Автор: Захарова Эвелина Геннадьевна
Должность: Учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Школа №2 им. Ю.А.Гагарина"
Населённый пункт: г. Дивногорск
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Роль и место России в современном мире"
Раздел: полное образование
Роль и место России в современном мире
(итоговый урок географии в 11 классе)
1. Целеполагающая часть
Цель: дать оценку роли и месту России в современном мире
Стимул. Проблемный вопрос:
Россия –
ⅩⅩⅠ
век: колесо истории или паутина забвения?
Источники информации:
Учебник географии, атлас по географии 10-11 кл., карточки с критериями оценивания
параметров развития страны.
2.Содержательная часть
Задание:
1.Оценить по 10-балльной системе параметры развития России:
- территорию
- население
- природные ресурсы
- экономику
- уровень жизни
- культуру и религию
- науку и образование
- вооруженные силы
- управление
- внешнюю политику
2. Закрасить каждый сектор эниаграммы в соответствии с выставленными баллами
(одна строчка – 1 балл)
3. Публично аргументировать выставленные баллы, сделать соответствующие выводы,
исходя из поставленной проблемы.
Модельные ответы.
По первому
пункту учащиеся дают оценку каждому параметру развития страны,
например, территория – 10 баллов, так как Россия занимает первое место в мире по площади.
Природные ресурсы – 8 баллов, так как страна богата полезными ископаемыми, но добыча их в
условиях крайнего севера затруднена из-за сурового климата и т.д.
По второму – каждый сектор эниаграммы закрашивается в соответствии с выставленными
баллами.
По третьему – учащиеся публично аргументируют выставленные оценки и делают
соответствующие выводы.
Формулировка познавательных умений.
Предметные. В результате работы учащиеся демонстрируют умение давать оценку
экономико-географического, политического и стратегического положения России в современном
мире; умение работать с географическими картами.
Метапредметные.
Применяются
знания истории, обществознания, собственный
жизненный опыт; умение работать с различными источниками информации; переводить
информацию из одной знаковой системы в другую.
Личностные. Формируется положительное отношение к своей стране, гордость за наши
достижения в различных областях общественной жизни, умение мыслить критически,
аргументировать собственную точку зрения, выстраивать коммуникативные отношения в группе.
Методический комментарий.
Над выполнением данного задания учащиеся работают в группах по 4-5 человек (5 групп).
Каждая группа получает критерии оценивания параметров развития страны и лист с шаблоном
эниаграммы (рис.1) Примерное время выполнения – 25 мин. Затем каждая группа дает оценку двум
параметрам развития страны, приводит свои аргументы. Другие группы могут согласиться с
выставленной оценкой или возразить – начинается дискуссия, после которой ставится средний балл.
В результате эниаграмма в группах выглядит примерно так, как представлено на фото (рис.2)
Рис.1 Рис.2
После выступления групп класс возвращается к поставленной проблеме и, сравнивая в
представленной презентации картинки колеса и паутины, делает вывод, что Россия сегодня является
двигателем истории, а не опутана паутиной забвения, что наша страна – великая мировая держава,
которая ведет самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику.