Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития 5,6,8класс "Особый ребенок"
Автор: Богданова Ирина Юрьевна Должность: учитель Учебное заведение: ГКОУ РО Ростовская специальная школа-интернат №42 Населённый пункт: город Ростов-на-Дону Наименование материала: методичекая разработка Тема: Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития 5,6,8класс "Особый ребенок" Раздел: среднее профессиональное
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Ростовская специальная школа-интернат № 42»
РАССМОТРЕНО
Протокол № 1 от____________________
заседания методического объединения
учителей____________________________
Руководитель_______________________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_________________________________
«______»____________________2016
РЕКОМЕНДОВАНО
Протокол № 1 от____________________
заседания методического совета
Председатель_______________________
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора ГКОУ РО
Ростовской школы-интерната № 42
Приказ № _______ от «_____»______2016
______________________О.П.Шкарупа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий социальный мир»
для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
5,6,8класс «Особый ребенок»
Учителя: Богданова Ирина Юрьевна
Богданова Ольга Кеворковна
1
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» (ОСМ) составлена на основе:
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отста-
лостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
Адаптированной
основной образовательной
программы образования обучающихся ГКОУ РО Ростовской
школы-интерната №42 с умеренной , тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),тя-
желыми и множественными нарушениями в развитии (вариант 2);
Учебного плана ГКОУ РО Ростовской школы-интерната №42 на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа по ОСМ для 5,6,8 классов "Особый ребенок" составлена с использованием методического посо-
бия для учителя «Социально-бытовая ориентировка в специальных ( коррекционных) образовательных учреждениях VIII
вида / Т.А.Девятовой ,М.: Просвещение, 2013
Данный учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации име-
ющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении фе-
дерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредита-
цию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования).
Общая характеристика учебного предмета.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование
представлений об окружающем социальном мире и умений-
ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмо-
ционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного
предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действи-
тельности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения- формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также уме-
ния соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир»являются: знакомство с явлениями социальной жизни
(человек и егодеятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном че-
ловеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор»,«Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Пред-
меты и материалы,изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
2
В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о
России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей дей-
ствительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам,
устанавливать связи
между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и по-
ступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентиро-
ваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осто-
рожным на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы пове-
дения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сфор-
мировать
у
ребенка
типовые
модели поведения
в
различных
ситуациях:
поездки
в
общественном
транспорте,
покупок в магазине, во время пожара и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является осно-
вой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд»и
др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству,
где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир»заключается в том, что занятия проводятся не только в
классе, но и во дворе, в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город, знакомится с
различными организациями, предоставляющими услуги населению, с транспортом, наблюдает за деятельностью окружаю-
щих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Описание места предмета в учебном плане.
В учебном плане предмет «Окружающий социальный мир» представлен в Учебном плане на каждой ступени обучения и яв-
ляется обязательным компонентом образовательной области «Окружающий мир».
На его изучение отведено: в 5 классе - по 2 часа в неделю, всего______час;
в 6 классе - по 2 часа в неделю, всего______час; в 8 классе –по 1 час в неделю, всего________час.
Всего 34 учебные недели.
Результаты освоения учебного предмета.
С
учётом
современных
требований
к оценочной деятельности и действующей в школе-интернате 4-х бальной
системе цифровых оценок (отметок), для обучающихся, воспитанников классов «Особый ребёнок», с 5 по 9 год обучения,
выставляются оценки (отметки) соответствующие оценочным суждениям, следующим образом:
3
Оценочное
суждение
Оценка
(отметка)
Баллы
Содержание
Усвоил
5
11-8
Знает хорошо, может применить на практике самостоятельно.
4
7-5
Знает, усваивает и применяет с помощью.
3
4-2
Знает фрагментарно, усваивает с трудом, помощь принимает частично.
Не усвоил
2
1
Не знает, не усваивает, помощь не принимает.
Контроль предметных ЗУН
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета
обучающимся и не подразумевает его сравнение с другими детьми.
Исходя из индивидуальных, психофизических, речевых, интеллектуальных особенностей, дети с умеренной умствен-
ной отсталостью могут осваивать ОСМ:
Критериальный
аппарат
Уровни овладения предметными результатами
достаточный уровень
минимальный уровень
Школа
-знать и называть название школы-интерната;
- знать и называть помещения школы-интерната:
- класс;
- коридор;
- спортивный зал;
-музыкальный зал;
- кухня, столовая;
- уметь выделять помещения школы – интерната
из представленного фотографического материала:
- класс;
- коридор;
- спортивный зал;
-музыкальный зал;
- кухня, столовая;
- знать и называть помещения
школы-интерната:
- класс;
- зона столовой;
- умывальная комната;
- по возможности называть название школы –
интерната;
-
по
возможности
называть
помещения
школы-интерната:
- класс;
- коридор;
- спортивный зал;
-музыкальный зал;
- кухня, столовая;
-
уметь
выделять
помещения
школы
–
и н т е р н а т а
и з
п р е д с т а в л е н н о г о
фотографического материала:
- класс;
- коридор;
- спортивный зал;
-музыкальный зал;
- кухня, столовая;
-
знать
и
по
возможности
н а зывать
помещения класса школы-интерната:
4
- туалет;
- спальня;
- раздевалка;
- уметь ориентироваться в помещении класса по
словесной инструкции;
- знать и называть имена одноклассников;
- знать и называть имена и отчества учителя и
воспитателя;
- класс;
- зона столовой;
- умывальная комната;
- туалет;
- спальня;
- раздевалка;
-
уметь
находить
помещения
в
классе
по
фотографическому материалу;
-
знать
и
по
возможности
называть
имена
одноклассников;
-
знать
и
по
возможности
называть
имена
учителя и воспитателя;
Квартира, дом, двор
знать
и
выделять
фотографический
материал
с
изображением дома обучающихся (из 3-х картинок);
знать и назвать части дома:
- стена;
-крыша;
- окно;
-дверь;
знать и выделять типы домов:
одноэтажные;
многоэтажные;
знать и выделять фотографический материал с
изображением дома обучающихся (из 2-х
картинок);
знать и по возможности назвать части дома:
-стена;
-крыша;
-окно;
- дверь;
знать и делить типы домов:
одноэтажные;
многоэтажные;
(с опорой на схематический материал)
Предметы и
материалы,
изготовленные
человеком .
Знать и называть различные материалы, изго-
товленные человеком ( бумага, стекло, резина, металл,
ткани, керамика,пластмасса и др.)
Знать и называть основные свойства материалов
и изготовленных из них предметов: стекло, керамика -
хрупкие, могут разбиться; бумага - рвется, режется и
т.д.
Знать и называть области применения различных ма-
териалов.
По возможности называть различные мате-
риалы, изготовленные человеком ( бумага, стекло,
резина, металл, ткани, керамика,пластмасса и др.)
По возможности называть основные свой-
ства материалов и изготовленных из них предме-
тов: стекло, керамика - хрупкие, могут разбиться;
бумага - рвется, режется и т.д.
По возможности называть области применения
различных материалов.
Знать и называть наземный транспорт.
Знать и называть профессии людей, работающих
По возможности называть
наземный транс-
порт.
5
Транспорт
.
на транспорте.
З н а т ь
и
н а з ы в а т ь обще-
ственный транспорт.
Иметь навыки соблюдения правил пользования
общественным транспортом.
Иметь навыки соблюдения правил дорожного дви-
жения .
Иметь знания о дороге, пешеходных переходах,
разрешающих и запрещающих дорожных знаках.
По возможности называть профессии людей,
работающих на транспорте.
П о
в о з м о ж н о с т и
н а з ы в а т ь обще-
ственный транспорт.
По возможности соблюдать правила пользова
ния общественным транспортом.
По возможности соблюдать правила дорожно
го движения .
По возможности различать проезжую часть доро-
ги, пешеходныхе переходы, разрешающие и
запрещающие дорожные знаки.
Традиции, обычаи .
Знать и называть общеизвестные праздники.
Иметь
представления
о
школьных
традициях:
День знаний, последний учебный день, день ро-
ждения школы и др., участие в школьных меро-
приятиях.
Знать
и
различать национальные,
религиозные
атрибуты.
Иметь представление о традициях своего народа
По
возможности
называть
общеизвестные
праздники.
По
возможности называть
традиционные
школьные праздники: День знаний, послед-
ний учебный день, день рождения школы и
др., участие в школьных мероприятиях.
Знать и различать национальные, религиозные
атрибуты.
Иметь представление о традициях своего на-
рода
Страна.
Иметь
представления о государстве Россия и
государственной символике.
Знать и называть права и обязанности гражданина
России.
Знать и называть некоторые значимые историче-
ские события России.
Знать и называть выдающихся людей России.
Знать и называть некоторые страны мира.
Иметь представления о выдающихся людях мира.
По возможности выделять фотографический
материал с изображением символики нашего
государства (из 3-х картинок);
По возможности называть права и обязанно-
сти гражданина России.
По возможности выделять фотографический
материал с изображением значимых истори-
ческих событий России(из 3-х картинок);
По возможности выделять фотографический
материал с изображением выдающихся лю-
дей России(из 3-х картинок);
По возможности выделять фотографический
материал
с
изображением некоторых стран
мира.
6
По возможности выделять
фотографический
материал с изображением выдающихся людей
мира.
Планируемые результаты изучения учебного курса ОСМ:
1) Представления о мире, созданном руками человека.
- Наличие интереса к объектам, изготовленным руками человека.
- Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая
площадка, и др.), о транспорте и т.д.
- Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности.
2) Расширение представлений об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни,
о профессиональных и социальных ролях людей.
- Наличие представлений о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
- Наличие представлений о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно
социальной роли.
- Определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в конкретной ситуации соответственно роли.
3)
Освоение
навыков
учебной
деятельности
и
накопление
опыта
продуктивного
взаимодействия
с
взрослыми
и
сверстниками.
-Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
4) Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное
пространство и время (учебное и свободное).
-Умение находить друзей на основе личностных симпатий.
-Умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать.
-Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности.
-Умение организовывать свободное время с учетом своих интересов.
5) Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.
-Наличие
интереса
к
праздничным
мероприятиям,
желание
принимать
участие
в
них,
получение
положительных
впечатлений от взаимодействия в процессе совместной деятельности.
-Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе.
-Умение соблюдать традиции государственных, семейных, школьных праздников.
7
6) Представления об обязанностях и правах ребенка.
-Наличие представлений о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.
-Наличие представлений об обязанностях обучающегося, сына/дочери, гражданина и др.
7) Формирование представления о России.
-Представление о государственной символике.
- Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Содержание учебного предмета
Рабочая компилятивная программа по курсу «Окружающий социальный мир» (далее: ОСМ), составлена с учетом общих целей
и требований к изучению курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в примерной АООП ОО
умственно отсталых учащихся в варианте D.
Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков,
направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них
максимально возможного уровня самостоятельности. Содержание программы затрагивает сферу социальной компетенции
применительно к различным социальным институтам:
Школа.
Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, в
школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принад-
лежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, ли-
нейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о
дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Об-
ращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в
общественных местах.
Квартира, дом, двор.
Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).Ориентация в помещениях своего дома. Представле-
ние о типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Представление о местах общего пользования в доме
(чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ван-
ная комната, туалет, балкон). Представление об убранстве дома. Представление о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф,
полка, кресло, кровать, табурет, комод).Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, ста-
8
кан, кружка, ложка, вилка, нож) идля приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).Представление об
электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер,
блендер, электрический чайник, фен). Представление о часах. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер,
планшет). Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора (место для отды
ха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров,
место для контейнеров с мусором, газон). Ориентация во дворе. Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализа-
ция, водоснабжение, электроснабжение). Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе и др. Представление об основных свойствах ма-
териалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика - хрупкие, могут разбиться; бумага - рвется, режется и т.д. Представ-
ления о применении различных материалов.
Транспорт.
Представление о наземном транспорте. Соблюдение правил дорожного движения. Представление о воздушном транспорте. Пред-
ставление о водном транспорте. Представление о космическом транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на
транспорте. Представление об общественном транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом.
Представление о специальном транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте.
Город.
Представление о районах, улицах, площадях, зданиях родного города. Ориентация в городе: умение находить останов-
ки
общественного
транспорта,
магазины
и
др.
места.
Представление
о
профессиях
людей,
работающих
в
го-
родских учреждениях. Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил поведения на улице.
Представление об истории родного города.
Традиции, обычаи.
Представление о празднике. Представление о школьных традициях: День знаний, последний учебный день, день ро-
ждения
школы
и
др.,
участие
в
школьных
мероприятиях.
Представление
о
национальных,
о
религиозных
атрибутах, традициях, праздниках.
Страна.
Представление о государстве Россия и государственной символике. Представление о правах и обязанностях граждани-
на
России.
Представление
о некоторых
значимых
исторических
событиях
России.
Представление
о
вы-
дающихся людях России. Представление о странах мира. Представление о выдающихся людях мира.
9
Содержание обучения на уроках ОСМ разнообразно, что определяется многообразием различных дефектом, прису-
щих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зри -
тельно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с умерен-
ной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти
работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок, как определенный этап среди других видов дея-
тельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Направления коррекци-
онной работы:
1. Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсор-
ные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми, отстаю-
щими или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в
целях формирования творческих способностей детей.
2.
Формирование и развитие речи.
3.
Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценно-
му развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия,
мышления, речи).
4.
Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений (стра-
хов, капризности и т.п.). Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого
человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.
5.Содействие личностному росту, и коррекция отклонений личностного развития. Работа в этом направлении предпо-
лагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка, формирование адекватной самооценки, исправление недо-
статков характера, мешающих адаптации субъекта (например, застенчивости) и т.п.
6. Формирование видов деятельности: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, обще-
ния, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной дея-
тельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогиче-
ское воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования
мотивов до конкретных операций, умений и навыков.
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования представлений о социальном окружаю-
щем мире у детей.
Содержание обучения на уроках ОСМ разнообразно, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с
умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной
10
координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с умеренной умственной отсталостью,
требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком от-
дельные уроки; они включаются в урок, как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внима-
ния предусмотрены специальные упражнения и игры.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу дея-
тельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках ОСМ необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые
виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Деление учащихся на группы. В связи со значительной неоднородность классов «Особый ребенок» по характеру, выраженности
различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания, для индивидуализации учебной работы.
При наполняемости классов более 5 человек, целесообразно производить деление детей на 2 группы.
Классно – урочная форма обуче-
ния предполагает работу над одной темой для двух групп. Однако, целеполагание для каждой группы может быть свое.
Методы обучения : наглядный, словесный, практический.
Основной формой обучения являются урок.
Типы уроков:
o
сообщения новых знаний;
o
закрепления полученных знаний и умений;
o
упражнение;
o
обобщение полученных знаний, умений и навыков;
o
проверки и оценки знаний, умений и навыков;
o
повторение полученных знаний;
o
комбинированный.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ
5 класс ОР
№
п/п
Содержательные
линии
Кол-
во
час
Коррекционно-развива-
ющие
задачи
Педагогические
средства,
технология решения
коррекц. задач
Проблемы, возникаю-
щее при изучении
темы
Педагогический мо-
ниторинг
(Вид контроля)
1
Школа
12
Привитие умений ори-
ентироваться:
- в классе, его зонах и в
Индивидуальный и диф-
ференцированный под-
ход.
Нарушение мотива-
ции и деятельности
Б е с е д ы ,
у с т н ы й
опрос,сюжетно-роле-
вые игры, рисование
11
местах
расположения
учебныхпринадлежно-
стей;
- в помещениях шко-
лы, в школьной террито-
рии;в распорядке школь-
ного дня.
Формирование пред-
ставлений о себе как обу-
чающемся в коллективе
одноклассников.
Формирование пред-
ставлений о школьных
принадлежностях (школь-
ная доска, парта, мел, ра-
нец,
учебник,
тетрадь,
дневник, карандаш, то-
чилка, резинка, флома-
стер, пенал,ручка, линей-
ка, краски, кисточка, пла-
стилин и т.д.).
Получение представле-
ния о профессиях людей,
работающих в школе Фор-
мирование представлений
о дружеских взаимоотно-
шениях с одноклассника-
ми, старшими.
Научить соблюдению
правил учебного поведе-
ния.
картинок
на закреп-
ление темы
2
12
Формирование
представлений о частях
дома
(стена,
крыша,
Индивидуальный и диф-
ференцированный под-
ход.
Нарушение мотива-
ции и деятельности
Б е с е д ы ,
у с т н ы й
опрос,сюжетно-роле-
вые игры, рисование
12
Квартира, дом, двор.
окно, дверь, потолок,
пол).
Получений представле-
ния
о
типах
домов
(одноэтажные /много-
этажные, каменные/ де-
ревянные).
Выработка уме-
ний ориентироваться в
помещениях
своего
дома.
Формирование
представлений о поме-
щениях
к в а рт и р ы
/дома/ (комната, прихо-
ж а я ,
к у х н я ,ванная
комната, туалет, бал-
кон). Получение пред-
с т а вле н и я о б
у б-
ранстве дома.
Формирование
представленийо предме-
тах мебели (стол, стул,
диван, шкаф, полка, кре-
сло, кровать, табурет,
комод).
Формирование
представлений о предме
тах посуды, предназна-
ченных для сервировки
стола (тарелка, стакан,
кружка, ложка, вилка,
нож) идля приготовле-
ния пищи (кастрюля,
сковорода,
чайник,
картинок , постройка
макетов
на
закрепле-
ние темы
13
половник,
нож).
Формирование
представлений о местах
общего пользования в
доме (чердак, подвал,
подъезд,
лестничная
площадка, лифт, туалет
и т.д.).
3
Предметы и материалы,
изготовленные человеком .
10
Формирование
представлений о различ-
ных материалах, изготов-
ленных человеком ( бума-
ге, стекле, резине, металле,
ткани, керамике, пластмас
се и др.)Формирование
представлений об основ-
ных свойствах материалов
и изготовленных из них
предметов: стекло, керами
ка - хрупкие, могут раз-
биться;бумага - рвется,
режется и т.д.
Формирование пред-
ставлений о применении
различных материалов.
Индивидуальный и диф-
ференцированный под-
ход.
Нарушение мотива-
ции и деятельности
Б е с е д ы ,
у с т н ы й
опрос,сюжетно-роле-
вые игры, рисование
картинок
на закреп-
ление темы
4
Транспорт
.
12
Формирование пред-
ставлений
о
наземном
транспорте.
Привитие
навыков
соблюдения правил до-
рожного движения.
Формирование пред-
ставлений о профессиях
людей, работающих на
Индивидуальный и диф-
ференцированный под-
ход.
Нарушение мотива-
ции и деятельности
Б е с е д ы ,
у с т н ы й
опрос,сюжетно-роле-
вые игры, рисование
картинок
на закреп-
ление темы
14
транспорте.
Формирование пред-
ставлений
о б
о б щ е -
ственном транспорте.
Привитие
навыков
соблюдения правил пользо
вания общественным
транспортом.
Привитие
навыков
соблюдения правил дорож-
ного движения . Формиро
вание знаний о дороге ,пе-
шеходных переходах, раз-
решающих и запрещаю-
щих дорожных знаках.
5
Традиции, обычаи .
10
Формирование
пред-
ставления о празднике.
Формирование
пред-
ставлений о школьных
традициях:
День
знаний,
послед-
ний учебный день, день
рождения школы и др.,
участие
в
школьных
мероприятиях.
Фор-
мирование представле-
ний о национальных, о
религиозных
атрибутах,
традициях,
праздниках.
Индивидуальный и диф-
ференцированный под-
ход.
Нарушение мотива-
ции и деятельности
Б е с е д ы ,
у с т н ы й
опрос,сюжетно-роле-
вые игры, рисование
картинок
на закреп-
ление темы
6
Страна.
12
Формирование
представления
о
госу-
дарстве Россия и госу-
дарственной
символи-
ке.
Индивидуальный и диф-
ференцированный под-
ход.
Нарушение мотива-
ции и деятельности
Б е с е д ы ,
у с т н ы й
опрос,сюжетно-роле-
вые игры, рисование
картинок
на закреп-
ление темы
15
Формирование
пред-
ставления
о
правах
и
обязанностях
гражда-
нина России.
Формирование
п р е д с т а в л е н и я о
некоторых
значимых
исторических событиях
России.
Формирование
представления о выда-
ющихся людях России.
Формирование
представления о стра-
нах мира.
Формирование
п р е д с т а в л е н и я
о
выдающихся
людях
мира.
6 класс ОР
№
п/п
Содержательные
линии
Кол-
во
час
Коррекционно-развива-
ющие
задачи
Педагогические
средства,
технология решения
коррекц. задач
Проблемы,
возникающее при изу-
чении темы
Педагогический мо-
ниторинг
(Вид контроля)
1
Школа
12
Отработка
умений
ориентироваться:
- в классе, его зонах и в
местах
расположения
у ч е б н ы х принадлежно-
стей;
- в помещениях шко-
лы, в школьной террито-
Индивидуальный и диф-
ференцированный под-
ход.
Нарушение мотива-
ции и деятельности
Б е с е д ы ,
у с т н ы й
опрос,сюжетно-роле-
вые игры, рисование
картинок
на закреп-
ление темы
16
рии;в распорядке школь-
ного дня.
Закрепление знаний
о себе как обучающемся в
коллективе одноклассни-
ков.
Закрепление знаний о
школьных принадлежно-
стях
(школьная
доска,
парта, мел, ранец, учеб-
ник,
тетрадь,
дневник,
карандаш, точилка, ре-
з и н к а ,
ф л о м а с т е р ,
пенал,ручка,
линейка,
краски, кисточка, пласти-
лин и т.д.).
Закрепление знаний о
профессиях людей, рабо-
тающих в школе Фор-
мирование представлений
о дружеских взаимоотно-
шениях с одноклассника-
ми, старшими.
Отработка
правил
учебного поведения.
2
Квартира, дом, двор.
12
Закрепление
знаний о частях дома
(стена,
крыша,
окно,
дверь, потолок, пол).
Закрепление знаний о
типах домов (одноэтаж-
ные /многоэтажные, ка-
менные/ деревянные).
Отработка умений
ориентироваться в по-
Индивидуальный и диф-
ференцированный под-
ход.
Нарушение мотива-
ции и деятельности
Б е с е д ы ,
у с т н ы й
опрос,сюжетно-роле-
вые игры, рисование
картинок , постройка
макетов
на
закрепле-
ние темы
17
мещениях своего дома.
Закрепление знаний
о помещениях квартиры
/дома/ (комната, прихо-
ж а я ,
к у х н я ,ванная
комната, туалет, бал-
кон). Получение пред-
с т а вле н и я о б
у б-
ранстве дома.
Закрепление знаний
о
предметах
мебели
(стол, стул, диван, шкаф,
полка, кресло, кровать,
табурет, комод).
Закрепление знаний
о предметах посуды,
предназначенных для
сервировки стола (тарел
ка, стакан, кружка, лож-
ка, вилка, нож) идля
приготовления
пищи
(кастрюля, сковорода,
чайник,
половник,
нож).
Закрепление знаний
о местахобщего пользо-
вания в доме (чердак,
п од в а л ,
п о д ъ е з д ,
лестничная
площадка,лифт, туалет
и т.д.).
3
10
Закрепление зна-
ний о различных материа-
лах, изготовленных чело-
веком ( бумаге, стекле, ре-
Индивидуальный и диф-
ференцированный под-
ход.
Нарушение мотива-
ции и деятельности
Б е с е д ы ,
у с т н ы й
опрос,сюжетно-роле-
вые игры, рисование
картинок
на закреп-
18
Предметы и материалы,
изготовленные человеком .
зине, металле, ткани, кера-
мике, пластмассе и др.)За-
крепление
знаний об
основных свойствах мате-
риалов и изготовленных из
них предметов: стекло, ке-
рамика - хрупкие, могут
разбиться; бумага - рвет-
ся, режется и т.д.
Закрепление зна-
ний о применении раз-
личных материалов.
ление темы
4
Транспорт
.
12
Закрепление знаний о
наземном транспорте.
Отработка навыков
соблюдения правил до-
рожного движения.
Закрепление знаний
о профессиях людей, ра-
ботающих на транспорте.
Закрепление знаний
об общественном транс-
порте.
О с в о е н и е правил
пользования обществен-
ным транспортом.
Закрепление правил
дорожного движения .
За-
крепление знаний о доро
ге ,пешеходных перехо-
дах,
разрешающих
и
запрещающих дорожных
знаках.
Индивидуальный и диф-
ференцированный под-
ход.
Нарушение мотива-
ции и деятельности
Б е с е д ы ,
у с т н ы й
опрос,сюжетно-роле-
вые игры, рисование
картинок
на закреп-
ление темы
5
Традиции, обычаи .
10
Закрепление
знаний о
празднике.
Индивидуальный и диф-
ференцированный под-
Нарушение мотива-
ции и деятельности
Б е с е д ы ,
у с т н ы й
опрос,сюжетно-роле-
19
Закрепление
знаний о
школьных
традициях:
День
знаний,
послед-
ний учебный день, день
рождения школы и др.,
участие
в
школьных
мероприятиях.
Закрепление
знаний о
национальных, о рели-
гиозных
ат ри бут а х,
традициях, праздниках.
ход.
вые игры, рисование
картинок
на закреп-
ление темы
6
Страна.
12
Закрепление зна-
ний о государстве Рос-
сия и государственной
символике.
Закрепление
знаний о
правах и обязанностях
гражданина России.
Закрепление зна-
ний онекоторых значи-
мых
исторических
со-
бытиях России.
Закрепление зна-
ний о выдающихся лю-
дях России.
Закрепление зна-
ний о странах мира.
Закрепление зна-
ний о выдающихся лю-
дях мира.
Индивидуальный и диф-
ференцированный под-
ход.
Нарушение мотива-
ции и деятельности
Б е с е д ы ,
у с т н ы й
опрос,сюжетно-роле-
вые игры, рисование
картинок
на закреп-
ление темы
20
8 класс ОР
№
п/п
Содержательные
линии
Кол-
во
час
Коррекционно-развива-
ющие
задачи
Педагогические
средства,
технология решения
коррекц. задач
Проблемы, возникаю-
щее при изучении
темы
Педагогический мо-
ниторинг
(Вид контроля)
1
Школа
6
Отработка
умений
ориентироваться:
- в классе, его зонах и в
местах
расположения
у ч е б н ы х принадлежно-
стей;
- в помещениях шко-
лы, в школьной террито-
рии;в распорядке школь-
ного дня.
Закрепление знаний
о себе как обучающемся в
коллективе одноклассни-
ков.
Закрепление знаний о
школьных принадлежно-
стях
(школьная
доска,
парта, мел, ранец,учебник,
тетрадь, дневник, каран-
даш, точилка, резинка,
фломастер, пенал, ручка,
линейка, краски, кисточ-
ка, пластилин и т.д.).
Закрепление знаний о
профессиях людей, рабо-
тающих в школе Фор-
мирование представлений
о дружеских взаимоотно-
Индивидуальный и диф-
ференцированный под-
ход.
Нарушение мотива-
ции и деятельности
Б е с е д ы ,
у с т н ы й
опрос,сюжетно-роле-
вые игры, рисование
картинок
на закреп-
ление темы
21
шениях с одноклассника-
ми, старшими.
Отработка
правил
учебного поведения.
2
Квартира, дом, двор.
6
Закрепление
знаний о частях дома
(стена,
крыша,
окно,
дверь, потолок, пол).
Закрепление знаний о
типах домов (одноэтаж-
ные /многоэтажные, ка-
менные/ деревянные).
Отработка умений
ориентироваться в по-
мещениях своего дома.
Закрепление знаний
о помещениях квартиры
/дома/ (комната, прихо-
ж а я ,
к у х н я , ванная
комната, туалет, бал-
кон). Получение пред-
с т а вле н и я о б
у б-
ранстве дома.
Закрепление знаний
о
предметах
мебели
(стол, стул, диван, шкаф,
полка, кресло, кровать,
табурет, комод).
Закрепление знаний
о предметах посуды,
предназначенных для
сервировки стола (та-
релка, стакан, кружка,
ложка, вилка, нож) и
для
приготовления
Индивидуальный и диф-
ференцированный под-
ход.
Нарушение мотива-
ции и деятельности
Б е с е д ы ,
у с т н ы й
опрос,сюжетно-роле-
вые игры, рисование
картинок , постройка
макетов
на
закрепле-
ние темы
22
пищи (кастрюля, ско-
ворода,
чайник,
по-
ловник,
нож).
Закрепление знаний
о местах общего пользо-
вания в доме (чердак,
п од в а л ,
п о д ъ е з д ,
лестничная площадка,
лифт, туалет и т.д.).
3
Предметы и материалы,
изготовленные человеком .
5
Закрепление зна-
ний о различных материа-
лах, изготовленных чело-
веком ( бумаге, стекле, ре-
зине, металле, ткани, кера-
мике, пластмассе и др.)За-
крепление знаний об
основных свойствах мате-
риалов и изготовленных из
них предметов: стекло, ке-
рамика - хрупкие, могут
разбиться; бумага - рвет-
ся, режется и т.д.
Закрепление зна-
ний о применении раз-
личных материалов.
Индивидуальный и диф-
ференцированный под-
ход.
Нарушение мотива-
ции и деятельности
Б е с е д ы ,
у с т н ы й
опрос,сюжетно-роле-
вые игры, рисование
картинок
на закреп-
ление темы
4
Транспорт
.
6
Закрепление знаний о
наземном транспорте.
Отработка навыков
соблюдения правил до-
рожного движения.
Закрепление знаний
о профессиях людей, ра-
ботающих на транспорте.
Закрепление знаний
Индивидуальный и диф-
ференцированный под-
ход.
Нарушение мотива-
ции и деятельности
Б е с е д ы ,
у с т н ы й
опрос,сюжетно-роле-
вые игры, рисование
картинок
на закреп-
ление темы
23
об общественном транс-
порте.
О с в о е н и е правил
пользования обществен-
ным транспортом.
Закрепление правил
дорожного движения .
За-
крепление знаний о доро
ге ,пешеходных перехо-
дах,
разрешающих
и
запрещающих дорожных
знаках.
5
Традиции, обычаи .
5
Закрепление
знаний о
празднике.
Закрепление
знаний о
школьных
традициях:
День
знаний,
послед-
ний учебный день, день
рождения школы и др.,
участие
в
школьных
мероприятиях.
Закрепление
знаний о
национальных, о рели-
гиозных
ат ри бут а х,
традициях, праздниках.
Индивидуальный и диф-
ференцированный под-
ход
Нарушение мотива-
ции и деятельности
Б е с е д ы ,
у с т н ы й
опрос,сюжетно-роле-
вые игры, рисование
картинок
на закреп-
ление темы
6
Страна.
6
Закрепление зна-
ний о государстве Рос-
сия и государственной
символике.
Закрепление
знаний о
правах и обязанностях
гражданина России.
Закрепление зна-
ний о некоторых значи-
мых
исторических
со-
Индивидуальный и диф-
ференцированный под-
ход.
Нарушение мотива-
ции и деятельности
Б е с е д ы ,
у с т н ы й
опрос,сюжетно-роле-
вые игры, рисование
картинок
на закреп-
ление темы
24
бытиях России.
Закрепление зна-
ний о выдающихся лю-
дях России.
Закрепление зна-
ний о странах мира.
Закрепление зна-
ний овыдающихся лю-
дях мира.
25
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Рабочая программа для 5 класса ОР рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 68 час, количество занятий в классе в
неделю – 2 час
Учитель : Богданова О.К
.
№
Наименование разделов, тем программы
Кол-во часов
по разделу
Дата
проведения
Основные виды учебной
деятельности
Виды контро-
ля
1 четверть
Школа
Речевая
Практическая
Здравствуй школа!
2
школа
интернат
учеба уроки
Уметь различать
учебные заведения
от других
Я -ученик
2
Ученик
Учитель
Воспитатель
Класс
Классная комната
Уметь различать
дошкольников от
школьников
Мой класс. Моя парта.
2
Ученическое место
парта
стул
ряд
Уметь находить
свое место в классе
знать место в ряду
Школьные
принадлежности
(ознакомление,
назначение).
2
Учебник
Тетрадь
Пенал
Точилка
карандаш
линейка
Уметь различать
учебные принад-
лежности ,отличать
ручку от карандаша
Школа. Правила поведения.
2
Общение
Поведение
Общество
Сверстники
Взрослые
Сюжетно-ролевая
игра« Формы об-
ращения с прось-
бой, вопросом к
сверстнику (стар-
шему )»
Работники школы
2
Учитель
воспитатель
библиотекарь
Ум е т ь
о т л и ч а т ь
учителя от воспита-
теля,врача,
повара
26
уборщик помещений
повар врач
медсестра сторож
медсестры
Всего часов :
12
Квартира, дом, двор
Дом
2
дом, квартира, част-
ный дом
Уметь различать
жилые и нежилые
помещения
Мебель, предметы интерьера.
2
Мебель
Шкаф
Кровать
Уметь различать
виды мебели и
предметы интерье-
ра
Посуда (столовая ,кухонная)
2
Тарелки, чашки
половник, ложка,
вилка, нож
Мытье посуды
Всего часов :
6
2четверть
Квартира, дом, двор
Бытовые электроприборы и электронные
устройства
2
Пылесос
Полотер
Моющий
Мясорубка
Миксер
Кухонный комбайн
Уборка помещения
с помощью элек-
тропылесоса
Дворовая территория
2
Двор, огород,
сад, грядка,
клумба, дорожка
Уборка школьного
двора
Чрезвычайные ситуации в доме
2
Телефон,
скорая помощь
полиция,
МЧС
Горгаз
Водоканал
Вызов скорой помо-
щи по телефону
Всего часов:
6
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Предметы, созданные человеком вокруг нас
2
Мебель, одежда
Обувь,посуда
27
книги, газеты
Материалы, используемые
в изготовлении
игрушек и их свойства
2
Пластмасса
Резина дерево
Ткань, мех
Сюжетно-ролевая
игра «Угадай из
чего сделано?»
Материалы, используемые
в изготовлении
одежды и их свойства.
2
Шерсть,
синтетика,
мех, лен,ситец
Сюжетно-ролевая
игра «Угадай из
чего сделано?»
Материалы, используемые
в изготовлении
мебелии их свойства.
2
Дерево, пластик,
стекло
Сюжетно-ролевая
игра «Угадай из
чего сделано?»
Всего часов :
8
3четверть
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Материалы, используемые
в изготовлении
посуды и их свойства.
2
Фарфор,
фаянс,
стекло
пластмасса
картон
Сюжетно-ролевая
игра «Угадай из чего
сделано?»
Всего часов:
2
Транспорт
Наземный транспорт (личный, обществен-
ный), виды и его назначение Правила пользо-
вания общественнымтранспортом
2
Маршрут
Водитель
Пассажир
Автомобиль,
автобус,
маршрутное такси
Сюжетно-ролевая
игра «Едем в гости к
бабушке»
Железнодорожный транспорт, виды и его на-
значение
2
Поезд,
Электричка,
Пассажирский,
товарный
Экскурсия на Сель-
маш-вокзал
Водный транспорт, виды и его назначение
2
корабль,
лодка,
река, море
каюта, камбуз
речной вокзал
Сюжетно-ролевая
игра
28
морской порт
Воздушный транспорт, виды и его назначе-
ние
2
Самолет, вертолет,
летчик, стюардесса
аэропорт
Сюжетно-ролевая
игра
Профессии людей, работающих на транспорте
2
Водитель, маши-
нист, матрос,
летчик
Сюжетно-ролевая
игра
Правила дорожного движения
2
переход
пешеход
перекресток
светофор
знаки дорожного
движения
Сюжетно-ролевая
игра
Всего часов:
12
Традиции, обычаи .
Праздники.
2
Праздник
Выходной день
День города
Украшение улиц
Игра «Найди
отличие на
картинках о
праздниках»
Традиционные школьные праздники
2
День знаний
День учителя
Новогодний утрен-
ник
Игра «Найди
отличие на
картинках о
праздниках»
Национальные праздники, традиции народов
России.
2
Праздник
День рождения
Новый год
Утренник
Игра «Найди
отличие на
картинках о
праздниках»
Всего часов:
6
4четверть
Традиции, обычаи
Религиозные праздники и их атрибуты
4
Пасха
Рождество
Крещение Господне
Сюжетно-ролевая
игра
Всего часов
4
Страна
Государство Россия и его символика (флаг,
герб, гимн)
2
Россия Родина
столица Москва
П\Р
«
Рисуем
флаг
России»
29
Флаг герб
гимн
Состав Российской Федерации.
2
Республики
Государства
Российская
Федерация
Национальности
русские армяне
азербайджанцы
дагестанцы
осетины
Аппликация « флаги
республик РФ»
Права и обязанности граждан России
2
Право жильё
образование
труд больничный
лист
отпуск
выходной день
Беседа
о
правах
и
обязанностей
граждан
России
.
Развитие
диалогической речи
Значимые исторические события России
2
Великая отече-
ственная война
Полет человека в
космос
Презентация «У
войны не детское
лицо»
Выдающиеся люди России.
2
Президент России
Мэр города
Губернатор
Узнавание выдаю-
щихся людей по
фотографиям
Страны мира и их население
2
Европа
Азия
Африка
Узнавание жи-
телей стран мира
по цвету кожи
Всего часов :
12
Всего часов за год:
68
30
Рабочая программа для 6 класса ОР рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 68 час, количество занятий в клас-
се в неделю – 2 час
Учителя : Богданова О.К.
Богданова И.Ю.
№
Наименование разделов, тем программы
Кол-во часов
по разделу
Дата проведе-
ния
Основные виды учебной деятельности
Виды
контроля
1четверть
Школа
Речевая
Практическая
Здравствуй школа!
2
школа
интернат
учеба уроки
Уметь различать
учебные заведения
от других
Я -ученик
2
Ученик
Учитель
Воспитатель
Класс
Классная комната
Уметь различать до-
школьников от
школьников
Мой класс. Моя парта.
2
Ученическое место
парта
стул
ряд
Уметь находить
свое место в классе
знать место в ряду
Школьные
принадлежности
(ознакомление,
назначение).
2
Учебник
Тетрадь
Пенал
Точилка
карандаш
линейка
Уметь различать
учебные принадлеж-
ности ,отличать руч-
ку от карандаша
Школа. Правила поведения.
2
Общение
Поведение
Общество
Сверстники
Взрослые
Сюжетно-ролевая
игра« Формы об-
ращения с просьбой,
вопросом к сверст-
нику (старшему )»
Работники школы
2
Учитель
воспитатель
библиотекарь
Уметь отличать учи-
теля от воспитателя,
врача от повара
31
уборщик помещений
повар врач
медсестра сторож
Всего часов :
12
Квартира, дом, двор
Дом
1
дом, квартира,
частный дом
Уметь различать жи-
лые и нежилые по-
мещения
Мебель, предметы интерьера.
2
Мебель
Шкаф
Кровать
Уметь различать
виды мебели и пред-
меты интерьера
Посуда (столовая ,кухонная)
2
Тарелки, чашки
половник, ложка,
вилка, нож
Мытье посуды
Всего часов :
5
2четверть
Квартира, дом, двор
Бытовые электроприборы и электронные
устройства
2
Пылесос моющий
Мясорубка Миксер
Кухонный комбайн
Планшет
Компьютер
Уборка помещения
с помощью элек-
тропылесоса
Дворовая территория
2
Двор, огород,
сад, грядка,
клумба, дорожка
Уборка школьного
двора
Благоустройство квартиры
1
Интерьер
Мебель
Освещение
Шторы
Занавески
Упражнения в раци-
ональной расстанов-
ке мебели
Чрезвычайные ситуации в доме
2
Телефон,
скорая помощь
полиция,МЧС
ГоргазВодоканал
Вызов скорой помо-
щи по телефону
Всего часов:
7
32
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Предметы, созданные человеком вокруг нас
2
Мебель, одежда
Обувь,
книги,газеты
Материалы, используемые
в изготовлении
игрушек и их свойства
2
Пластмасса
резина
дерево
мех
Сюжетно-ролевая
игра «Угадай из
чего сделано?»
Материалы, используемые
в изготовлении
одежды и их свойства.
2
Шерсть,
синтетика,
мех, лен,
Сюжетно-ролевая
игра «Угадай из
чего сделано?»
Материалы, используемые
в изготовлении
мебели и их свойства.
1
Дерево, пластик,
стекло
Сюжетно-ролевая
игра «Угадай из
чего сделано?»
Всего часов:
7
3четверть
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Материалы, используемые
в изготовлении
мебели и их свойства.
1
Дерево, пластик,
стекло
Сюжетно-ролевая
игра «Угадай из
чего сделано?»
Материалы, используемые
в изготовлении
посуды и их свойства.
2
Фарфор,
фаянс,
стекло
пластмасса
картон
Сюжетно-ролевая
игра «Угадай из
чего сделано?»
Всего часов:
3
Транспорт
Наземный транспорт (личный, обществен-
ный), виды и его назначение Правила пользо-
вания общественным транспортом
2
Маршрут
Водитель
Пассажир
Автомобиль,
автобус,
маршрутное такси
Сюжетно-ролевая
игра «Едем в гости к
бабушке»
Железнодорожный транспорт, виды и его на-
значение
2
Поезд,
Электричка,
Сюжетно-ролевая
игра « Приобрете-
33
Пассажирский,
товарный
ние ж/д билета до
места назначения»
Водный транспорт, виды и его назначение
2
корабль,
лодка,
река, море
каюта, камбуз
речной вокзал
морской порт
Сюжетно-ролевая
игра
Воздушный транспорт, виды и его назначе-
ние
2
Самолет, верто-
лет, летчик, стю-
ардесса
аэропорт
Сюжетно-ролевая
игра
Профессии людей, работающих на транспорте
2
Водитель, маши-
нист, матрос,
летчик
Сюжетно-ролевая
игра
Правила дорожного движения
2
переход
пешеход
перекресток
светофор
знаки дорожного
движения
Сюжетно-ролевая
игра
Всего часов:
12
Традиции, обычаи .
Праздники.
2
Праздник
Выходной день
День города
Украшение улиц
Игра «Найди
отличие на
картинках о
праздниках»
Традиционные школьные праздники
2
День знаний
День учителя
Новогодний утрен-
ник
Игра «Найди
отличие на
картинках о
праздниках»
Национальные праздники, традиции народов
России.
2
Праздник
День рождения
Новый год
Утренник
Игра «Найди
отличие на
картинках о
праздниках»
Всего часов:
6
34
4четверть
Традиции, обычаи .
Религиозные праздники и их атрибуты
4
Пасха Рождество
Крещение Господне
Сюжетно-ролевая
игра
Всего часов
4
Страна
Государство
Россия
и
его
символика
(флаг,герб,гимн)
2
Россия Родина
столица Москва
Флаг герб
гимн
П\Р
«
Рисуем
флаг
России»
Состав Российской Федерации.
2
Республики
Государства
Российская
Федерация
Национальности
русские армяне
азербайджанцы
дагестанцы
осетины
Аппликация « флаги
республик РФ»
Права и обязанности граждан России
2
Право жильё
образование
труд больничный
лист отпуск
выходной день
Беседа
о
правах
и
обязанностей
граждан
России
.
Развитие
диалогической речи
Значимые исторические события России
2
Великая отече-
ственная война
Полет человека в
космос
Презентация «У
войны не детское
лицо»
Выдающиеся люди России.
2
Президент России
Мэр города
Губернатор
Узнавание выдаю-
щихся людей по
фотографиям
Страны мира и их население
2
Германия Франция
Америка
Россия
Узнавание жи-
телей стран мира
по цвету кожи
Всего часов :
12
35
Всего часов за год:
68
Рабочая программа для 8 класса ОР рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 34 час, количество занятий в классе
в неделю – 1час
Учителя : Богданова О.К
.
Богданова И.Ю.
№
Наименование разделов, тем программы
Кол-во часов
по разделу
Дата проведе-
ния
Основные виды учебной деятельности
Виды
контроля
1 четверть
Школа
Здравствуй школа!
1
школа
интернат
учеба уроки
Уметь различать
учебные заведения
от других
Я -ученик
1
Ученик
Учитель
Воспитатель
Класс
Классная комната
Уметь различать до-
школьников от
школьников
Мой класс. Моя парта.
1
Ученическое место
парта
стул
ряд
Уметь находить
свое место в классе
знать место в ряду
Школьные принадлежности
1
Учебник
Тетрадь
Пенал
Точилка
карандаш
линейка
Уметь различать
учебные принадлеж-
ности ,отличать руч-
ку от карандаша
Школа. Правила поведения.
1
Общение
Поведение
Общество
Сверстники
Взрослые
Сюжетно-ролевая
игра« Формы об-
ращения с просьбой,
вопросом к сверст-
нику (старшему )»
Работники школы
1
Учитель
воспитатель
Уметь отличать учи-
теля от воспитателя,
36
библиотекарь
уборщик помещений
повар врач
медсестра сторож
врача от повара
Всего часов :
6
Квартира, дом, двор
Дом
1
дом, квартира,
частный дом
Уметь различать жи-
лые и нежилые по-
мещения
Мебель, предметы интерьера и посуда
1
Мебель
Шкаф
Кровать
Уметь различать
виды мебели и пред-
меты интерьера
Всего часов :
2
2четверть
Квартира, дом, двор
Бытовые электроприборы и электронные
устройства
1
Пылесос моющий
МясорубкаМиксер
Кухонный комбайн
Планшет
Компьютер
Уборка помещения
с помощью элек-
тропылесоса
Дворовая территория
1
Двор, огород,
сад, грядка,
клумба, дорожка
Уборка школьного
двора
Благоустройство квартиры
1
Интерьер
Мебель
Освещение
Шторы
Занавески
Упражнения в раци-
ональной расстанов-
ке мебели
Чрезвычайные ситуации в доме
1
Телефон,
скорая помощь
полиция,
МЧС
Горгаз
Водоканал
Вызов скорой помо-
щи по телефону
Всего часов:
4
Предметы и материалы, изготовленные человеком
37
Предметы, созданные человеком вокруг нас
1
Мебель, одежда
Обувь, посуда,
книги, газеты
Материалы, используемые
в изготовлении
игрушек и их свойства
1
Пластмасса
Резина дерево
мех
Сюжетно-ролевая
игра «Угадай из
чего сделано?»
Материалы, используемые
в изготовлении
одежды и их свойства.
1
Шерсть, синте-
тика, мех, лен,
Сюжетно-ролевая
игра «Угадай из
чего сделано?»
Всего часов :
3
3четверть
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Материалы, используемые
в изготовлении
мебелии их свойства.
1
Дерево, пластик,
стекло
Сюжетно-ролевая
игра «Угадай из
чего сделано?»
Материалы, используемые
в изготовлении
посудыи их свойства.
1
Фарфор,
фаянс,
стекло
пластмасса
картон
Сюжетно-ролевая
игра «Угадай из
чего сделано?»
Всего часов:
2
Транспорт
Наземный транспорт (личный, обществен-
ный), виды и его назначение Правила пользо-
вания общественнымтранспортом
1
Маршрут
Водитель
Пассажир
Автомобиль,
автобус,
маршрутное такси
Сюжетно-ролевая
игра «Едем в гости к
бабушке»
Железнодорожный транспорт, виды и его на-
значение
1
Поезд,
Электричка,
Пассажирский,
товарный
Сюжетно-ролевая
игра « Приобрете-
ние ж/д билета до
места назначения»
Водный транспорт, виды и его назначение
1
корабль,
лодка,
река, море
Сюжетно-ролевая
игра
38
каюта, камбуз
речной вокзал
морской порт
Воздушный транспорт, виды и его назначе-
ние
1
Самолет, верто-
лет, летчик, стю-
ардесса
аэропорт
Сюжетно-ролевая
игра
Профессии людей, работающих на транспорте
1
Водитель, маши-
нист, матрос,
летчик
Сюжетно-ролевая
игра
Правила дорожного движения
1
Переход пешеход
перекресток
светофор
знаки дорожного
движения
Сюжетно-ролевая
игра
Всего часов:
6
Традиции, обычаи .
Праздники.
1
Праздник
Выходной день
День города
Украшение улиц
Игра «Найди
отличие на
картинках о
праздниках»
Традиционные школьные праздники
1
День знаний
День учителя
Новогодний утрен-
ник
Игра «Найди
отличие на
картинках о
праздниках»
Всего часов:
2
4 четверть
Традиции, обычаи
Национальные праздники, традиции народов
России.
1
Праздник
День рождения
Новый год
Утренник
Игра «Найди
отличие на
картинках о
праздниках»
Религиозные праздники и их атрибуты
1
Пасха Рождество
Крещение Господне
Сюжетно-ролевая
игра
Всего часов
2
Страна
39
Государство
Россия
и
его
символика
(флаг,герб,гимн)
2
Россия
Родина столица
Москва
Флаг
герб
гимн
П\Р
«
Рисуем
флаг
России»
Состав Российской Федерации.
1
Республики
Государства
Российская
Федерация
Национальности
русские армяне
азербайджанцы
дагестанцы
осетины
Аппликация « флаги
республик РФ»
Права и обязанности граждан России
1
Право жильё
образование
труд больничный
лист
отпуск
выходной день
Беседа
о
правах
и
обязанностей
граждан
России
.
Развитие
диалогической речи
Значимые исторические события России
1
Великая отече-
ственная война
Полет человека в
космос
Презентация «У
войны не детское
лицо»
Выдающиеся люди России.
1
Президент России
Мэр города
Губернатор
Узнавание выдаю-
щихся людей по
фотографиям
Страны мира и их население
1
Германия Франция
Америка
Россия
Узнавание жи-
телей стран мира
по цвету кожи
Всего часов :
8
Всего часов за год:
34
40
Материально-техническое обеспечение курса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое
обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых
пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения.
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- автоматизированное рабочее место учителя;
-компьютерные обучающие игры
- натуральные объекты, муляжи, макеты.
- предметные сюжетные картинки,
- дидактические игры по изучаемым темам и т.д.
- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных
местах.
- раскраски с различными объектами окружающего социального мира.
программно-методическое обеспечение
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью , под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.
– Спб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011;
Программно-методические
материалы
«Обучение
детей
с
выраженным
недоразвитием
интеллекта»,
под
ред.
И.М.Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007;
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1983;
Программы вспомогательной школы с русским языком обучения (II отделение) «Социальная адаптация» 4-9 классы, под
ред. В.И.Олешкевич, С.П.Самуйлик, - Минск, изд. Беларусский дом печати, 2005.
Система контрольно-измерительных материалов
Контрольные работы в данных классах не предусматриваются.
Этапы мониторинга:
1. Стартовая диагностика: проводится в начале учебного года, для выявления уровня актуального развития ребёнка, его по-
тенциальные возможности.
41
2. Текущая диагностика: проводится в середине учебного года, позволяет оценить эффективность применяемых методов
и приёмов содержания коррекционно-развивающей работы, наблюдать динамику развития ребёнка.
3. Итоговая диагностика: проводится в конце учебного года, определяет характер динамики развития и позволяет соста-
вить дальнейший образовательный маршрут ребёнка или класса.
42