Напоминание

Олимпиадное движение. Подготовка обучающихся к школьным и муниципальным этапам ВСОШ


Автор: Тухватуллина Люция Миннулловна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Биектауская СОШ"
Населённый пункт: Рыбно- Слободский район с. Биектау, РТ
Наименование материала: статья
Тема: Олимпиадное движение. Подготовка обучающихся к школьным и муниципальным этапам ВСОШ
Раздел: полное образование





Назад




Одной из приоритетных задач, стоящих перед учителем является выявление

одаренных детей, создание условий для их развития. Не секрет, что в маленькой

деревенской школе найти одаренных детей довольно трудно, и поэтому наша задача –

найти способных детей, разглядеть и раскрыть этот дар, помочь его освоить,

активизировать познавательный интерес и самое главное – увлечь его своим предметом.

Для любого педагога очень важен вопрос: как подготовить ученика к участию в

олимпиаде по предмету. Победа или достаточно высокое место на олимпиаде, является

показателем уровня преподавания предмета в школе. На основе собственного опыта могу

предложить основные принципы подготовки учащихся к олимпиаде по математике.

Главное при подготовке к олимпиаде – заинтересовать ребят этим соревнованием,

включить элементы подготовки в уроки, во внеурочную и внеклассную работу.

Олимпиадные задачи, как правило, отличаются повышенным уровнем сложности. Они

нужнее не столько для того, чтобы проконтролировать знания, сколько проверить умение

логически мыслить, делать собственные заключения и прогнозы. На своем опыте знаю,

что, организуя участие детей в школьном и муниципальном этапах Всероссийской

олимпиады школьников, главное внимание учитель должен уделять подготовке к ним.

Какие мероприятия можно использовать при подготовке детей к

олимпиаде?

Конечно, здесь важна продолжительная работа. За две недели подготовить

учащихся невозможно. Для подготовки к олимпиадам полезны викторины,

предметные недели, внеурочные занятия, проектная деятельность, кружковая работа.

Сегодня трудно представить работу учителя без использования информационных

технологий, позволяющих с помощью компьютера осуществлять подготовку

учащихся к олимпиадам. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить

по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока.

Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации

в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках. Мозг

ребёнка, настроенный на получение знаний в форме разнообразных развлекательных

программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную учителем

информацию с помощью ИКТ.

Продуктивными при подготовке к олимпиадам являются и творческие задачи.

Для их решения необходимы умения логически мыслить, способность к

интуитивному решению проблемы как высшего проявления логического мышления.

Поэтому, для развития кругозора, мышления и памяти важно решать олимпиадные

задачи прошлых лет.

Как же мы готовимся к олимпиаде?

Обычно на школьном этапе попробовать свои силы я даю возможность всем

учащимся 5-6-7 классов, так как на школьном уровне для выполнения олимпиадных

заданий учащиеся используют только те теоретические положения и практические

умения, которые определены программой, что позволяет избежать перегрузки

школьников.

Исходя из результатов школьного этапа, собственных наблюдений, начинаем

интенсивную подготовку к муниципальному этапу.

Во-первых, учитель-предметник намечает себе "жертву" - участника районной

олимпиады. Не всегда этот момент продуман. У нас частенько во всех олимпиадах

принимают участие одни и те же детки. Бывает, что одновременно и в гуманитарных, и

технических. На пользу это не идет: материал уроков пропускается; подготовка ко всем

предметам занимает много времени и сил, а значит, качество теряется.

Во-вторых, для подготовки к олимпиаде использовать принцип активности знаний.

При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и

расширение запаса знаний. Поэтому необходимо повторить учебный материал

начального курса предмета и материал, изученный в предыдущих классах, а также иногда

обратить внимание на какие-то ключевые знания, которые еще не изучали.

В-третьих,

необходимо

познакомить

школьников

с

примерной

структурой

олимпиадных заданий прошлых лет. Я беру задания прошлых лет на сайте министерства

образования. В этом случае придерживаюсь принципа максимальной самостоятельности –

предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания

это те, которые добываются

собственными усилиями.

Затем

работы проверяем,

разбираем ошибки. При анализе вскрываются упущения, недостатки, не учтенные в

предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для

учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он

так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и

умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

В-четвертых,

на

последнем

занятии

перед

олимпиадой

необходимо

дать

напутственное слово учителя: поговорить с учащимися о тактике выполнения заданий на

самой олимпиаде, настроить, убедить, что победителями все не бывают. Нельзя ставить

цель «Только победа». «Главное не победа, главное участие. Не надо волноваться, в

олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных

условиях, результат зависит только от тебя».

За два три дня лучше отказаться от решения заданий, чтобы не привести к

психологическому утомлению организма и, как следствие, притуплению творческого

потенциала. Во время этой паузы накапливаются резервы и желание добиться успеха на

олимпиаде.

Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным

экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В

случае успеха она принесет ни с чем не- сравнимые положительные переживания, в

случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает

возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и

личностного становления.

И тогда педагогическое кредо каждого учителя будут слова: «Посмотрите, какие

замечательные у меня ученики!»



В раздел образования