Автор: Щербина Татьяна Сергеевна
Должность: преподаватель ДПИ
Учебное заведение: МКУ ДО "Москаленская ДХШ"
Населённый пункт: Омская область, р.п. Москаленки
Наименование материала: Разработка открытого урока
Тема: "Орловский спис"
Раздел: дополнительное образование
Омская область Москаленская детская художественная школа
Методическая разработка урока по декоративно-прикладному
искусству:
«Вышивка родного края. «Орловский спис»
Преподаватель ДПИ Москаленской
художественной школы
Щербина Татьяна Сергеевна.
Омск 2024
Урок: «Вышивка родного края. «Орловский спис»
Эпиграф: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»
(народная мудрость)
Цель: Изучить вышивку «Орловский спис», познакомиться с ее
характерными особенностями, используя фото старинных вышивок,
выполнить эскиз своей композиции «Древо жизни».
Задачи:
1.
Познакомить учащихся с видом вышивки «Орловский спис»;
2.
Способствовать формированию умения выстраивать свою
композицию, используя образы и мотивы традиционной вышивки
«Орловский спис»;
3.
Воспитывать умение работать в малом коллективе (парах);
4.
Способствовать формированию любви к национальному искусству к
различным видам творчества: вышивке.
Инструменты и материалы:
Для учителя: слайды образцов вышивки «Орловский спис», видео сюжет о
мастерице Зое Воропаевой, музыкальный ряд (инструментальная музыка
орловского композитора, педагога, баяниста Евгения Дребенко), фото
старинных образцов вышивки, инструкционные карты.
Для учащихся: тетрадный лист, карандаш, ластик, красный фломастер.
Ход урока:
Организационный момент
-Здравствуйте! Я рада видеть вас сегодня на уроке в хорошем настроении.
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего рабочего
настроения на уроке. Я тоже желаю вам сегодня отличной работы!
Сегодня мы разберем новый вид вышивки, создадим свой эскиз для
будущего коллективного панно в данной технике.
Мы продолжаем изучать удивительный мир декоративно-прикладного
искусства. Народная мудрость гласит – «Человек, не знающий своего
прошлого, не знает ничего». Я согласна с этой народной мудростью, каждый
грамотный, воспитанный человек, любящий свою Родину обязательно
должен знать ее историю, обычаи и культуру.
2
Русское декоративно-прикладное искусство необычайно богато и
разнообразно. Каждая народность нашей Родины внесла в общую
сокровищницу ремесел свой вклад. Вышивание на Руси было наиболее
доступным и практичным видом прикладного творчества. Если женщина
рукодельница это как второе приданное, это богатство семьи, залог добра
уюта и тепла в доме. Будучи в «девчонках» это 9-12 лет начинали шить себе
приданное рушники, скатерти, рубахи, постельное белье и т.д.
Занятие вышивкой способствует развитию внимания, аккуратности,
усидчивости!
В нашем 21 веке далеко не каждую девочку застанешь за занятием
вышивкой, но я считаю, что вам повезло вышивка это наш с вами вид
декоративно-прикладного искусства. Мы шага за шагом знакомимся и
отрабатываем все новые и новые для каждой из вас виды и приемы вышивки.
Мне очень приятно с вами работать т.к. мне удалось вас «заразить» этим
видом творчества и мы с вами уверенно шагаем. Сегодня, прежде чем мы
начнем знакомиться с новым видом вышивки. Давайте вспомним, что мы уже
умеем, какие виды швов мы прошли и продемонстрировали готовые работы.
И так мы начинаем
1.
Шов «вперед иголка»
2.
Тамбурный шов
3.
Стебельчатый шов
4.
Шов «роспись»
5.
Шов «крест»
6.
«мережка»
(Учащиеся называют швы и демонстрируют работы)
Вы умницы, живя вы в 18 веке, вполне могли нашить себе приданного!
У нас на доске написана первая часть нашей темы - Вышивка родного края.
Что для вас значит Родной край? (учащиеся дают ответы)
- это страна где ты родился, вырос и прожил свою жизнь
- это история каждого из нас
- это традиция и образы. Праздники и события
3
Родной края – это место, где мы родились, выросли, где живут наши
родители, друзья и дом.
Вы правы, значит Вышивка родного края – это вышивка родной страны –
России.
И так о какой вышивки мы будем говорить?
Давайте поиграем, представим, что вы исследователи, которые обнаружили
предметы быта, одежду, украшенные с этой древней и необычной вышивкой.
Я вам раздам цветные фото вышивки, вы их внимательно посмотрите и
найдете ответ на мой вопрос. Работаем в парах, кто готов поднимает руку.
Благодаря Зое Воропаевой мастерице из Орла вы сумели разгадать о какой
вышивке мы будем говорить сегодня.
И так наша сегодняшняя тема звучит так; «Вышивка родного края.
Орловский спис»
Веками русские женщины создавали свои приемы вышивки. В каждой
местности они были разные. В Орловской губернии, например, был
распространен «орловский спис». Искусство вышивки «орловский спис», как
и многих видов традиционного крестьянского искусства, уходит корнями в
дохристианские времена. Самые же ранние из сохранившихся образцов
датируются 18 веком. Это,действительно, самобытная орловская вышивка.
Интересным является и название: Орловский спис. Существует много разных
мнений, но исследования показывают, что слово «спис» означает
«списывать». Его вероятность, что Орловские мастерицы именно списывали
свои сказочные мотивы, наблюдая нерукотворные морозные узоры на окнах.
В орловских деревнях таинственные очертания списа осознают очень
своеобразно: «Так наши матери, бабки, прабабки жили. Глядели на облака,
как они плывут, на реку, как она течет, на деревья, как они растут, и
жили,кто, как разумеет, - и глядели на тень от лучины или свечи и тоже
жили». Переснимая, списывая рисунки друг у друга каждая мастерица
вносила свой элемент.
По другой не менее правдоподобной версии, Орловский спис появился, как
органичное продолжение древнего русского шитья золотыми и серебряными
нитями. (Фото слайды) На такую мысль наталкивает сходство округлых
форм обеих вышивок. Совпадает также наличие стебельчатого рисунка и
неравномерность заполнения фигур. Особенность Орловского списа
4
заключается в его многоликости. Поражает многообразие в формах,
символах, различных фигурах и очертаниях животных.
Спис – это причудливые изображения, не всегда понятные с первого взгляда,
с неровным контуром. Между тем, орловский спис как раз несет мощную
информацию, предназначенную для того, чтобы ее читали. (Видео ряд
вышивки)
Самыми популярными сюжетами старинных вышивок являются: «Древо»,
«Древо жизни», «Птица-Пава», «Лягушка», позже - «Двуглавый орел».
Сочетание красного и синего наполнено глубоким духовным смыслом:
красный – цвет жизни; синий – цвет неба и воды, тех начал которые
поддерживают жизнь, самую суть ее.
«Набор» или техника заполнения внутри контура.
Для выполнения счетных швов необходима структура ткани с равномерным
переплетением, одинаковой плотностью и толщиной ниток основы. Расчет
стежков шва должен соответствовать счету тканевых нитей. Техника «набор»
является двухсторонним скорым шитьем. Рекомендуется выполнять швом
«вперед иголку» по счету нитей с учетом узора. Рабочую нить проводят
непрерывным прямым стежком в горизонтальном или вертикальном
направлениях, от одного конца работы до другого и обратно.
Термин «бранки» тесно связан с вышивкой Орловский спис. Очертания этой
вышивки отличаются большим многообразием. Это и ромбические и
различные геометрические мотивы, причудливые цветы и длинные листья с
разрезами. Контуры фигур обшиваются тамбурным или стебельчатым швом
в несколько сложений нити темного цвета. Внутри контура выполняют
заполнение каждой мелкой детали орнамента, зашивая их мельчайшими
разноцветными разделками, которые принятом называть Бранками. Рисунок
в них составлен из мельчайших геометрических форм. Это могут быть
треугольники, шашечки или зигзаг различных цветов. Бранки
подразделяются на несколько видов, они бывают простые, составные и
сложные.
Простые Бранки, это стежки и интервалы между ними, одинаковые по
величине.
5
Составные Бранки, это чередующиеся короткие и длинные стежки, а также
интервалы, повторяющиеся с одинаковой частотой в каждом ряду или через
ряд.
Сложные Бранки, это стежки и интервалы, различные по длине, по
положению на вышивке из ряда в ряд и формирующие разные рисунки.
В этой вышивке зашифровано много значений и жизненных ценностей.
Причем шифры бережно сохраняют и передают следующим поколениям по
наследству.
Основной мотив Орловского списа, это «Древо жизни». В древности
элементы растений символизировали само понятие жизни, а не конкретную
растительность. Они приобретали вселенский, космический смысл, как
следствие воздействия на планету солнечной энергии и воды. Обратите
внимание, что на всех вышивках рядом с растительными мотивами
обязательно присутствуют различные спирали, круги и кресты. Это дань
солнцу, так называемые солнечные знаки.
«Древо жизни». По поверьям древних славян оно являлось центром мира и
соединяло мир богов с миром людей и подземным миром. Вышивка
изображала семена, корни, стебли, листья, цветы дерева. Растительные
мотивы обильно сопровождались солярными (солнечными) знаками –
кругами, спиралями, крестами, а сами дерева живут волшебными существами
со своим, только им понятным законам, перетекая из одной формы в другую.
«Птица пава» (птица счастья), как правило, имеет небольшую аккуратную
голову, веерообразный хвост, поднятое вверх крыло и лежащее возле нее
перо, вероятнее всего волшебное. Подобные изображения птиц находятся на
славянских металлических предметах, найденных при раскопках древних
курганов. Из этого следует, что сюжет уходит корнями в очень далекие
времена. Обязательным и завершающим элементом является кайма-оберег.
Она придает вышивке законченность и служит особым оберегом для всей
композиции. Чаще всего кайма состоит из полосы бранок (шашечек и
дробнушек), которые чередуются между собой. Могут присутствовать также
вьюнки, звезды и ромбы. В наше бурное время орловский спис, как и многие
виды народного творчества, был временно предан забвению. Но в последние
годы рукоделие стало возрождаться и снова вошло в моду. Орловский спис,
также, как и многие другие виды народного творчества, возрождается с
новой силой благодаря мастерицам, сохранившим традиции и приемы
мастерства. Старшие передают свой богатый опыт молодым, которые
6
кропотливо изучают рукоделие во всем его многообразии. Они осваивают
старинные приемы и технику Орловского списа, являясь продолжателями
древних традиций.
Интересный факт: Первоначально орловским списом вышивали рушники –
одни из самых информационно насыщенных и важных предметов
крестьянского обихода, хотя встречаются и скатерти, и детали одежды –
полоски браного шитья. Осовременивать и превращать в бренд орловский
спис начали уже в Советском союзе. В 1932 году в некоторых селах
Орловского района – заработала артель «10 лет промкооперации», где
крестьянки выполняли заказы на востребованные, понятные в то время
сюжеты, как мне кажется, на грани кича: стилизованный Кремль со звездами,
баба за самоваром, ярмарочные цветы и так далее. Орловским списом
вышивали шторы, скатерти и даже пододеяльники. Причем эти работы шли
преимущественно на экспорт. Одна старушка рассказывала, как ей за
отменную работу по вышивке орловским списом в Москве вручал медаль
лично Сталин. Уже во второй половине 20 века на орловской текстильной
фабрике работал отдел, сотрудники которого занимались вышивками также
на основе орловского списа, но в осовременном, подправленном виде. Такой
орловский спис на прошел того, что называется проверкой времени. А вот
традиционный, старинный, крестьянский, сложный – возрождается.
Видео ролик о Зое Воропаевой.
Практическая работа.
Мы с вами продолжаем нашу игру. Вы исследователи, которые обнаружили
предметы быта, одежду, украшенные этой древней и необычной вышивкой.
И перед вами стоит задача скопировать, перерисовать элементы вышивки,
чтобы сохранить ее как часть нашего наследия и традиций.
Учитывая символику формы, образцы старинной вышивки «Орловский спис»
выполните эскиз «древа жизни» на листе в клетку.
Используя инструкционную карту с вариантами «бранок», применяя навыки
шва «набор», фото старинных образцов вышивки - красным фломастером
выполните ваш эскиз «древа жизни».
При выполнении работы обратить внимание на критерии:
1.
Дереву должно быть «тесно» в листе;
2.
Форма причудливая, ветки и ствол толстые;
7
3.
Композиция уравновешанной.
Во время практической работы проводятся целевые обходы:
- контроль правильности выполнения работы;
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- контроль объема и качества выполненной работы.
Звучит русская мелодия Евгения Дербенко (Орловский композитор,
педагог, баянист, гармонист)
Оценка работ друг друга
Анкета
1.
На уроке я работал активно/пассивно
2.
Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3.
Урок для меня показался коротким/длинным
4.
За урок я не устал / устал
5.
Мое настроение стало лучше/стало хуже
6.
Материал урока мне был понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
7.
Домашнее задание мне кажется легким/трудным
интересным/неинтересным
Закрепление материала
- О каком виде вышивки мы говорили сегодня?
- Какие самые популярные сюжеты этой старинной вышивки?
- Какими швами обшиваются контуры композиции?
- Какой основной вид шва необходим для выполнения «бранок»?
Итог урока
На сегодняшнем уроке мы говорили о вышивке «Орловский спис».
Выполнили эскиз композиции для предстоящей работы и заполнили
рисунок «бранками».
Выставление оценок (используя критерии работы уч-ся сами, выставляют
себе оценки за практическую работу)
8
Домашнее задание:
С помощью интернет ресурсов или изучения литературы по теме более
подробно познакомиться с историей возникновения вышивки «Орловский
спис», принести пяльца, иголку, канву, нитки «мулине», красные
ножницы.
Литература
1.
Книга «Русская вышивка» Надежда Сотникова, большая
иллюстрированная энциклопедия, издание Москва «Эксмо» 2013 год;
2.
Книга «Орнамент русской народной вышивки» Г.С. Маслова, 1987 год,
Москва, издательство «Наука»;
3.
Интернет-источник «Великорусские узоры» из коллекции К.Долматова
1889 года издания.
9