Размышления на тему "В чем заключается основная цель вокального образования"
Автор: Ким Ольга Неоевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "Маленький принц" Населённый пункт: Хабаровск Наименование материала: Статья Тема: Размышления на тему "В чем заключается основная цель вокального образования" Раздел: дополнительное образование
«В чем заключается основная цель вокального образования»
Ким Ольга Неоевна,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц», г. Хабаровск
Пение,
как
вид
деятельности,
является
самым
доступным
и
любимым
делом
многих людей. Даже на моем скромном опыте могу уверенно сказать, что петь хотят все -
от самых маленьких и до бесконечности… Да и нынешние ролики в ютьюбе
это
подтверждают. Но…почему кто-то преуспевает, а кто-то не очень?
На мой взгляд, сильнейшим средством для продвижения является желание самого
человека.
Конечно,
как
в
любом
деле,
необходимы
профессиональные
качества:
музыкальный слух, чистая интонация, знание нотной грамоты, владение инструментом и
т.п. Но даже при наличии всех этих перечисленных качеств, если у человека отсутствует
сильное
желание
достичь
цели,
то
все
напрасно.
Очень
многие
люди
обладают
прекрасными голосами, и потенциалами, но не смогли себя реализовать на этом поприще.
(В данной ситуации я говорю о людях, которые реально могли бы стать музыкантами и
вокалистами, но занимаются совершенно другим делом, выбирая иногда кардинально
другие направления).
Как педагог по вокалу, я считаю своей миссией не просто научить ребенка петь и с
помощью этого навыка реализоваться, но также через эту деятельность определиться:
возможно, выбрать профессию, связанную с вокалом и продолжать развиваться в музыке
или просто оставить это для себя хорошим хобби. Многим пение кажется совершенно
простым
и
даже
развлекательным
делом,
но
во
время
занятий
выясняется,
что,
оказывается, пение – это большой труд, который потом еще может и должен приносить
удовольствие не только самому себе, но и другим.
Каждый человек создан особенным и не похожим на другого, с определенными
качествами характера личности.
Некоторые качества лежат на поверхности, их видно
сразу, а некоторые проявляются только в определенных условиях. Это можно увидеть во
всех сферах нашей жизни: в личных близких взаимоотношениях (в семье, с друзьями) и в
общественных отношениях (на работе, в общественных местах). Мы часто привыкаем
составлять о людях определенный стереотип: этот человек очень активный и всегда
сможет реализовать себя, заявить о себе, а этот совсем скромный и стеснительный,
наверняка не сможет ответить, даже если будет прав…
Но всегда есть эффект некоторого сюрприза - в определенных условиях люди
начинают вести себя совершенно иначе, совсем не так, как ожидаешь… И моя работа
обладает спецификой
создавать благоприятные условия
для этого самопознания… Я
считаю, что работа педагога-вокалиста заключается прежде всего в том, чтобы не подавить
индивидуальность ученика своей индивидуальностью, а наоборот, дать возможность ему
самому
раскрыться,
понять,
насколько
он
не
похож
на
других,
и
возможно,
эта
непохожесть
является
больше
преимуществом,
чем
недостатком.
Пение
должно
приносить радость от процесса и помогать раскрепощать различные психологические и
физические зажимы.
И особенно это актуально в настоящее время, когда ребенку
предъявляется
огромное
количество
требований,
начиная
от
одежды,
заканчивая
друзьями, с которыми он проводит время…
Особенностью
моей
работы
с
детьми
является
наблюдение.
Наблюдение
как
методический прием используют все педагоги, но в моей практике этот метод является
основополагающим.
Это, конечно, не пассивное наблюдение, а скорее аналитическое
руководство к действию.
Делая определенные выводы о взаимоотношениях ребенка в
коллективе, его реакции на нестандартные ситуации (иногда умышленно созданные), я
пытаюсь
растормошить
его,
освободить
от
различных
внутренних
комплексов,
от
уверенности
в собственной несостоятельности, воодушевить на вокальные подвиги
(например,
доверить исполнение сольного фрагмента), а некоторым наоборот, снять
розовые очки и перенастроить с самого себя на других людей, которые ничуть не хуже,
потому что, учитывая конкуренцию и психологическую установку нынешнего века, есть
много детей, которые умышленно идут по головам и считают это нормальным, что, в моем
понимании, приводит к цинизму и одиночеству.
В этом и состоит работа педагога-вокалиста – разглядеть в ребенке человека с
особенными человеческими качествами, создавать условия для развития этих качеств,
понимая нынешнюю ситуацию, быстро и правильно реагировать на возрастные изменения
в
поведении
детей,
поддерживать
стойкую
мотивацию,
и,
конечно
же,
снарядить
инструментами для реализации этих благих намерений – научить владеть своим голосом.
Таким
образом,
занятия
становятся
способом
восстановления
внутреннего
душевного баланса с помощью пения и реализации своего творческого потенциала. И в
этом, на мой взгляд, заключается главная цель вокального образования.