Автор: Анфимов Михаил Павлович
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "ОСОШ №2"
Населённый пункт: п. Октябрьский
Наименование материала: Методическая разработка дистанционного урока физической культуры
Тема: «Основы гигиены при самостоятельном выполнении физических упражнений (в домашних условиях)»
Раздел: полное образование
Дистанционный урок физической культуры №1
«Основы гигиены при самостоятельном выполнении физических упражнений (в домашних
условиях)».
Внимательно прочитать и запомнить!
1.Общие положения:
В процессе организации самостоятельных занятий физическими упражнениями необходимо учитывать
следующие санитарные правила:
Температурный режим помещения.
Так как тело человека в процессе занятий нагревается, ему необходимо охлаждаться, чтобы не было
перегревания, поэтому самая благоприятная температура в помещении должна составлять 18-20 градусов.
Если температура выше этих показателей, то предварительно необходимо проветрить помещение.
Необходимо следить, чтобы во время физической нагрузки в комнате не было сквозняков – это может
привести к резкому охлаждению тела, что может привести к заболеванию.
Соблюдение чистоты помещения.
Во время выполнения упражнений частички пыли, песка и другого содержимого пола, предметов
помещения поднимается в окружающий воздух и во время вдоха попадает в легкие человека, что приводит
к снижению продуктивности дыхательной системы и способствует возникновению или обострению ряда
заболеваний. Поэтому перед занятием физической культуры необходимо регулярно проводить влажную
уборку комнаты.
Освещение помещения.
Хорошее зрительное внимание в ходе выполнения упражнений является основой качества двигательных
действий и залогом безопасности занятий. Следовательно, хорошее освещение обеспечивает контроль
спортсмена за действием своих частей тела, за положением инвентаря в пространстве комнаты, что
обеспечит сохранность тела (снижение травматизма), сохранность инвентаря и оборудования (снижение
материального ущерба), результативность упражнений (получение тренировочного эффекта).
Освещение должно быть следующим: достаточным, комфортным для глаз (не слишком яркое, но и не
тусклое), широкого распространения (чтобы не было затемнения, тени), стабильным (не должно быть
мигания).
Отсутствие отвлекающих факторов.
Безопасность и продуктивность занятий также могут снизить следующие отвлекающие факторы:
наличие отвлекающих людей (играющие рядом дети и др.), посторонний шум (включенный телевизор и
т.п.), выполнение сопутствующих действий (отвлечение на выполнение каких-либо работ, заданий и т.д.).
Подготовка тренировочной площади места занятия.
Перед занятием физическими упражнениями необходимо убедиться в достаточности пространства
комнаты для выполнения всех запланированных действий. Если необходимо, то следует убрать предметы,
создающие неудобства, а также проверить на качество крепления спортивное оборудование и целостность
инвентаря.
Подготовка средств оказания первой медицинской помощи.
Кроме этого, предварительно следует освоить действия по оказанию первой медицинской самопомощи
при травмах (охлаждение поврежденной части тела при ушибах, обработка антисептическими средствами
(перекись водорода, йод и др.) вокруг раны, наложение пластыря и бинта). Проверить наличие
необходимых медицинских средств в аптечке первой помощи. Убедиться, что срок их годности не истек.
2. Специальные санитарно - гигиенические правила при подготовке и выполнении физической нагрузки:
Подготовка спортивной формы (одежды) и обуви.
Спортивная форма, нательное белье должны быть чистыми (стирка проводится каждый раз после
физической нагрузки), поддерживающими нормальную терморегуляцию тела (отведение излишнего тепла,
сохранение оптимальной «рабочей» температуры тела), а также соответствовать размерам тела (следует
исключить тесную или излишне свободную одежду – повышается риск получения травм (потертости,
накручивание на оборудование и инвентарь) и снижается эффективность физических упражнений
(уменьшение амплитуды движения).
Обувь должна быть удобной, чистой, сухой, без посторонних запахов. Материал подошвы призван
обеспечить хорошее сцепление с поверхностью пола, при этом не оставляя следов (черточек). Кроме этого,
подошва хорошей спортивной обуви обеспечивает амортизацию во время ходьбы, бега, прыжков, снижая
негативное влияние упражнений на суставы (голеностоп, колени, позвоночник, тазобедренные). Следует
отказаться от обуви на высокой подошве (повышенный риск получения травмы во время занятий
физической культуры). Шнурки необходимо затягивать так, чтобы во время нагрузки они не развязывались.
Соблюдение режима питания.
Режим физической нагрузки необходимо согласовать с режимом питания. Прием пищи вызывает
увеличение объема кровоснабжения внутренних органов пищеварения. Вследствие этого,
непосредственное применение физической нагрузки сразу после еды приведет к снижению эффективности
усвоения пищи, возникновению болевых ощущений в области желудка, а значит и снизит качество и
эффект выполнения физических упражнений. Поэтому необходимо соблюдать временной интервал между
едой и тренировкой, длительность которого определяется особенностями пищи. Так при приеме
легкоусвояемых продуктов (фруктовые и овощные соки, ягоды, сахар) выполнять упражнения можно через
1 – 1,5 часа; при употреблении яиц, мяса птицы, морепродуктов тренировку следует начинать через 1,5 – 2
часа; если скушать мясо, творог, молоко, кисло-молочные продукты, крупы, хлебобулочные изделия,
картофель, орехи, бобовые, то занятия физической культуры лучше осуществлять через 3 часа; при
употреблении жирной пищи тренировку следует отложить на время более 4 часов.
Принимать пищу после тренировки целесообразно через 30 минут после ее окончания.
Соблюдение питьевого режима.
Биохимические процессы организма приходят с участием воды, а во время активной мышечной
деятельности они еще более активизируются, что приводит к увеличению выделения воды (реакции
образования энергии, потоотделение и др.). При длительной мышечной работе потери воды становятся
значительными, что сказывается на эффективности выполнения упражнений и самочувствии спортсмена.
Следовательно, необходимо регулярно (в зависимости от индивидуальных особенностей) пить воду в
процессе тренировки. Вода употребляется из индивидуальной емкости (бутылка, чашка, стакан), чтобы
болезнетворные микроорганизмы не переходили от одного человека к другому.
Соблюдение правил выполнения физических упражнений.
В начале тренировочного (учебного) занятия следует обязательно провести разминку, т.е. выполнить
упражнения, которые приведут организм в «рабочее» состояние, активизируют различные функциональные
системы – сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательную и др. При этом упражнения
выполняются в низком и среднем темпе (перемещения), статические упражнения на растяжку (фиксация
мышцы в растянутом состоянии на время около 15 сек.), общеразвивающие упражнения выполняются с
постепенным увеличением амплитуды и скорости движения. Желательно использовать музыкальное
сопровождение, которое способствует повышению мотивации. Длительность разминки должна быть не
менее 10-15 минут.
Для подготовки организма к основной (тренировочной) нагрузке следует применить комплекс
специальных подготовительных и подводящих упражнений, которые активизируют необходимые группы
мышц и включат нужные двигательные умения и навыки.
Во время основной нагрузки необходимо быть сосредоточенным на выполняемых упражнениях и
следить за своим самочувствием. В случае необходимости (ухудшение состояния здоровья) рекомендуется
вносить изменения в план тренировки.
Упражнения заминки завершают тренировку. Их цель – постепенный вывод организма из «рабочего»
состояния в состояние покоя. Также они способствуют началу процесса восстановления после полученной
нагрузки. Для решения данных задач применяются упражнения, выполняемые в низком темпе, упражнения
на растяжку, внимание, дыхательные гимнастики.
Соблюдение гигиены тела.
При повышенном потоотделении в ходе занятия желательно своевременно производить замену
футболки. В конце тренировки необходимо посетить душ и произвести смену белья.
Задания на проверку знаний по теме:
1.
Внимательно прочитайте текст рассказа «Зверята и физкультура».
2.
Подумайте, все ли санитарно – гигиенические правила готовы выполнить слоненок и тигренок при
организации и проведении физкультурных занятий? Подумайте, все ли правила гигиены
соблюдаете вы при выполнении физических упражнений в домашних условиях?
3.
Запишите ответы о том, нарушения каких санитарно-гигиенических правил может допустить
слоненок, а какие тигренок. А также запишите, какие правила они готовы соблюдать.
4.
Подготовьте ответ, какое физкультурно-спортивное оборудование или инвентарь используется
вами дома.
5.
Ответы зафиксируйте в текстовом документе Word (или сделайте фото ответов на бумаге или
видеоответ). Далее электронный файл отправьте на проверку через электронный дневник или на
адрес электронной почты
Зверята и физкультура.
Слоненок и тигренок очень любят выполнять физические упражнения. При встрече друг с
другом они рассказали, как собираются провести свои занятия.
Слоненок: « Перед занятием я хорошо и много поем, чтобы было много сил для выполнения
силовых упражнений. Начну с заданий с самыми тяжелыми гантелями. А еще позову младшего
брата и покажу ему, какой я сильный. Пусть берет пример с меня! Заниматься буду в полумраке –
так даже интереснее! Заниматься физкультурой попробую с включенным телевизором,
одновременно и мультики посмотрю. Упражнения буду выполнять всегда в одной и той же форме,
даже стирать не стану, чтобы удачу не упустить. После тренировки я обязательно схожу в душ».
Тигренок: «До тренировки я оботру пыль и проветрю комнату. Обязательно включу свет, чтобы
внимательно следить за окружающим и за инвентарем. Телевизор включать не стану, а также
попрошу маму, чтобы младшие братья не подходили ко мне – так будет всем безопаснее и я
сосредоточусь на упражнениях. При выполнении заданий начну с самых простых, разминочных, а
затем перейду к более сложным, тренировочным. В конце занятия обязательно медленно похожу и
выполню упражнения на растяжку. На тренировке люблю пить воду. Если ты станешь заниматься
со мной, то пить будем из одной бутылки. Я ведь не жадный!»