Напоминание

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития 5,6,8класс "Особый ребенок"


Автор: Богданова Ирина Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ РО Ростовская специальная школа-интернат №42
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: методичекая разработка
Тема: Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития 5,6,8класс "Особый ребенок"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат № 42» РАССМОТРЕНО Протокол № 1 от____________________ заседания методического объединения учителей____________________________ Руководитель_______________________ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _________________________________ «______»____________________2016 РЕКОМЕНДОВАНО Протокол № 1 от____________________ заседания методического совета Председатель_______________________ УТВЕРЖДАЮ И.о. директора ГКОУ РО Ростовской школы-интерната № 42 Приказ № _______ от «_____»______2016 ______________________О.П.Шкарупа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий социальный мир» для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития 5,6,8класс «Особый ребенок» Учителя: Богданова Ирина Юрьевна Богданова Ольга Кеворковна 1

2016-2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» (ОСМ) составлена на основе:  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отста- лостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);  Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся ГКОУ РО Ростовской школы-интерната №42 с умеренной , тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),тя- желыми и множественными нарушениями в развитии (вариант 2);  Учебного плана ГКОУ РО Ростовской школы-интерната №42 на 2016-2017 учебный год. Рабочая программа по ОСМ для 5,6,8 классов "Особый ребенок" составлена с использованием методического посо- бия для учителя «Социально-бытовая ориентировка в специальных ( коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида / Т.А.Девятовой ,М.: Просвещение, 2013 Данный учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации име- ющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении фе- дерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредита- цию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования).
Общая характеристика учебного предмета.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений- ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмо- ционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действи- тельности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Цель обучения- формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также уме- ния соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде. Основными задачами программы «Окружающий социальный мир»являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и егодеятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном че- ловеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор»,«Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Пред- меты и материалы,изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи». 2
В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей дей- ствительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и по- ступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентиро- ваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осто- рожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы пове- дения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сфор- мировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупок в магазине, во время пожара и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является осно- вой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд»и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д. Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир»заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и во дворе, в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, с транспортом, наблюдает за деятельностью окружаю- щих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Описание места предмета в учебном плане.
В учебном плане предмет «Окружающий социальный мир» представлен в Учебном плане на каждой ступени обучения и яв- ляется обязательным компонентом образовательной области «Окружающий мир». На его изучение отведено: в 5 классе - по 2 часа в неделю, всего______час; в 6 классе - по 2 часа в неделю, всего______час; в 8 классе –по 1 час в неделю, всего________час. Всего 34 учебные недели.
Результаты освоения учебного предмета.
С учётом современных требований к оценочной деятельности и действующей в школе-интернате 4-х бальной
системе
цифровых
оценок
(отметок), для обучающихся, воспитанников классов «Особый ребёнок», с 5 по 9 год обучения, выставляются
оценки
(отметки) соответствующие оценочным суждениям, следующим образом: 3

Оценочное

суждение

Оценка

(отметка)

Баллы

Содержание

Усвоил

5

11-8
Знает хорошо, может применить на практике самостоятельно.
4

7-5
Знает, усваивает и применяет с помощью.
3

4-2
Знает фрагментарно, усваивает с трудом, помощь принимает частично.
Не усвоил

2

1
Не знает, не усваивает, помощь не принимает. Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не подразумевает его сравнение с другими детьми. Исходя из индивидуальных, психофизических, речевых, интеллектуальных особенностей, дети с умеренной умствен- ной отсталостью могут осваивать ОСМ:
Критериальный

аппарат

Уровни овладения предметными результатами

достаточный уровень

минимальный уровень

Школа
-знать и называть название школы-интерната; - знать и называть помещения школы-интерната: - класс; - коридор; - спортивный зал; -музыкальный зал; - кухня, столовая; - уметь выделять помещения школы – интерната из представленного фотографического материала: - класс; - коридор; - спортивный зал; -музыкальный зал; - кухня, столовая; - знать и называть помещения школы-интерната: - класс; - зона столовой; - умывальная комната; - по возможности называть название школы – интерната; - по возможности называть помещения школы-интерната: - класс; - коридор; - спортивный зал; -музыкальный зал; - кухня, столовая; - уметь выделять помещения школы – и н т е р н а т а и з п р е д с т а в л е н н о г о фотографического материала: - класс; - коридор; - спортивный зал; -музыкальный зал; - кухня, столовая; - знать и по возможности н а зывать помещения класса школы-интерната: 4
- туалет; - спальня; - раздевалка; - уметь ориентироваться в помещении класса по словесной инструкции; - знать и называть имена одноклассников; - знать и называть имена и отчества учителя и воспитателя; - класс; - зона столовой; - умывальная комната; - туалет; - спальня; - раздевалка; - уметь находить помещения в классе по фотографическому материалу; - знать и по возможности называть имена одноклассников; - знать и по возможности называть имена учителя и воспитателя;
Квартира, дом, двор
знать и выделять фотографический материал с изображением дома обучающихся (из 3-х картинок); знать и назвать части дома: - стена; -крыша; - окно; -дверь; знать и выделять типы домов: одноэтажные; многоэтажные; знать и выделять фотографический материал с изображением дома обучающихся (из 2-х картинок); знать и по возможности назвать части дома: -стена; -крыша; -окно; - дверь; знать и делить типы домов: одноэтажные; многоэтажные; (с опорой на схематический материал)
Предметы и

материалы,

изготовленные

человеком
. Знать и называть различные материалы, изго- товленные человеком ( бумага, стекло, резина, металл, ткани, керамика,пластмасса и др.) Знать и называть основные свойства материалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика - хрупкие, могут разбиться; бумага - рвется, режется и т.д. Знать и называть области применения различных ма- териалов. По возможности называть различные мате- риалы, изготовленные человеком ( бумага, стекло, резина, металл, ткани, керамика,пластмасса и др.) По возможности называть основные свой- ства материалов и изготовленных из них предме- тов: стекло, керамика - хрупкие, могут разбиться; бумага - рвется, режется и т.д. По возможности называть области применения различных материалов. Знать и называть наземный транспорт. Знать и называть профессии людей, работающих По возможности называть наземный транс- порт. 5

Транспорт

.
на транспорте. З н а т ь и н а з ы в а т ь обще- ственный транспорт. Иметь навыки соблюдения правил пользования общественным транспортом. Иметь навыки соблюдения правил дорожного дви- жения . Иметь знания о дороге, пешеходных переходах, разрешающих и запрещающих дорожных знаках. По возможности называть профессии людей, работающих на транспорте. П о в о з м о ж н о с т и н а з ы в а т ь обще- ственный транспорт. По возможности соблюдать правила пользова ния общественным транспортом. По возможности соблюдать правила дорожно го движения . По возможности различать проезжую часть доро- ги, пешеходныхе переходы, разрешающие и запрещающие дорожные знаки.
Традиции, обычаи
. Знать и называть общеизвестные праздники. Иметь представления о школьных традициях: День знаний, последний учебный день, день ро- ждения школы и др., участие в школьных меро- приятиях. Знать и различать национальные, религиозные атрибуты. Иметь представление о традициях своего народа По возможности называть общеизвестные праздники. По возможности называть традиционные школьные праздники: День знаний, послед- ний учебный день, день рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях. Знать и различать национальные, религиозные атрибуты. Иметь представление о традициях своего на- рода
Страна.
Иметь представления о государстве Россия и государственной символике. Знать и называть права и обязанности гражданина России. Знать и называть некоторые значимые историче- ские события России. Знать и называть выдающихся людей России. Знать и называть некоторые страны мира. Иметь представления о выдающихся людях мира. По возможности выделять фотографический материал с изображением символики нашего государства (из 3-х картинок); По возможности называть права и обязанно- сти гражданина России. По возможности выделять фотографический материал с изображением значимых истори- ческих событий России(из 3-х картинок); По возможности выделять фотографический материал с изображением выдающихся лю- дей России(из 3-х картинок); По возможности выделять фотографический материал с изображением некоторых стран мира. 6
По возможности выделять фотографический материал с изображением выдающихся людей мира. Планируемые результаты изучения учебного курса ОСМ: 1) Представления о мире, созданном руками человека. - Наличие интереса к объектам, изготовленным руками человека. - Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д. - Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности. 2) Расширение представлений об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. - Наличие представлений о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.). - Наличие представлений о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальной роли. - Определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в конкретной ситуации соответственно роли. 3) Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. -Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка. 4) Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное). -Умение находить друзей на основе личностных симпатий. -Умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать. -Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности. -Умение организовывать свободное время с учетом своих интересов. 5) Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни. -Наличие интереса к праздничным мероприятиям, желание принимать участие в них, получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной деятельности. -Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе. -Умение соблюдать традиции государственных, семейных, школьных праздников. 7
6) Представления об обязанностях и правах ребенка. -Наличие представлений о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др. -Наличие представлений об обязанностях обучающегося, сына/дочери, гражданина и др. 7) Формирование представления о России. -Представление о государственной символике. - Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Содержание учебного предмета
Рабочая компилятивная программа по курсу «Окружающий социальный мир» (далее: ОСМ), составлена с учетом общих целей и требований к изучению курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в примерной АООП ОО умственно отсталых учащихся в варианте D. Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. Содержание программы затрагивает сферу социальной компетенции применительно к различным социальным институтам: Школа. Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, в школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принад- лежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, ли- нейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Об- ращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах. Квартира, дом, двор. Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).Ориентация в помещениях своего дома. Представле- ние о типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ван- ная комната, туалет, балкон). Представление об убранстве дома. Представление о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, ста- 8
кан, кружка, ложка, вилка, нож) идля приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен). Представление о часах. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет). Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора (место для отды ха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Ориентация во дворе. Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализа- ция, водоснабжение, электроснабжение). Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.). Предметы и материалы, изготовленные человеком. Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе и др. Представление об основных свойствах ма- териалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика - хрупкие, могут разбиться; бумага - рвется, режется и т.д. Представ- ления о применении различных материалов. Транспорт. Представление о наземном транспорте. Соблюдение правил дорожного движения. Представление о воздушном транспорте. Пред- ставление о водном транспорте. Представление о космическом транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте. Представление об общественном транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом. Представление о специальном транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте. Город. Представление о районах, улицах, площадях, зданиях родного города. Ориентация в городе: умение находить останов- ки общественного транспорта, магазины и др. места. Представление о профессиях людей, работающих в го- родских учреждениях. Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил поведения на улице. Представление об истории родного города. Традиции, обычаи. Представление о празднике. Представление о школьных традициях: День знаний, последний учебный день, день ро- ждения школы и др., участие в школьных мероприятиях. Представление о национальных, о религиозных атрибутах, традициях, праздниках. Страна. Представление о государстве Россия и государственной символике. Представление о правах и обязанностях граждани- на России. Представление о некоторых значимых исторических событиях России. Представление о вы- дающихся людях России. Представление о странах мира. Представление о выдающихся людях мира. 9
Содержание обучения на уроках ОСМ разнообразно, что определяется многообразием различных дефектом, прису- щих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зри - тельно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с умерен- ной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок, как определенный этап среди других видов дея- тельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Направления коррекци- онной работы: 1. Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсор- ные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми, отстаю- щими или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей. 2. Формирование и развитие речи. 3. Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценно- му развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи). 4. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений (стра- хов, капризности и т.п.). Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей. 5.Содействие личностному росту, и коррекция отклонений личностного развития. Работа в этом направлении предпо- лагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка, формирование адекватной самооценки, исправление недо- статков характера, мешающих адаптации субъекта (например, застенчивости) и т.п. 6. Формирование видов деятельности: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, обще- ния, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной дея- тельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогиче- ское воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков. Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования представлений о социальном окружаю- щем мире у детей. Содержание обучения на уроках ОСМ разнообразно, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной 10
координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком от- дельные уроки; они включаются в урок, как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внима- ния предусмотрены специальные упражнения и игры. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу дея- тельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка. Учебную работу на уроках ОСМ необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках. Деление учащихся на группы. В связи со значительной неоднородность классов «Особый ребенок» по характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания, для индивидуализации учебной работы. При наполняемости классов более 5 человек, целесообразно производить деление детей на 2 группы. Классно – урочная форма обуче- ния предполагает работу над одной темой для двух групп. Однако, целеполагание для каждой группы может быть свое.
Методы обучения
: наглядный, словесный, практический. Основной формой обучения являются урок.
Типы уроков:
o сообщения новых знаний; o закрепления полученных знаний и умений; o упражнение; o обобщение полученных знаний, умений и навыков; o проверки и оценки знаний, умений и навыков; o повторение полученных знаний; o комбинированный.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ

5 класс ОР



п/п

Содержательные

линии

Кол-

во

час

Коррекционно-развива-

ющие

задачи

Педагогические

средства,

технология решения

коррекц. задач

Проблемы, возникаю-

щее при изучении

темы

Педагогический мо-

ниторинг
(Вид контроля) 1
Школа

12
Привитие умений ори- ентироваться: - в классе, его зонах и в Индивидуальный и диф- ференцированный под- ход. Нарушение мотива- ции и деятельности Б е с е д ы , у с т н ы й опрос,сюжетно-роле- вые игры, рисование 11
местах расположения учебныхпринадлежно- стей; - в помещениях шко- лы, в школьной террито- рии;в распорядке школь- ного дня. Формирование пред- ставлений о себе как обу- чающемся в коллективе одноклассников. Формирование пред- ставлений о школьных принадлежностях (школь- ная доска, парта, мел, ра- нец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, то- чилка, резинка, флома- стер, пенал,ручка, линей- ка, краски, кисточка, пла- стилин и т.д.). Получение представле- ния о профессиях людей, работающих в школе Фор- мирование представлений о дружеских взаимоотно- шениях с одноклассника- ми, старшими. Научить соблюдению правил учебного поведе- ния. картинок на закреп- ление темы 2
12
Формирование представлений о частях дома (стена, крыша, Индивидуальный и диф- ференцированный под- ход. Нарушение мотива- ции и деятельности Б е с е д ы , у с т н ы й опрос,сюжетно-роле- вые игры, рисование 12

Квартира, дом, двор.
окно, дверь, потолок, пол). Получений представле- ния о типах домов (одноэтажные /много- этажные, каменные/ де- ревянные). Выработка уме- ний ориентироваться в помещениях своего дома. Формирование представлений о поме- щениях к в а рт и р ы /дома/ (комната, прихо- ж а я , к у х н я ,ванная комната, туалет, бал- кон). Получение пред- с т а вле н и я о б у б- ранстве дома. Формирование представленийо предме- тах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кре- сло, кровать, табурет, комод). Формирование представлений о предме тах посуды, предназна- ченных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) идля приготовле- ния пищи (кастрюля, сковорода, чайник, картинок , постройка макетов на закрепле- ние темы 13
половник, нож). Формирование представлений о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт, туалет и т.д.). 3
Предметы и материалы,

изготовленные человеком
.
10
Формирование представлений о различ- ных материалах, изготов- ленных человеком ( бума- ге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмас се и др.)Формирование представлений об основ- ных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: стекло, керами ка - хрупкие, могут раз- биться;бумага - рвется, режется и т.д. Формирование пред- ставлений о применении различных материалов. Индивидуальный и диф- ференцированный под- ход. Нарушение мотива- ции и деятельности Б е с е д ы , у с т н ы й опрос,сюжетно-роле- вые игры, рисование картинок на закреп- ление темы 4
Транспорт

.

12
Формирование пред- ставлений о наземном транспорте. Привитие навыков соблюдения правил до- рожного движения. Формирование пред- ставлений о профессиях людей, работающих на Индивидуальный и диф- ференцированный под- ход. Нарушение мотива- ции и деятельности Б е с е д ы , у с т н ы й опрос,сюжетно-роле- вые игры, рисование картинок на закреп- ление темы 14
транспорте. Формирование пред- ставлений о б о б щ е - ственном транспорте. Привитие навыков соблюдения правил пользо вания общественным транспортом. Привитие навыков соблюдения правил дорож- ного движения . Формиро вание знаний о дороге ,пе- шеходных переходах, раз- решающих и запрещаю- щих дорожных знаках. 5
Традиции, обычаи
.
10
Формирование пред- ставления о празднике. Формирование пред- ставлений о школьных традициях: День знаний, послед- ний учебный день, день рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях. Фор- мирование представле- ний о национальных, о религиозных атрибутах, традициях, праздниках. Индивидуальный и диф- ференцированный под- ход. Нарушение мотива- ции и деятельности Б е с е д ы , у с т н ы й опрос,сюжетно-роле- вые игры, рисование картинок на закреп- ление темы 6
Страна.

12
Формирование представления о госу- дарстве Россия и госу- дарственной символи- ке. Индивидуальный и диф- ференцированный под- ход. Нарушение мотива- ции и деятельности Б е с е д ы , у с т н ы й опрос,сюжетно-роле- вые игры, рисование картинок на закреп- ление темы 15
Формирование пред- ставления о правах и обязанностях гражда- нина России. Формирование п р е д с т а в л е н и я о некоторых значимых исторических событиях России. Формирование представления о выда- ющихся людях России. Формирование представления о стра- нах мира. Формирование п р е д с т а в л е н и я о выдающихся людях мира.
6 класс ОР



п/п

Содержательные

линии

Кол-

во

час

Коррекционно-развива-

ющие

задачи

Педагогические

средства,

технология решения

коррекц. задач

Проблемы,

возникающее при изу-

чении темы

Педагогический мо-

ниторинг
(Вид контроля) 1
Школа

12
Отработка умений ориентироваться: - в классе, его зонах и в местах расположения у ч е б н ы х принадлежно- стей; - в помещениях шко- лы, в школьной террито- Индивидуальный и диф- ференцированный под- ход. Нарушение мотива- ции и деятельности Б е с е д ы , у с т н ы й опрос,сюжетно-роле- вые игры, рисование картинок на закреп- ление темы 16
рии;в распорядке школь- ного дня. Закрепление знаний о себе как обучающемся в коллективе одноклассни- ков. Закрепление знаний о школьных принадлежно- стях (школьная доска, парта, мел, ранец, учеб- ник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, ре- з и н к а , ф л о м а с т е р , пенал,ручка, линейка, краски, кисточка, пласти- лин и т.д.). Закрепление знаний о профессиях людей, рабо- тающих в школе Фор- мирование представлений о дружеских взаимоотно- шениях с одноклассника- ми, старшими. Отработка правил учебного поведения. 2
Квартира, дом, двор.

12
Закрепление знаний о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Закрепление знаний о типах домов (одноэтаж- ные /многоэтажные, ка- менные/ деревянные). Отработка умений ориентироваться в по- Индивидуальный и диф- ференцированный под- ход. Нарушение мотива- ции и деятельности Б е с е д ы , у с т н ы й опрос,сюжетно-роле- вые игры, рисование картинок , постройка макетов на закрепле- ние темы 17
мещениях своего дома. Закрепление знаний о помещениях квартиры /дома/ (комната, прихо- ж а я , к у х н я ,ванная комната, туалет, бал- кон). Получение пред- с т а вле н и я о б у б- ранстве дома. Закрепление знаний о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Закрепление знаний о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарел ка, стакан, кружка, лож- ка, вилка, нож) идля приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Закрепление знаний о местахобщего пользо- вания в доме (чердак, п од в а л , п о д ъ е з д , лестничная площадка,лифт, туалет и т.д.). 3
10
Закрепление зна- ний о различных материа- лах, изготовленных чело- веком ( бумаге, стекле, ре- Индивидуальный и диф- ференцированный под- ход. Нарушение мотива- ции и деятельности Б е с е д ы , у с т н ы й опрос,сюжетно-роле- вые игры, рисование картинок на закреп- 18

Предметы и материалы,

изготовленные человеком
. зине, металле, ткани, кера- мике, пластмассе и др.)За- крепление знаний об основных свойствах мате- риалов и изготовленных из них предметов: стекло, ке- рамика - хрупкие, могут разбиться; бумага - рвет- ся, режется и т.д. Закрепление зна- ний о применении раз- личных материалов. ление темы 4
Транспорт

.

12
Закрепление знаний о наземном транспорте. Отработка навыков соблюдения правил до- рожного движения. Закрепление знаний о профессиях людей, ра- ботающих на транспорте. Закрепление знаний об общественном транс- порте. О с в о е н и е правил пользования обществен- ным транспортом. Закрепление правил дорожного движения . За- крепление знаний о доро ге ,пешеходных перехо- дах, разрешающих и запрещающих дорожных знаках. Индивидуальный и диф- ференцированный под- ход. Нарушение мотива- ции и деятельности Б е с е д ы , у с т н ы й опрос,сюжетно-роле- вые игры, рисование картинок на закреп- ление темы 5
Традиции, обычаи
.
10
Закрепление знаний о празднике. Индивидуальный и диф- ференцированный под- Нарушение мотива- ции и деятельности Б е с е д ы , у с т н ы й опрос,сюжетно-роле- 19
Закрепление знаний о школьных традициях: День знаний, послед- ний учебный день, день рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях. Закрепление знаний о национальных, о рели- гиозных ат ри бут а х, традициях, праздниках. ход. вые игры, рисование картинок на закреп- ление темы 6
Страна.

12
Закрепление зна- ний о государстве Рос- сия и государственной символике. Закрепление знаний о правах и обязанностях гражданина России. Закрепление зна- ний онекоторых значи- мых исторических со- бытиях России. Закрепление зна- ний о выдающихся лю- дях России. Закрепление зна- ний о странах мира. Закрепление зна- ний о выдающихся лю- дях мира. Индивидуальный и диф- ференцированный под- ход. Нарушение мотива- ции и деятельности Б е с е д ы , у с т н ы й опрос,сюжетно-роле- вые игры, рисование картинок на закреп- ление темы 20

8 класс ОР



п/п

Содержательные

линии

Кол-

во

час

Коррекционно-развива-

ющие

задачи

Педагогические

средства,

технология решения

коррекц. задач

Проблемы, возникаю-

щее при изучении

темы

Педагогический мо-

ниторинг
(Вид контроля) 1
Школа

6
Отработка умений ориентироваться: - в классе, его зонах и в местах расположения у ч е б н ы х принадлежно- стей; - в помещениях шко- лы, в школьной террито- рии;в распорядке школь- ного дня. Закрепление знаний о себе как обучающемся в коллективе одноклассни- ков. Закрепление знаний о школьных принадлежно- стях (школьная доска, парта, мел, ранец,учебник, тетрадь, дневник, каран- даш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточ- ка, пластилин и т.д.). Закрепление знаний о профессиях людей, рабо- тающих в школе Фор- мирование представлений о дружеских взаимоотно- Индивидуальный и диф- ференцированный под- ход. Нарушение мотива- ции и деятельности Б е с е д ы , у с т н ы й опрос,сюжетно-роле- вые игры, рисование картинок на закреп- ление темы 21
шениях с одноклассника- ми, старшими. Отработка правил учебного поведения. 2
Квартира, дом, двор.

6
Закрепление знаний о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Закрепление знаний о типах домов (одноэтаж- ные /многоэтажные, ка- менные/ деревянные). Отработка умений ориентироваться в по- мещениях своего дома. Закрепление знаний о помещениях квартиры /дома/ (комната, прихо- ж а я , к у х н я , ванная комната, туалет, бал- кон). Получение пред- с т а вле н и я о б у б- ранстве дома. Закрепление знаний о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Закрепление знаний о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (та- релка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления Индивидуальный и диф- ференцированный под- ход. Нарушение мотива- ции и деятельности Б е с е д ы , у с т н ы й опрос,сюжетно-роле- вые игры, рисование картинок , постройка макетов на закрепле- ние темы 22
пищи (кастрюля, ско- ворода, чайник, по- ловник, нож). Закрепление знаний о местах общего пользо- вания в доме (чердак, п од в а л , п о д ъ е з д , лестничная площадка, лифт, туалет и т.д.). 3
Предметы и материалы,

изготовленные человеком
.
5
Закрепление зна- ний о различных материа- лах, изготовленных чело- веком ( бумаге, стекле, ре- зине, металле, ткани, кера- мике, пластмассе и др.)За- крепление знаний об основных свойствах мате- риалов и изготовленных из них предметов: стекло, ке- рамика - хрупкие, могут разбиться; бумага - рвет- ся, режется и т.д. Закрепление зна- ний о применении раз- личных материалов. Индивидуальный и диф- ференцированный под- ход. Нарушение мотива- ции и деятельности Б е с е д ы , у с т н ы й опрос,сюжетно-роле- вые игры, рисование картинок на закреп- ление темы 4
Транспорт

.

6
Закрепление знаний о наземном транспорте. Отработка навыков соблюдения правил до- рожного движения. Закрепление знаний о профессиях людей, ра- ботающих на транспорте. Закрепление знаний Индивидуальный и диф- ференцированный под- ход. Нарушение мотива- ции и деятельности Б е с е д ы , у с т н ы й опрос,сюжетно-роле- вые игры, рисование картинок на закреп- ление темы 23
об общественном транс- порте. О с в о е н и е правил пользования обществен- ным транспортом. Закрепление правил дорожного движения . За- крепление знаний о доро ге ,пешеходных перехо- дах, разрешающих и запрещающих дорожных знаках. 5
Традиции, обычаи
.
5
Закрепление знаний о празднике. Закрепление знаний о школьных традициях: День знаний, послед- ний учебный день, день рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях. Закрепление знаний о национальных, о рели- гиозных ат ри бут а х, традициях, праздниках. Индивидуальный и диф- ференцированный под- ход Нарушение мотива- ции и деятельности Б е с е д ы , у с т н ы й опрос,сюжетно-роле- вые игры, рисование картинок на закреп- ление темы 6
Страна.

6
Закрепление зна- ний о государстве Рос- сия и государственной символике. Закрепление знаний о правах и обязанностях гражданина России. Закрепление зна- ний о некоторых значи- мых исторических со- Индивидуальный и диф- ференцированный под- ход. Нарушение мотива- ции и деятельности Б е с е д ы , у с т н ы й опрос,сюжетно-роле- вые игры, рисование картинок на закреп- ление темы 24
бытиях России. Закрепление зна- ний о выдающихся лю- дях России. Закрепление зна- ний о странах мира. Закрепление зна- ний овыдающихся лю- дях мира. 25

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Рабочая программа для
5 класса ОР
рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 68 час, количество занятий в классе в неделю – 2 час
Учитель
: Богданова О.К .


Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов

по разделу

Дата

проведения

Основные виды учебной

деятельности

Виды контро-

ля

1 четверть

Школа

Речевая

Практическая
Здравствуй школа! 2 школа интернат учеба уроки Уметь различать учебные заведения от других Я -ученик 2 Ученик Учитель Воспитатель Класс Классная комната Уметь различать дошкольников от школьников Мой класс. Моя парта. 2 Ученическое место парта стул ряд Уметь находить свое место в классе знать место в ряду Школьные принадлежности (ознакомление, назначение). 2 Учебник Тетрадь Пенал Точилка карандаш линейка Уметь различать учебные принад- лежности ,отличать ручку от карандаша Школа. Правила поведения. 2 Общение Поведение Общество Сверстники Взрослые Сюжетно-ролевая игра« Формы об- ращения с прось- бой, вопросом к сверстнику (стар- шему )» Работники школы 2 Учитель воспитатель библиотекарь Ум е т ь о т л и ч а т ь учителя от воспита- теля,врача, повара 26
уборщик помещений повар врач медсестра сторож медсестры
Всего часов :

12

Квартира, дом, двор
Дом 2 дом, квартира, част- ный дом Уметь различать жилые и нежилые помещения Мебель, предметы интерьера. 2 Мебель Шкаф Кровать Уметь различать виды мебели и предметы интерье- ра Посуда (столовая ,кухонная) 2 Тарелки, чашки половник, ложка, вилка, нож Мытье посуды
Всего часов :

6

2четверть

Квартира, дом, двор
Бытовые электроприборы и электронные устройства 2 Пылесос Полотер Моющий Мясорубка Миксер Кухонный комбайн Уборка помещения с помощью элек- тропылесоса Дворовая территория 2 Двор, огород, сад, грядка, клумба, дорожка Уборка школьного двора Чрезвычайные ситуации в доме 2 Телефон, скорая помощь полиция, МЧС Горгаз Водоканал Вызов скорой помо- щи по телефону
Всего часов:

6

Предметы и материалы, изготовленные человеком
Предметы, созданные человеком вокруг нас 2 Мебель, одежда Обувь,посуда 27
книги, газеты Материалы, используемые в изготовлении игрушек и их свойства 2 Пластмасса Резина дерево Ткань, мех Сюжетно-ролевая игра «Угадай из чего сделано?» Материалы, используемые в изготовлении одежды и их свойства. 2 Шерсть, синтетика, мех, лен,ситец Сюжетно-ролевая игра «Угадай из чего сделано?» Материалы, используемые в изготовлении мебелии их свойства. 2 Дерево, пластик, стекло Сюжетно-ролевая игра «Угадай из чего сделано?»
Всего часов :

8

3четверть

Предметы и материалы, изготовленные человеком
Материалы, используемые в изготовлении посуды и их свойства. 2 Фарфор, фаянс, стекло пластмасса картон Сюжетно-ролевая игра «Угадай из чего сделано?»
Всего часов:

2

Транспорт
Наземный транспорт (личный, обществен- ный), виды и его назначение Правила пользо- вания общественнымтранспортом 2 Маршрут Водитель Пассажир Автомобиль, автобус, маршрутное такси Сюжетно-ролевая игра «Едем в гости к бабушке» Железнодорожный транспорт, виды и его на- значение 2 Поезд, Электричка, Пассажирский, товарный Экскурсия на Сель- маш-вокзал Водный транспорт, виды и его назначение 2 корабль, лодка, река, море каюта, камбуз речной вокзал Сюжетно-ролевая игра 28
морской порт Воздушный транспорт, виды и его назначе- ние 2 Самолет, вертолет, летчик, стюардесса аэропорт Сюжетно-ролевая игра Профессии людей, работающих на транспорте 2 Водитель, маши- нист, матрос, летчик Сюжетно-ролевая игра Правила дорожного движения 2 переход пешеход перекресток светофор знаки дорожного движения Сюжетно-ролевая игра
Всего часов:

12

Традиции, обычаи
. Праздники. 2 Праздник Выходной день День города Украшение улиц Игра «Найди отличие на картинках о праздниках» Традиционные школьные праздники 2 День знаний День учителя Новогодний утрен- ник Игра «Найди отличие на картинках о праздниках» Национальные праздники, традиции народов России. 2 Праздник День рождения Новый год Утренник Игра «Найди отличие на картинках о праздниках»
Всего часов:

6

4четверть

Традиции, обычаи
Религиозные праздники и их атрибуты 4 Пасха Рождество Крещение Господне Сюжетно-ролевая игра
Всего часов

4

Страна
Государство Россия и его символика (флаг, герб, гимн) 2 Россия Родина столица Москва П\Р « Рисуем флаг России» 29
Флаг герб гимн Состав Российской Федерации. 2 Республики Государства Российская Федерация Национальности русские армяне азербайджанцы дагестанцы осетины Аппликация « флаги республик РФ» Права и обязанности граждан России 2 Право жильё образование труд больничный лист отпуск выходной день Беседа о правах и обязанностей граждан России . Развитие диалогической речи Значимые исторические события России 2 Великая отече- ственная война Полет человека в космос Презентация «У войны не детское лицо» Выдающиеся люди России. 2 Президент России Мэр города Губернатор Узнавание выдаю- щихся людей по фотографиям Страны мира и их население 2 Европа Азия Африка Узнавание жи- телей стран мира по цвету кожи
Всего часов :

12

Всего часов за год:

68
30
Рабочая программа для
6 класса ОР
рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 68 час, количество занятий в клас- се в неделю – 2 час
Учителя
: Богданова О.К. Богданова И.Ю.


Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов

по разделу

Дата проведе-

ния

Основные виды учебной деятельности

Виды

контроля

1четверть

Школа

Речевая

Практическая
Здравствуй школа! 2 школа интернат учеба уроки Уметь различать учебные заведения от других Я -ученик 2 Ученик Учитель Воспитатель Класс Классная комната Уметь различать до- школьников от школьников Мой класс. Моя парта. 2 Ученическое место парта стул ряд Уметь находить свое место в классе знать место в ряду Школьные принадлежности (ознакомление, назначение). 2 Учебник Тетрадь Пенал Точилка карандаш линейка Уметь различать учебные принадлеж- ности ,отличать руч- ку от карандаша Школа. Правила поведения. 2 Общение Поведение Общество Сверстники Взрослые Сюжетно-ролевая игра« Формы об- ращения с просьбой, вопросом к сверст- нику (старшему )» Работники школы 2 Учитель воспитатель библиотекарь Уметь отличать учи- теля от воспитателя, врача от повара 31
уборщик помещений повар врач медсестра сторож
Всего часов :

12

Квартира, дом, двор
Дом 1 дом, квартира, частный дом Уметь различать жи- лые и нежилые по- мещения Мебель, предметы интерьера. 2 Мебель Шкаф Кровать Уметь различать виды мебели и пред- меты интерьера Посуда (столовая ,кухонная) 2 Тарелки, чашки половник, ложка, вилка, нож Мытье посуды
Всего часов :

5

2четверть

Квартира, дом, двор
Бытовые электроприборы и электронные устройства 2 Пылесос моющий Мясорубка Миксер Кухонный комбайн Планшет Компьютер Уборка помещения с помощью элек- тропылесоса Дворовая территория 2 Двор, огород, сад, грядка, клумба, дорожка Уборка школьного двора Благоустройство квартиры 1 Интерьер Мебель Освещение Шторы Занавески Упражнения в раци- ональной расстанов- ке мебели Чрезвычайные ситуации в доме 2 Телефон, скорая помощь полиция,МЧС ГоргазВодоканал Вызов скорой помо- щи по телефону
Всего часов:

7
32

Предметы и материалы, изготовленные человеком
Предметы, созданные человеком вокруг нас 2 Мебель, одежда Обувь, книги,газеты Материалы, используемые в изготовлении игрушек и их свойства 2 Пластмасса резина дерево мех Сюжетно-ролевая игра «Угадай из чего сделано?» Материалы, используемые в изготовлении одежды и их свойства. 2 Шерсть, синтетика, мех, лен, Сюжетно-ролевая игра «Угадай из чего сделано?» Материалы, используемые в изготовлении мебели и их свойства. 1 Дерево, пластик, стекло Сюжетно-ролевая игра «Угадай из чего сделано?»
Всего часов:

7

3четверть

Предметы и материалы, изготовленные человеком
Материалы, используемые в изготовлении мебели и их свойства. 1 Дерево, пластик, стекло Сюжетно-ролевая игра «Угадай из чего сделано?» Материалы, используемые в изготовлении посуды и их свойства. 2 Фарфор, фаянс, стекло пластмасса картон Сюжетно-ролевая игра «Угадай из чего сделано?»
Всего часов:

3

Транспорт
Наземный транспорт (личный, обществен- ный), виды и его назначение Правила пользо- вания общественным транспортом 2 Маршрут Водитель Пассажир Автомобиль, автобус, маршрутное такси Сюжетно-ролевая игра «Едем в гости к бабушке» Железнодорожный транспорт, виды и его на- значение 2 Поезд, Электричка, Сюжетно-ролевая игра « Приобрете- 33
Пассажирский, товарный ние ж/д билета до места назначения» Водный транспорт, виды и его назначение 2 корабль, лодка, река, море каюта, камбуз речной вокзал морской порт Сюжетно-ролевая игра Воздушный транспорт, виды и его назначе- ние 2 Самолет, верто- лет, летчик, стю- ардесса аэропорт Сюжетно-ролевая игра Профессии людей, работающих на транспорте 2 Водитель, маши- нист, матрос, летчик Сюжетно-ролевая игра Правила дорожного движения 2 переход пешеход перекресток светофор знаки дорожного движения Сюжетно-ролевая игра
Всего часов:

12

Традиции, обычаи
. Праздники. 2 Праздник Выходной день День города Украшение улиц Игра «Найди отличие на картинках о праздниках» Традиционные школьные праздники 2 День знаний День учителя Новогодний утрен- ник Игра «Найди отличие на картинках о праздниках» Национальные праздники, традиции народов России. 2 Праздник День рождения Новый год Утренник Игра «Найди отличие на картинках о праздниках»
Всего часов:

6
34

4четверть

Традиции, обычаи
. Религиозные праздники и их атрибуты 4 Пасха Рождество Крещение Господне Сюжетно-ролевая игра
Всего часов

4

Страна
Государство Россия и его символика (флаг,герб,гимн) 2 Россия Родина столица Москва Флаг герб гимн П\Р « Рисуем флаг России» Состав Российской Федерации. 2 Республики Государства Российская Федерация Национальности русские армяне азербайджанцы дагестанцы осетины Аппликация « флаги республик РФ» Права и обязанности граждан России 2 Право жильё образование труд больничный лист отпуск выходной день Беседа о правах и обязанностей граждан России . Развитие диалогической речи Значимые исторические события России 2 Великая отече- ственная война Полет человека в космос Презентация «У войны не детское лицо» Выдающиеся люди России. 2 Президент России Мэр города Губернатор Узнавание выдаю- щихся людей по фотографиям Страны мира и их население 2 Германия Франция Америка Россия Узнавание жи- телей стран мира по цвету кожи
Всего часов :

12
35

Всего часов за год:

68
Рабочая программа для
8 класса ОР
рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 34 час, количество занятий в классе в неделю – 1час
Учителя
: Богданова О.К . Богданова И.Ю.


Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов

по разделу

Дата проведе-

ния

Основные виды учебной деятельности

Виды

контроля

1 четверть

Школа
Здравствуй школа! 1 школа интернат учеба уроки Уметь различать учебные заведения от других Я -ученик 1 Ученик Учитель Воспитатель Класс Классная комната Уметь различать до- школьников от школьников Мой класс. Моя парта. 1 Ученическое место парта стул ряд Уметь находить свое место в классе знать место в ряду Школьные принадлежности 1 Учебник Тетрадь Пенал Точилка карандаш линейка Уметь различать учебные принадлеж- ности ,отличать руч- ку от карандаша Школа. Правила поведения. 1 Общение Поведение Общество Сверстники Взрослые Сюжетно-ролевая игра« Формы об- ращения с просьбой, вопросом к сверст- нику (старшему )» Работники школы 1 Учитель воспитатель Уметь отличать учи- теля от воспитателя, 36
библиотекарь уборщик помещений повар врач медсестра сторож врача от повара
Всего часов :

6

Квартира, дом, двор
Дом 1 дом, квартира, частный дом Уметь различать жи- лые и нежилые по- мещения Мебель, предметы интерьера и посуда 1 Мебель Шкаф Кровать Уметь различать виды мебели и пред- меты интерьера
Всего часов :

2

2четверть

Квартира, дом, двор
Бытовые электроприборы и электронные устройства 1 Пылесос моющий МясорубкаМиксер Кухонный комбайн Планшет Компьютер Уборка помещения с помощью элек- тропылесоса Дворовая территория 1 Двор, огород, сад, грядка, клумба, дорожка Уборка школьного двора Благоустройство квартиры 1 Интерьер Мебель Освещение Шторы Занавески Упражнения в раци- ональной расстанов- ке мебели Чрезвычайные ситуации в доме 1 Телефон, скорая помощь полиция, МЧС Горгаз Водоканал Вызов скорой помо- щи по телефону
Всего часов:

4

Предметы и материалы, изготовленные человеком
37
Предметы, созданные человеком вокруг нас 1 Мебель, одежда Обувь, посуда, книги, газеты Материалы, используемые в изготовлении игрушек и их свойства 1 Пластмасса Резина дерево мех Сюжетно-ролевая игра «Угадай из чего сделано?» Материалы, используемые в изготовлении одежды и их свойства. 1 Шерсть, синте- тика, мех, лен, Сюжетно-ролевая игра «Угадай из чего сделано?»
Всего часов :

3

3четверть

Предметы и материалы, изготовленные человеком
Материалы, используемые в изготовлении мебелии их свойства. 1 Дерево, пластик, стекло Сюжетно-ролевая игра «Угадай из чего сделано?» Материалы, используемые в изготовлении посудыи их свойства. 1 Фарфор, фаянс, стекло пластмасса картон Сюжетно-ролевая игра «Угадай из чего сделано?»
Всего часов:

2

Транспорт
Наземный транспорт (личный, обществен- ный), виды и его назначение Правила пользо- вания общественнымтранспортом 1 Маршрут Водитель Пассажир Автомобиль, автобус, маршрутное такси Сюжетно-ролевая игра «Едем в гости к бабушке» Железнодорожный транспорт, виды и его на- значение 1 Поезд, Электричка, Пассажирский, товарный Сюжетно-ролевая игра « Приобрете- ние ж/д билета до места назначения» Водный транспорт, виды и его назначение 1 корабль, лодка, река, море Сюжетно-ролевая игра 38
каюта, камбуз речной вокзал морской порт Воздушный транспорт, виды и его назначе- ние 1 Самолет, верто- лет, летчик, стю- ардесса аэропорт Сюжетно-ролевая игра Профессии людей, работающих на транспорте 1 Водитель, маши- нист, матрос, летчик Сюжетно-ролевая игра Правила дорожного движения 1 Переход пешеход перекресток светофор знаки дорожного движения Сюжетно-ролевая игра
Всего часов:

6

Традиции, обычаи
. Праздники. 1 Праздник Выходной день День города Украшение улиц Игра «Найди отличие на картинках о праздниках» Традиционные школьные праздники 1 День знаний День учителя Новогодний утрен- ник Игра «Найди отличие на картинках о праздниках»
Всего часов:

2

4 четверть

Традиции, обычаи
Национальные праздники, традиции народов России. 1 Праздник День рождения Новый год Утренник Игра «Найди отличие на картинках о праздниках» Религиозные праздники и их атрибуты 1 Пасха Рождество Крещение Господне Сюжетно-ролевая игра
Всего часов

2

Страна
39
Государство Россия и его символика (флаг,герб,гимн) 2 Россия Родина столица Москва Флаг герб гимн П\Р « Рисуем флаг России» Состав Российской Федерации. 1 Республики Государства Российская Федерация Национальности русские армяне азербайджанцы дагестанцы осетины Аппликация « флаги республик РФ» Права и обязанности граждан России 1 Право жильё образование труд больничный лист отпуск выходной день Беседа о правах и обязанностей граждан России . Развитие диалогической речи Значимые исторические события России 1 Великая отече- ственная война Полет человека в космос Презентация «У войны не детское лицо» Выдающиеся люди России. 1 Президент России Мэр города Губернатор Узнавание выдаю- щихся людей по фотографиям Страны мира и их население 1 Германия Франция Америка Россия Узнавание жи- телей стран мира по цвету кожи
Всего часов :

8

Всего часов за год:

34
40

Материально-техническое обеспечение курса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения.
-
учебные столы; - доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления); - автоматизированное рабочее место учителя; -компьютерные обучающие игры - натуральные объекты, муляжи, макеты. - предметные сюжетные картинки, - дидактические игры по изучаемым темам и т.д. - аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах. - раскраски с различными объектами окружающего социального мира.
программно-методическое обеспечение
 Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью , под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – Спб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011;  Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта», под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007;  Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1983;  Программы вспомогательной школы с русским языком обучения (II отделение) «Социальная адаптация» 4-9 классы, под ред. В.И.Олешкевич, С.П.Самуйлик, - Минск, изд. Беларусский дом печати, 2005.
Система контрольно-измерительных материалов
Контрольные работы в данных классах не предусматриваются. Этапы мониторинга: 1.
Стартовая диагностика:
проводится в начале учебного года, для выявления уровня актуального развития ребёнка, его по- тенциальные возможности. 41
2.
Текущая диагностика:
проводится в середине учебного года, позволяет оценить эффективность применяемых методов и приёмов содержания коррекционно-развивающей работы, наблюдать динамику развития ребёнка. 3.
Итоговая диагностика:
проводится в конце учебного года, определяет характер динамики развития и позволяет соста- вить дальнейший образовательный маршрут ребёнка или класса. 42


В раздел образования