"Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду"
Автор: Новикова Олеся Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАОУ №31 Дошкольное отделение "Белочка" Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: "Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду" Раздел: дошкольное образование
«Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду»
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок
делает сам!»
Ральф У. Эмерсон
Детство – это именно то самое замечательное время, та самая
радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые
открытия. На сегодняшний день, наше Государство и общество требует, что
бы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим,
инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно
решать поставленные задачи, принимать решения в отношениях с
окружающим миром, социально подготовленным к взрослой жизни.
Из выше сказанных слов вытекает вывод, что перед нами педагоги и
родители стоит важная задача повысить качество воспитания и образования
подрастающего поколения.
Рассматривая и анализируя работы отечественных педагогов Н. Н.
Поддьяковой, А. П. Усовой, Е. Л. Панько, Г. М. Ляминой, можно сказать, что
«детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в
период дошкольного развития», говорить о необходимости включения
дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами
смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и
различия, о предоставлении им возможности приобретать знания
самостоятельно.
Деятельность ребенка-дошкольника –является игровая и
экспериментальная деятельность.
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что
ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической
деятельности с ним.
При создании организации опытно-экспериментальной деятельности с
детьми дошкольного возраста являются различные формы работы:
непосредственно образовательная деятельность, беседы, экскурсии,
лабораторные работы, мультимедийные презентации, дидактические и
развивающие игры, эксперименты и опыты, кружковая работа и т. д.
Задачи экспериментальной деятельности:
Расширение представлений детей об окружающем мире через
знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
Развитие у детей представления о химических свойствах
вещества.
Развитие у детей элементарных представлений об основных
физических свойствах и явлениях (испарения, магнетизм, сила тяготения и
др.)
Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха,
камня.
Развитие элементарных математических представлений о мерке –
как о способе измерения объема, массы, длины, о мерках измерения длины.
Развитие у детей умение пользоваться приборами – помощниками
при проведение экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп,
чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли)
Развитие у детей умственных способностей.
Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация,
сравнение, обобщение.
Задачи исследовательской деятельности
формирование предпосылок поисковой деятельности,
интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения
проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы,
способствующие решению поставленной задачи, с использованием
различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией,
ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской
деятельности;
способность выдвигать гипотезы и самостоятельно
сформулировать выводы.
Задачи развития:
1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2) развитие познавательных способностей;
3) развитие творческого воображения;
4) развитие творческого мышления;
5) развитие коммуникативных навыков.