Автор: Кудуштеева Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: КГАОУ "Школа космонавтики"
Населённый пункт: город Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Особенности воспитательной работы с одарёнными подростками в условиях школы-интерната.
Раздел: полное образование
Особенности воспитательной работы с одарёнными
подростками в условиях школы-интерната.
Воспитатель КГАОУ «Школа космонавтики» Кудуштеева О. В.
Выявление и развитие одаренности в настоящее время становится все более актуальной проблемой. Это,
прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной личности. Развитие современного
общества требует от человека не только высокую активность, но и его умения, способности
нестандартного мышления.
Понятие одаренности впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом
Френсисом Гальтоном. Уже в первой работе Гальтон делает очень важное обобщение: психические
свойства человека наследуются в той же мере, как и свойства физические.
Другие ученые, в том числе Чарльз Дарвин, полагали, что в формировании организма большую или
даже ведущую роль играют факторы среды. Однако уже позже, с появлением и развитием генетики,
было доказано, что процесс передачи наследственных признаков опосредован множеством факторов и
имеет далеко не прямой характер. Иначе говоря, дар, о котором идет речь, не может быть унаследован
напрямую.
Умственные, творческие способности детей не равны и отличия эти проявляются очень ярко. Диапазон
их очень широк. Объяснить эти различия только воздействием среды и воспитания невозможно. В
особенности, когда речь идет о редко встречающихся, выдающихся проявлениях одаренности.
В связи с трансформацией российского общества условия для развития одаренности у детей
существенно изменились.
К позитивным изменениям относятся, структурные преобразованиями социальной сферы, которые
привели к появлению новых и разнообразных субъектов, работающих с юными талантами: лицеи,
гимназии, социальные службы и центры, общественные организации. Расширились возможности
обмена опытом по развитию одаренности.
Государственная система развития одаренности позволяет выделять одаренных детей и создавать
условия для их развития, предусматривает объединение усилий различных специалистов и родителей, а
также создаёт соответствующий механизм социализации детей в обществе посредством организации
работы специализированных школ-интернатов.
На формирование личности, его способностей влияют три фактора: воспитание, социальная среда и
наследственные задатки.
Воспитание рассматривается как основной фактор, так как это специально организованная система,
воздействующая на подрастающего человека, для передачи накопленного общественного опыта и
формирования способностей.
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития и
общественные отношения определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Наследственные задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь
в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у
человека на основе задатков формируются способности.
Исходя из вышесказанного, среди приоритетных направлений социализации в школе-интернате должно
стать создание условий, способствующих успешной социализации одаренных детей через их
полноценное участие во всех сферах социальных отношений.
Для воспитательного процесса школы-интерната необходимо использование таких форм и методов
работы, которые были бы направлены на освоение воспитанниками различных видов социальной
деятельности, включение их в эту деятельность, самореализацию, самоутверждение в ней и через нее в
обществе, что в конечном итоге обеспечивает социализацию личности.
Приоритетной идеей воспитания в интернате является идея воспитания социально-активной личности, с
учетом индивидуальных образовательных потребностей детей, стимулирование их творческой
активности.
Поэтому для совершенствования воспитательной работы необходимо, активно искать, адаптировать,
разрабатывать, внедрять такие программы, технологии и методы, которые ориентированы на развитие
межличностного, межгруппового общения, социальную адаптацию и социализацию, личностное
саморазвитие и самосовершенствование каждого воспитанника.
Но в результате ряда причин социализация воспитанников школы-интерната может быть затруднена.
Это и жесткая регламентация времени, и формальная организация среды школы-интерната,
коммунальная организация быта, ограниченность неформального внешнего общения.
Для оценки уровня социализации и социализированности личности учащегося в условиях школы –
интерната можно применить методику разработанную профессором М.И. Рожковым:
Цель: выявить уровень социальной адаптированности активности, подростков.
Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень
своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - всегда;
3 - почти всегда;
2 - иногда;
1 - очень редко;
0 - никогда.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого
учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают
при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять.
Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой.
Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим
нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой.
Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень
социализированности ребенка, если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о
средней степени развития социальных качеств.
Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся
(или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Деятельность педагогов-воспитателей школы-интерната должна быть направлена, прежде всего, на
интеграцию подростков в современное общество, развитие способностей к преодолению трудностей
социализации. Решение этой задачи зависит от подготовленности педагогов, сформированности их
профессиональной позиции.
Организации воспитательного процесса в школе-интернате может включать в себя комплексное
сопровождение воспитанников в процессе их развития, воспитания и обучения. Необходимо
планировать и проводить беседы на темы: «Самоопределение в жизни и в профессии», «Межличностное
взаимодействие», «Патриотическое воспитание», «Планирование профессионального пути»,
«Применение полученных знаний в решении ситуаций выбора профессии». Проводить тестирование,
беседы-диалоги, обращение к «миру добрых мыслей», давать творческие задания, осуществлять
практическую деятельность в процессе подготовки и проведении мероприятий, организовывать
просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением.
Обязательно, кроме всего прочего, предоставлять возможность общения в дистанционном режиме с
родными и близкими ежедневно.
Активно использовать IT-технологии, которые включают множество инструментов для создания,
передачи, хранения и обработкой информации.
Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие
задания. Различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
дискуссии, диалоги.
Таким образом, процесс социальной адаптации обучающихся к условиям школы-интерната для
одаренных детей происходит успешно, если в полной мере реализуются воспитательные и
педагогические условия.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Колчина К. С. Особенности социальной адаптации детей и подростков, живущих в учреждениях
интернатного типа. /К. С. Колчина, Н.Н. Зыкова// В сб.: Инновации и пути их внедрения в практику
социальной деятельности. Межвузовский сборник статей. - Йошкар-Ола, 2016. – С. 14-17.
2. Савельникова И. К. Социально-педагогическое сопровождение адаптации учащихся к условиям
образовательного учреждения / И.К. Савельникова // В сб.: Студенческая наука: проблемы, тенденции и
перспективы развития. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО
«Дагестанский государственный педагогический университет». – 2018. – С. 223-230.
3. Богоявленская
Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под
редакцией В.Д. Шадрикова, М., 1998.
4. Лейтес Н.С. «Возрастная
одаренность и индивидуальные различия», Москва
—
Воронеж; 1997 г.
5. «Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина
—
М; 2000 г.
6. «Психология одаренности: от теории к практике» / под ред. Д. В. Ушакова
—
М; 2000 г.
7. Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» - М; 2000 г.