Напоминание

«Использование авторских панно из фетра при коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи».


Автор: Анна Викторовна Чулочникова
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детство" детский сад № 318
Населённый пункт: СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЕКАТЕРИНБУРГ
Наименование материала: Фетровая педагогика
Тема: «Использование авторских панно из фетра при коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи».
Дата публикации: 22.09.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование авторских панно из фетра при коррекционно-развивающей работе с

дошкольниками, имеющими нарушения речи».

(Из опыта работы учителя-логопеда Чулочниковой А.В.)

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда является важным

фактором, обогащающим развитие детей. ППРОС МБДОУ выступает основой для

разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для

каждого ребёнка деятельности, а также, создает возможности для учёта особенностей,

возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития.

Особое

значение в коррекции речевых нарушений детей отводится развивающей предметно-

пространственной

среде

логопедического

кабинета,

которая

организуется

в

соответствии с образовательными потребностями ребенка, имеющего речевые

нарушения:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие речевого дыхания;

- развитие мелкой моторики руки;

- автоматизация поставленных звуков;

- развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза;

- обогащение словаря;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие связной речи;

- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

В своей работе я разработала и использую панно из фетра, которые помогают решать

практически все коррекционно-развивающие задачи в комплексе. Данные панно

полностью соответствуют требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде и

являются: содержательно-насыщенными, трансформируемыми,

полифункциональными, вариативными, доступными и безопасными.

Для обеспечения полифункциональности пособия представлены в стационарном

(настенном) варианте и мобильном (переносном) формате для использования панно в

различных помещениях детского сада.

Пособия включают в себя панно - основу и комплект съемных атрибутов,

выполненных из фетра, либо, заламинированных картинок (для более реалистичной

передачи образа), которые крепятся на панно при помощи липучек. Разнообразие

атрибутов позволяет воплотить на панно-основе любые сюжеты, наполнить их

актуальным содержанием. Дидактические пособия позволяют формировать знания

обучающихся

согласно

программному

содержанию,

а

также

развивают

коммуникативные способности детей в игровой форме.

Различная структура используемых материалов направлена на развитие тактильных

ощущений. При манипуляциях со съемным деталями панно развивается мелкая

моторика пальцев рук.

На занятиях, с использованием фетровых панно активно развивается память,

внимание, зрительное восприятие. Примеры заданий: «Кто лишний на скотном

дворе?» (дикие - домашние животные), «Собери осенние листья», «Кого не стало в

лесу?»...

Пособия помогают формировать математические представления. Примеры заданий:

«Посчитай снежинки», «Посчитай разноцветные листья», «Сколько тыкв растет на

грядке?» и т.д.

В игровой форме формируются пространственные представления, закрепляются

предлоги «над», «под», «между», «около» и др. Примеры заданий: «Куда села сова?»,

«Где спрятался заяц?», «Где едет трактор?»

Для

обогащения,

активизации

словарного

запаса

материал

представлен

по

лексическим темам: «Сезонная одежда», «Бытовая техника», «Мебель», «Сезонные

изменения в природе», «Посуда», «Продукты», «Город. Дорожное движение», «Дикие

животные», «Домашние животные», «Птицы», «Сказки», «Деревня. Поле. Огород» и

др.

Для автоматизации поставленных звуков и развития фонематического восприятия в

комплект атрибутов по лексическим темам входят предметы на «трудные» звуки.

Например, по теме «Одежда», «головные уборы» присутствуют атрибуты со звуком

«Ш» в названии: шапка, шляпа, шуба, штаны, шорты, шарф. По теме «Дом»

(«Мебель», «Бытовая техника») присутствуют атрибуты со звуком «Р» в названии:

кровать, торшер, сервант, телевизор, микроволновая печь, этажерка и т.д.

Варианты заданий: «Назови мебель со звуком «Л» в названии», «Убери лишнюю

одежду, в названии которой нет звука «Ш», «Выбери бытовые приборы, в названии

которых нет звука «Р», «Раздели посуду со звуком «С» и «Ш» и др. В комплекте

атрибутов присутствуют буквы для связи изучаемых звуков с буквой.

В игровой форме у детей формируется грамматический строй речи. Варианты заданий:

«Один – много» (на дереве остался один лист, а под деревом лежит много опавших

листьев), «Кого не стало?» (под елкой не стало зайца, на ветке не стало совы),

«Назови ласково» (осенью выросла большая тыква, а летом она была маленькая

тыковка, в лесу стоит большое дерево, а рядом с ним маленькое деревце) и др.

Неоценимая польза развивающих панно в формировании связной речи дошкольников.

Начиная с обучения формулированию простых предложений, до составления

описательных рассказов, пересказов, драматизации знакомых сказок. К завершению

обучения дети учатся составлять творческие рассказы с придуманным сюжетом, по

картинам, построенным по собственному замыслу.

В подготовке к обучению грамоте развивающие панно «Город звуков» первый

помощник. Наглядно и доступно детям даются понятия: «Звук» и «Буква», «Слог»,

«Слово», «Предложение». Закрепляется навык определения места звука в слове

начале, в середине, в конце). Дети учатся различать звуки на гласные - согласные, по

твердости-мягкости,

звонкости-глухости,

запоминают

схематичное

изображение

гласных и согласных звуков. Происходит обучение и закрепление умения составлять

схему слов, предложений. В игровой форме ребята учатся делить слова на слоги,

ставить ударение в словах. Знакомятся с буквами и учатся составлять слоги и простые

слова.

Развивающие фетровые пособия позволили превратить логопедические занятия в

увлекательную игру. Коррекционные задачи решаются эффективнее и быстрее, так как

дети с удовольствием включаются в процесс и, незаметно для себя, усваивают знания

и умения. Применение фетровых пособий помогает развивать познавательные,

коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп.

Поэтому, я использую их также для пропедевтики и развития речи у детей младшего

дошкольного возраста.



В раздел образования