Напоминание

"Орловский спис"


Автор: Щербина Татьяна Сергеевна
Должность: преподаватель ДПИ
Учебное заведение: МКУ ДО "Москаленская ДХШ"
Населённый пункт: Омская область, р.п. Москаленки
Наименование материала: Разработка открытого урока
Тема: "Орловский спис"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Омская область Москаленская детская художественная школа

Методическая разработка урока по декоративно-прикладному

искусству:

«Вышивка родного края. «Орловский спис»

Преподаватель ДПИ Москаленской

художественной школы

Щербина Татьяна Сергеевна.

Омск 2024

Урок: «Вышивка родного края. «Орловский спис»

Эпиграф: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»

(народная мудрость)

Цель: Изучить вышивку «Орловский спис», познакомиться с ее

характерными особенностями, используя фото старинных вышивок,

выполнить эскиз своей композиции «Древо жизни».

Задачи:

1.

Познакомить учащихся с видом вышивки «Орловский спис»;

2.

Способствовать формированию умения выстраивать свою

композицию, используя образы и мотивы традиционной вышивки

«Орловский спис»;

3.

Воспитывать умение работать в малом коллективе (парах);

4.

Способствовать формированию любви к национальному искусству к

различным видам творчества: вышивке.

Инструменты и материалы:

Для учителя: слайды образцов вышивки «Орловский спис», видео сюжет о

мастерице Зое Воропаевой, музыкальный ряд (инструментальная музыка

орловского композитора, педагога, баяниста Евгения Дребенко), фото

старинных образцов вышивки, инструкционные карты.

Для учащихся: тетрадный лист, карандаш, ластик, красный фломастер.

Ход урока:

Организационный момент

-Здравствуйте! Я рада видеть вас сегодня на уроке в хорошем настроении.

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего рабочего

настроения на уроке. Я тоже желаю вам сегодня отличной работы!

Сегодня мы разберем новый вид вышивки, создадим свой эскиз для

будущего коллективного панно в данной технике.

Мы продолжаем изучать удивительный мир декоративно-прикладного

искусства. Народная мудрость гласит – «Человек, не знающий своего

прошлого, не знает ничего». Я согласна с этой народной мудростью, каждый

грамотный, воспитанный человек, любящий свою Родину обязательно

должен знать ее историю, обычаи и культуру.

2

Русское декоративно-прикладное искусство необычайно богато и

разнообразно. Каждая народность нашей Родины внесла в общую

сокровищницу ремесел свой вклад. Вышивание на Руси было наиболее

доступным и практичным видом прикладного творчества. Если женщина

рукодельница это как второе приданное, это богатство семьи, залог добра

уюта и тепла в доме. Будучи в «девчонках» это 9-12 лет начинали шить себе

приданное рушники, скатерти, рубахи, постельное белье и т.д.

Занятие вышивкой способствует развитию внимания, аккуратности,

усидчивости!

В нашем 21 веке далеко не каждую девочку застанешь за занятием

вышивкой, но я считаю, что вам повезло вышивка это наш с вами вид

декоративно-прикладного искусства. Мы шага за шагом знакомимся и

отрабатываем все новые и новые для каждой из вас виды и приемы вышивки.

Мне очень приятно с вами работать т.к. мне удалось вас «заразить» этим

видом творчества и мы с вами уверенно шагаем. Сегодня, прежде чем мы

начнем знакомиться с новым видом вышивки. Давайте вспомним, что мы уже

умеем, какие виды швов мы прошли и продемонстрировали готовые работы.

И так мы начинаем

1.

Шов «вперед иголка»

2.

Тамбурный шов

3.

Стебельчатый шов

4.

Шов «роспись»

5.

Шов «крест»

6.

«мережка»

(Учащиеся называют швы и демонстрируют работы)

Вы умницы, живя вы в 18 веке, вполне могли нашить себе приданного!

У нас на доске написана первая часть нашей темы - Вышивка родного края.

Что для вас значит Родной край? (учащиеся дают ответы)

- это страна где ты родился, вырос и прожил свою жизнь

- это история каждого из нас

- это традиция и образы. Праздники и события

3

Родной края – это место, где мы родились, выросли, где живут наши

родители, друзья и дом.

Вы правы, значит Вышивка родного края – это вышивка родной страны –

России.

И так о какой вышивки мы будем говорить?

Давайте поиграем, представим, что вы исследователи, которые обнаружили

предметы быта, одежду, украшенные с этой древней и необычной вышивкой.

Я вам раздам цветные фото вышивки, вы их внимательно посмотрите и

найдете ответ на мой вопрос. Работаем в парах, кто готов поднимает руку.

Благодаря Зое Воропаевой мастерице из Орла вы сумели разгадать о какой

вышивке мы будем говорить сегодня.

И так наша сегодняшняя тема звучит так; «Вышивка родного края.

Орловский спис»

Веками русские женщины создавали свои приемы вышивки. В каждой

местности они были разные. В Орловской губернии, например, был

распространен «орловский спис». Искусство вышивки «орловский спис», как

и многих видов традиционного крестьянского искусства, уходит корнями в

дохристианские времена. Самые же ранние из сохранившихся образцов

датируются 18 веком. Это,действительно, самобытная орловская вышивка.

Интересным является и название: Орловский спис. Существует много разных

мнений, но исследования показывают, что слово «спис» означает

«списывать». Его вероятность, что Орловские мастерицы именно списывали

свои сказочные мотивы, наблюдая нерукотворные морозные узоры на окнах.

В орловских деревнях таинственные очертания списа осознают очень

своеобразно: «Так наши матери, бабки, прабабки жили. Глядели на облака,

как они плывут, на реку, как она течет, на деревья, как они растут, и

жили,кто, как разумеет, - и глядели на тень от лучины или свечи и тоже

жили». Переснимая, списывая рисунки друг у друга каждая мастерица

вносила свой элемент.

По другой не менее правдоподобной версии, Орловский спис появился, как

органичное продолжение древнего русского шитья золотыми и серебряными

нитями. (Фото слайды) На такую мысль наталкивает сходство округлых

форм обеих вышивок. Совпадает также наличие стебельчатого рисунка и

неравномерность заполнения фигур. Особенность Орловского списа

4

заключается в его многоликости. Поражает многообразие в формах,

символах, различных фигурах и очертаниях животных.

Спис – это причудливые изображения, не всегда понятные с первого взгляда,

с неровным контуром. Между тем, орловский спис как раз несет мощную

информацию, предназначенную для того, чтобы ее читали. (Видео ряд

вышивки)

Самыми популярными сюжетами старинных вышивок являются: «Древо»,

«Древо жизни», «Птица-Пава», «Лягушка», позже - «Двуглавый орел».

Сочетание красного и синего наполнено глубоким духовным смыслом:

красный – цвет жизни; синий – цвет неба и воды, тех начал которые

поддерживают жизнь, самую суть ее.

«Набор» или техника заполнения внутри контура.

Для выполнения счетных швов необходима структура ткани с равномерным

переплетением, одинаковой плотностью и толщиной ниток основы. Расчет

стежков шва должен соответствовать счету тканевых нитей. Техника «набор»

является двухсторонним скорым шитьем. Рекомендуется выполнять швом

«вперед иголку» по счету нитей с учетом узора. Рабочую нить проводят

непрерывным прямым стежком в горизонтальном или вертикальном

направлениях, от одного конца работы до другого и обратно.

Термин «бранки» тесно связан с вышивкой Орловский спис. Очертания этой

вышивки отличаются большим многообразием. Это и ромбические и

различные геометрические мотивы, причудливые цветы и длинные листья с

разрезами. Контуры фигур обшиваются тамбурным или стебельчатым швом

в несколько сложений нити темного цвета. Внутри контура выполняют

заполнение каждой мелкой детали орнамента, зашивая их мельчайшими

разноцветными разделками, которые принятом называть Бранками. Рисунок

в них составлен из мельчайших геометрических форм. Это могут быть

треугольники, шашечки или зигзаг различных цветов. Бранки

подразделяются на несколько видов, они бывают простые, составные и

сложные.

Простые Бранки, это стежки и интервалы между ними, одинаковые по

величине.

5

Составные Бранки, это чередующиеся короткие и длинные стежки, а также

интервалы, повторяющиеся с одинаковой частотой в каждом ряду или через

ряд.

Сложные Бранки, это стежки и интервалы, различные по длине, по

положению на вышивке из ряда в ряд и формирующие разные рисунки.

В этой вышивке зашифровано много значений и жизненных ценностей.

Причем шифры бережно сохраняют и передают следующим поколениям по

наследству.

Основной мотив Орловского списа, это «Древо жизни». В древности

элементы растений символизировали само понятие жизни, а не конкретную

растительность. Они приобретали вселенский, космический смысл, как

следствие воздействия на планету солнечной энергии и воды. Обратите

внимание, что на всех вышивках рядом с растительными мотивами

обязательно присутствуют различные спирали, круги и кресты. Это дань

солнцу, так называемые солнечные знаки.

«Древо жизни». По поверьям древних славян оно являлось центром мира и

соединяло мир богов с миром людей и подземным миром. Вышивка

изображала семена, корни, стебли, листья, цветы дерева. Растительные

мотивы обильно сопровождались солярными (солнечными) знаками –

кругами, спиралями, крестами, а сами дерева живут волшебными существами

со своим, только им понятным законам, перетекая из одной формы в другую.

«Птица пава» (птица счастья), как правило, имеет небольшую аккуратную

голову, веерообразный хвост, поднятое вверх крыло и лежащее возле нее

перо, вероятнее всего волшебное. Подобные изображения птиц находятся на

славянских металлических предметах, найденных при раскопках древних

курганов. Из этого следует, что сюжет уходит корнями в очень далекие

времена. Обязательным и завершающим элементом является кайма-оберег.

Она придает вышивке законченность и служит особым оберегом для всей

композиции. Чаще всего кайма состоит из полосы бранок (шашечек и

дробнушек), которые чередуются между собой. Могут присутствовать также

вьюнки, звезды и ромбы. В наше бурное время орловский спис, как и многие

виды народного творчества, был временно предан забвению. Но в последние

годы рукоделие стало возрождаться и снова вошло в моду. Орловский спис,

также, как и многие другие виды народного творчества, возрождается с

новой силой благодаря мастерицам, сохранившим традиции и приемы

мастерства. Старшие передают свой богатый опыт молодым, которые

6

кропотливо изучают рукоделие во всем его многообразии. Они осваивают

старинные приемы и технику Орловского списа, являясь продолжателями

древних традиций.

Интересный факт: Первоначально орловским списом вышивали рушники –

одни из самых информационно насыщенных и важных предметов

крестьянского обихода, хотя встречаются и скатерти, и детали одежды –

полоски браного шитья. Осовременивать и превращать в бренд орловский

спис начали уже в Советском союзе. В 1932 году в некоторых селах

Орловского района – заработала артель «10 лет промкооперации», где

крестьянки выполняли заказы на востребованные, понятные в то время

сюжеты, как мне кажется, на грани кича: стилизованный Кремль со звездами,

баба за самоваром, ярмарочные цветы и так далее. Орловским списом

вышивали шторы, скатерти и даже пододеяльники. Причем эти работы шли

преимущественно на экспорт. Одна старушка рассказывала, как ей за

отменную работу по вышивке орловским списом в Москве вручал медаль

лично Сталин. Уже во второй половине 20 века на орловской текстильной

фабрике работал отдел, сотрудники которого занимались вышивками также

на основе орловского списа, но в осовременном, подправленном виде. Такой

орловский спис на прошел того, что называется проверкой времени. А вот

традиционный, старинный, крестьянский, сложный – возрождается.

Видео ролик о Зое Воропаевой.

Практическая работа.

Мы с вами продолжаем нашу игру. Вы исследователи, которые обнаружили

предметы быта, одежду, украшенные этой древней и необычной вышивкой.

И перед вами стоит задача скопировать, перерисовать элементы вышивки,

чтобы сохранить ее как часть нашего наследия и традиций.

Учитывая символику формы, образцы старинной вышивки «Орловский спис»

выполните эскиз «древа жизни» на листе в клетку.

Используя инструкционную карту с вариантами «бранок», применяя навыки

шва «набор», фото старинных образцов вышивки - красным фломастером

выполните ваш эскиз «древа жизни».

При выполнении работы обратить внимание на критерии:

1.

Дереву должно быть «тесно» в листе;

2.

Форма причудливая, ветки и ствол толстые;

7

3.

Композиция уравновешанной.

Во время практической работы проводятся целевые обходы:

- контроль правильности выполнения работы;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

- контроль объема и качества выполненной работы.

Звучит русская мелодия Евгения Дербенко (Орловский композитор,

педагог, баянист, гармонист)

Оценка работ друг друга

Анкета

1.

На уроке я работал активно/пассивно

2.

Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3.

Урок для меня показался коротким/длинным

4.

За урок я не устал / устал

5.

Мое настроение стало лучше/стало хуже

6.

Материал урока мне был понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

7.

Домашнее задание мне кажется легким/трудным

интересным/неинтересным

Закрепление материала

- О каком виде вышивки мы говорили сегодня?

- Какие самые популярные сюжеты этой старинной вышивки?

- Какими швами обшиваются контуры композиции?

- Какой основной вид шва необходим для выполнения «бранок»?

Итог урока

На сегодняшнем уроке мы говорили о вышивке «Орловский спис».

Выполнили эскиз композиции для предстоящей работы и заполнили

рисунок «бранками».

Выставление оценок (используя критерии работы уч-ся сами, выставляют

себе оценки за практическую работу)

8

Домашнее задание:

С помощью интернет ресурсов или изучения литературы по теме более

подробно познакомиться с историей возникновения вышивки «Орловский

спис», принести пяльца, иголку, канву, нитки «мулине», красные

ножницы.

Литература

1.

Книга «Русская вышивка» Надежда Сотникова, большая

иллюстрированная энциклопедия, издание Москва «Эксмо» 2013 год;

2.

Книга «Орнамент русской народной вышивки» Г.С. Маслова, 1987 год,

Москва, издательство «Наука»;

3.

Интернет-источник «Великорусские узоры» из коллекции К.Долматова

1889 года издания.

9



В раздел образования