Автор: Анна Викторовна Чулочникова
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детство" детский сад № 318
Населённый пункт: СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЕКАТЕРИНБУРГ
Наименование материала: Фетровая педагогика
Тема: «Использование авторских панно из фетра при коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи».
Дата публикации: 22.09.2024
Раздел: дошкольное образование
«Использование авторских панно из фетра при коррекционно-развивающей работе с
дошкольниками, имеющими нарушения речи».
(Из опыта работы учителя-логопеда Чулочниковой А.В.)
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда является важным
фактором, обогащающим развитие детей. ППРОС МБДОУ выступает основой для
разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для
каждого ребёнка деятельности, а также, создает возможности для учёта особенностей,
возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития.
Особое
значение в коррекции речевых нарушений детей отводится развивающей предметно-
пространственной
среде
логопедического
кабинета,
которая
организуется
в
соответствии с образовательными потребностями ребенка, имеющего речевые
нарушения:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие речевого дыхания;
- развитие мелкой моторики руки;
- автоматизация поставленных звуков;
- развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза;
- обогащение словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
В своей работе я разработала и использую панно из фетра, которые помогают решать
практически все коррекционно-развивающие задачи в комплексе. Данные панно
полностью соответствуют требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде и
являются: содержательно-насыщенными, трансформируемыми,
полифункциональными, вариативными, доступными и безопасными.
Для обеспечения полифункциональности пособия представлены в стационарном
(настенном) варианте и мобильном (переносном) формате для использования панно в
различных помещениях детского сада.
Пособия включают в себя панно - основу и комплект съемных атрибутов,
выполненных из фетра, либо, заламинированных картинок (для более реалистичной
передачи образа), которые крепятся на панно при помощи липучек. Разнообразие
атрибутов позволяет воплотить на панно-основе любые сюжеты, наполнить их
актуальным содержанием. Дидактические пособия позволяют формировать знания
обучающихся
согласно
программному
содержанию,
а
также
развивают
коммуникативные способности детей в игровой форме.
Различная структура используемых материалов направлена на развитие тактильных
ощущений. При манипуляциях со съемным деталями панно развивается мелкая
моторика пальцев рук.
На занятиях, с использованием фетровых панно активно развивается память,
внимание, зрительное восприятие. Примеры заданий: «Кто лишний на скотном
дворе?» (дикие - домашние животные), «Собери осенние листья», «Кого не стало в
лесу?»...
Пособия помогают формировать математические представления. Примеры заданий:
«Посчитай снежинки», «Посчитай разноцветные листья», «Сколько тыкв растет на
грядке?» и т.д.
В игровой форме формируются пространственные представления, закрепляются
предлоги «над», «под», «между», «около» и др. Примеры заданий: «Куда села сова?»,
«Где спрятался заяц?», «Где едет трактор?»
Для
обогащения,
активизации
словарного
запаса
материал
представлен
по
лексическим темам: «Сезонная одежда», «Бытовая техника», «Мебель», «Сезонные
изменения в природе», «Посуда», «Продукты», «Город. Дорожное движение», «Дикие
животные», «Домашние животные», «Птицы», «Сказки», «Деревня. Поле. Огород» и
др.
Для автоматизации поставленных звуков и развития фонематического восприятия в
комплект атрибутов по лексическим темам входят предметы на «трудные» звуки.
Например, по теме «Одежда», «головные уборы» присутствуют атрибуты со звуком
«Ш» в названии: шапка, шляпа, шуба, штаны, шорты, шарф. По теме «Дом»
(«Мебель», «Бытовая техника») присутствуют атрибуты со звуком «Р» в названии:
кровать, торшер, сервант, телевизор, микроволновая печь, этажерка и т.д.
Варианты заданий: «Назови мебель со звуком «Л» в названии», «Убери лишнюю
одежду, в названии которой нет звука «Ш», «Выбери бытовые приборы, в названии
которых нет звука «Р», «Раздели посуду со звуком «С» и «Ш» и др. В комплекте
атрибутов присутствуют буквы для связи изучаемых звуков с буквой.
В игровой форме у детей формируется грамматический строй речи. Варианты заданий:
«Один – много» (на дереве остался один лист, а под деревом лежит много опавших
листьев), «Кого не стало?» (под елкой не стало зайца, на ветке не стало совы),
«Назови ласково» (осенью выросла большая тыква, а летом она была маленькая
тыковка, в лесу стоит большое дерево, а рядом с ним маленькое деревце) и др.
Неоценимая польза развивающих панно в формировании связной речи дошкольников.
Начиная с обучения формулированию простых предложений, до составления
описательных рассказов, пересказов, драматизации знакомых сказок. К завершению
обучения дети учатся составлять творческие рассказы с придуманным сюжетом, по
картинам, построенным по собственному замыслу.
В подготовке к обучению грамоте развивающие панно «Город звуков» первый
помощник. Наглядно и доступно детям даются понятия: «Звук» и «Буква», «Слог»,
«Слово», «Предложение». Закрепляется навык определения места звука в слове (в
начале, в середине, в конце). Дети учатся различать звуки на гласные - согласные, по
твердости-мягкости,
звонкости-глухости,
запоминают
схематичное
изображение
гласных и согласных звуков. Происходит обучение и закрепление умения составлять
схему слов, предложений. В игровой форме ребята учатся делить слова на слоги,
ставить ударение в словах. Знакомятся с буквами и учатся составлять слоги и простые
слова.
Развивающие фетровые пособия позволили превратить логопедические занятия в
увлекательную игру. Коррекционные задачи решаются эффективнее и быстрее, так как
дети с удовольствием включаются в процесс и, незаметно для себя, усваивают знания
и умения. Применение фетровых пособий помогает развивать познавательные,
коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп.
Поэтому, я использую их также для пропедевтики и развития речи у детей младшего
дошкольного возраста.