Автор: Кожевникова Ирина Владимировна Должность: учитель информатики и ИКТ Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 г.Ливны" Населённый пункт: Орловской области Наименование материала: Конспект урока в 10 классе Тема: Система управления базами данных ACCESS Раздел: полное образование
МБОУ СОШ №2 г.Ливны Орловской обл.
Раздел программы: «Информационные технологии»
Тема урока: «Система управления базами данных MS ACCESS»
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: урок изучения нового материала, урок-практикум.
Технология: исследовательская.
Время проведения: второе занятие по теме «Базы данных»
Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и
лицензированным программным обеспечением. На компьютерах
установлена операционная система Windows XP и пакет Microsoft Office,
подготовлена база данных «Видеотека», проектор, презентация «Система
управления базами данных MS ACCESS».
Цель урока:
1.
Формирование умений и навыков, носящий в современных условиях
общенаучный и общеинтеллектуальный характер.
2.
Развитие у школьников теоретического, творческого мышления.
3.
Научить школьников применять современное программное
обеспечение в решении информационных задач.
Задачи урока.
1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание
информационной культуры.
2. Учебная – изучить и закрепить навыки работы с базой данных.
Развивающая – развитие логического мышления, расширение кругозора.
План урока.
1.
Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном
классе.
2.
Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к
усвоению нового материала.
3.
Объяснение нового материала и самостоятельная работа учащихся на
компьютерах.
4.
Выполнение практической работы с последующим сохранением
созданной базы для дальнейшей работы с ней.
5.
Выставление оценок за урок.
6.
Домашнее задание.
Ход урока.
1.
Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном
классе.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы проводим практическое занятие по базам
данных в компьютерном классе. Для обеспечения безопасной работы
необходимо выполнять следующие правила:
нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и
выключать компьютеры.
нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов.
нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.
нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
нельзя ходить по классу, вставать со своего места.
Кожевникова И.В.
МБОУ СОШ №2 г.Ливны Орловской обл.
В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха
гари – подозвать учителя.
Слайд 2
2.
Фронтальный опрос.
– На прошлом теоретическом занятии мы с вами познакомились с таким
понятием как база данных.
? Что такое база данных? Совокупность хранящихся взаимосвязанных
данных, организованных по определенным правилам.
? Что такое информационная система? Хранилище информации,
снабженное процедурами ввода, поиска, обработки и выдачи информации.
? В чем различие между фактографическими и документальными
базами данных? Фактографическая БД содержит краткие сведения об
описываемых объектах, представленные в строго определенном формате, а
документальная база данных содержит обширную информацию самого
разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную.
? На какие типы делятся базы данных по способу хранения?
Централизованные и распределенные. Централизованная БД – БД которая
хранится на одном компьютере. Распределенная БД – различные части
одной базы данных хранятся на множестве компьютеров, объеденных
между собой сетью.
? Что такое реляционная БД? Реляционной БД называется БД,
содержащая информацию, организованную в виде прямоугольных таблиц,
связанных между собой. Строка таблицы называется записью, столбец –
полем.
Кожевникова И.В.
МБОУ СОШ №2 г.Ливны Орловской обл.
? Что содержит поле? Определенные характеристики объектов.
? Что определяется для каждого поля? тип и формат данных.
? Перечислите основные типы данных : текстовый, поле МЕМО,
числовой, денежный, дата/время, счетчик, логический, поле объекта OLE.
? Что такое главный ключ? Главным ключом в базах данных называют
поле (или совокупность полей), значение которого не повторяется у разных
записей.
Слайд 3.
? Определите структуру (состав полей), ключи и типы полей для
реляционных баз данных «Автобусы».
Номер Маршрута
Начальная остановка
конечная остановка
Кожевникова И.В.
МБОУ СОШ №2 г.Ливны Орловской обл.
Слайд 4
«Расписание»
день недели
номер урока
класс
предмет
преподаватель
Факультатив
Кожевникова И.В.
МБОУ СОШ №2 г.Ливны Орловской обл.
Слайд 5
Изложение нового материала и самостоятельная работа учащихся на
компьютерах.
Обращение к БД и управление БД осуществляется с помощью системы
управления базой данных (СУБД). Уже много раз говорилось о том, что
любую работу компьютер выполняет под управлением программ. Значит и
для работы с базами данных требуется специальное программное
обеспечение.
Наибольшее количество СУБД, созданных для персональных компьютеров
– реляционные. Эти системы так и называются реляционными СУБД.
СУБД может быть ориентирована на программистов или на пользователей.
Мы с вами познакомимся сегодня с СУБД MS Access, которая относится к
системам, ориентированным на пользователя.
Основные режимы работы с базой данных:
создание БД;
редактирование БД;
просмотр БД;
поиск информации в БД.
Кожевникова И.В.
МБОУ СОШ №2 г.Ливны Орловской обл.
Слайд 7.
Среда Access имеет интерфейс, характерный для Windows-приложений и
включает в себя следующие составляющие (сверху вниз): титульную
строку с кнопками управления окном, главное меню, панель инструментов,
рабочее поле и строку состояния. На рабочем поле открывается окно,
соответствующее выбранному режиму работы.
На экране представлено окно, соответствующее основному режиму работы
базы данных. При раскрытии окна становятся доступными 3 командных
кнопки: Открыть, Конструктор, Создать.
Основные объекты MS Access: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы
и модули.
? Как вы думаете, какой объект будет главным? таблица. Почему? Потому,
что это реляционная база данных, а они основаны на табличной форме
организации данных.
Действительно, таблица - это главный тип объектов, остальные являются
производными от таблицы. В этом режиме можно сортировать записи,
аналогично сортировке в электронных таблицах, производить отбор
данных по заданным параметрам.
Форма – это вспомогательный объект. Формы создаются для
дополнительного удобства пользователя при просмотре, вводе и
редактировании данных.
Запрос – результат обращения пользователя к СУБД для поиска данных,
добавления или удаления. ?Как вы думаете, в какой форме будет
представлен результат поиска или выборки данных? В форме таблицы.
Кожевникова И.В.
МБОУ СОШ №2 г.Ливны Орловской обл.
Отчет – это документ, предназначенный для вывода на печать,
сформированный на основании информации, содержащейся в таблицах и
запросах.
Макросы и модули являются объектами повышенной сложности, они
используются для программирования тех или иных действий пользователя
при работе с СУБД.
Как и в любом приложении в MS Access существует многообразие
режимов, которые реализуются через главное меню.
Меню Файл – осуществляется работа с файлами. Какие это действия?
Создание, открытие, сохранения, предварительный просмотр, печать и т.д.
Меню Правка – копирование, вырезание, вставка и т.д.
Меню Вид – настройка среды и т.д. В дальнейшем мы с вами познакомимся
с этими действиями и научимся их применять при работе с базами данных.
Но сегодня основная цель нашего урока – это освоение простых приемов
работы с MS Access. ти приемы вы освоите при выполнении
Компьютерного практикума.
Каждому роздан лист с текстом заданий, в некоторых заданиях требуется
ответить на вопросы.
Но прежде чем приступить к работе давайте запишем домашнее задание:
задание 32 стр. 54. Подготовить бумажный вариант базы данных и сделаем
зарядку.
Текст зарядки
Молодцы, можете приступить к работе.
Выполнение практической работы на компьютере.
Включить музыку.
Кожевникова И.В.
МБОУ СОШ №2 г.Ливны Орловской обл.
Приложение №1
Фамилия и имя режиссеров кинофильмов.
Пятый элемент
Титаник
Кавказская пленница
Гайдай
Драйв
По прозвищу Зверь
Профессионал
Игрушка
Танцор диско
Патруль времени
Только сильнейшие
Ромео и Джульетта
Зита и Гита
На Дерибасовской хорошая погода
Джуниор
Парк Юрского периода
Крепкий орешек
Затерянный мир
Американский бой
Невезучиек
Танго и Кэш
Андрон Кончаловский
Алеша Попович и Тугарин Змей
Король Лев2: Гордость Симбы
Jungle Emperor Leo
Восточный парк
Обретение тишины
Стефании Кроуфорд
Кожевникова И.В.
МБОУ СОШ №2 г.Ливны Орловской обл.
Фамилия, имя учащегося: ______________________________________
Компьютерный практикум
Знакомство с СУБД MS Access
Цель работы : освоение простейших приемов работы с готовой базой данных в
среде СУБД MS Access:
• открытия БД;
• просмотра структуры БД, добавление столбцов в режиме
«Конструктор»;
• просмотра содержимого БД в режимах «Таблица» и «Форма»;
• добавления записей в режиме «Форма»;
• быстрой сортировки таблицы;
• использования фильтра.
Задание №1.
1.
Запустите на исполнение MS Access.
2.
Откройте базу данных «Видеотека» (Мой Компьютер>Локальный диск
D:>Папка «Открытый урок»).
3.
Установите режим работы с таблицей (закладка «Таблицы»). Откройте
таблицу «Диски» командой => Открыть. Изучите содержимое таблицы.
4.
Сколько в ней записей?_____Полей ? ___________. Обратите внимание на
поле Дата. Выпишите дату записи №12.___________________________.
4.
Закройте таблицу. Перейдите в режим работы с конструктором
таблицы командой => Конструктор.
5.
Последовательно перемещаясь от поля к полю, познакомьтесь со свойствами
полей: типом, размером, описанием, свойствами.
Измените тип поля Дата с числового на Дата/время.
6.
Добавьте поле «Режиссер», опишите его тип и введите описание поля. Для
этого введите в столбце «Имя поля» слово режиссер, самостоятельно
выберите тип данных. В разделе «Описание» введите текст «фамилия и имя
режиссера, создавшего фильм». В Свойствах поля в строке Размер поля
вкладки Общие установите число 300. Нажмите Enter. Что произошло ?
______________________________________________________________
____________________
. Измените это значение по своему усмотрению.
7.
Добавьте поле Страна. Закройте конструктор с сохранением изменений. Что
произошло? Сделайте
вывод____________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
________________
8.
Установите главный ключ для таблицы. Обоснуйте свой
выбор:
__________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
___________________________________________________
Установка первичного ключа:
Выделите поле, которое должно стать первичным;
Выберите Правка, Ключевое поле или нажмите кнопку с
изображением ключа на панели инструментов;
9.
Закройте конструктор с сохранением изменений.
Задание №2.
1.
Перейдите в режим работы с формами (закладка «Формы»).
1.
Откройте форму «Диски» (см. рисунок).
3.
Просмотрите последовательность
записей. Выполните переходы на первую и
последнюю записи, на запись с
№12.Выпишите её и сравните с ответом
пункта 4 Задания 1. Сделайте
вывод:________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________
4.
Добавьте следующие записи о новых дисках:
«21, Сибирский цирюльник, Россия, 180, мелодрама,25.12.99, выдана».
«22,Алеша Попович и Тугарин Змей», Россия, 72, мультфильм, 12.11.99,
выдана»
«23, Король Лев2: Гордость Симбы, США, 81, мультфильм, 12.10.98, не
выдана»
«24, Jungle Emperor Leo, Япония, 99, мультфильм, 5.06.97, не выдана»
«25, Восточный парк, Венгрия, 102, комедия, 7.10.04, не выдана»
5.
Введите в поле Режиссер фамилии режиссеров (см. Приложение)
6.
Закройте форму.
Задание №3.
1. Откройте таблицу Диски.
1. Отсортируйте таблицу по названиям фильмов в алфавитном порядке (ключ
сортировки — поле «ФИЛЬМ»). Для этого:
=> выделите столбец «ФИЛЬМ» (щелкните по заголовку столбца);
Кожевникова И.В.
МБОУ СОШ №2 г.Ливны Орловской обл.
=> с помощью контекстного меню или кнопки
на панели инструментов
выполните сортировку.
2. Отсортируйте таблицу по двум ключам — «СТРАНА» и «ВРЕМЯ» — в
порядке убывания. Для этого:
=> выделите два столбца — «СТРАНА» и «ВРЕМЯ» (щелкните по их
заголовкам при нажатой клавише <Shift>);
=> с помощью контекстного меню или кнопки на панели инструментов
выполните сортировку. Обратите внимание на результат: записи с
одинаковым значением поля «СТРАНА» расположились в порядке убывания
значения поля «ВРЕМЯ». Здесь «СТРАНА» является первичным, а «ВРЕМЯ» —
вторичным ключом сортировки.
Задание №4.
1.
Откройте таблицу «Диски».
2.
С помощью фильтра отберите все диски, выданные клиентам. Для этого:
=> выполните команду => Записи => Фильтр => Изменить фильтр или
щелкните по кнопке
на панели инструментов;
=> в появившемся шаблоне в поле «Выдана» щелчком выставьте флажок
(галочку);
=> выполните команду => Фильтр => Применить фильтр или щелкните по
кнопке
на панели инструментов. Для возвращения к полной таблице опять
нажмите эту кнопку.
3.
Аналогично отберите все невыданные диски. Запишите № отобранных
записей:
_____________________________________________________________________
_____
4.
Отберите все фильмы, созданные в Ирландии. Запишите №
записей:________________
5.
Отберите все французские мелодрамы. Для этого в шаблоне поле Жанр
выберите мелодрама, а в поле страна – Франция. Запишите результат
отбора: ________________
_____________________________________________________________________
_______
6.
Отберите все американские боевики. Запишите №
записей:_______________________
_____________________________________________________________________
_______
7.
Отберите режиссеров российских
комедий:____________________________________
_____________________________________________________________________
______
После выполнения работу сдайте учителю.
Кожевникова И.В.