Напоминание

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ХИМИЯ» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


Автор: Брюхова Елена Александровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ "СОШ №56 УИМ"
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ХИМИЯ» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ХИМИЯ» В УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В

условиях

реализации

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

(ФГОС)

особое

внимание

уделяется

формированию

у

обучающихся

навыков

исследовательской

и

проектной деятельности. Эти виды работы не только способствуют

углубленному

изучению

предмета

«Химия»,

но

и

развивают

критическое

мышление,

самостоятельность,

ответственность

и

умение работать в команде.

Основные

цели

и

задачи

учебно-исследовательской

и

проектной деятельности

Основной

целью

учебно-исследовательской

деятельности

по

химии является формирование у учащихся умения самостоятельно

планировать и проводить эксперименты, анализировать полученные

результаты

и

делать

выводы.

В

рамках

проектной

деятельности

учащиеся учатся решать практические задачи, используя знания по

химии, а также развивают навыки межпредметных связей.

К

ключевым

задачам

организации

исследовательской

и

проектной работы относятся:

Развитие

познавательного

интереса

к

химии

через

исследовательскую и экспериментальную деятельность.

Формирование

навыков

самостоятельного

поиска,

анализа

и

обработки информации.

Развитие критического и системного мышления.

Формирование коммуникативных навыков и умения работать в

команде.

Умение

презентовать

и

защищать

результаты

своих

исследований и проектов.

Исследовательская деятельность в рамках ФГОС

Исследовательская деятельность в условиях ФГОС должна быть

интегрирована в учебный процесс на всех уровнях обучения. Важно,

чтобы

учащиеся

не

просто

получали

теоретические

знания,

но

и

умели

применять

их

на

практике,

проводя

эксперименты

и

исследования.

Этапы организации исследовательской деятельности:

Выбор темы исследования. На этом этапе ученики выбирают

тему, интересную им с научной и практической точки зрения.

Формулировка гипотезы и целей исследования. Определяются

задачи, которые предстоит решить в ходе работы.

Планирование

эксперимента.

Учащиеся

разрабатывают

методику

проведения

исследования,

выбирают

необходимые

реактивы и оборудование.

Проведение экспериментов. На этом этапе учащиеся проводят

эксперименты, собирают и фиксируют данные.

Анализ

результатов

и

формулировка

выводов.

После

проведения экспериментов необходимо провести анализ полученных

данных

и

сделать

выводы,

подтверждающие

или

опровергающие

гипотезу.

Презентация результатов. Важно не только выполнить работу, но

и грамотно представить её результаты перед аудиторией.

Примеры исследовательских работ по химии:

Исследование состава природных вод.

Определение уровня загрязнения воздуха в местной среде.

Исследование антиоксидантной активности пищевых продуктов.

Проектная деятельность в рамках ФГОС

Проектная

деятельность

направлена

на

решение

реальных

проблем, связанных с химией, с использованием знаний, полученных

на

уроках.

Проекты

могут

быть

как

индивидуальными,

так

и

групповыми, что способствует развитию навыков командной работы.

Этапы проектной деятельности:

Определение проблемы. В начале работы учащиеся выбирают

актуальную проблему, связанную с химией.

Разработка плана решения проблемы. Учащиеся разрабатывают

пошаговый

план

реализации

проекта,

определяя

необходимые

ресурсы и сроки.

Реализация

проекта.

Этот

этап

включает

проведение

исследований, экспериментов и сбор данных.

Анализ и корректировка. В ходе работы учащиеся анализируют

промежуточные результаты и вносят необходимые изменения.

Презентация

и

защита

проекта.

Проекты

представляются

на

школьных

и

внешкольных

мероприятиях,

таких

как

конкурсы

или

конференции.

Примеры проектов:

Разработка экологически чистых моющих средств.

Создание химических источников энергии.

Изучение влияния химических удобрений на рост растений.

Особенности организации исследовательской и проектной

деятельности в условиях ФГОС

В условиях реализации ФГОС важно учитывать индивидуальные

особенности

учащихся,

а

также

применять

дифференцированный

подход.

Учителя

должны

создавать

благоприятные

условия

для

работы,

мотивировать

и

направлять

учеников.

Также

важно

использовать информационные технологии, которые помогут сделать

процесс исследования и проектирования более эффективным.

Применение междисциплинарного подхода способствует тому,

что ученики видят химические проблемы в контексте других наук, что

позволяет

формировать целостное научное мировоззрение.

Кроме

того, исследовательская и проектная деятельность тесно связана с

профориентацией

учащихся, помогая

им

определиться

с

будущей

профессией.

Заключение

Организация

учебно-исследовательской

и

проектной

деятельности по химии в условиях ФГОС играет ключевую роль в

подготовке учащихся к жизни в современном обществе. Такие формы

работы

развивают

у

школьников

критическое

мышление,

самостоятельность, ответственность и умение применять полученные

знания на практике.



В раздел образования