Напоминание

Особенности воспитательной работы с одарёнными подростками в условиях школы-интерната.


Автор: Кудуштеева Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: КГАОУ "Школа космонавтики"
Населённый пункт: город Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Особенности воспитательной работы с одарёнными подростками в условиях школы-интерната.
Раздел: полное образование





Назад




Особенности воспитательной работы с одарёнными

подростками в условиях школы-интерната.

Воспитатель КГАОУ «Школа космонавтики» Кудуштеева О. В.

Выявление и развитие одаренности в настоящее время становится все более актуальной проблемой. Это,

прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной личности. Развитие современного

общества требует от человека не только высокую активность, но и его умения, способности

нестандартного мышления.

Понятие одаренности впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом

Френсисом Гальтоном. Уже в первой работе Гальтон делает очень важное обобщение: психические

свойства человека наследуются в той же мере, как и свойства физические.

Другие ученые, в том числе Чарльз Дарвин, полагали, что в формировании организма большую или

даже ведущую роль играют факторы среды. Однако уже позже, с появлением и развитием генетики,

было доказано, что процесс передачи наследственных признаков опосредован множеством факторов и

имеет далеко не прямой характер. Иначе говоря, дар, о котором идет речь, не может быть унаследован

напрямую.

Умственные, творческие способности детей не равны и отличия эти проявляются очень ярко. Диапазон

их очень широк. Объяснить эти различия только воздействием среды и воспитания невозможно. В

особенности, когда речь идет о редко встречающихся, выдающихся проявлениях одаренности.

В связи с трансформацией российского общества условия для развития одаренности у детей

существенно изменились.

К позитивным изменениям относятся, структурные преобразованиями социальной сферы, которые

привели к появлению новых и разнообразных субъектов, работающих с юными талантами: лицеи,

гимназии, социальные службы и центры, общественные организации. Расширились возможности

обмена опытом по развитию одаренности.

Государственная система развития одаренности позволяет выделять одаренных детей и создавать

условия для их развития, предусматривает объединение усилий различных специалистов и родителей, а

также создаёт соответствующий механизм социализации детей в обществе посредством организации

работы специализированных школ-интернатов.

На формирование личности, его способностей влияют три фактора: воспитание, социальная среда и

наследственные задатки.

Воспитание рассматривается как основной фактор, так как это специально организованная система,

воздействующая на подрастающего человека, для передачи накопленного общественного опыта и

формирования способностей.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития и

общественные отношения определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Наследственные задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь

в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у

человека на основе задатков формируются способности.

Исходя из вышесказанного, среди приоритетных направлений социализации в школе-интернате должно

стать создание условий, способствующих успешной социализации одаренных детей через их

полноценное участие во всех сферах социальных отношений.

Для воспитательного процесса школы-интерната необходимо использование таких форм и методов

работы, которые были бы направлены на освоение воспитанниками различных видов социальной

деятельности, включение их в эту деятельность, самореализацию, самоутверждение в ней и через нее в

обществе, что в конечном итоге обеспечивает социализацию личности.

Приоритетной идеей воспитания в интернате является идея воспитания социально-активной личности, с

учетом индивидуальных образовательных потребностей детей, стимулирование их творческой

активности.

Поэтому для совершенствования воспитательной работы необходимо, активно искать, адаптировать,

разрабатывать, внедрять такие программы, технологии и методы, которые ориентированы на развитие

межличностного, межгруппового общения, социальную адаптацию и социализацию, личностное

саморазвитие и самосовершенствование каждого воспитанника.

Но в результате ряда причин социализация воспитанников школы-интерната может быть затруднена.

Это и жесткая регламентация времени, и формальная организация среды школы-интерната,

коммунальная организация быта, ограниченность неформального внешнего общения.

Для оценки уровня социализации и социализированности личности учащегося в условиях школы –

интерната можно применить методику разработанную профессором М.И. Рожковым:

Цель: выявить уровень социальной адаптированности активности, подростков.

Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень

своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - всегда;

3 - почти всегда;

2 - иногда;

1 - очень редко;

0 - никогда.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого

учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают

при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять.

Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой.

Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим

нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой.

Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень

социализированности ребенка, если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о

средней степени развития социальных качеств.

Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся

(или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Деятельность педагогов-воспитателей школы-интерната должна быть направлена, прежде всего, на

интеграцию подростков в современное общество, развитие способностей к преодолению трудностей

социализации. Решение этой задачи зависит от подготовленности педагогов, сформированности их

профессиональной позиции.

Организации воспитательного процесса в школе-интернате может включать в себя комплексное

сопровождение воспитанников в процессе их развития, воспитания и обучения. Необходимо

планировать и проводить беседы на темы: «Самоопределение в жизни и в профессии», «Межличностное

взаимодействие», «Патриотическое воспитание», «Планирование профессионального пути»,

«Применение полученных знаний в решении ситуаций выбора профессии». Проводить тестирование,

беседы-диалоги, обращение к «миру добрых мыслей», давать творческие задания, осуществлять

практическую деятельность в процессе подготовки и проведении мероприятий, организовывать

просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением.

Обязательно, кроме всего прочего, предоставлять возможность общения в дистанционном режиме с

родными и близкими ежедневно.

Активно использовать IT-технологии, которые включают множество инструментов для создания,

передачи, хранения и обработкой информации.

Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие

задания. Различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,

дискуссии, диалоги.

Таким образом, процесс социальной адаптации обучающихся к условиям школы-интерната для

одаренных детей происходит успешно, если в полной мере реализуются воспитательные и

педагогические условия.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Колчина К. С. Особенности социальной адаптации детей и подростков, живущих в учреждениях

интернатного типа. /К. С. Колчина, Н.Н. Зыкова// В сб.: Инновации и пути их внедрения в практику

социальной деятельности. Межвузовский сборник статей. - Йошкар-Ола, 2016. – С. 14-17.

2. Савельникова И. К. Социально-педагогическое сопровождение адаптации учащихся к условиям

образовательного учреждения / И.К. Савельникова // В сб.: Студенческая наука: проблемы, тенденции и

перспективы развития. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО

«Дагестанский государственный педагогический университет». – 2018. – С. 223-230.

3. Богоявленская

Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под

редакцией В.Д. Шадрикова, М., 1998.

4. Лейтес Н.С. «Возрастная

одаренность и индивидуальные различия», Москва

Воронеж; 1997 г.

5. «Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина

М; 2000 г.

6. «Психология одаренности: от теории к практике» / под ред. Д. В. Ушакова

М; 2000 г.

7. Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» - М; 2000 г.



В раздел образования