Автор: Шаяхметова Диля Алмазовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Миасский геологоразведочный колледж"
Населённый пункт: Миасс
Наименование материала: статья
Тема: Роль конкурсов профессионального мастерства в образовательном учреждении
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж»
Роль конкурсов профессионального мастерства
в образовательном учреждении
Шаяхметова Диля Алмазовна,
преподавтель МГРК
Миасс, 2024
В
настоящее
время
изменяется
система
профессионального
образования, которое больше должно быть ориентировано на потребности
работодателей,
выраженные
в
профессиональных
стандартах,
и
на
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
обучающихся
в
приобретении компетенций, как инвариантных к деятельности вообще, так и
узкоспециализированных, способствующих трудоустройству.
Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока
учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог,
ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе
широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и
распространения опыта своей работы. Конкурсы педагогических достижений
помогают реализовать эти задачи, стоящие перед творческим педагогом. Для
педагога участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои
достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить
результаты своей работы с учащимися, совместной работы с родителями,
местным сообществом. Участие в конкурсе – это своего рода остановка,
взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического
работника появляется возможность показать, что он является современным
педагогом, потому что использует современные образовательные
технологии, в том числе информационно-коммуникативные; обобщает и
распространяет собственный педагогический опыт , проводит мастер-классы,
открытые уроки и мероприятия, общественные слушания, круглые столы и
тд.
С целью формирования мотивационной готовности к труду по
приобретаемой профессии и специальности, выявления наиболее одаренных
студентов, определения уровня качества профессиональной подготовки
выпускников, повышения престижа колледжа студенты ежегодно участвуют
в
различных
конкурсах
профессионального
мастерства.
В
колледже
проводятся такие конкурсы как «Ярмарка поварских идей», «Лучший по
профессии», «Путешествие в кулинарию», «Парад профессий». Студенты по
профессии
«Повар
кондитер»
и
по
специальности
«Поварское
и
кондитерское
дело»
принимают
участие
в
различных
праздниках
и
конкурсах, где так же демонстрируют свои профессиональные качества,
проводят
мастер-классы,
представляют
продукцию
собственного
приготовления.
На
начальном
этапе
проводятся
внутригрупповые
конкурсы
профессионального мастерства с целью максимального вовлечения студентов
в специальность, приобретения практических профессиональных навыков.
По
результатам
отбираются
студенты
для
участия
в
межгрупповых
конкурсах по специальности, проведение которых позволяет обучающимся
применить полученные навыки, а также показать свое мастерство, что
является прекрасным стимулом профессионального роста и положительным
примером для остальных. В конкурентной борьбе у студентов резко
возрастают
показатели
компонентов
мотивационной
готовности
к
дальнейшей работе.
Победители
конкурса
выдвигаются
в
наставники.
Практика
применения
наставничества
в
образовательном
процессе
показывает
положительные
результаты:
студенты
легче
и
быстрее
осваивают
практические навыки, так как сверстники объясняют сложные вопросы более
доступным языком, имеют возможность многократно повторить, показать на
своем примере, рассказать о трудностях, с которыми сами сталкивались при
приобретении данного профессионального навыка, а также об особенностях,
важных при освоении профессии.
Все конкурсы проходят с приглашением работодателей, которые
оценивают наших конкурсантов, а также позволяют работодателям найти для
себя талантливые кадры.
Мотивационная среда
Проблемы участия в конкурсе
Инновационная
деятельность
педагога
Стрессовость,
напряженность
ситуации
Обобщение
и
распространение
собственного педагогического опыта.
Нехватка времени
Развитие
компетенций
педагогов,
развитие творческого потенциала
Создание
благоприятной
мотивационной
среды
для
профессионального
развития
педагогов
Развитие профессионализма – это длительный, развёрнутый во времени
процесс овладения профессией; но, если педагог неравнодушен к своему
делу, способен чутко реагировать на любые изменения образовательного
процесса, находится в потоке инноваций и творческого поиска, участвует в
конкурсах профессионального мастерства и этим самым подает пример
своим ученикам, - он обязательно будет успешен!
Каждая профессия требует овладения специфическими умениями. У
студентов эти умения формируются в процессе неоднократного повторения
соответствующих заданий. Теоретическая подготовка создает определенный
фундамент знаний, составляющий профессиональный кругозор специалиста.
Практическая подготовка обеспечивает обучение профессиональным
знаниям и умениям, охватывающим всю профессиональную деятельность
специалиста. Конкурсы профессионально мастерства не только дают
возможность студентам оценить свои силы, самоутвердиться, показать свои
профессиональные знания и умения, но и совершенствоваться в выбранной
профессии.
Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть, что профессиональные
конкурсы - это не только смотры педагогических талантов, они помогают
поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на
этом поприще. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую
профессиональную ступеньку, они как будто бы получают ещё одно
образование: повышается уровень их педагогического мастерства,
продвигается карьера, растет уважение среди коллег.
Ну, а главный постулат остается неоспоримым: где успешен Преподаватель,
там успешен и Студент.