Напоминание

Экономические задачи


Автор: Антипова Татьяна Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Пламенская СОШ"
Населённый пункт: д. Сяськелево, Гатчинский район, Ленинградская область
Наименование материала: Элективные курс 10 класс
Тема: Экономические задачи
Раздел: полное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ПЛАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"

Рабочая программа

по

элективному курсу «Экономические задачи»

(учебный предмет)

для

10

класса, базовый уровень

(уровень: базовый, профильный)

один год

(срок реализации)

Разработчик программы:

Антипова Татьяна Николаевна,

учитель географии.

Пояснительная записка

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой моделирования

реальных ситуаций на языке алгебры, составления уравнений и неравенств по условию

задачи; исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры.

Значимым этапом для формирования и развития умения решать текстовые задачи с

экономическим содержанием

является деятельность учащихся по самостоятельному

определению вида задач каждого типа, составлению математической модели и алгоритма

их решения. Таким образом, содержание курса охватывает все основные типы текстовых

задач с экономическим содержанием.

Современная экономическая наука предполагает высокий уровень формализации и

характеризуется широким использованием математики.

Задачи, представленные в данном курсе демонстрируют практическую ценность

математики, позволяют активизировать учебную деятельность, формируют знания и

способности к деятельности, которые актуальны и востребованы практикой, рынком

труда.

Также

способствует

развитию

познавательных

интересов,

мышления

обучающихся.

Содержание программы направленно на демонстрацию применения математики в

экономике и управления и опирается на знания, полученные в курсе алгебры основной

школы (содержательная линия «Проценты»).

Программа разработана в соответствии с учебным планом для уровня среднего

общего образования. Элективный курс изучается в 10 классе, разработан с учетом рабочей

программы по воспитанию и направлен на развитие финансовой грамотности.

Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков

анализа и систематизации полученных ранее знаний.

Задачи курса:

расширение и углубление представления учащихся о приемах и методах решения

математических задач;

формирование и развитие у старшеклассников аналитического

логического

мышления при проектировании решения задачи;

развитие

самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в

незнакомой ситуации;

развитие

самостоятельно

анализировать

и

решать

экономические

или

управленческие задачи;

развитие математической интуиции , нахождение наилучшего способа решения

задач , применяя математический аппарат;

формирование навыка работы с дополнительной литературой, использования

различных Интернет-ресурсов;

акцентирование

внимания

учащихся

на

единых

требованиях

к

правилам

оформления задач включаемых в ЕГЭ.

Учебные занятия включают в себя лекции и практические занятия. Основной тип-

комбинированный урок. Каждая тема элективного курса начинается с постановки задачи.

Теоретический

материал

излагается

в

форме

мини-лекций.

После

изучения

теоретического материала выполняются задания для активного обучения, практические

задания для закрепления.

Формы и методы контроля: тестирование по каждой теме. Для текущего контроля

на занятиях учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе,

а часть дома - самостоятельно. Количество заданий в тестах по каждой теме не одинаково.

Основным

дидактическим

средством

для

предлагаемого

курса

являются

тексты

рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из различных источников для

подготовки к единому государственному экзамену.

Программа рассчитана на 34 часа, с учебной нагрузкой 1 час в неделю в 10 классе.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета математика

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения элективного курса

Изучение курса позволяет достичь следующих результатов

в личностном направлении:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,

понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и

контрпримеры;

2)

критичность

мышления,

умение

распознавать

логически

некорректные

высказывания, отличать гипотезу от факта;

3) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении

математических задач;

4)

умение

контролировать

процесс

и

результат

учебной

математической

деятельности;

5) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,

решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об

универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других

дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для

решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать

решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

4)

умение

выдвигать

гипотезы

при

решении

учебных

задач

и

понимать

необходимость их проверки;

5) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть

различные стратегии решения задач;

6) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в

соответствии с предложенным алгоритмом;

7) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для

решения учебных математических проблем;

8) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение

задач исследовательского характера;

в предметном направлении

обучающийся получит возможность:

o

узнать историю возникновения процента;

o

понятия процента, сложного процента, процентного содержания;

o

алгоритмы решения простейших текстовых задач;

o

алгоритмы решения текстовых задач

на смеси, сплавы, концентрацию,

процентное содержание;

o

типы экономических задач;

o

алгоритмы решения задач на равные размеры выплат на равные размеры

выплат;

o

алгоритмы решения задач на равные размеры выплат на сокращение остатка на

одну долю от целого

o

вывод формул;

o

общую схему решения экономических задач;

o

алгоритмы решения задач на оптимальный выбор;

обучающийся научится:

o

работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую

информацию);

o

точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с

применением математической терминологии и символики;

o

использовать различные языки математики;

o

проводить

классификации,

логические

обоснования,

доказательства

математических утверждений;

o

моделировать реальные ситуации на языке алгебры;

o

составлять уравнения и неравенства по условию задачи;

o

находить: проценты от числа, число по его процента, сложные проценты от числа,

процентное содержание;

o

применять алгоритмы решения простейших текстовых задач, алгоритмы решения

текстовых задач на смеси, сплавы, концентрацию, процентное содержание;

o

выводить формулы для решения экономических задач на вклады и кредиты;

o

понимать общую схему решения экономических задач на вклады и кредиты;

o

понимать алгоритмы решения задач на равные размеры выплат на равные размеры

выплат;

o

понимать алгоритмы решения задач на равные размеры выплат на сокращение

остатка на одну долю от целого;

o

понимать алгоритмы решения задач на оптимальный выбор;

o

различать типы задач на равные размеры выплат на равные размеры выплат и на

сокращение остатка на одну долю от целого;

o

применять

изученные

понятия,

результаты,

методы

для

решения

задач

практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при

необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

2. Содержание элективного курса

История возникновения процента.

Введение. Понятие процента, сложного процента. История возникновения процента.

Понятие математического моделирования.

Понятие и этапы математического моделирования. Виды текстовых задач и подходы к их

решению.

Простые практико-ориентированные задачи.

Задачи на вычисление и округление. Задачи на деление с остатком. Задачи на чтение и

анализ данных, представленных в виде графиков, диаграмм и таблиц. Задачи с логической

составляющей.

Решение простейших текстовых задач.

Понятие процентного отношения. Решения задач трех типов на проценты.

Формулы расчета доли в процентном отношении и расчета процента от числа. Формулы

увеличения и уменьшения числа на заданный процент. Формула вычисления исходной

суммы. Формула расчета простых процентов. Две формулы расчета сложных процентов.

Применение формулы сложного процента.

Решение текстовых задач на смеси, сплавы, концентрацию, процентное содержание.

Понятие концентрации вещества. Понятие смеси, растворов, сплавов. Этапы построения

математической модели. Определение концентрации вещества в растворе, нахождение

массы смеси, раствора, сплава.

Общая схема решения задач на вклады и кредиты.

Этапы построения математической модели. Вывод формул. Общая схема решения задач.

Условное деление типов задач.

Решение задач с на вклады и кредиты типа А.

Решение задач на равные размеры выплат с выводом формул. Решение задач на равные

размеры выплат с применением формул.

Решение задач с экономическим содержанием профильного ЕГЭ типа В.

Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с выводом формул.

Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с применением формул.

3. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой

темы

п/п

Название темы

Кол-во часов

1

История возникновения процента

1

2

Понятие математического моделирования

2

3

Простые практико-ориентированные задачи

4

4

Решение простейших текстовых задач

4

5

Решение текстовых задач на смеси, сплавы, процентное

содержание

4

6

Общая схема решения задач на вклады и кредиты

4

7

Решение задач с на вклады и кредиты типа А

7

8

Решение задач с экономическим содержанием профильного

ЕГЭ типа В

8

Итого:

34



В раздел образования