Автор: Садыкова Гульназ Загитовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №70 комбинированного вида" Ново-Савиновского района г.Казани Населённый пункт: Казань Наименование материала: методическая разработка Тема: Виды трудовой деятельности дошкольников Раздел: дошкольное образование
Виды трудовой деятельности дошкольников.
Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного
возраста. Поэтому трудовое воспитание является одним из основных направлений
образовательной деятельности детского сада. В соответствии с ФГОС ДО под этим
термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия
и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду. Для формирования
положительного отношения ко всем видам труда, индивидуальных
предпочтительных интересов важно, чтобы каждый ребенок мог систематически
участвовать в разных его видах.
Следует подчеркнуть, что каждый вид труда способствует всестороннему
развитию личности ребенка, но вместе с тем позволяет решать и свои
специфические задачи.
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на 4 вида:
1. Самообслуживание
2. Хозяйственно-бытовой труд
3.Труд в природе
4. Ручной труд.
Самообслуживание – основной вид труда ребенка. Приучение детей одеваться,
умываться, есть, убирать за собой на место игрушки формирует у них
самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах,
желание и умение преодолевать препятствия.
В самообслуживании перед ребенком ставится конкретная цель, достижение
которой понятно и жизненно необходимо ему. Результат, которого он достигает в
самообслуживании, нагляден и открывает дальнейшие возможности: оделся – можно
идти на прогулку, убрал игрушки – можно садиться заниматься и т.д.
В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в
самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью.
Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству
действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени,
затрачиваемому на это. Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи,
учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за
услугу.
Хозяйственно-бытовой труд дает возможность воспитывать аккуратность, желание
поддерживать чистоту и порядок. У детей, постоянно участвующих в хозяйственно-
бытовом труде, формируется бережное отношение к вещам, стремление по
собственной инициативе включиться в дежурство, навести порядок, помочь другому
ребенку или взрослому.
Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что результаты его
иногда не заметны. Он наглядно ощутим лишь непродолжительное время (протер
пыль – завтра она снова появилась). И ничто не напоминает детям о затраченных
усилиях. Повторение изо дня в день одних и тех же дел, зачастую снижает к ним
интерес. И чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к
повседневной однообразной, но жизненно необходимой работе, важно создать
оптимальные условия для хозяйственно-бытового труда: продумать расположение
инвентаря, продумать организацию хозяйственно-бытового труда.
В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется:
дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают
кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.
Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог
приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает
самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.
Художественный или ручной труд позволяющий развивать у детей начала
конструктивных умений и навыков, в большей мере способствует духовному
развитию. Благодаря художественному труду дети на опыте усваивают элементарные
понятия о свойствах различных материалов, учатся пользоваться ими. Им не
безразлично что делать: чем более нужные, полезные и внешне привлекательные
изделия предстоит сделать, тем с большим увлечением , интересом и энергией они
относятся к их изготовлению. Поэтому очень важно, чтобы ребенку был виден и
понятен результат его труда.
Дети 4-5 лет могут сделать самые простые игрушки из заготовленных частей.
Поэтому нужно, чтобы в группе было необходимое оборудование: коробки, катушки,
цветная бумага, природный материал. С детьми старшего возраста можно
приготовить оборудование и атрибуты для игр-драматизаций.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными,
выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.
Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития,
совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет
нервную систему. Большое значение труд в природе имеет и для умственного и
сенсорного развития детей.
Выполняя те или иные трудовые действия, дети сталкиваются с различными
свойствами почвы, растений и познают их. Наблюдая за поведением животных, они
выделяют такие их повадки, которые важны для выполнения предстоящего
трудового действия.
Труд в природе связан с расширением кругозора, получением доступных знаний.
На основе собственного опыта дети начинают понимать зависимость организмов от
среды обитания, последовательность роста и развития растений и животных.
Работая на участке, а также в уголке природы, дети овладевают простейшими
практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем,
усваивают приемы ухода за растениями.
Труд в природе развивает наблюдательность, любознательность, воспитывает
интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им
занимаются.
Труд в природе имеет специфику: это единственный вид, доступный детям
дошкольного возраста. Конечная цель и результаты труда конкретны и понятны
ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро. Для создания у детей
устойчивого положительного отношения к повседневной, однообразной работе
нужна правильная организация труда.
Усвоение знаний и формирование трудовых умений и навыков должны происходить
не только на специально организованных занятиях, но преимущественно в
повседневном труде.
В процессе обучения детей умению ухаживать за растениями большое место
должен занимать совместный труд ребенка и взрослого, когда взрослый с самого
начала работает с небольшой группой детей. Для воспитания осознанного
отношения к трудовым процессам важно сочетать работу по уходу за растениями с
посадкой или посевом самих растений, с игрой природными материалами, давать
детям возможность действовать с ними.
Эффективность, результативность трудовой деятельности, отношение детей к труду
во многом определяются методикой его руководства. Нет ленивых ребят, а есть
только наше неправильное руководство детским трудом.
Призывы к долгу, обязанности — пустые слова. Надо помнить, что ребенок, тем
более дошкольник, никому ничего не должен. При правильном руководстве можно
найти подход к каждому ребенку и добиться того, чтобы все дети всегда хотели
трудиться и выполняли любые трудовые задания с удовольствием.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов
воспитания личности, ведь включаясь в трудовой процесс ребенок коренным
образом меняет все представление о себе и об окружающем мире, получает навыки
работы, общения и сотрудничества.
Список литературы:
1.
М.Д. Маханева, О.В. Скворцова «Учим детей трудиться» Творческий Центр
Сфера Москва 2013
2.
Козлова,
С.А.
Нравственное
и
трудовое
воспитание
дошкольников.М.:
Просвещение, 2002.
3.
Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника:
Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.:
ВЛАДОС, 2003.