Напоминание

«Химия и биология в повседневной жизни»


Авторы: Нуриева Гульшагида Шамиловна, Гульшагида Шамиловна Нуриева
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Карадуванская гимназия имени Баки Зиятдинова" Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: Балтасинский район, с.Арбаш
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: «Химия и биология в повседневной жизни»
Раздел: полное образование





Назад




«Химия и биология в повседневной

жизни»

Учитель химии первой квалификационной категории Нуриева Г.Ш.

Учитель биологии первой квалификационной категории Ахмадеев

Ф.Р.

Цели:

Создать условия для расширения и углубления знаний по химии

и биологии на основе углубления межпредметных связей.

Стимулировать

познавательную

активность

учащихся

как

необходимое

условие

развития

интеллектуальных

и

творческих

способностей,

применяя нестандартные формы учебной деятельности.

создание условий для развития логического мышления и

быстроты реакции, умения применять знания на практике;

Продемонстрировать важность и необходимость знаний по химии

и биологии в повседневной жизни человека.

Способствовать

развитию

логического

мышления

и

коммуникативных качеств учащихся.

способствовать формированию чувства ответственности,

умения, работать в коллективе.

Форма: интеллектуальный конкурс-игра.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие участники и зрители!

Приветствуем всех вас на конкурсе «Химия и биология в повседневной

жизни. (слайд №2)

Наш конкурс мы хотим начать со слав великого Конфуция:

«Чтобы достигнуть знания, нужно исследовать сущность вещей; поэтому,

кто желает обрести истинное знание, тот должен исследовать причины

или законы вещей, которым подчиняются все существа»

Ведущий 2

Две науки о природе

Повстречались на дороге.

Спор затеяли они-

Кто важней из них, пойми!

Ведущий 1

Биология - наука о живом.

Мир живой - наш общий дом.

Каждый должен знать отлично,

Все в природе гармонично!

Полюби науку эту, все живое на Земле…

Посмотри на лес и небо, честь отдай той красоте…

Чтоб цвела и расцветала в млечном космосе большом…

Наша дивная планета, наш с тобою общий дом.

Ведущий 2

От простого к сложному,

От невозможного к возможному.

Химия – наука мироздания,

Скажет из чего построить здание.

Пояснит нам сущность изменения

Фотосинтеза, горения, гниения.

Ведущий 1

Без химии жизни, поверьте, нет.

Без химии стал бы тусклым весь свет,

С химией ездим, живем и летаем,

В разных точках Земли обитаем,

Чистим, стираем, пятна выводим,

Едим, спим, и с прическами ходим,

Химией лечимся, клеим и шьем,

С химией мы бок о бок живем!

Ведущий 1

Все в нашей жизни закономерно,

Все очень точно, а не примерно.

Логика жизни состоит в том

С каким багажом знаний

По жизни пойдем.

Ведущий 2

Начать нашу игру мы хотим со слов великого Гёте:

Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать.

Ведущий 1. Итак, начинаем нашу интеллектуальную игру. Перед нами 2

сборные команды учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов.

Наше состязание пройдет с увлекательными экспериментами, провести

которых нам помогут знатоки химии 11-го класса

Наша игра состоит из 6 раундов. Названия которых :

«Кто больше, кто дальше»

Устами младенца

Эксперимент на кухне

Таинственная рукопись

Что бы это значило?

Шкатулки с интересом

Игра пройдет между командами АЛХИМИКИ и ХИМБИОЛОГИ. А судить

нашу игру мы предоставим компетентному жюри в составе которых наши

гости учителя химии и биологии :

Итак мы начинаем игру.

1-й раунд называется «Кто больше, кто дальше»

Инструкция Перед вами вопросы, каждый из которых оцениваются в 1 балл.

Вы по очереди выбираете вопрос и выслушав отвечаете. Если нет ответа, то

право ответа передается другой команде. Ответы вам задает профессор …….

Итак поехали!

Вопрос №1. Нарушение функций щитовидной железы наступает при

недостатке в питьевой воде данного вещества. (Йод)

Вопрос №2. Как называется болезнь железа и растений? (Ржавчина. На

железе вследствие окисления, на растениях – бурое пятно в местах, где

развиваются споры грибов – паразитов)

Вопрос №3. Как называется вещество, благодаря которому крапива

«кусается»? (Муравьиная кислота)

Вопрос №4. Как называется насыщенный органическими веществами

верхний тёмный слой почвы? (Гумус)

Вопрос №5. Как называется заболевание печени, при котором

нормальная ткань заменяется рубцовой под воздействием избыточного

употребления вещества, формула которого С2Н5ОН? (Цирроз)

Вопрос №6. Какая фраза является более точной с точки зрения химика:

«Ты мой золотой» или «Ты моя золотая»? Почему? (Содержание золота в

организме женщины больше, чем в организме мужчины)

Вопрос №7.Соли, каких элементов входят в состав костей? (Соли Са,

P, Mg)

Вопрос №8. Какой оксид надо приложить к суставу для уменьшения

болевых ощущений? (Снег или лёд Н2О)

Вопрос №9. Какая кислота в большем количестве вырабатывается у

«аппетитных» для комаров людей? (Молочная кислота)

Вопрос №10. Назовите металл, который входит в состав гемоглобина?

(Железо)

Вопрос №11.В природе молекулярный азот может фиксироваться

именно этими организмами. (Клубеньковые бактерии бобовых растений)

Вопрос №12. Назовите формулу оксида, в удалении которого из тканей

большая роль принадлежит эритроцитам. (Оксид углерода (IV) СО2)

Молодцы, ребята! Ваши знания пригодятся Вам в жизни

В знак поощрения давайте посмотрим опыт «Коварный пятиглавый змей»

2й раунд называется «Устами младенца»

Испытание на быстроту реакции. Вопросы на тему «Растения рядом с нами».

Задания-загадки вам зададут учащиеся младших классов.

Выслушав задание необходимо максимально быстро поднять сигнальный флажок

(зелёного цвета) о готовности дать ответ, правильный ответ оценивается 3

баллами. В случае неправильного ответа вопрос адресуется другой команде.

Правильно ответившая команда продолжает игру.

Загадка №1 У нас в саду растет такие штучки на кустиках, их по -индийски

называют «крупная ягода», по итальянски – «золотое яблоко». Они бывают

оранжевыми, желтыми, красными и даже коричневыми. Я их не люблю, а мама

чего только из них не делает! Что же это? (томат)

Загадка №2 Скажите, пожалуйста, зачем скворцы и галки «катаются» на коровах,

лошадях, овцах? Им что, летать лень?

( таскают шерсть для гнёзд, выклёвывают насекомых)

Загадка №3 Давным – давно считали, что этим блестящим веществом можно

спасти от любого злого колдовства, их делали острыми для убийства вампиров,

это же вещество защищает от яда и бактерий, их даже бросают в емкости с

питьевой водой. Это что за вещество? (серебро)

Загадка №4 На лугу растут такие красивые белые штучки. Их когда-то

использовали гномы вместо зонтиков. А мама говорит, что это очень полезное,

лекарственное растение, отвар которой используется против воспаления

(ромашка)

Загадка №5 Мне очень интересно, почему нужно дышать через нос, а не через

рот?

(в носу есть слизь и волоски, задерживающие пыль из воздуха)

Загадка №6 Я видела таких интересных карликовых деревьев в саду. Папа

говорит, что они такие твердые и ими можно поцарапать машину. А мама их не

любит, говорит что это сорняк. Мне они нравятся, похожи на сосну для

гномиков. Что это? (хвощ)

Спасибо нашим маленьким любознательным ПОЧЕМУЧКАМ.

А теперь немножко отдохнём, для игроков и зрителей ПЕННЫЙ

ВУЛКАН!!!

Химики-лаборанты показывают интересный опыт с разноцветными

пенами.

Раунд №3 «ЭКСПЕРИМЕНТ НА КУХНЕ»

Первая ситуация…Представьте ситуацию на кухне. Мама приготовила

растворы трёх веществ: раствор поваренной соли, раствор сахара, раствор

питьевой соды. Зазвонил телефон, мама вышла из кухни, а вернувшись -

не смогла вспомнить, в каком стакане – какой раствор. Задание - помогите

маме определить, что, в каком стакане.

Оценивание: при соблюдении правил технике безопасности, если

эксперимент выполнен правильно (все вещества определены) – команда

получает 5 баллов, если определили два вещества – 4 балла, одно – 3 балла.

Все вещества определены неверно – 0 баллов. При не соблюдении правил

технике безопасности, команда теряет 1 балл.

Вторая ситуация

Раунд №4 «Таинственная рукопись»

Ведущий-2: За каждую правильно восстановленное задание команда

получает по 3 балла. (На опалённых по краям листочках бумаги написаны

задания, которые выполняет игрок каждой команды индивидуально и сдаёт

жюри:

№1. Zn+ ?=ZnCl

2

+ ?

№2. тимофеевка → ? →лягушка→ ?

№3. ? →мышь → ? →сова

№4. BaCl

2

+ ?= BaSO

4

+ ?

№5. гниющие остатки → ? →сойка→ ?

№6. Fe

2

O

3

+ ?=Fe+ ?

Пока они решают эти задания, мы поиграем со зрителями. Эта игра

называется «Музыкально-биохимический хит»

№1. Назовите разнообразие тропических плодов, о котором поется в

одной из песен группы «Блестящие». (Бананы-кокосы)

№2. Напойте фрагмент песни группы «Сплин» о нарушении

функционирования жизненноважного, кровенагнетающего органа. (Моё

сердце остановилось, моё сердце замерло).

№3. В очень известном шлягере В.Добрынина герой просит не

посыпать его рану этим химическим соединением. Назовите формулу

вещества. («Не сыпь мне соль на рану». NaCl)

№4. С точки зрения химика «формула» данной исполнительницы песни

о невесте С

6

Н

12

О

6

. Назовите её. (Глюкоза)

Раунд №5 «Что бы это значило?

1.Эксперимент №1 (затухание свечи)

2. Эксперимент №2 (вспыхивание тлеющей лучинки при добавлении

катализатора)

Раунд №6 «Таинственные шкатулки»

Инструкция: команда должна выбрать одну шкатулку и по подсказкам

определить, что находится в черной шкатулке.

За правильный ответ команда получает 5 баллов. Если ответ дан

неправильный, команда имеет возможность выбрать вторую шкатулку, в

этом случае за правильный ответ получает только 4 балла. Если и во

второй раз ответ неправильный, команда получает 0 баллов.

1. Это изготавливали на Руси еще в древности, собирая и переплавляя

смолу елей и сосен. При Александре Македонском для этого использовали

веточки мяты, у эскимосов - китовый жир и кожу, в некоторых областях

Восточной Африки - ладан, в Китае-корень женьшеня, в середине 19 в. -

свечной воск, в 20-е гг. прошлого столетия - асфальт. Основа современной

продукции - млечный сок некоторых южных деревьев, остальное -

добавки. Статистика утверждает, что жители Америки предпочитают это с

ароматом винограда и корицы, Африка - мускуса, Востока - хризантемы,

розы и сирени, Европы - мяты. В одной только Японии существует около

150 разновидностей этого. Однако популярность этого продукта создает

большие проблемы при уборке помещений. Какая эта продукция?

(Ответ:В черной шкатулке - жевательная резинка).

2. Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на

организм, а их соединение - это вещество, без которого невозможна жизнь

человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и

создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов.

Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества

практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди и даже

дикие и домашние животные.

Примерная суточная норма этого вещества для одного человека находится

в этой шкатулке.

(Ответ: В черной шкатулке вещество-

поваренная соль, или хлорид натрия).

3. Это один из главных металлов электротехники. Вместе с золотом,

серебром, железом, оловом, свинцом и ртутью этот металл входит в

«великолепную семерку» металлов, известных людям с незапамятных

времен. Из этих семи древнейших металлов лишь три – золото, серебро и

этот металл – встречаются на Земле в самородном состоянии.

Из сплава на основе этого металла с древнейших времен изготавливали

статуи и колокола. Из этого же сплава отлиты царь-пушка и царь-колокол,

находящиеся в Московском Кремле. Соли этого металла ядовиты, их

растворами в сельском хозяйстве протравливают семена перед посевом для

уничтожения спор и плесневых грибов на них. Большие залежи руд этого

металла находятся на Урале и Алтае.

(Ответ: медь)

4.Еще древние римляне были неравнодушны к этому цветку. Античные

садоводы увеличили число его лепестков с пяти до ста. Среди 25 тысяч

современных сортов есть черные, синие, которые пытался вывести еще

Гете.

Есть растения с огромными цветками диаметром 24 см. А чем они только

не пахнут! Например, свежим сеном, чаем, табаком, корицей, геранью. О

каком цветке идет речь? (о розе)

5 ящик. Наполеон III на банкете выдавал особо почетным гостям эту

посуду.

Гости

попроще

удостаивались

обычными

золотыми

и

серебряными приборами. А сейчас ее называют посудой бедняков. Что это

за посуда? К тому же, только у сына Наполеона III была очень дорогая по

тем временам игрушка из этого металла.

Ответ: алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот

металл

способствует

развитию

старческого

атеросклероза.

При

приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в

организм, где и накапливается. А в 19 веке на императорских приемах

алюминиевая посуда была самой престижной.

В черном ящике № 3 находится алюминиевая посуда: ложка, вилка и др.

6 ящик. Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому

египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было

посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в

этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло

значительную роль в жизни человечества. Оно остается важным для нас и

сейчас. Об открытии какого вещества идет речь?

Ответ: головы покрылись пеной – открытие мыла. В черном ящике № 4 -

мыло.

Подведение итогов игры.

Учитель:

Поздравляем с успешным

завершением соревнования!

Желаем упорства и удачи

в дальнейшем изучении предметов

ХИМИИ И БИОЛОГИИ !



В раздел образования