План-конспект непосредственно образовательной деятельности с
дошкольниками в подготовительной группе.
Тема: «Здравствуй, Весна!»
Доминирующая образовательная область : «Познавательно-речевое развитие».
Интеграция образовательных областей:
«речевое развитие»: «познавательное развитие», «социально – коммуникативное
развитие».
Задачи:
1 .«Речевое развитие» :
-способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря;
- развивать связную, диалогическую речь, отвечать на вопросы предложением.
2 .«Социально-коммуникативное развитие» :
- формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания, доброжелательности,
самостоятельности;
- развивать умение высказывать свое мнение.
3 .«Познавательное развитие» :
-Закреплять знание о характерных признаках весны, об изменениях в живой
природе.
4. «Физическое развитие»:
-Побуждать к овладению движений с текстом.
Методы и приемы:
- практические: игра «Карусель», «Найди свой дом», «Что сначала, что потом»,
«Ребус», «Подбери приметы весны», «Волшебники», физкультминутка
«Веснянка».
- наглядные: карточки с изображением животных, мнемотаблица о весне, карточки
«Ребус» .
- словесные: беседа, объяснение заданий, игра «Повтори примету», «Интервью»,
вопросы – ответы, чтение стихотворения.
Материалы и оборудование:
- мяч; сюжетные картинки; картинки диких животных; солнце из бумаги;
картинки «Ребус» ; маски птиц; картинка солнца и снежинки; микрофон.
Детская
деятельность
Формы и методы организации совместной
деятельности
Двигательная
Физкультминутка «Веснянка», подвижная игра «Найди
свой дом».
Игровая
Развивающие игры: «Волшебники», «Повтори примету»,
«Карусель», «Найди свой дом», «Ребус», «Подбери
приметы весны», «Интервью».
Коммуникативная
Словесная игра: «Интервью», «Расскажи стихотворение о
весне», беседы о весне, животных, птицах, вопросы –
ответы.
Восприятие
художественной
литературы
Чтение стихотворения о весне.
Логика образовательной деятельности
№
Деятельность педагога
Деятельность
воспитанников
Ожидаемые
результаты
1
День сегодня необычный,
удивить хочу я вас. В
путешествие большое мы
отправимся сейчас.
Послушайте стихотворение
и отгадайте к кому в гости
мы с вами отправимся:
Солнце припекает,
Снег повсюду тает,
Входят в группу, садятся
на стульчики полукругом.
Внимательно слушают,
отвечают на вопросы,
высказывают свои
предположения.
Сформирован
положительный
эмоциональный
настрой. Владеют
устной речью, умеют
выражать свои
мысли.
Лопаются почки,
Растут, растут листочки.
Травка появляется…
Мишка просыпается,
Звери дикие линяют,
Шубы зимние меняют.
Родились малыши,
У всех зверей – детеныши.
- Кто это время года знает?
Воспитатель: Мы сегодня
отправимся в гости к весне.
Задаёт вопрос:
- Как меняется природа
весной? (тает снег, ручьи,
зеленеет трава, появляются
листочки)
– Ребята, а вы рады весне?
Вот она и пришла! Зимой
вся природа спала
скованная снегом и льдом.
Весной, всё вокруг
оживает. Скажем ей:
«Здравствуй весна!»
2
Игра «Волшебники»
Сейчас мы будем играть в
игру «Волшебники». У кого
окажется мяч, тот будет
творить волшебство:
Включаются в
деятельность,
предложенную педагогом.
Подбирают слово, изменяя
окончание у
Умеют использовать
речь для выражения
мыслей, чувств и
желаний, построения
речевого
высказывания в
ситуации общения;
обычное слово превратит в
весеннее слово. Мяч
поймай, слово весеннее
называй. Весенний – (день,
трава, листочки, ручьи,
солнце, лес, цветок,
настроение)
прилагательных.
активизирован
словарь
прилагательных.
3.
Развивающая игра на
внимание «Повтори
примету».
- я принесли вам картины о
весне (дети берут по одной
картине, воспитатель
читает по одной строчке
стихотворения).
Прослушав строчку,
ребенок сравнивает ее с
содержанием своей
картины. Если его картина
соответствует строчке
стиха, то он поднимает
картину и повторяет эту
строчку, выставляет
соответствующую
картинку на доске.
Сформированы
способности к
волевым усилиям;
владеют устной
речью.
4.
«Расскажи стихотворение
о весне» (мнемотехника)
Предлагаю по картинкам
рассказать стихотворение о
весне.
Включаются в
деятельность,
предложенную педагогом.
Один из детей читает
стихотворение по
картинам на доске,
остальные ему помогают.
Владеют устной
речью, умеют
использовать речь
для построения
речевого
высказывания.
5.
-Ребята, кто из диких
животных всю зиму спал?
-Кто из животных меняет
цвет шерсти?
-Кто появляется у
животных?
Интерактивная технология
«Карусель».
Предлагает покататься на
карусели.
Договоритесь, кто с кем
будет работать в паре, кто
будет стоять во внешнем
круге, а кто во внутреннем.
Договоритесь, кто будет
показывать картинку и
спрашивать, а кто отвечать.
Дети из внутреннего круга
в течение всей работы
остаются на месте.
Дети отвечают на вопросы,
высказывают свои
предположения, мысли
Договариваются, кто будет
во внешнем круге, а кто во
внутреннем, вспоминают
правила сотрудничества:
дослушивать ответы, в
случае необходимости
исправлять ошибки,
осуществлять переход по
хлопку.
Ребенок из внутреннего
круга показывает
животное и задает вопрос,
а ребенок из внешнего
круга отвечает и называет
детёныша животного.
Вопросы для детей из
внутреннего круга: Кто
появляется у медведицы?
волчицы? лисицы?
зайчихи? ежихи?
(медвежата, волчата,
лисята, зайчата, ежата).
Сформировано
умение вступать в
речевое
взаимодействие,
участвовать в
коллективном
разговоре.
Сформировано
умение задавать
вопросы и отвечать
на них.
6.
- Какие птицы
возвращаются к нам
весной? (скворцы, журавли,
ласточки, жаворонки).
Они совершают большие
перелеты. Летят много-
много дней, чтобы
вернуться к нам, поэтому
их называют перелетные
птицы.
Отвечают на вопросы,
высказывают свои
предположения, мысли.
Сформировано
умение вступать в
речевое
взаимодействие,
участвовать в
коллективном
разговоре.
Умеют принимать
собственные
решения, опираясь
на свои знания.
А какие птицы остаются с
нами зимовать?
Предлагает поиграть в
игру: «Найди свой дом».
Дети надевают маски
перелётных и зимующих
птиц, дом обозначается в
виде солнца и снежинки.
После физкультминутки
птицы находят свои дома,
делятся на две команды.
7.
Физкультминутка.
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей.
Прилетели сто грачей.
На деревьях зеленеют
листочки,
А в траве расцветают
цветочки.
Дети идут по кругу,
взявшись за руки.
Бегут по кругу друг за
другом.
Бегут, взмахивая руками,
как крыльями.
Поднимают руки вверх,
покачивая ими вправо-
влево.
Выполняют упражнение
«цветок».
Сформированы
коммуникативные
навыки во
взаимоотношениях
со взрослыми и
сверстниками.
8.
Игра «Ребус».
-Дети, а вы хотите
разгадать ребус?
Когда разгадаете ребус,
узнаете название
Включаются в
деятельность
предложенную педагогом,
выделяют первый звук
наглядного слова.
На доске под наглядной
картинкой записывают
первый звук буквой, а
Сформированы
способности
договариваться,
вступать в речевое
взаимодействие,
участвовать в
коллективном
разговоре.
перелётной птицы.
По первым звукам названия
предметов составьте слово.
затем путем слияния
звуков, читают слово.
9.
Игра: «Подбери приметы
весны»
На ковёр выкладывается
жёлтый круг – солнце, без
лучей, рядом разложены
жёлтые полоски – лучи.
- Что-то солнце сегодня не
весёлое. А без горячих
лучей солнца весны не
будет.
– Давайте сделаем весёлое
лучистое солнце!
- Для этого нужно назвать
признак весны и приложить
лучик к солнышку.
Воспитатель даёт образец
(весной день становится
длиннее, а ночь короче) и
кладёт свой лучик к
жёлтому кругу.
Включаются в
деятельность
предложенную педагогом.
Дети называют приметы,
берут лучик солнца и
прикладывает к жёлтому
кругу.
Сформировано
умение вступать в
речевое
взаимодействие,
участвовать в
коллективном
разговоре.
Сформированы
коммуникативные
навыки во
взаимоотношениях
со взрослыми и
сверстниками. Умеют
принимать
собственные
решения, опираясь
на свои знания.
10
.
11.
Интерактивная технология
«Интервью»
Сегодня вы узнали много
нового и интересного. А
что особенно вам
запомнилось и
понравилось, мы узнаем,
играя в игру «Журналисты»
Психогимнастика:
Возьмёмся за руки,
улыбнёмся друг другу,
гостям, передадим всё
тепло души своей друг
другу.
Словесная игра
«Журналисты».
Воспитатель –
корреспондент, используя
микрофон, задаёт вопрос,
дети отвечают.
Включаются в
деятельность
предложенную педагогом.
Умеют использовать
речь для выражения
мыслей, чувств,
построения речевого
высказывания в
ситуации общения.
Сформированы
коммуникативные
навыки во
взаимоотношениях
со взрослыми и
сверстниками.
Заключение.
Бесспорно, работа с детьми ОВЗ по обогащению и развитию словаря,
формированию грамматического строя речи с использованием
интерактивных технологий, эффективней, т. к. повышают мотивацию детей
к получению новых знаний, ускоряется процесс усвоения знаний.
игры и задания, с элементами интерактивных технологий, подобранные в
соответствии с тематикой непосредственно образовательной деятельности
повышают результативность. Такие игры можно назвать "тренировочными"
упражнениями.
После проведения коррекционной работы, в ходе совместной деятельности
воспитателя с детьми и индивидуальной работы результаты улучшились.
Благодаря целенаправленной работе по развитию связной речи дети стали
намного наблюдательнее и внимательнее.
Дети стали чувствительнее к многообразию слов, стали стараться подбирать
наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.
Дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае
затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно
исправлять их. Приобретённые навыки по соблюдению установленных
правил, дети используют и в повседневной жизни - в общении между собой,
при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности.