Автор: Тухватуллина Люция Миннулловна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Биектауская СОШ"
Населённый пункт: Рыбно- Слободский район с. Биектау, РТ
Наименование материала: статья
Тема: Олимпиадное движение. Подготовка обучающихся к школьным и муниципальным этапам ВСОШ
Раздел: полное образование
Одной из приоритетных задач, стоящих перед учителем является выявление
одаренных детей, создание условий для их развития. Не секрет, что в маленькой
деревенской школе найти одаренных детей довольно трудно, и поэтому наша задача –
найти способных детей, разглядеть и раскрыть этот дар, помочь его освоить,
активизировать познавательный интерес и самое главное – увлечь его своим предметом.
Для любого педагога очень важен вопрос: как подготовить ученика к участию в
олимпиаде по предмету. Победа или достаточно высокое место на олимпиаде, является
показателем уровня преподавания предмета в школе. На основе собственного опыта могу
предложить основные принципы подготовки учащихся к олимпиаде по математике.
Главное при подготовке к олимпиаде – заинтересовать ребят этим соревнованием,
включить элементы подготовки в уроки, во внеурочную и внеклассную работу.
Олимпиадные задачи, как правило, отличаются повышенным уровнем сложности. Они
нужнее не столько для того, чтобы проконтролировать знания, сколько проверить умение
логически мыслить, делать собственные заключения и прогнозы. На своем опыте знаю,
что, организуя участие детей в школьном и муниципальном этапах Всероссийской
олимпиады школьников, главное внимание учитель должен уделять подготовке к ним.
Какие мероприятия можно использовать при подготовке детей к
олимпиаде?
Конечно, здесь важна продолжительная работа. За две недели подготовить
учащихся невозможно. Для подготовки к олимпиадам полезны викторины,
предметные недели, внеурочные занятия, проектная деятельность, кружковая работа.
Сегодня трудно представить работу учителя без использования информационных
технологий, позволяющих с помощью компьютера осуществлять подготовку
учащихся к олимпиадам. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить
по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока.
Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации
в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках. Мозг
ребёнка, настроенный на получение знаний в форме разнообразных развлекательных
программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную учителем
информацию с помощью ИКТ.
Продуктивными при подготовке к олимпиадам являются и творческие задачи.
Для их решения необходимы умения логически мыслить, способность к
интуитивному решению проблемы как высшего проявления логического мышления.
Поэтому, для развития кругозора, мышления и памяти важно решать олимпиадные
задачи прошлых лет.
Как же мы готовимся к олимпиаде?
Обычно на школьном этапе попробовать свои силы я даю возможность всем
учащимся 5-6-7 классов, так как на школьном уровне для выполнения олимпиадных
заданий учащиеся используют только те теоретические положения и практические
умения, которые определены программой, что позволяет избежать перегрузки
школьников.
Исходя из результатов школьного этапа, собственных наблюдений, начинаем
интенсивную подготовку к муниципальному этапу.
Во-первых, учитель-предметник намечает себе "жертву" - участника районной
олимпиады. Не всегда этот момент продуман. У нас частенько во всех олимпиадах
принимают участие одни и те же детки. Бывает, что одновременно и в гуманитарных, и
технических. На пользу это не идет: материал уроков пропускается; подготовка ко всем
предметам занимает много времени и сил, а значит, качество теряется.
Во-вторых, для подготовки к олимпиаде использовать принцип активности знаний.
При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и
расширение запаса знаний. Поэтому необходимо повторить учебный материал
начального курса предмета и материал, изученный в предыдущих классах, а также иногда
обратить внимание на какие-то ключевые знания, которые еще не изучали.
В-третьих,
необходимо
познакомить
школьников
с
примерной
структурой
олимпиадных заданий прошлых лет. Я беру задания прошлых лет на сайте министерства
образования. В этом случае придерживаюсь принципа максимальной самостоятельности –
предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания
это те, которые добываются
собственными усилиями.
Затем
работы проверяем,
разбираем ошибки. При анализе вскрываются упущения, недостатки, не учтенные в
предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для
учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он
так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и
умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
В-четвертых,
на
последнем
занятии
перед
олимпиадой
необходимо
дать
напутственное слово учителя: поговорить с учащимися о тактике выполнения заданий на
самой олимпиаде, настроить, убедить, что победителями все не бывают. Нельзя ставить
цель «Только победа». «Главное не победа, главное участие. Не надо волноваться, в
олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных
условиях, результат зависит только от тебя».
За два три дня лучше отказаться от решения заданий, чтобы не привести к
психологическому утомлению организма и, как следствие, притуплению творческого
потенциала. Во время этой паузы накапливаются резервы и желание добиться успеха на
олимпиаде.
Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным
экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В
случае успеха она принесет ни с чем не- сравнимые положительные переживания, в
случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает
возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и
личностного становления.
И тогда педагогическое кредо каждого учителя будут слова: «Посмотрите, какие
замечательные у меня ученики!»