Автор: Храмцова Анастасия Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Школа №33"
Населённый пункт: город Балашиха, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных технологий"
Дата публикации: 25.09.2024
Раздел: дошкольное образование
Тема
: "Развитие мелкой моторики у детей младшего
дошкольного возраста с использованием
нетрадиционных технологий"
• Цель данной работы –
развитие мелкой моторики у детей младшего
дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх и упражнениях
нетрадиционных формах.
• Гипотеза: предполагается, что развитие мелкой моторики способствует
более эффективному развитию.
• Задачи:
• 1.
Рассмотреть организацию развивающей среды направленной на
развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
• 2. Рассмотреть главное назначение игр.
• 3.
Рассмотреть средства развития мелкой моторики
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.
Как часто мы слышим выражение «Мелкая моторика»? Что же такое
мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают
движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации
«рука-глаз» так как развитие мелких движений рук происходит под
контролем зрения.
Почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том,
что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движение
пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы
активизируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем, эти
навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать,
писать.
Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое
стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности
современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции
сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят
его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык
письма.
Актуальность нашей работы заключается в том, что целенаправленная и
систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего
дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует
формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а
самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Целью работы стало: развитие мелкой моторики у детей младшего
дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх и упражнениях
нетрадиционных формах.
Организация развивающей среды направленной на развитие
мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда,
приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из
которых были сделаны самостоятельно.
Также в группе проводится работа с родителями – одно из важнейших
направлений в нашей работе по созданию благоприятных условий для
развития мелкой моторики рук. Для этого был создан уголок для родителей.
На которой представлены: консультации для родителей, пример
пальчиковой игра (гимнастики), выставочный материал для развития мелкой
моторики (Ёжик).
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
В. А. Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и не может, быть полноценного
умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка
является живительный поток представлений и понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Главное назначение игр.
Развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и
проявлено.
Игры являются очень важной частью в процессе формирования навыков
мелкой моторики.
Очень важно подобрать правильный игровой материал. Который бы увлек
детей, заинтересовал их, пробуждал интерес и желание играть.
В своей группе мы не стремимся покупать большое количество
развивающих игр, мы многое пытаемся сделать своими руками. Важно, то
что, эти игры изготовлены на глазах у детей и при максимальной помощи
детей. Это особенно привлекает детей, и они с удовольствием играют в них.
Достоинство этих игр еще в том, что они не требуют какого-то специального
материала. Они просты в изготовлении.
«Золушка»
Цель: Развитие мелкой моторики, учить поочередно, действовать правой и
левой рукой, совершенствовать точность движений пальцев.
«Игра с горошком»
Прежде чем игру начать надо пальчику сказать:
-Пальчик, пальчик мой хороший,
-Ты прижми к столу горошек,
-Покрути и покатай
-И другому передай.
«Украсим елочку»
Цель: развитие мелкой моторики, развитие сенсомоторных навыков,
развитие эстетического вкуса ребенка.
«Сухой бассейн для пальчиков»
Цель: учить детей на ощупь находить предметы в фасоли; - развивать
тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук зрительное
восприятие.
«Рисунок на манке»
Всем известно, что дети обожают играть с песком. Однако не все могут
позволить это себе в холодное время года. А до лета еще далеко, В данном
случае можно предложить детям довольно увлекательные игры с манкой. Ею
можно рисовать, так же как и песком. Для ребенка это занятие окажется
полезным и занятным. К тому же у манки есть одно преимущество. Её, в
отличие от песка можно попробовать на вкус, что очень часто любят делать
маленькие дети.
В процессе манипуляций с сыпучим материалом дети освобождаются от
негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов. К тому же рисование
манкой оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики.
Ребенок может собирать манку в кулачок, пересыпать её из одной руки в
другую, водить по ней пальцем, либо ладошкой. Также развивается
воображение, фантазии, сенсорика и координация движений.
«Прищепки»
Цель: учить детей подбирать нужные прищепки определенного цвета,
развитие сенсорных навыков, развивать мелкую моторику рук, тактильные
ощущения.
«Пакость»
Цель: развитие мелкой моторику рук, координации и контроль движений,
разгрузка эмоционального напряжения.
«Игры с верёвочкой»
Ребёнок наматывает шерстяную нитку на карандаш, при этом карандаш не
крутится, а верёвочка наматывается.
Игра – соревнование «кто быстрее». Развитие мелкой моторики и
координации движения рук.
«Музыканты» -
нажимать на клавиши пальцами, сначала одной рукой, потом другой, потом
вместе. Сопровождать игру произношением звуков, стихов. При этом
развивается мелкая моторик и координация движения рук.
«Фокусник» - скомкать салфетку или платок пальцами в ладонь,
начиная с угла (кусочку не должны торчать из кулачка)
Цель: развитие моторики рук, двигательной активности кисти руки.
«Лыжники»
Цель: развитие мелкой моторик рук, координации движений.
В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых,
достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только
оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает
ребенка к рисованию, письму.
Дети, у которых хорошо развита мелкая моторика, как правило,
начинают читать и писать значительно раньше своих сверстников, что
наилучшим образом сказывается на их успеваемости в школе.
Воспитатели! Тренируйте детям пальчики. Станет ручка сильной,
головушка умной, а речь красивой!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.