Автор: Морухина Людмила Алексеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ №13 с УИП эстетического цикла" Населённый пункт: г. Ноябрьск, Тюменская область Наименование материала: презентация Тема: "Имя существительное" Раздел: среднее образование
Двадцать пятое ноября.
Классная работа.
Я в языке предметы называю,-
Запомните,
друзья.
Вот
главный
мой
секрет:
Когда процесс и признак я обозначаю,
То
их
всегда
вам
представляю
как
предмет.
ВСПОМНИ!
ВСПОМНИ!
Человека окружают предметы. Их очень много, и они разные. Для названия
Человека окружают предметы. Их очень много, и они разные. Для названия
предметов в языке есть специальные слова.
предметов в языке есть специальные слова.
Это существительные.
Это существительные.
Имя существительное
Имя существительное
– самостоятельная часть речи,
– самостоятельная часть речи,
которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?
которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?
что? (кого? чего? кому? чему? и др.)
что? (кого? чего? кому? чему? и др.)
Каково общее грамматическое значение имени
Каково общее грамматическое значение имени
существительного?
существительного?
Общее грамматическое значение существительного
Общее грамматическое значение существительного
—
—
это значение предмета.
это значение предмета.
?
?
Предметом в грамматике называется всё то,
Предметом в грамматике называется всё то,
о чём можно спросить:
о чём можно спросить:
это кто?
это кто?
или
или
это что?
это что?
По значению существительные
По значению существительные
делятся на группы:
делятся на группы:
1) конкретные — называют
1) конкретные — называют
конкретные предметы живой
конкретные предметы живой
или неживой природы;
или неживой природы;
2) вещественные — называют
2) вещественные — называют
различные вещества;
различные вещества;
3) отвлечённые — называют
3) отвлечённые — называют
явления, воспринимаемые
явления, воспринимаемые
мысленно;
мысленно;
4) собирательные — называют
4) собирательные — называют
множество одинаковых
множество одинаковых
предметов как одно целое.
предметов как одно целое.
Пользуясь картинками,
Пользуясь картинками,
приведите примеры
приведите примеры
Верите ли вы, что….
•
Имя существительное обозначает процесс и признак
как предмет…
•
Имя существительное всегда в предложении
является подлежащим…
•
Непостоянными морфологическими признаками
существительного являются число и падеж…
•
Имена нарицательные пишутся с большой буквы…
•
Имена существительные изменяются по родам…
Вставьте пропущенные буквы. Укажите
синтаксическую роль имен существительных.
•
Дама сдавала в б…гаж,
•
Д…ван, ч..модан, к…ртину,
•
К…рзину, к…ртонку
•
И маленькую собач…нку.
•
Выдали даме на станции
•
Четыре з…леных квитанции
•
О том, что получен б…гаж:
•
Д…ван, ч..модан, к…ртина,
•
К…рзина, к…ртонка
•
И маленькая собач…нка.
Проверь себя.
•
Дама сдавала в багаж,
•
Диван, чемодан, картину,
•
Корзину, картонку
•
И маленькую собачонку.
•
Выдали даме на станции
•
Четыре зеленых квитанции
•
О том, что получен багаж:
•
Диван, чемодан, картина,
•
Корзина, картонка
•
И маленькая собачонка.
Физкультминутка
Физкультминутка
•
Прочитайте правило в учебнике, стр.
•
Выполните упр. , стр.
•
1 вариант –выпишите
одушевленные/неодушевленные имена
существительные.
•
2 вариант-выпишите
нарицательные/собственные имена
существительные.
ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ
КТО?
ДЕВОЧКА
ДЕВОЧКА
КОШКА
КОШКА
ЗМЕЯ
ЗМЕЯ
БАБОЧКА
БАБОЧКА
НЕЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ
ЧТО?
Цветы
Цветы
Дом
Дом
Компьютер
Компьютер
Солнце,
Солнце,
тучи
тучи
Грамматический способ разделения существительных на одушевлённые
Грамматический способ разделения существительных на одушевлённые
и неодушевлённые
и неодушевлённые
– это
– это
совпадение форм родительного и винительного
совпадение форм родительного и винительного
падежей множественного числа у существительных одушевлённых, а
падежей множественного числа у существительных одушевлённых, а
именительного и винительного падежей – у неодушевлённых.
именительного и винительного падежей – у неодушевлённых.
Сравни:
Сравни:
Одуш. сущ.
Одуш. сущ.
Р. п. – нет (кого?) - девушек, ферзей, кукол, сорок, карасей, (даже) мертвецов = В. п. –
Р. п. – нет (кого?) - девушек, ферзей, кукол, сорок, карасей, (даже) мертвецов = В. п. –
вижу (кого?) – девушек, ферзей, кукол, сорок, карасей, мертвецов;
вижу (кого?) – девушек, ферзей, кукол, сорок, карасей, мертвецов;
Неодуш. сущ.
Неодуш. сущ.
И. п. есть (что?) – столы, дубы, травы, трупы = В.п. вижу (что?)
И. п. есть (что?) – столы, дубы, травы, трупы = В.п. вижу (что?)
столы, дубы, травы, трупы.
столы, дубы, травы, трупы.
Имена собственные пишутся с
Имена собственные пишутся с
большой буквы: Москва, Азовское
большой буквы: Москва, Азовское
море, Антон Павлович Чехов.
море, Антон Павлович Чехов.
Названия (заглавия) книг, газет,
Названия (заглавия) книг, газет,
журналов, кинофильмов,
журналов, кинофильмов,
кораблей, поездов и т. п., кроме
кораблей, поездов и т. п., кроме
того, выделяются кавычками:
того, выделяются кавычками:
свежий номер газеты «Известия»,
свежий номер газеты «Известия»,
поезд «Дружба», кинофильм
поезд «Дружба», кинофильм
«Судьба человека», рассказ А. П.
«Судьба человека», рассказ А. П.
Чехова «Каштанка».
Чехова «Каштанка».
?
Домашнее задание.
•
Упр. , стр.
Проанализируйте предложения и скажите, какова
Проанализируйте предложения и скажите, какова
синтаксическая роль имен существительных?
синтаксическая роль имен существительных?
•
В доме у дороги зажглись огни.
В доме у дороги зажглись огни.
•
Грачи вьют гнезда на старых березах.
Грачи вьют гнезда на старых березах.
•
Нерехта – небольшая река.
Нерехта – небольшая река.
Синтаксические признаки имён существительных
— в предложении
— в предложении
существительное может быть всеми членами предложения, но чаще
существительное может быть всеми членами предложения, но чаще
всего является подлежащим или
всего является подлежащим или
дополнением.
дополнением.