Напоминание

ПРЫЖКИ СТРУКТУРНОЙ ГРУППЫ «КАСАЯСЬ» С ОБРУЧЕМ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ


Авторы: Алексеева Изабель Андреевна, Слезко Юлия Сергеевна
Должность: Тренер-преподаватель, тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО «СШОР «ФСО «Идель»» г. Казани обособленное подразделение СШОР "Приволжанка"
Населённый пункт: Город Казань республика татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: ПРЫЖКИ СТРУКТУРНОЙ ГРУППЫ «КАСАЯСЬ» С ОБРУЧЕМ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПРЫЖКИ СТРУКТУРНОЙ ГРУППЫ «КАСАЯСЬ» С ОБРУЧЕМ

НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Автор: Алексеева И.А., тренер-преподаватель

МБУ «СШОР «ФСО «Идель»» г. Казань

обособленное

подразделение СШОР «Приволжанка»

Соавтор: Слезко Ю.С., тренер-преподаватель

МБУ «СШОР «ФСО «Идель»» г. Казань

обособленное

подразделение СШОР «Приволжанка»

Актуальность.

В соревновательной программе по художественной

гимнастике присутствуют упражнения с предметами и без них.

В соревновательной программе существуют обязательные группы

трудности трудностей для тела: прыжки, повороты и равновесия. В

упражнении с обручем присутствуют как мелкие прыжки без трудностей

тела, так и высоко-далекие прыжки.

По правилам художественной гимнастики всего в упражнении с

предметом

должно быть минимум 3 трудности , а максимум не

ограниченное

количество

трудностей

тела

не

зависимо

от

возраста

гимнастки. В эти трудности должен входить как минимум один прыжок,

поворот

и

равновесие.

В

правилах

по

художественной

гимнастики

представлено большое разнообразие прыжков. Каждый прыжок имеет свои

критерии выполнения и нормы оценивания. При выполнении прыжка в

соревновательной программе он оценивается судьями в определенное

количество баллов в зависимости от сложности прыжка.

Сложность данной трудности заключается в том, что гимнастка должна

показать хорошую высоту прыжка, затем во время фазы полета должна

показать четкую форму прыжка, то есть хорошую амплитуду. Прыжок без

должной высоты, четко выраженной и фиксированной формы, или без

достаточной амплитуды не рассматривается как трудность и, кроме того,

штрафуется сбавкой за исполнение. Базовым прыжком в художественной

гимнастике,

считается

прыжок,

«касаясь»

различными

способами

отталкивания. Существует два способа отталкивания: толчком двух и одной.

Гимнастки

групп

начальной

подготовки

испытывают

определенные

трудности при выполнении прыжков с обручем. Следовательно, в данной

статье мы постараемся найти подход к решению данной задачи.

Целью работы является определение частоты использования прыжков

структурной группы «касаясь» с обручем в художественной гимнастике на

различных этапах подготовки и методики их обучения.

Материал и методы исследования. Мы провели сравнительный анализ

видов высоко-далеких прыжков выполняемых гимнастками различной

квалификации в соревновательной программе на основе результатов

педагогического наблюдения. В эксперименте приняли участие по 10 юных и

квалифицированных гимнасток, которые обучаются в МБУ «СШОР «ФСО

«Идель»» г. Казань обособленное подразделение СШОР «Приволжанка» .

Длительность наблюдения составила 7 дней.

По результатам наблюдений можно сделать следующие выводы, что

если обозначить всех гимнасток за 100 %, то 43% гимнасток юношеского

разряда выполняют прыжки структурной группы «касаясь», а гимнастки

высокой квалификации - прыжки структурной группы «шпагат», которые

составляют 44 % от всех прыжков, но так же и выполняют прыжки

структурной группы «касаясь», которые составляют 30% от всех прыжков в

соревновательной программе.

В настоящее время художественная гимнастика довольно молодой вид

спорта. Сокращается время на подготовку спортсмена. За маленькое

количество времени тренер должен обучить гимнастку начальной подготовке

базовому прыжку структурной группы «касаясь». В дальнейшем, если

гимнастка умеет прыгать базовый прыжок, то она сможет перейти к

обучению профилирующих прыжков, которые являются более сложными и

оцениваются в большее количество баллов.

Анализ литературы показал, что в художественной гимнастике не

обнаружены методики обучения прыжкам структурной группы «касаясь» на

этапе начальной подготовки. В существующей литературе рассмотрены

отдельные фазы прыжка. Т. Лисицкая (1987) ввела термин «высоко-далекий

прыжок» и дала ему определение.

Прыжки содержат в себе общие структурно-технические элементы,

позволяющие выделить несколько характерных стадий:

Подготовительная стадия (состоит из трех фаз):

1-я фаза – разбег (в прыжках с места отсутствует)

2-я фаза – наскок с замахом (в прыжках с места – замах)

3-я фаза - амортизация (в прыжках с места – подседание).

Основная стадия: 4-я фаза – отталкивание

5-я фаза – отрыв от опоры Стадия реализации:

6-я фаза – формообразующие действия

7-я фаза – фиксация позы

Завершающая стадия:

8-я фаза – подготовка к приземлению

9-я фаза – амортизация

10-я фаза – связывающие и корректирующие действия[1].

Прыжки структурной группы «касаясь» можно распределить по

уровню сложности.

Прыжок «касаясь» является базовым элементом, а его стоимость в

соревновательной

программе

0,2

балла.

Данный

прыжок

может

выполняться двумя способами отталкивания: толчком двух и одной. В

соревновательную программу выбирается один из способов. Во время

выполнения данного элемента следует выпрыгнуть на

такую

высоту,

которая необходима чтобы успеть вынести переднюю согнутую ногу на 90

градусов, а заднюю прямую на 90 градусов. После того как в воздухе

гимнастка показала форму она должна успеть собрать ноги для выполнения

приземления.

Профилирующим элементом считается прыжок «касаясь в кольцо»

стоимость его в соревновательной программе 0.3 балла. Данный прыжок

может выполняться двумя способами отталкивания: толчком двух и одной. В

соревновательную программу выбирается один из способов. Во время

выполнения данного элемента следует выпрыгнуть на высоту чтобы успеть

вынести переднюю согнутую ногу на 90 градусов, а заднюю согнуть в кольцо

так что бы нога была максимально близко к голове, после того как в воздухе

гимнастка показала форму она должна успеть собрать ноги для выполнения

приземления.

Профилирующим элементом считается прыжок «касаясь в наклоне»

стоимость его в соревновательной программе 0.4 балла. Данный прыжок

может выполняться двумя способами отталкивания: толчком двух и одной. В

соревновательную программу выбирается один из способов. Во время

выполнения данного элемента следует выпрыгнуть на высоту, чтобы успеть

вынести переднюю согнутую ногу на 90 градусов, а заднюю прямую ногу

поднять на 90 градусов, и наклонить тело к ноге, так что бы голова коснулась

бедра, после того как в воздухе гимнастка показала форму она должна успеть

собрать ноги для выполнения приземления.

Выводы. Проанализировав научно-методическую литературу по теме

исследования,

можно

сказать,

что

данные

прыжки

очень

важны

в

художественной гимнастике. Они предъявляют более высокие требования к

подготовке спортсменок. Рассматривая вопрос о начальном обучении

техники выполнения прыжков с обручем в художественной гимнастике, мы

выявили, что он мало изучен авторами.

Для качественного и успешного обучения прыжкам с обручем

гимнасткам в учебно-тренировочном процессе необходимо использовать

разнообразные средства и методы для развития физических качеств.

Анализ

научно-методической

литературы

отечественных

авторов

показал, что Т. Лисицкая позволяет утверждать, что значительная часть

процесса обучения в художественной гимнастике связана с навыками

прыжков. Главными причинами ошибок во владении этими двигательными

действиями является: недостаточный уровень владения базовыми навыками,

недостаточный

уровень

специальной

физической

подготовленности,

нестабильность исполнения прыжков. В первой части нашего исследования

мы

рассмотрели

технические

особенности

выполнения

прыжков

в

художественной

гимнастике.

Хорошая

прыжковая

подготовленность

позволяет улучшить результаты в соревновательной деятельности.

Для

оптимизации

учебно-тренировочного

процесса

и

совершенствования

системы подготовки спортсменок, необходимо использовать средства,

которые способствовали бы одновременному развитию нескольких качеств

или совмещали сразу несколько видов подготовки. Но у Т.Лисицкой есть

разработанная структура и техника выполнения прыжков через скакалку [1].

Однако,

работа

обручем

на

прыжке

может

быть

разнообразной,

следовательно, в методике нужно это учитывать. На начальном этапе

девочки должны уметь выполнять «азы» прыжком с обручем для этого

нужно усиливать подготовку в направлении СФП и ОФП.

Список литературы:

1.

Лисицкая, Т.С. Упражнения художественной гимнастики / Т.С.

Лисицкая // Гимнастика: учеб. для техн. ФК / Т.С. Лисицкая. - М.:

Физкультура и спорт, 1987. - С. 244-246.

2.

Сухомлинова И.А. Методика обучения прыжкам структурной группы

касаясь на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике:

дис. / Сухомлинова И.А. – Казань, 2018 год- 66 с.

3.

Старкина Ю.С. Методика обучения броску обруча способом махом на

начальном этапе подготовки в художественной гимнастике: дис. /

Старкина Ю.С. – Казань, 2018 год- 52 с.



В раздел образования