узнать, кто спрятался на второй странице? Для этого отгадайте
мои загадки.
1)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (пчела)
2.) На большой цветной ковре
Села эскадрилья.
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (бабочка)
3)На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. ( кузнечик)
Ведущая: А как можно назвать их, одним словом?
Природа: Да, это насекомые, они верные спутники растений.
Только солнышко проснется
Пчелка кружит, пчелка вьется,
Над цветами за рекой, над травою луговой –
Собирает свежий мед и скорей домой несет.
10 ученик. А мне нравится «Божья коровка» .
Божья коровка –
Красный жучок.
Переползает с сучка на сучок.
Не садовод , а о саде заботится-
Целыми днями за тлями охотится.
11 ученик. Ребята, если вы увидите муравьиную дорожку, - не топчите ее, не
мешайте муравьям трудиться.
Песня «Муравей».
׀׀׀
Природа.
Третья страница стучится в наш дом, давайте, ребята, ее повернем.
В наших чащах и рощах
Сколько всяких пернатых –
Просто диву даешься.
Одни боятся вьюг
И
улетают на зиму
На добрый теплый юг.
Какие это птицы?
Другие – те народ иной
В мороз над лесом кружит.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
А это что за птицы?
Природа:
А вы знаете, что зимующих птиц надо подкармливать.
-
Во время подкормки
птиц
не сорите в лесу, парке: не оставляйте там газет,
пакетов, жестяные банки, коробочки.
-
Кормушки для птиц должны быть очень аккуратные.
-
Не разоряйте птичьи гнезда.
-
Не кричите в лесу, вы можете напугать птиц, и они могут покинуть свои гнезда.
Природа:
А вы знаете, чем они полезны? Что это за птица?
Хоть я не молоток –
По дереву стучу.
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный (дятел).
На сцену выходит мальчик в костюме дятла.
Дятел.
«Дятел – лучший друг леса» - говорят про меня. Вся жизнь проходит на
деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне
служат личинки жуков, насекомых, живущих в коре и в древесине. Достаю я их
своим тонким языком. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие щипки.
Мелкие насекомые прилипают к языку. Питаюсь также семенами хвойных деревьев.
Пальцы на ногах имеют когти и расположены не так , как у других птиц: два пальца
направлены вперед, а два – назад. Это помогает мне прочно удержаться за кору
деревьев.
Ведущая:
На ветвях, украшенной снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют. Кто это?
На сцену выходят дети в костюмах снегиря, кукушки, совы, ласточки.
Снегирь
. Я снегирь. Я частый гость в наших лесах зимой. Не случайно мое имя
связано с первым снегом. Прилетаю я из более холодных мест. Там зима наступила
раньше, и большая часть корма уже съедена. У меня толстый, черный клюв. Им я
вылушиваю семена ягод рябины, черемухи.
Сова.
Я уничтожаю за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь
может съесть в год один килограмм зерна, значит, одна сова спасает в год тонну
хлеба.
Кукушка.
У кукушки необыкновенный аппетит: за час она сможет съесть 100
гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых –вредителей, она
расправляется с ним в течении нескольких дней.
Ласточка.
За лето я ловлю от полумиллиона до миллиона всяких комаров, мошек,
тлей.
Песня « Каждый школьник птице друг»
Ведущая.
Страница лесная перед вами ребята.
В лесу надо быть очень
внимательным, не шуметь, кричать. Х следует по дорожкам, тропинкам.
Природа.
А знаете ли вы, какую пользу приносит лес людям? Значит надо ее
беречь. Что может наносить природе вред?
Попробуйте объяснить, что означают эти знаки?
Природа:
Как приятно, когда ребята знают и берегут природу.
Ведущая.
Каждая ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка –
маленькая рана, нанесенная природе. А ведь природе очень трудно залечить даже
самые маленькие раны. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным – лес,
степи, горы, а человеку, нужна природа. И охранять ее – наша главная задача.
12 ученик.
Нас много, ребята!
Везде, г де живем,
Деревья посадим,
Сады разведем!
13 ученик.
Берегите эту
Землю, эту воду,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!