Напоминание

Виды трудовой деятельности дошкольников


Автор: Садыкова Гульназ Загитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №70 комбинированного вида" Ново-Савиновского района г.Казани
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Виды трудовой деятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Виды трудовой деятельности дошкольников. Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Поэтому трудовое воспитание является одним из основных направлений образовательной деятельности детского сада. В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду. Для формирования положительного отношения ко всем видам труда, индивидуальных предпочтительных интересов важно, чтобы каждый ребенок мог систематически участвовать в разных его видах. Следует подчеркнуть, что каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности ребенка, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на 4 вида: 1. Самообслуживание 2. Хозяйственно-бытовой труд 3.Труд в природе 4. Ручной труд. Самообслуживание – основной вид труда ребенка. Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой на место игрушки формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. В самообслуживании перед ребенком ставится конкретная цель, достижение которой понятно и жизненно необходимо ему. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает дальнейшие возможности: оделся – можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно садиться заниматься и т.д. В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу. Хозяйственно-бытовой труд дает возможность воспитывать аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У детей, постоянно участвующих в хозяйственно- бытовом труде, формируется бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включиться в дежурство, навести порядок, помочь другому ребенку или взрослому.
Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что результаты его иногда не заметны. Он наглядно ощутим лишь непродолжительное время (протер пыль – завтра она снова появилась). И ничто не напоминает детям о затраченных усилиях. Повторение изо дня в день одних и тех же дел, зачастую снижает к ним интерес. И чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной однообразной, но жизненно необходимой работе, важно создать оптимальные условия для хозяйственно-бытового труда: продумать расположение инвентаря, продумать организацию хозяйственно-бытового труда. В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д. Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел. Художественный или ручной труд позволяющий развивать у детей начала конструктивных умений и навыков, в большей мере способствует духовному развитию. Благодаря художественному труду дети на опыте усваивают элементарные понятия о свойствах различных материалов, учатся пользоваться ими. Им не безразлично что делать: чем более нужные, полезные и внешне привлекательные изделия предстоит сделать, тем с большим увлечением , интересом и энергией они относятся к их изготовлению. Поэтому очень важно, чтобы ребенку был виден и понятен результат его труда. Дети 4-5 лет могут сделать самые простые игрушки из заготовленных частей. Поэтому нужно, чтобы в группе было необходимое оборудование: коробки, катушки, цветная бумага, природный материал. С детьми старшего возраста можно приготовить оборудование и атрибуты для игр-драматизаций. Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение труд в природе имеет и для умственного и сенсорного развития детей. Выполняя те или иные трудовые действия, дети сталкиваются с различными свойствами почвы, растений и познают их. Наблюдая за поведением животных, они выделяют такие их повадки, которые важны для выполнения предстоящего трудового действия. Труд в природе связан с расширением кругозора, получением доступных знаний. На основе собственного опыта дети начинают понимать зависимость организмов от среды обитания, последовательность роста и развития растений и животных.
Работая на участке, а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями. Труд в природе развивает наблюдательность, любознательность, воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе имеет специфику: это единственный вид, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро. Для создания у детей устойчивого положительного отношения к повседневной, однообразной работе нужна правильная организация труда. Усвоение знаний и формирование трудовых умений и навыков должны происходить не только на специально организованных занятиях, но преимущественно в повседневном труде. В процессе обучения детей умению ухаживать за растениями большое место должен занимать совместный труд ребенка и взрослого, когда взрослый с самого начала работает с небольшой группой детей. Для воспитания осознанного отношения к трудовым процессам важно сочетать работу по уходу за растениями с посадкой или посевом самих растений, с игрой природными материалами, давать детям возможность действовать с ними. Эффективность, результативность трудовой деятельности, отношение детей к труду во многом определяются методикой его руководства. Нет ленивых ребят, а есть только наше неправильное руководство детским трудом. Призывы к долгу, обязанности — пустые слова. Надо помнить, что ребенок, тем более дошкольник, никому ничего не должен. При правильном руководстве можно найти подход к каждому ребенку и добиться того, чтобы все дети всегда хотели трудиться и выполняли любые трудовые задания с удовольствием. Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности, ведь включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире, получает навыки работы, общения и сотрудничества. Список литературы: 1. М.Д. Маханева, О.В. Скворцова «Учим детей трудиться» Творческий Центр Сфера Москва 2013 2. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников.М.: Просвещение, 2002.
3. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003.


В раздел образования