Автор: Шаяхметова Диля Алмазовна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ МГРК
Населённый пункт: Миасс
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка к демонстрационному экзамену в МГРК
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж»
Методические рекомендации
Подготовка к демонстрационному экзамену в МГРК
Шаяхметова Диля Алмазовна,
мастер производственного обучения
Миасс, 2024
В ГБПОУ "Миасский геологоразведочный колледж" для подготовки к
Демонстрационному экзамену прилагается немало усилий. Еще при
поступлении в колледж члены приемной комиссии подробно рассказывают
каждому абитуриенту о Демонстрационном экзамене, разъясняют о важности
процесса подготовки к данной форме аттестации.
Демонстрационный экзамен – форма оценки соответствия уровня знаний,
умений, навыков студентов и выпускников, осваивающих программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих, позволяющих вести
профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу
по конкретной профессии.
Подготовка студентов к демонстрационному экзамену - это вся система
их обучения в образовательном учреждении. Следовательно, перед
педагогами возникает множество вопросов: как готовить, какие требования
предъявлять, какие системы оценивания внедрять, какие методы применять
для качественной подготовки специалистов.
Подготовка начинается с самого первого занятия. Задача педагога выявить и
развить способности каждого студента, сформировать самостоятельную,
творческую и социально-активную личность. Я считаю, что всю работу
педагога по подготовке студентов можно образно разбить на несколько
этапов.
Первый этап - психологический настрой. Студенты должны понимать, что
трудовая деятельность работников общественного питания с одной стороны
направлена на улучшение свойств сырья и получения высококачественной
продукции, а с другой на улучшение процесса обслуживания потребителей.
Любая ошибка, небрежность, невнимательность в работе повара могут
привести к тяжким последствиям. Поэтому к работникам этой профессии
предъявляются такие требования как внимательность, точность дозировки,
быстрота реакции, а также, что не мало важно внешний вид повара. В
общении с потребителем повар должен владеть своим поведением. При этом
он руководствуется нормами поведения принятыми в нашем обществе, а так
же профессиональным требованиям таким как: постоянная приветливость,
вежливость, тактичность, радушие ко всем требованиям. Все это, студент
должен показать на демонстрационном экзамене.
Второй этап - введение в специальность. Овладение знаниями и отработка
основных профессиональных компетенций. Работа в данном направлений
ведется целенаправленно, как на уроках теоретического так и практического
обучения. Учебный план по профессии “Повар, кондитер”, составлен так, что
студенты имеют возможность планомерно,
от простого к сложному, от
теории к практике, осваивать профессию.
Применительно к деятельности педагога функции
звеньев процесса
обучения включают: постановку цели, мотивацию и стимулирование
познавательной деятельности студентов; сообщение студентам учебной
информации; руководство закреплением и совершенствованием знаний
студентов, деятельностью студентов по применению знаний на практике,
формированием их умений и навыков; анализ учебных достижений
студентов, их проверку и оценку.
Учитывая все выше сказанное можно сделать вывод, что в нашем колледже,
благодаря нашим педагогам и мастерам производственного обучения,
обучающиеся очень хорошо сдают сам демоэкзамен.
Немаловажную роль при подготовке студентов к промежуточной/итоговой
аттестации в форме Демонстрационного экзамена играет формирование
верного психологического настроя как у самих студентов, так и у их
родителей. К сожалению, на начальном этапе подготовки не все
обучающиеся понимают, что для того, чтобы успешно сдать
Демонстрационный экзамен, необходимо приложить немало усилий и
стараний. Во время прохождения аттестации в форме Демонстрационного
экзамена студенту, кроме результата своего труда, предстоит
продемонстрировать еще и выполнение самого процесса приготовления на
достойном профессиональном уровне. Т.е. оценке подлежит еще и
правильность ведения процесса, умение его планировать, расставлять
приоритеты, соблюдение техники безопасности, норм санитарии и гигиены и
т.д.. Многие студенты на момент окончания обучения уже трудятся на
рабочих местах в заведениях индустрии питания. Таким студентам сложнее
перестроиться на нужные требования, которые необходимо соблюдать для
успешного прохождения аттестации в форме Демонстрационного экзамена.
Все мастера производственного обучения и преподаватели
профессионального цикла колледжа являются экспертами с правом оценки
Демонстрационного экзамена .
С началом учебного процесса преподаватели профессионального цикла и
мастера производственного обучения при проведении уроков теоретического
и практического обучения используют все свои знания и умения, чтобы
максимально подготовить студентов к успешной сдаче экзамена.
В колледже организована рабочая площадка для проведения
Демонстрационного экзамена на 5 мест, которая оснащена согласно
Инфраструктурному листу. Площадка постоянно функционирует и студенты
имеют возможность пройти практическую подготовку к аттестации на
данной площадке, тем самым максимально приближаясь к условиям
успешной сдачи экзамена.
Демонстрационный экзамен - это процедура, позволяющая обучающемуся в
условиях,
приближенных
к
производственным
продемонстрировать
освоенные профессиональные компетенции.
Какие же формы и методы организации педагогического процесса при
подготовке обучающихся к ДЭ по профессии у нас имеются?
Это прежде всего своевременное внесение актуальных изменений в рабочие
программы МДК, где есть вариативная часть, а также в программы учебной и
производственной практики на основании изменений заданий конкурсной
программы проведения чемпионатов;
-проведение
практических
занятий
на
базе
предприятий-партнёров
с
использованием современного оборудования.
Проведение
аттестационных
испытаний
в
формате демонстрационного
экзамена
-
это
позволяет объективно
оценить содержание
и
качество
образовательных
программ,
материально-техническую
базу,
уровень
квалификации
преподавательского состава,
а
также
направления
дальнейшего развития.
Предприятия-партнёры и работодатели, эксперты на экзамене, имеют
возможность подбора лучших молодых специалистов по востребованным
компетенциям.