Авторы: Алексеева Изабель Андреевна, Слезко Юлия Сергеевна
Должность: Тренер-преподаватель, тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО «СШОР «ФСО «Идель»» г. Казани обособленное подразделение СШОР "Приволжанка"
Населённый пункт: Город Казань республика татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: ПРЫЖКИ СТРУКТУРНОЙ ГРУППЫ «КАСАЯСЬ» С ОБРУЧЕМ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Раздел: дополнительное образование
ПРЫЖКИ СТРУКТУРНОЙ ГРУППЫ «КАСАЯСЬ» С ОБРУЧЕМ
НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Автор: Алексеева И.А., тренер-преподаватель
МБУ «СШОР «ФСО «Идель»» г. Казань
обособленное
подразделение СШОР «Приволжанка»
Соавтор: Слезко Ю.С., тренер-преподаватель
МБУ «СШОР «ФСО «Идель»» г. Казань
обособленное
подразделение СШОР «Приволжанка»
Актуальность.
В соревновательной программе по художественной
гимнастике присутствуют упражнения с предметами и без них.
В соревновательной программе существуют обязательные группы
трудности трудностей для тела: прыжки, повороты и равновесия. В
упражнении с обручем присутствуют как мелкие прыжки без трудностей
тела, так и высоко-далекие прыжки.
По правилам художественной гимнастики всего в упражнении с
предметом
должно быть минимум 3 трудности , а максимум не
ограниченное
количество
трудностей
тела
не
зависимо
от
возраста
гимнастки. В эти трудности должен входить как минимум один прыжок,
поворот
и
равновесие.
В
правилах
по
художественной
гимнастики
представлено большое разнообразие прыжков. Каждый прыжок имеет свои
критерии выполнения и нормы оценивания. При выполнении прыжка в
соревновательной программе он оценивается судьями в определенное
количество баллов в зависимости от сложности прыжка.
Сложность данной трудности заключается в том, что гимнастка должна
показать хорошую высоту прыжка, затем во время фазы полета должна
показать четкую форму прыжка, то есть хорошую амплитуду. Прыжок без
должной высоты, четко выраженной и фиксированной формы, или без
достаточной амплитуды не рассматривается как трудность и, кроме того,
штрафуется сбавкой за исполнение. Базовым прыжком в художественной
гимнастике,
считается
прыжок,
«касаясь»
различными
способами
отталкивания. Существует два способа отталкивания: толчком двух и одной.
Гимнастки
групп
начальной
подготовки
испытывают
определенные
трудности при выполнении прыжков с обручем. Следовательно, в данной
статье мы постараемся найти подход к решению данной задачи.
Целью работы является определение частоты использования прыжков
структурной группы «касаясь» с обручем в художественной гимнастике на
различных этапах подготовки и методики их обучения.
Материал и методы исследования. Мы провели сравнительный анализ
видов высоко-далеких прыжков выполняемых гимнастками различной
квалификации в соревновательной программе на основе результатов
педагогического наблюдения. В эксперименте приняли участие по 10 юных и
квалифицированных гимнасток, которые обучаются в МБУ «СШОР «ФСО
«Идель»» г. Казань обособленное подразделение СШОР «Приволжанка» .
Длительность наблюдения составила 7 дней.
По результатам наблюдений можно сделать следующие выводы, что
если обозначить всех гимнасток за 100 %, то 43% гимнасток юношеского
разряда выполняют прыжки структурной группы «касаясь», а гимнастки
высокой квалификации - прыжки структурной группы «шпагат», которые
составляют 44 % от всех прыжков, но так же и выполняют прыжки
структурной группы «касаясь», которые составляют 30% от всех прыжков в
соревновательной программе.
В настоящее время художественная гимнастика довольно молодой вид
спорта. Сокращается время на подготовку спортсмена. За маленькое
количество времени тренер должен обучить гимнастку начальной подготовке
базовому прыжку структурной группы «касаясь». В дальнейшем, если
гимнастка умеет прыгать базовый прыжок, то она сможет перейти к
обучению профилирующих прыжков, которые являются более сложными и
оцениваются в большее количество баллов.
Анализ литературы показал, что в художественной гимнастике не
обнаружены методики обучения прыжкам структурной группы «касаясь» на
этапе начальной подготовки. В существующей литературе рассмотрены
отдельные фазы прыжка. Т. Лисицкая (1987) ввела термин «высоко-далекий
прыжок» и дала ему определение.
Прыжки содержат в себе общие структурно-технические элементы,
позволяющие выделить несколько характерных стадий:
Подготовительная стадия (состоит из трех фаз):
1-я фаза – разбег (в прыжках с места отсутствует)
2-я фаза – наскок с замахом (в прыжках с места – замах)
3-я фаза - амортизация (в прыжках с места – подседание).
Основная стадия: 4-я фаза – отталкивание
5-я фаза – отрыв от опоры Стадия реализации:
6-я фаза – формообразующие действия
7-я фаза – фиксация позы
Завершающая стадия:
8-я фаза – подготовка к приземлению
9-я фаза – амортизация
10-я фаза – связывающие и корректирующие действия[1].
Прыжки структурной группы «касаясь» можно распределить по
уровню сложности.
Прыжок «касаясь» является базовым элементом, а его стоимость в
соревновательной
программе
–
0,2
балла.
Данный
прыжок
может
выполняться двумя способами отталкивания: толчком двух и одной. В
соревновательную программу выбирается один из способов. Во время
выполнения данного элемента следует выпрыгнуть на
такую
высоту,
которая необходима чтобы успеть вынести переднюю согнутую ногу на 90
градусов, а заднюю прямую на 90 градусов. После того как в воздухе
гимнастка показала форму она должна успеть собрать ноги для выполнения
приземления.
Профилирующим элементом считается прыжок «касаясь в кольцо»
стоимость его в соревновательной программе 0.3 балла. Данный прыжок
может выполняться двумя способами отталкивания: толчком двух и одной. В
соревновательную программу выбирается один из способов. Во время
выполнения данного элемента следует выпрыгнуть на высоту чтобы успеть
вынести переднюю согнутую ногу на 90 градусов, а заднюю согнуть в кольцо
так что бы нога была максимально близко к голове, после того как в воздухе
гимнастка показала форму она должна успеть собрать ноги для выполнения
приземления.
Профилирующим элементом считается прыжок «касаясь в наклоне»
стоимость его в соревновательной программе 0.4 балла. Данный прыжок
может выполняться двумя способами отталкивания: толчком двух и одной. В
соревновательную программу выбирается один из способов. Во время
выполнения данного элемента следует выпрыгнуть на высоту, чтобы успеть
вынести переднюю согнутую ногу на 90 градусов, а заднюю прямую ногу
поднять на 90 градусов, и наклонить тело к ноге, так что бы голова коснулась
бедра, после того как в воздухе гимнастка показала форму она должна успеть
собрать ноги для выполнения приземления.
Выводы. Проанализировав научно-методическую литературу по теме
исследования,
можно
сказать,
что
данные
прыжки
очень
важны
в
художественной гимнастике. Они предъявляют более высокие требования к
подготовке спортсменок. Рассматривая вопрос о начальном обучении
техники выполнения прыжков с обручем в художественной гимнастике, мы
выявили, что он мало изучен авторами.
Для качественного и успешного обучения прыжкам с обручем
гимнасткам в учебно-тренировочном процессе необходимо использовать
разнообразные средства и методы для развития физических качеств.
Анализ
научно-методической
литературы
отечественных
авторов
показал, что Т. Лисицкая позволяет утверждать, что значительная часть
процесса обучения в художественной гимнастике связана с навыками
прыжков. Главными причинами ошибок во владении этими двигательными
действиями является: недостаточный уровень владения базовыми навыками,
недостаточный
уровень
специальной
физической
подготовленности,
нестабильность исполнения прыжков. В первой части нашего исследования
мы
рассмотрели
технические
особенности
выполнения
прыжков
в
художественной
гимнастике.
Хорошая
прыжковая
подготовленность
позволяет улучшить результаты в соревновательной деятельности.
Для
оптимизации
учебно-тренировочного
процесса
и
совершенствования
системы подготовки спортсменок, необходимо использовать средства,
которые способствовали бы одновременному развитию нескольких качеств
или совмещали сразу несколько видов подготовки. Но у Т.Лисицкой есть
разработанная структура и техника выполнения прыжков через скакалку [1].
Однако,
работа
обручем
на
прыжке
может
быть
разнообразной,
следовательно, в методике нужно это учитывать. На начальном этапе
девочки должны уметь выполнять «азы» прыжком с обручем для этого
нужно усиливать подготовку в направлении СФП и ОФП.
Список литературы:
1.
Лисицкая, Т.С. Упражнения художественной гимнастики / Т.С.
Лисицкая // Гимнастика: учеб. для техн. ФК / Т.С. Лисицкая. - М.:
Физкультура и спорт, 1987. - С. 244-246.
2.
Сухомлинова И.А. Методика обучения прыжкам структурной группы
касаясь на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике:
дис. / Сухомлинова И.А. – Казань, 2018 год- 66 с.
3.
Старкина Ю.С. Методика обучения броску обруча способом махом на
начальном этапе подготовки в художественной гимнастике: дис. /
Старкина Ю.С. – Казань, 2018 год- 52 с.