Автор: Сенечак Юлия Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 им. А. И. Исаевой"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуальная карта"
Раздел: среднее профессиональное
Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) — это система изучения,
закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для конкретного ученика
с учетом его психологических особенностей и уровня знаний.
Причин
для
обучения
детей
по
индивидуальному
образовательному
маршруту
несколько:
в классе есть обучающиеся с повышенными образовательными потребностями и
особыми способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования;
слобоуспевающие учащиеся, у которых в ходе входных, рубежных и итоговых
контрольных работ выявлены пробелы в знаниях.
обучающиеся, находящиеся длительном лечении и не имеющие возможности
обучаться по обычной классно-урочной системе, обучающиеся с ОВЗ.
Таким
образом,
такой
маршрут
может
разрабатываться
для
любого
учащегося
с
разными образовательными возможностями и способностями
Образовательные
маршруты
могут
быть
кратковременными
и
долгосрочными.
Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогает решать многие
задачи, связанные с развитием личности ученика: способствует формированию у него
познавательного
интереса
к
предмету,
умения
самостоятельно
получать
знания
и
применять их на практике. Ребенок учится плодотворно работать и достигать успеха.
Индивидуальные образовательные маршруты могут быть составлены учителем для
самореализации ученика как в урочной, так и во внеурочной деятельности, либо по
двум направлениям одновременно
При построении ИОМ учитываются
уровень развития познавательных процессов;
уровень социализации и психологические особенности каждого школьника;
потребности и интереса ребенка и родителя.
Формы работы
индивидуальные консультации;
самообразование;
олимпиады;
конкурсы;
предметные недели.
1.
Психолого- педагогическое сопровождение.
Работа психолога.
Отслеживание уровня развития творческого потенциала личности по
методикам Векслера, Равена.
Экспресс- диагностика интеллектуального состояния первоклассников
МЭДИС.
Психологический тренинг выявления одаренности Бабаевой Ю.Д.
Работа учителя.
Индивидуальные занятия по подготовке к олимпиадам
Консультации
Роль родителей в индивидуальном образовательном маршруте:
-оказание посильной помощи при выполнении ребѐнком дополнительного задания;
- финансовые расходы на дистанционные Всероссийские олимпиады;
- тесное сотрудничество с учителем, педагогом- психологом.
Индивидуальная карта психолого-педагогического статуса
ученика начальной школы (по 5-балльной шкале)
Параметры психолого-
педагогического статуса
Требования к учащимся
Актуальный уровень
1 кл
2 кл
3 кл
4 кл
Произвольность
психических
процессов
Умение
самостоятельно
организовать
выполнение
учебного
задания.
Сосредоточенность
и
поддержание
внимания
на
учебной задаче.
Развитие мышления
Владение
приемами
понятийного
мышления.
Выполнение
логических
операций:
выделение
существенных
признаков,
обобщение,
классификация,
аналогии
и
др.(психодиагностика)
Развитие речи
Грамотность
и
богатый
словарный запас устной речи.
Развитие тонкой моторики
Понятийность,
аккуратность
письма
Умственная работоспособность
и темп учебной деятельности
Способность работать в одном
темпе
со
всем
классом
(психодиагностика,
наблюдение)
Мотивационная сфера
Позитивное
отношение
к
школе.
Сохранность
познавательных
мотивов
учебной
деятельности.
Ориентация
на
самостоятельное
получение
знаний.
Понимание
смысла
«учение
для
себя»
(психодиагностика,
наблюдение)
Особенности поведения
Поведенческая саморегуляция:
умение
сдерживать
непроизвольные
эмоции
и
желания,
принятие
и
соблюдение
классных
и
школьных
социальных
и
этических норм (наблюдение)
Особенности
общения
со
сверстниками
Способность
к
установлению
дружеских
отношений
и
их
поддержанию.
Принятие
коллективом (социометрия)
Особенности
общения
с
педагогами
Способность
самостоятельно
установить
адекватное
взаимодействие с педагогом
Эмоциональное состояние
Адекватность
переживаний.
Школьная
и
личностная
тревожность,
эмоциональная
самооценка
(психодиагностика)
Отношение к себе
Позитивная
Я-концепция,
устойчивая
адекватная
самооценка
(психодиагностика)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯПО ПРЕДМЕТУ………………………….……………………
Этапы работы
Форма отчѐта /
демонстрации результатов
Сроки
1.
Формулирование
проблемы,
целеполагание.
Собеседование с учителем.
2.
Изучение
методов,
приѐмов,
способов
деятельности, необходимых для работы над
решением проблемы, в том числе освоение
приѐмов
работы
с
научной
литературой
(конспектирование,
реферирование,
составление
картотеки,
создание
плана
–
тезисного, цитатного) и приѐмов оформления
собственного продукта деятельности.
Консультирование
одноклассников,
проведение
урока
или
его
этапа
в
роли
учителя,
выполнение
индивидуальных
заданий
с
использованием
освоенных
приѐмов и т.п.
3. Изучение истории вопроса, теоретических
источников по проблеме исследования.
Выступление
с
сообщениями,
докладами
по
проблеме
исследования.
4.
Выявление
возможных
путей
решения
проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез.
Собеседование с учителем.
5.
Работа
с
фактическим
материалом
(наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент
и др.).
Промежуточные
отчѐты
в
форме
докладов
с
их
после-
дующим обсуждением на кон-
ференции, заседании научного
общества и т.п.
6. Анализ, классификация и систематизация
данных,
полученных
в
ходе
работы
с
фактическим материалом.
7. Обобщение, выводы.
8.
Предъявление
и/или
защита
продукта
исследовательской деятельности.
Статья, доклад, реферат и т.п.
ПРИМЕЧАНИЕ………….......……………………………………………………………
Лист
индивидуального маршрута обучения
ФИО
____________________________________________________________________________
Ученика (цы) ______ класса
на _______/_______ учебный год
Тема направления
занятий
ФИО учите-ля
Кол-
во
часов
Результаты
Подпись
преподава
телей
Итого
Кл. рук-ль
______________/___________ /
Ученик (ца) ________________/____________/
Родитель
_________________/___________/
Схема самоанализа воспитанника,
обучающегося по индивидуальному
образовательному маршруту.
1.
Какие
цели
я
ставил
перед
собой
в
начале
учебного
года?
(Что
я
хотел?)_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________
2.
Какие
действия
я
спланировал
для
достижения
цели?
(Что
я
должен
сделать?)__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
________________
3.
Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения
цели?) _________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______
__________________________________________________________________
4.
Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо
еще сделать?) ___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________