Если ребенок хочет идти в школу чтобы заняться важным, социально одобряемым делом, изучать новое, значит, у него есть мотивационная готовность.
Автор: Черняева Галина Ивановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: детский сад № 12 "Якорёк" Населённый пункт: посёлок Жигалово Иркутской области Наименование материала: статья "Готов ли ваш ребёнок к школе?" Тема: Если ребенок хочет идти в школу чтобы заняться важным, социально одобряемым делом, изучать новое, значит, у него есть мотивационная готовность. Раздел: дошкольное образование
к школе?
Если ребенок хочет идти в школу чтобы заняться
важным, социально одобряемым делом, изучать
новое, значит, у него есть мотивационная
готовность. Если же ему хочется в школу, потому
что там много детей, с которыми можно поиграть,
побегать, то у него еще не сложилась учебная мотивация. И тогда следует
предоставить ребенку возможности для развития учебной мотивации, т. е.
опыт учения: рисование, музыка, танцы, спортивные секции.
Если ребенок способен к произвольному поведению, может действовать в
соответствии с правилами, а не с сиюминутным желанием, значит, волевая
сфера у него развита. Такой ребенок сможет понять и усвоить новые правила
школьной жизни. Самые разные игры по правилам от настольных до
подвижных помогут Вашему ребенку развить произвольность.
Теперь поговорим об интеллектуальной готовности, о развитии мышления
ребенка. Фактически обучение начинается с момента рождения ребенка,
когда ребенок общается со взрослыми, играет, исследует окружающий мир. К
трем годам ребенок проходит уже полпути своего умственного развития, к
моменту поступления в школу он способен к систематизации и
классификации (находит общие и отличительные признаки предметов и
явлений), может анализировать простые причинно-следственные связи, у
него развиты внимание и память.
Ребенок должен обладать словарным запасом, позволяющим выразить мысль,
описать событие, задать вопрос и ответить на него. При несформированности
речи или трудностях звукопроизношения помогут занятия с логопедом.
Важно подготовить руку ребенка к письму. Полезными будут рисование,
срисовывание (развивает зрительно-моторную координацию, внимание,
память), штриховка, раскрашивание. Родители могут научить ребенка
правильно держать карандаш и ручку.
Самое пристальное внимание следует обратить на здоровье ребенка. Если он
часто болеет (3-4 раза в год), у него есть тяжелые и хронические заболевания,
ему трудно будет справиться со школьной программой. Оставшееся время до
школы необходимо посвятить укреплению здоровья ребенка, закаливанию,
физическому развитию.
Проконсультировавшись с педагогом-психологом по готовности к школе,
выявив сильные и слабые стороны развития, можно подготовить ребенка к
школе.
При высоком уровне готовности к школьному обучению ребенок может
заниматься по программам повышенной сложности в специализированных
школах и гимназических классах. Для детей с ослабленным состоянием
здоровья, при наличии неврозов, ММД, а также с проблемами в развитии
речи не рекомендуются программы повышенной сложности. Мы советуем
найти такого педагога, который смог бы учесть особенности ребенка и
создать благоприятную атмосферу обучения.
Для детей с несформированностью речевого развития не рекомендуются
программы интенсивного обучения и школы с углубленным изучением
иностранных языков. Необходимы занятия с логопедом.
Когда ребенок приходит в школу, у него меняется сфера и круг общения,
ведущая деятельность (уже учебная, а не игровая), режим дня. Адаптация
может проходить тяжело и долго (2-3 месяца, а иногда и дольше). Возможны
нарушения сна, аппетита, страхи, капризы. В это время важно поддерживать
положительную самооценку ребенка. Личностная активность,
самостоятельность, независимость, уверенность в себе являются
постоянными стимулами развития. Положительные эмоциональные
установки по отношению к школе, одноклассникам и учителю способствуют
в дальнейшем формированию учебной мотивации. Напротив, отрицательные
установки, страх школы, - снижают успешность учебной деятельности.
Ребенок эмоционально связан с родителями, поэтому очень важно для него,
чтобы родители были счастливы, спокойны, уверены в себе, чтобы в доме
царил мир и гармония. Не стоит сравнивать Вашего ребенка с другими
детьми. Постарайтесь больше хвалить его, нежели ругать, ведь именно
сейчас ему так нужна Ваша поддержка.