Авторы: Нуриева Гульшагида Шамиловна, Гульшагида Шамиловна Нуриева
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Карадуванская гимназия имени Баки Зиятдинова" Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: Балтасинский район, с.Арбаш
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: «Химия и биология в повседневной жизни»
Раздел: полное образование
«Химия и биология в повседневной
жизни»
Учитель химии первой квалификационной категории Нуриева Г.Ш.
Учитель биологии первой квалификационной категории Ахмадеев
Ф.Р.
Цели:
Создать условия для расширения и углубления знаний по химии
и биологии на основе углубления межпредметных связей.
Стимулировать
познавательную
активность
учащихся
как
необходимое
условие
развития
интеллектуальных
и
творческих
способностей,
применяя нестандартные формы учебной деятельности.
создание условий для развития логического мышления и
быстроты реакции, умения применять знания на практике;
Продемонстрировать важность и необходимость знаний по химии
и биологии в повседневной жизни человека.
Способствовать
развитию
логического
мышления
и
коммуникативных качеств учащихся.
способствовать формированию чувства ответственности,
умения, работать в коллективе.
Форма: интеллектуальный конкурс-игра.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие участники и зрители!
Приветствуем всех вас на конкурсе «Химия и биология в повседневной
жизни. (слайд №2)
Наш конкурс мы хотим начать со слав великого Конфуция:
«Чтобы достигнуть знания, нужно исследовать сущность вещей; поэтому,
кто желает обрести истинное знание, тот должен исследовать причины
или законы вещей, которым подчиняются все существа»
Ведущий 2
Две науки о природе
Повстречались на дороге.
Спор затеяли они-
Кто важней из них, пойми!
Ведущий 1
Биология - наука о живом.
Мир живой - наш общий дом.
Каждый должен знать отлично,
Все в природе гармонично!
Полюби науку эту, все живое на Земле…
Посмотри на лес и небо, честь отдай той красоте…
Чтоб цвела и расцветала в млечном космосе большом…
Наша дивная планета, наш с тобою общий дом.
Ведущий 2
От простого к сложному,
От невозможного к возможному.
Химия – наука мироздания,
Скажет из чего построить здание.
Пояснит нам сущность изменения
Фотосинтеза, горения, гниения.
Ведущий 1
Без химии жизни, поверьте, нет.
Без химии стал бы тусклым весь свет,
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим,
Химией лечимся, клеим и шьем,
С химией мы бок о бок живем!
Ведущий 1
Все в нашей жизни закономерно,
Все очень точно, а не примерно.
Логика жизни состоит в том
С каким багажом знаний
По жизни пойдем.
Ведущий 2
Начать нашу игру мы хотим со слов великого Гёте:
Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать.
Ведущий 1. Итак, начинаем нашу интеллектуальную игру. Перед нами 2
сборные команды учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов.
Наше состязание пройдет с увлекательными экспериментами, провести
которых нам помогут знатоки химии 11-го класса
Наша игра состоит из 6 раундов. Названия которых :
«Кто больше, кто дальше»
Устами младенца
Эксперимент на кухне
Таинственная рукопись
Что бы это значило?
Шкатулки с интересом
Игра пройдет между командами АЛХИМИКИ и ХИМБИОЛОГИ. А судить
нашу игру мы предоставим компетентному жюри в составе которых наши
гости учителя химии и биологии :
Итак мы начинаем игру.
1-й раунд называется «Кто больше, кто дальше»
Инструкция Перед вами вопросы, каждый из которых оцениваются в 1 балл.
Вы по очереди выбираете вопрос и выслушав отвечаете. Если нет ответа, то
право ответа передается другой команде. Ответы вам задает профессор …….
Итак поехали!
Вопрос №1. Нарушение функций щитовидной железы наступает при
недостатке в питьевой воде данного вещества. (Йод)
Вопрос №2. Как называется болезнь железа и растений? (Ржавчина. На
железе вследствие окисления, на растениях – бурое пятно в местах, где
развиваются споры грибов – паразитов)
Вопрос №3. Как называется вещество, благодаря которому крапива
«кусается»? (Муравьиная кислота)
Вопрос №4. Как называется насыщенный органическими веществами
верхний тёмный слой почвы? (Гумус)
Вопрос №5. Как называется заболевание печени, при котором
нормальная ткань заменяется рубцовой под воздействием избыточного
употребления вещества, формула которого С2Н5ОН? (Цирроз)
Вопрос №6. Какая фраза является более точной с точки зрения химика:
«Ты мой золотой» или «Ты моя золотая»? Почему? (Содержание золота в
организме женщины больше, чем в организме мужчины)
Вопрос №7.Соли, каких элементов входят в состав костей? (Соли Са,
P, Mg)
Вопрос №8. Какой оксид надо приложить к суставу для уменьшения
болевых ощущений? (Снег или лёд Н2О)
Вопрос №9. Какая кислота в большем количестве вырабатывается у
«аппетитных» для комаров людей? (Молочная кислота)
Вопрос №10. Назовите металл, который входит в состав гемоглобина?
(Железо)
Вопрос №11.В природе молекулярный азот может фиксироваться
именно этими организмами. (Клубеньковые бактерии бобовых растений)
Вопрос №12. Назовите формулу оксида, в удалении которого из тканей
большая роль принадлежит эритроцитам. (Оксид углерода (IV) СО2)
Молодцы, ребята! Ваши знания пригодятся Вам в жизни
В знак поощрения давайте посмотрим опыт «Коварный пятиглавый змей»
2й раунд называется «Устами младенца»
Испытание на быстроту реакции. Вопросы на тему «Растения рядом с нами».
Задания-загадки вам зададут учащиеся младших классов.
Выслушав задание необходимо максимально быстро поднять сигнальный флажок
(зелёного цвета) о готовности дать ответ, правильный ответ оценивается 3
баллами. В случае неправильного ответа вопрос адресуется другой команде.
Правильно ответившая команда продолжает игру.
Загадка №1 У нас в саду растет такие штучки на кустиках, их по -индийски
называют «крупная ягода», по итальянски – «золотое яблоко». Они бывают
оранжевыми, желтыми, красными и даже коричневыми. Я их не люблю, а мама
чего только из них не делает! Что же это? (томат)
Загадка №2 Скажите, пожалуйста, зачем скворцы и галки «катаются» на коровах,
лошадях, овцах? Им что, летать лень?
( таскают шерсть для гнёзд, выклёвывают насекомых)
Загадка №3 Давным – давно считали, что этим блестящим веществом можно
спасти от любого злого колдовства, их делали острыми для убийства вампиров,
это же вещество защищает от яда и бактерий, их даже бросают в емкости с
питьевой водой. Это что за вещество? (серебро)
Загадка №4 На лугу растут такие красивые белые штучки. Их когда-то
использовали гномы вместо зонтиков. А мама говорит, что это очень полезное,
лекарственное растение, отвар которой используется против воспаления
(ромашка)
Загадка №5 Мне очень интересно, почему нужно дышать через нос, а не через
рот?
(в носу есть слизь и волоски, задерживающие пыль из воздуха)
Загадка №6 Я видела таких интересных карликовых деревьев в саду. Папа
говорит, что они такие твердые и ими можно поцарапать машину. А мама их не
любит, говорит что это сорняк. Мне они нравятся, похожи на сосну для
гномиков. Что это? (хвощ)
Спасибо нашим маленьким любознательным ПОЧЕМУЧКАМ.
А теперь немножко отдохнём, для игроков и зрителей ПЕННЫЙ
ВУЛКАН!!!
Химики-лаборанты показывают интересный опыт с разноцветными
пенами.
Раунд №3 «ЭКСПЕРИМЕНТ НА КУХНЕ»
Первая ситуация…Представьте ситуацию на кухне. Мама приготовила
растворы трёх веществ: раствор поваренной соли, раствор сахара, раствор
питьевой соды. Зазвонил телефон, мама вышла из кухни, а вернувшись -
не смогла вспомнить, в каком стакане – какой раствор. Задание - помогите
маме определить, что, в каком стакане.
Оценивание: при соблюдении правил технике безопасности, если
эксперимент выполнен правильно (все вещества определены) – команда
получает 5 баллов, если определили два вещества – 4 балла, одно – 3 балла.
Все вещества определены неверно – 0 баллов. При не соблюдении правил
технике безопасности, команда теряет 1 балл.
Вторая ситуация
Раунд №4 «Таинственная рукопись»
Ведущий-2: За каждую правильно восстановленное задание команда
получает по 3 балла. (На опалённых по краям листочках бумаги написаны
задания, которые выполняет игрок каждой команды индивидуально и сдаёт
жюри:
№1. Zn+ ?=ZnCl
2
+ ?
№2. тимофеевка → ? →лягушка→ ?
№3. ? →мышь → ? →сова
№4. BaCl
2
+ ?= BaSO
4
+ ?
№5. гниющие остатки → ? →сойка→ ?
№6. Fe
2
O
3
+ ?=Fe+ ?
Пока они решают эти задания, мы поиграем со зрителями. Эта игра
называется «Музыкально-биохимический хит»
№1. Назовите разнообразие тропических плодов, о котором поется в
одной из песен группы «Блестящие». (Бананы-кокосы)
№2. Напойте фрагмент песни группы «Сплин» о нарушении
функционирования жизненноважного, кровенагнетающего органа. (Моё
сердце остановилось, моё сердце замерло).
№3. В очень известном шлягере В.Добрынина герой просит не
посыпать его рану этим химическим соединением. Назовите формулу
вещества. («Не сыпь мне соль на рану». NaCl)
№4. С точки зрения химика «формула» данной исполнительницы песни
о невесте С
6
Н
12
О
6
. Назовите её. (Глюкоза)
Раунд №5 «Что бы это значило?
1.Эксперимент №1 (затухание свечи)
2. Эксперимент №2 (вспыхивание тлеющей лучинки при добавлении
катализатора)
Раунд №6 «Таинственные шкатулки»
Инструкция: команда должна выбрать одну шкатулку и по подсказкам
определить, что находится в черной шкатулке.
За правильный ответ команда получает 5 баллов. Если ответ дан
неправильный, команда имеет возможность выбрать вторую шкатулку, в
этом случае за правильный ответ получает только 4 балла. Если и во
второй раз ответ неправильный, команда получает 0 баллов.
1. Это изготавливали на Руси еще в древности, собирая и переплавляя
смолу елей и сосен. При Александре Македонском для этого использовали
веточки мяты, у эскимосов - китовый жир и кожу, в некоторых областях
Восточной Африки - ладан, в Китае-корень женьшеня, в середине 19 в. -
свечной воск, в 20-е гг. прошлого столетия - асфальт. Основа современной
продукции - млечный сок некоторых южных деревьев, остальное -
добавки. Статистика утверждает, что жители Америки предпочитают это с
ароматом винограда и корицы, Африка - мускуса, Востока - хризантемы,
розы и сирени, Европы - мяты. В одной только Японии существует около
150 разновидностей этого. Однако популярность этого продукта создает
большие проблемы при уборке помещений. Какая эта продукция?
(Ответ:В черной шкатулке - жевательная резинка).
2. Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на
организм, а их соединение - это вещество, без которого невозможна жизнь
человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и
создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов.
Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества
практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди и даже
дикие и домашние животные.
Примерная суточная норма этого вещества для одного человека находится
в этой шкатулке.
(Ответ: В черной шкатулке вещество-
поваренная соль, или хлорид натрия).
3. Это один из главных металлов электротехники. Вместе с золотом,
серебром, железом, оловом, свинцом и ртутью этот металл входит в
«великолепную семерку» металлов, известных людям с незапамятных
времен. Из этих семи древнейших металлов лишь три – золото, серебро и
этот металл – встречаются на Земле в самородном состоянии.
Из сплава на основе этого металла с древнейших времен изготавливали
статуи и колокола. Из этого же сплава отлиты царь-пушка и царь-колокол,
находящиеся в Московском Кремле. Соли этого металла ядовиты, их
растворами в сельском хозяйстве протравливают семена перед посевом для
уничтожения спор и плесневых грибов на них. Большие залежи руд этого
металла находятся на Урале и Алтае.
(Ответ: медь)
4.Еще древние римляне были неравнодушны к этому цветку. Античные
садоводы увеличили число его лепестков с пяти до ста. Среди 25 тысяч
современных сортов есть черные, синие, которые пытался вывести еще
Гете.
Есть растения с огромными цветками диаметром 24 см. А чем они только
не пахнут! Например, свежим сеном, чаем, табаком, корицей, геранью. О
каком цветке идет речь? (о розе)
5 ящик. Наполеон III на банкете выдавал особо почетным гостям эту
посуду.
Гости
попроще
удостаивались
обычными
золотыми
и
серебряными приборами. А сейчас ее называют посудой бедняков. Что это
за посуда? К тому же, только у сына Наполеона III была очень дорогая по
тем временам игрушка из этого металла.
Ответ: алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот
металл
способствует
развитию
старческого
атеросклероза.
При
приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в
организм, где и накапливается. А в 19 веке на императорских приемах
алюминиевая посуда была самой престижной.
В черном ящике № 3 находится алюминиевая посуда: ложка, вилка и др.
6 ящик. Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому
египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было
посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в
этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло
значительную роль в жизни человечества. Оно остается важным для нас и
сейчас. Об открытии какого вещества идет речь?
Ответ: головы покрылись пеной – открытие мыла. В черном ящике № 4 -
мыло.
Подведение итогов игры.
Учитель:
Поздравляем с успешным
завершением соревнования!
Желаем упорства и удачи
в дальнейшем изучении предметов
ХИМИИ И БИОЛОГИИ !