Напоминание

"Патриотическое воспитание посредством знакомства с творчеством знаменитых земляков"


Автор: Мамаева Варвара Гаврильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 1 "Родничок"
Населённый пункт: Республика (Саха) Якутия) Горный с. Бердигестях
Наименование материала: Доклад
Тема: "Патриотическое воспитание посредством знакомства с творчеством знаменитых земляков"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Центр развития ребенка – детский сад №1 «Родничок» с.Бердигестях МР «Горный улус» Доклад на тему: «Патриотическое воспитание посредством знакомства с творчеством знаменитых земляков» 2013г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………….3 1. Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста и национальная культура как область воспитательных воздействий в ДОУ……………4 2.Известные деятели культуры и искусства – наши знаменитые земляки……………..6 3. Насыщение воспитательной среды с творчеством знаменитых земляков………………11 4. Приобщение детей с культурным наследием улуса……………………………………..12 5. Ознакомление детей с творчеством знаменитых земляков, деятелей культуры и искусства РС (Я)………………………………………………………………………………14 6. Результат опыта работы………………………………………………………………….17 7. Заключение………………………………………………………………………………….19 8. Литература…………………………………………………………………………………20 9. Приложение………………………………………………………………………………...21

Введение
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, к его защите. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечества. С малых лет нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. В наше время очень актуален вопрос воспитания патриотизма и гражданственности. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общение, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения. Достоевский: "Путь к великому лежит через малое, ко всечеловеческому через национальное." Общечеловеческое не иначе достигается, как упором в свою национальность. Таким образом культура - это единство общечеловеческого и национального. Высшие достижения национальной культуры становятся достижениями всего человечества. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов А.И. Арнольдова, Н.А. Бердяева, А.Н. Дмитриева, В.И. Добрынина, М.С.Кагана, Н.М. Карамзина, Д.С.Лихачева, В.С. Соловьева, В.В. Розанова и др.

Актуальность.
Ребенок, не знакомый с традициями, историей и культурой своего народа, человек без прошлого, а значит и без полноценного настоящего и будущего. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к современной жизни, её достижениям и проблемам. В настоящее время жители самых разных регионов нашей страны проявляют все больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.
Цель работы:
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с творчеством знаменитых земляков. Для достижения цели необходимо решить следующие
задачи:
- Ознакомления детей с родным краем, воспитания любви к нему. - Вызвать интерес у детей к истории развития культурной жизни Горного улуса; - Систематизировать и углубить знания детей о знаменитых земляках. - Воспитывать в детях чувство уважения и гордости за знаменитых земляков
Новизна:
выявить специфику патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста путем приобщения к национальной культуре, через знакомство знаменитых деятелей культуры и искусства нашего улуса .
Практическая значимость
работы разработка проекта и тематических планов.
1.

Особенности

патриотического

воспитания

детей

старшего

дошкольного

возраста

и

национальные

традиции

и

культура

как

область

воспитательных

воздействий в ДОУ.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольника необходимы следующие условия: подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семей, в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, вовлечение членов семей в педагогический процесс, создание в детском саду и семье предметно - развивающей среды. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций якутского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, Р.М.Римбурга, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
В современных условиях осознания духовных основ развития общества актуальной является проблема глубокого и научно-обоснованного учета особенностей региональной культуры в работе с детьми. Необходимость внедрения регионального компонента предусмотрена Законом РФ. В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных. В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры. Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно- воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции. Воспитание на народных традициях способствует формированию веротерпимости, межнациональной толерантности. Нам представляется чрезвычайно важным складывающийся в современной философии новый взгляд на культуру, как на единство национального, этнического и регионального. Это объясняется, по-видимому, тем, что в культуре фиксируется не только общечеловеческая жизнедеятельность, но и отражаются качественные своеобразия исторически сложившихся конкретных территорий. Региональная культура развивается, питаясь из двух источников: внутреннего саморазвития национальных культур и взаимовлияния, вз а и м од е й с т ви я , взаимопроникновения, но не слияния разных культур, а их творче ского взаимозаимствования. Важными условиями для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родной культуры в пространстве ближайшего социального окружения (дома и детского сада), могут стать: -эмоционально благополучная атмосфера дома и детского сада, где взаимоотношения между людьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, -личностно ориентированный способ общения; -отсутствие суровых форм наказания, т.е. создание благоприятной атмосферы, когда ребенок может чувствовать себя желанным и защищенным; -соблюдение прав ребенка на игру, досуг, национальную самобытность, свою территорию, а также уважение права на собственность; -предоставление права участвовать в обсуждении некоторых проблем семьи и детского сада; -бережное отношение взрослых и сверстников к результатам творческой деятельности; -упражнение в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам; -побуждение детей к выполнению общественно значимых заданий; -самостоятельность и ответственность ребенка за выполнение взятых на себя обязанностей; -предоставление возможности разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом; -активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Таким образом, условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:
- взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы); - определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством. -совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности; - использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).
2. Известные деятели культуры и искусства – наши знаменитые земляки.
Любая земля, на мой взгляд, славится не названием и не красотой своей природы. Она славится своими людьми, их трудом и жизнедеятельностью. Самое главное, мы прославим свой район, вырастив много известных людей, подняв уровень жизни населения, достигнув благополучия всех людей», - сказал на последней встрече со своими земляками Софрон Данилов. Из нашего улуса вышли известные по всей стране деятели культуры и искусства: народный поэт PC (Я), лауреат Государственной премии РСФСР им.М.Горького , видный общественный деятель, лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Горького, член СП СССР 1949 г.
- Семен Петрович Данилов
. Родился в Горном улусе. Окончил Якутский государственный пединститут и Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького. Работал учителем русского языка и литературы в средних школах и техникумах, преподавал историю якутской литературы в Якутском пединституте. С 1961 г. до последних дней жизни - председатель правления СП Якутии. Член КПСС с 1961 г. Печататься начал с 1937 г. С. Данилов по преимуществу лирик, хотя ему не чужды разные жанры литературы: публицистическое стихотворение и массовая песня, стихотворный фельетон и забавная юмореска, стихи и рассказы для детей, литературно-критические статьи, поэтическая обработка фольклорных произведений; наконец, поэмы, составляющие особую, достаточно видную часть его творчества. Многие стихи С. Данилова стали популярными песнями. Стихи и поэмы С. Данилова переведены на многие языки мира. С. Данилов переводил на якутский язык произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Мицкевича, Т. Шевченко, И. Крылова, М. Горького, А. Гайдара. Имя Семена Данилова стоит в одном ряду с крупнейшими мастерами художественного слова страны. Его творчество
способствует развитию якутской литературы, является заметным вкладом в многонациональную советскую литературу. С. П. Данилов вел разностороннюю общественную и государственную деятельность как депутат и член Президиума Верховного Совета Якутской АССР, член Якутского обкома КПСС, секретарь правления СП РСФСР, член правления СП СССР, член Комитета солидарности писателей стран Азии и Африки. Был делегатом XXIV съезда КПСС. В 1977 г. С. Данилову присуждено почетное звание заслуженного деятеля культуры Польской Народной Республики. Награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и медалями. Именем С. П. Данилова названы одна из улиц г. Якутска и с. Бердигестях. Бердигестяхская средняя школа Горного улуса, в Мытахском наслеге открыт литературный музей имени народных писателей братьев Семена и Софрона Даниловых. Народный писатель Якутии, лауреат Государственной премии РСФСР, видный общественный деятель, заслуженный работник культуры РФ, лауреат Государственных премий РСФСР им. М. Горького и PC (Я) имени П. А. Ойунского, премии СП СССР и КГБ СССР, премии комсомола Якутии, член СП СССР с 1949 г.
- Софрон Петрович Данилов

(19.04.1922 - 07.09.1993)
Родился в Горном улусе. Учился в Якутском рабфаке, затем окончил Якутский государственный педагогический институт. В 1941-42 гг. находился в рядах Советской Армии. Многие годы отдал педагогической и журналистской работе. С января 1979 г. был председателем правления СП Якутии и секретарем СП РСФСР. Вступил в литературу в 1938 г. со стихами, ставшими песнями. Романы "Сурэх тэбэрин тухары" ("Пока бьется сердце"), "Киhи биирдэ олорор" ("Человек живет один раз"), "Сказание о Джэнкире", повести "Манчаары" ("Манчаары"), "Дьону уердэ сылдьаары" ("Нести радость людям"), "Уот" ("Огонь"), "Пашня", книги рассказов, драма "Сахалар ааттарыттан" ("От имени якутов") - значительные явления в якутской литературе. Многие произведения Софр. П. Данилова переведены на русский язык и на другие языки братских народов РФ, ближнего и дальнего зарубежья. Софрон Данилов - публицист и литературный критик. Автор программ и учебника по якутской литературе для средней школы. Перевел на якутский язык роман Н.Чернышевского "Что делать?", драмы Н. Островского, Лопе де Вега и других. Он внес неоценимый вклад в укрепление самосознания родного народа, в дело возрождения национальной культуры, утверждения и становления суверенитета, единения народов Республики. В 1992 году был избран председателем Совета Конгресса народа саха. Был награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, двумя орденами "Знак Почета" и медалями. Избирался делегатом XXVI съезда КПСС, депутатом Верховного Совета ЯАССР нескольких созывов. Именем Софрона Данилова названы Джикимдинская средняя школа Горного улуса, одна из улиц с. Бердигестях, грузовой теплоход Ленского объединенного пароходства; в Мытахском наслеге Горного улуса работает литературный музей, носящий имя народных писателей братьев Семена и Софрона Даниловых.
Тарасов Савва Иванович (25.04.1934)
- народный поэт PC (Я), заслуженный работник культуры PC (Я) и РФ, лауреат премии Якутского комсомола, лауреат литературной премии "Алаш" Республики Казахстан, академик Академии Духовности РС (Я). Член СП СССР с 1964 г. Родился в Горном улусе. Окончил Центральную комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ и Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького. С 1953 г. С. Тарасов на журналистской работе: был редактором газеты "Эдэр коммунист", заместителем главного редактора журнала "Хотугу сулус", заведующим отделом культуры редакции газеты "Кыым". В течение десяти лет работал заместителем председателя правления СП Якутии. С 1993 по 1998 гг. работал председателем правления
СП Якутии, избирался секретарем правления СП России, в течение многих лет являлся членом советского Комитета солидарности писателей стран Азии и Африки. Печататься начал в 1950 г. Его стихи появились на страницах республиканских газет и журналов. Первая его книга "Таптыыр сахам тылынан" ("На родном якутском языке") издана в 1961 г. С тех пор им опубликованы около двадцати книг стихов и поэм, в том числе сборники "На берегах Синэ" и "Цветок аласа", вышедшие в Москве на русском языке. Им переведены на якутский язык поэмы Е. Исаева "Суд памяти", С. Острового "Мама", трагедии В. Шекспира "Макбет", "Гамлет", "Король Лир" и "Медея" Эврипида. На слова поэта якутские композиторы и мелодисты сложили немало песен, которые особенно популярны среди молодежи. C именем С. Тарасова связаны многие гуманные инициативы по оказанию помощи писателям, увековечению памяти выдающихся деятелей национальной культуры А. Е. Кулаковского, П. А. Ойунского, народных писателей Якутии. Он был одним из организаторов проведения в Якутске выездного Пленума СП России в июне 1995 года, обсудившего проблемы многонациональной российской литературы. В настоящее время С. Тарасов ведет активную общественную деятельность: он - заместитель председателя Конгресса народа саха, вице-президент республиканской ассоциации "Олонхо", член Совета старейшин РС (Я). На Х съезде писателей России избран членом Высшего Совета СП России. Народный художник Советского Союза, Почетный Гражданин Республики Саха (Я) А.Н.Осипов, Афанасий Осипов родился во II Эргитском наслеге Горного улуса. В 1945 году окончил Якутский кооперативный техникум, в 1947 году - Московскую среднюю художественную школу при институте им. В.И. Сурикова, позже – и сам институт. В 1955-1957 гг. Афанасий Осипов работает преподавателем Якутского художественного училища. С 1957 года переходит на творческую работу. В 1994-2004 гг. – работал в должности профессора и заведующего кафедрой живописи Якутского филиала Красноярского художественного института, в 2000-2004 гг. – профессора и заведующего кафедрой живописи художественного факультета Арктического института культуры и искусств. Творческая деятельность художника началась с дипломной картины на историко-бытовую тему «Изгнание шамана», давшей толчок последующему развитию якутской живописи, развитию жанров портрета, пейзажа, сюжетно-тематической картины. Его произведения - «Праздник оленеводов», «Кино в яранге», «Крик», «Правление колхоза», «Якутские борцы», «Заслуженный тренер СССР Д.П. Коркин с учениками», триптихи «В краю предков» и «Седой Вилюй», «Групповой портрет народных писателей Якутии», «Коневоды. Белые ночи», «Ысыах», «Мунха – праздник подледного лова карасей», портреты тружеников, представителей творческой интеллигенции, момские пейзажи, монгольская серия - отличаются глубиной разработки жизненных проблем, проникновения в духовный мир современника, новым осмыслением изобразительных средств в живописи на реалистической основе. Ярким примером монументально- декоративной живописи художника является роспись фойе Якутского музыкального театра на тему «Ысыах. Якутский народный праздник». В конце 1990-х – начале 2000-х гг. Афанасий Осипов создал серию работ, посвященных Алтаю. В 2003-2004 гг. состоялись его две поездки в Гималаи, в результате была создана серия пейзажных и портретных работ в живописи и графике – всего около 50 работ. В 2003-2006 гг. возникла серия пейзажей Древнерусских городов – «Русская зима»: Переславль-Залесский, Суздаль, Загорск, Тутаев, Звенигород – всего около 60 работ. В 2006 г. создана серия пейзажей в результате поездок в Киргизию и в северный Эвено-Бытантайский улус Якутии. Афанасий Осипов – крупный мастер живописи, видный общественный деятель, широко известен не только в Якутии и России, его произведения знают и в других странах. Персональные выставки состоялись в Египте, Франции, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Германии, Финляндии, МНР, Японии, КНР. На родине художника - в Мытахском
наслеге Горного улуса - открыта его картинная галерея, где экспонируются более 100 работ, также более 100 произведений находятся в коллекции Национального художественного музея, картина «Народный праздник Ысыах» и триптих «Архангайские араты» – в коллекции Государственной Третьяковской галереи (Москва), портрет Шумиловой и северные пейзажи – в коллекции Государственного Русского Музея (Санкт- Петербург), а также в коллекциях музеев и галерей городов Чугуева, Нальчика, Львова, Ярославля, Семипалатинска, Красноярска, Томска, Тобольска, Читы, Хабаровска, Бишкека, Ангарска, в частных коллекциях разных стран и городов.
Ангелина ЛУКИНА
, доктор искусствоведения, доцент, заведующая кафедры хореографии, заслуженный работник культуры РС(Я). Вряд ли первая исследовательница якутских танцев Мария Яковлевна ЖОРНИЦКАЯ предполагала, что именно якутской девушке суждено стать первым доктором этнохореографии в России. Тем не менее, именно благодаря титаническому труду М.Я Жорницкой, посвятившей себя собиранию по крупицам танцевальных движений коренных народов Якутии и постановке первых сценических якутских танцев, создалась питательная творческая среда для роста самобытных якутских талантов, как исполнителей, так и исследователей. Чарующий мир народного танца был одним из признанных видов народного творчества во времена социалистической культуры. Благодаря такой благосклонности коммунистической идеологии мир танца стал ареной национального самовыражения советских народов. Любовь к красоте вела миллионы молодых людей к самодеятельному народному творчеству. Среди них была и нежная якутская девушка Ангелина ЛУКИНА, ученица М.Я. Жорницкой. Счастливая судьба вручила ей диплом «балетмейстера- педагога» Московского государственного института культуры в 1970 году. С тех пор минуло почти 40 лет. За плечами Ангелины Григорьевны простирается огромное танцевальное поле, возделанное ее педагогическим и балетмейстерским упорным трудом. Творческий взлет А. Лукиной начался с родных аласов, воспетых выдающимися писателями Якутии Семеном и Софроном Даниловыми, воплощенными на холстах академика Российской Академии художеств Афанасием Осиповым. Горный улус, ставший родиной пассионариев-саха, одарил и Ангелину творческой любовью к родным истокам. «В эти белые края вновь и вновь приеду я, чтоб увидеть, как танцует якутяночка моя», – это благословение старших пассионариев вдохновляет Ангелину Лукину на неустанное творение образцов якутской танцевальной культуры. Мир танца – искусство без границ и языкового барьера. Ее оригинальным танцам, полным национального достоинства и грации, рукоплескали в Кремлевском Дворце съездов во время ХХ Олимпийских Игр в Москве (1980), в различных городах и областях России, Турции, Японии, Франции, Канаде, Германии, Нидерландах, Италии и т.д. А.Г. Лукина поставила более ста авторских сценических танцев, показавших северную эстетику перед восторженными зрителями более 30 стран мира. Некоторые из них - "Узор", "Орогой", "Саргы тардыыта", "Чохчоохой", "Оhуокай", "Сээдьэ" − стали классическими образцами национальной сценической хореографии. Талант балетмейстера, организатора и педагога органично сочетается в Ангелине Григорьевне с пытливым исследовательским умом. Она – автор трёх научных монографий, восьми учебно-методических пособий, более ста научных статей, ставших основой докторской диссертации «Традиционные танцы Саха: идеи, образы, лексика» − первого теоретического фундаментального труда по якутской хореографии. Ею разработаны методологические принципы сбора, записи, фиксации и обработки материалов танцевального наследия народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Поэтические образы танцевального искусства, созданные Ангелиной Лукиной, получили дальнейшее развитие в основанном ею в 1980 г. республиканском конкурсе хореографов «Танцует Якутия», любимом и почитаемом зрителем вот уже более четверти века. Пик творческой и научной деятельности А.Г. Лукиной пришелся на исторический
период возрождения культуры и национального самосознания народов Якутии в конце ХХ – начале ХХI в. Во многом сама Ангелина Григорьевна способствовала усилению этого процесса, открывшего новые возможности для самореализации творческого потенциала родного народа. В настоящее время А.Г. Лукина является заведующей кафедры хореографии, основанной ею в 2003 г. в Арктическом государственном институте искусств и культуры. Дальнейшая ее научная, педагогическая и творческая деятельность направлена на развитие народной хореографии, подготовку высококвалифицированных специалистов- хореографов из регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Муж, Иван Иванович БУРЦЕВ, был известным режиссером, сценаристом и педагогом, воспитавшим целую плеяду национальных артистов и творцов культурных ценностей. Его сорокалетний подвижнический труд отмечен званием заслуженного деятеля искусств Республики Саха (Якутия).
Художник- модельер А.Н.Филиппова.
Как рассказывает сама Августина, при ее рождении присутствовала женщина, которая предрекла ей судьбу «шаманить» с шитьем. Увидев, как отец отрезает ей пуповину ножницами, она воскликнула: «Родилась девочка, камлающая с ножницами». Так оно и получилось. Августина Николаевна Филиппова известна как модельер-стилист и художник-дизайнер одежды. Начало ее трудовой деятельности было связано с клубной работой, с народными театрами и преподаванием рисования в школе. Имея дипломы режиссера народного театра и художника-декоратора, Августина начала с практической реализации теоретических знаний вдали от столицы республики, в районных центрах Амга и Бердигестях. Здесь перед ней открылось широкое поле деятельности: в сельских народных театрах она ставит спектакли в качестве режиссера, выступает как художник-сценограф и как художник по костюмам, пишет сценарии, работает с народными мастерами саха, эвенов и эвенков. После нескольких лет поисков своего истинного призвания она пришла к выводу, что главное ее дело и долг – красиво одевать людей. Стихи и проза дополняют художественные фантазии модельера. Впервые Августина открыла молодежный Театр Моды “Юрюнг Чемчюк” в поселке Бердигестях, который становится обладателем Гран- при ежегодного республиканского фестиваля моды «Саhарга-1995». С тех пор призы и дипломы сопровождают Августину на всех показах мод и конкурсах. Переехав в 1997 году на постоянное место жительства в Якутск, она организовала студенческий театр моды с тем же поэтическим названием «Юрюнг Чемчюк» (Белый жемчуг) при кафедре фольклора и национальной культуры Якутского государственного университета. Августина Филиппова пошла своим путем. Она первой повернула привычные традиции на новые рельсы. Внимательно изучая форму и декор народного костюма, она дает собственную интерпретацию символике цвета и кроя, создает сложную дизайнерскую конструкцию всех деталей одежды. Народный костюм не представляет собой навсегда застывший эталон. На протяжении веков он исторически развивался вместе с изменением быта народа, испытывал влияние культуры соседних этносов. Появлялись новые материалы и детали орнамента. Но при этом сохранялись устойчивые традиции силуэта одежды, ее ритуальная функция, знаковая система декорирования. Августина не стремится точно копировать старинные музейные образцы одежды. Можно сказать, что она создает национальный костюм XXI века на основе устойчивых традиций предков с учетом новых материалов и менталитета современников. Прежде всего она внимательно изучает традиции, орнамент, сопутствующие аксессуары. Все костюмы, как традиционные, так и фантазийные, представляют собой полный ансамбль, начиная с головного убора, которому мастер отводит особую сакральную роль. Имеют значение все детали, узоры, несущие функции оберега.
Впервые настоящий успех к Августине пришел в 1996 году после участия на конкурсе профессиональных художников-модельеров в Доме моды Славы Зайцева в Москве, посвященном памяти Надежды Ламановой. Ни с чем не сравнить то волнение, которое испытала тогда Августина: «Я стояла за кулисами в ожидании выхода моих моделей в полуобморочном состоянии от волнения и страха. Сердце выпрыгивало из груди и мне казалось, что все слышат его громкий стук. Одна за другой выходили на сцену девушки в костюмах знаменитых модельеров. А когда объявили мое никому не известное имя «Якутский модельер Августина Филиппова», в зале воцарилось недоуменное молчание, кто-то довольно громко рассмеялся. После того, как прошли мои модели, наступила звенящая тишина, и вдруг зал разразился аплодисментами. Зрители стоя приветствовали меня. Самым дорогим подарком были теплые слова напутствия Вячеслава Зайцева». После этого памятного выступления Августину ежегодно приглашают организаторы смотров моды в разные страны. В октябре 1998 года модели Филипповой получают высокую оценку в фестивале российской моды “Бархатные сезоны” в Сочи. В зарубежных показах, таких как фестивали и конкурсы моды в г. Онфлер на побережье Ла-Манша, в Каннах, на Международной передвижной выставке Раф-Люкс в Баку, в Риме якутский стилист представляла российскую моду. Фотографии модели Эллэйада после показа в Каннах обошли все крупные газеты Франции. Известный французский модельер Клод Бонуччи выразил искреннее восхищение искусством якутского художника и предложил организовать совместное шоу моды в Москве. В ее фантастических моделях искусствовед Александр Васильев прочувствовал нечто общее с японским искусством. В 2003 году в Москве состоялся Международный фестиваль национального костюма, где Августина Филиппова удостоилась высшей награды. В номинации «Лучшие из лучших» из 30 номинантов России по разным сферам искусства она стала обладателем Гран-При за коллекцию «Алмазы Якутии». Торжественная церемония награждения прошла 17 декабря 2003 г. в Кремле. Кроме традиционной национальной одежды и эксклюзивных моделей высокой моды Августина создает оригинальные костюмы для показов моды прет-а-порте. Вечерние наряды, свадебные платья с серебряными украшениями, с золотым и серебряным шитьем, вышитые бисером и блестками, несут элементы праздничной одежды якутов, эвенов и эвенков и в то же время отвечают требованиям современной моды и вкусам изысканной публики. На престижных Российских и Международных конкурсах красоты, таких как «Мисс Россия», «Мисс Туризм Планеты», «Маленькая Мисс Мира», «Мисс Азия и Океания», проводимых в Москве и разных странах, якутские красавицы, как правило, занимают первые места в номинации «За лучший национальный костюм» от Августины Филипповой.
3.

Насыщение

воспитательной

среды

с

творчеством

знаменитых

земляков.
Окружающая среда должна способствовать эмоциональному развитию детей, служить их интересам и потребностям. Одним из приоритетных направлений деятельности нашего коллектива является воспитание начал гражданственности и патриотизма. Цель, которой воспитание начал гражданственности и патриотизма на основе формирования нравственных знаний путем приобщения к миру человеческих ценностей. Складывающиеся в России и в Республике Саха (Якутия) ситуация, связанная с изменениями в социально-политическом и экономическом развитии, переход на местное самоуправление ставит вопрос о повышении роли гражданско-патриотического воспитания. Важность гражданско-патриотического воспитания подчеркнуто и в программах «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации и в Республике Саха». Исходя из концептуальных положений, целями и задачами воспитания начал гражданственности является:
1. Формировать у детей дошкольного возраста, умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении. 2. Приобщать ребенка к миру человеческих ценностей, сформировать ценностные отношения к действительности. 3. Воспитывать чувство гордости за родных, близких, земляков и страны. 4. Формирование чувства уважения к другим народам и их традициям. Для реализации выше поставленных задач организационно-педагогическими условиями являются активное взаимодействие с окружающим миром эмоционально- практическим путем через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучения, соучастие в разных видах деятельности по возрасту и самостоятельная включенность в проблемные ситуации. В 2009 г. в нашем учреждении педагогами был разработан проект «Мои знаменитые земляки». Целью проекта было создание в детском саду фото галереи и мини библиотеки. Реализацию этого проекта мы внедрили в жизнь детского сада. Сейчас одним из составляющих элементов предметно-развивающей среды в нашем ДОУ по гражданскому воспитанию является фотогалерея и мини библиотека «Мои знаменитые земляки». В ходе работы организуются такие формы работы как беседы, литературные вечера, экскурсии, прогулки, вечера встреч, чтение художественной литературы, развлечения, досуги на которых дети знакомятся с родным краем, со своими знаменитыми земляками, приобщаются к культурному наследию своего улуса. В результате дети проявляют уважение к людям труда, учатся бережно относиться к природе, проявляют интерес к достопримечательностям родного края. В подготовительной к школе группе детей знакомят с основными достопримечательностями родного села, даются сведения об истории улуса, поселков, знаменитых людях, прославивших родное село, край. Даются представление о музеях как хранителях культурных ценностей предшествующих поколений. В итоге на днях открытых дверей или на различного рода мероприятиях детского сада дети самостоятельно перед гостями ДОУ представляют знаменитостей своего родного улуса и материалы фото галереи.
4. Приобщение детей с культурным наследием улуса.
Учитывая, что без изучения культуры, прошлого не может развиваться современная культура, руководства нашего улуса придавало большое значение патриотическому и нравственному, эстетическому и духовному воспитанию населения. Развитию музейного дела через изучение исторического прошлого должно было дать определенные результаты в становлении личности. Понимая важность, значение приобщения детей с культурным наследием улуса, составили экскурсионный маршрут в музеи и памятные места села. Весной и осенью с воспитанниками по плану посещаем музеи, и памятные места нашего села. Первоочередная задача наших музеев – пробуждать интерес молодежи к материальным и духовным ценностям родного народа, чтобы знать и чтить его историю, приумножать и способствовать процветанию родной земли и духовного наследия предков.
Экскурсионный маршрут в музеи с. Бердигестях

Музеи
являются научно-культурными центрами, в котором обобщены материалы по истории улуса и ведется большая работа по патриотическому и нравственному воспитанию детей и молодёжи. Улусный краеведческий музей

Улусный краеведческий музей
Музей является научно- культурным центром, в котором обобщены материалы по истории улуса. Музей располагает 5 основными разделами: растительный и животный мир, традиционная культура эвенков, традиционный уклад хозяйства якутов, творчество народных умельцев, мастериц по шитью, художников, история образования, культуры, здравоохранения, спорта в улусе. Адрес: ул.Строителей, д.2 «а». Директор музея: Степанова Елена Григорьевна, конт.тел.: 4-23-37
Центр фольклора и этнографии
Энтузиаст, организатор и пропагандист национальной культуры Гаврил Ильич Александров создал в 1993г в с. Бердигестях фольклорно-этнографический центр на базе частной усадьбы. Центр включает в себе две якутские юрты с полным интерьером в национальном стиле. В одном из них из них собраны и экспонируются национальная утварь, одежда, старинная мебель и т.д. При центре собран обширный видеоматериал о культурной жизни и истории улуса. Адрес: ул.Маттинская, д.19. Директор музея: Александров Гаврил Ильич, конт.тел.: 4-18-31
Литературный музей-галерея
Мытахский музей - галерея берет свои истоки с литературной комнаты при Джикимдинской средней школе, в которую были собраны экспонаты о жизни и творчестве писателей, известных деятелей искусства- выходцев Мытахского наслега, книги, картины А.Н.Осипова, старинная утварь. В 1998 г в родовой усадьбе был построен дом- балаган. В 1992г Софроном Петровичем установлен сэргэ. В 1998г была введена в действие картинная галерея народного художника А.Н.Осипова
Музей учителя
По инициативе М.Е.Тимофеева, заслуженного учителя ЯАССР, отличника народного просвещения РФ в 2006 г. в центре дополнительного образования был открыт музей Учителя. Музей имеет фонд подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений о педагогическом наследии улуса: учительские династии, учителя-ученые, стенды, посвященные учителям-воинам интернационалистам, заслуженным учителям России, РС(Я), методической службы улуса, муниципальных образовательных учреждений. Адрес: с.Бердигестях, ул.Семена Данилова, 49. Конт.тел.: 4-15-36.
Музей трудовой, боевой и спортивной славы
Экспонаты музея отражают участие наших земляков в Великой Отечественной войне, ветеранов тыла. Собраны исторические документы, фотографии, воспоминания ветеранов войны и тыла. Музей является филиалом улусного краеведческого музея. Адрес: ул.Гагарина, 7 Председатель совета ветеранов: Румянцев Алексей Алексеевич Конт.тел.: 4-17-03
Музей печати
Музей редакции «Улэ кууЬэ» был основан в 2000 г. в связи 50-летним юбилеем газеты. Имеет 6139 экспонатов, так как музей является хранителем улусной печати. Большинство экспонатов рассказывают об истории и развитии печати, журналистики в Горном улусе. Кроме этого в музее можно увидеть старинные редкие фотографии различных исторических событий, выдающихся людей нашего улуса. В музее есть очень интересный раздел – коллекция фотоаппаратов разных марок. Также находится музей – комната «Чыпчаал». Адрес: ул.Строда, 25.
Музей-комната коллекции кос «Хотуур тэлэр дьарыгым»

В 2006 г. Марк Петрович Слепцов, пятикратный чемпион улусного соревнования «Куулэй» и чемпион республики «Куулэй-2002» открыл музей-комнату коллекции кос. Всего экспонатов собрано 120 разных видов кос. Во второй комнате музея выставлены фотографии самых именитых и лучших косарей улуса XX века. Все материалы сопровождены подробными пояснительными заметками. Различные планшеты, газетные статьи обогащают музейную коллекцию, наполняют глубоким содержанием. В дальнейшей перспективе при большом накоплении материалов комната-музей может быть преобразована в музей косарей. Уникальность этого музея в том, что это единственный музей в республике и в России. Адрес: с.Бердигестях, ул. Березовая, 20, конт.тел.: 4-16-81
Музей школы им.С.П.Данилова «Көлүөнэлэр суолларынан»
Музей открыт в 1998г. Содержание музея рассказывает об истории школы им.С.П.Данилова. Характеристика Основной фонд составляет 1200 экспонатов: фотографии, альбомы , планшеты выпусников, родителей, юбилейные буклеты, приветственные адреса, дарственные книги,папки ветернов-педагогов. Руководитель музея: Степанова Мария Федоровна. Адрес: с.Бердигестях ул.С.Данилова Конт.тел.: 4-12-63
Музей народных игрушек ЦРР «Сардаана»
Музей организован в 1994 г. Якутский народ сохранил до сих пор исторические виды игрушек. Народные игрушки отражают обычаи, традиции и быт народа, передают национальный характер и зависят от климатических условий, отража ют не только быт, но и эпоху. Музей имеет разделы: берестяные игрушки, игрушки-заместители, охота и животноводство, куклы, настольные якутские игры. Адрес: ЦРР “Сардаана” с.Бердигестях Конт.тел.: 4-18-01 Музеи создаются и развиваются для удовлетворения духовных и эстетических потребностей людей. Наша задача – пробуждать интерес детей к материальным и духовным ценностям.
Экскурсионный маршрут в памятные и культурные места с.Бердигестях
 Памятник посвященний храбрым воинам погибших в озере Ильмень  Памятник Победы ВОВ  Парк культуры и отдыха  МФОКЦ – Дом Олонхо  Детская библиотека  Библиотека деловой информации  Детская школа искусств – центр эстетического воспитания  Республиканская мастерская по изготовлению национальных музыкальных инструментов имени Марии и Василия Мохначевских  Центр духовности имени Семена и Софрона Даниловых.
5. Ознакомление детей с творчеством знаменитых земляков, деятелей культуры и

искусства РС (Я).
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице и селу, формирование чувства хозяина человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит трудиться сам и ценит труд других людей, с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной
жизни. Нет сомнений, что уже в детском саду в результате систематической и целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности. Ознакомление детей со знаменитыми земляками входит в содержание патриотического воспитания. Из нашего улуса вышли известные по всей стране деятели культуры и искусства: народный поэт Якутии, лауреат Государственной премии РСФСР им.М.Горького Семен Данилов ,народный писатель Якутии, лауреат Государственной премии РСФСР Софрон Данилов, народный художник Советского Союза, Почетный Гражданин Республики Саха (Я) А.Н.Осипов, народный поэт Якутии, С.И.Тарасов, известный прозаик и литературный критик П. Д. Аввакумов, заслуженные артисты республики М.В.Жиркова, М.И.Варламова, А.В.Дьячковская, Р.Я.Захарова, художник- модельер А.Н.Филиппова, которые внесли и вносят свой личный вклад в духовное и культурное развитие родной республики. В течение года собирали материалы о знаменитых земляках: портреты, книги, записи, вырезки из газет, календари, открытки… Разработали недельные тематические планы, посвященные нашим землякам, известным деятелям культуры и искусства. В пример приведу тематическую неделю, посвященный нашему земляку С.П. Данилову - народному поэту РС (Я). В первый день тематической недели проводим тематическое занятие, с целью обобщения представлений детей о народном поэте, закрепления знаний о том, как люди чтят память о знаменитых земляках, прославивших нас, воспитание чувства гордости, пробудить желание быть похожими на знаменитых земляков; продолжать развивать умения, приобретенные знания и рассуждения в общении со сверстниками и взрослыми. Вначале занятия звучит музыка на хомусе, читаю стихотворение С.П. Данилова «Хомус». Хомус – якутской лирики попутчик Поэзии самой волшебная страна Родимой крови и язык, и звук Благословенным моего народа Хомус отмечен: проклиная зло, Свободы он защитник чудотворный Когда звучит он – слышен ход времен Скорбий и горя острый, древний звук Надежд я печаль пламен ушедших. То радость, то тоска, то печаль, то смех Древнейших девушек, их счастье и любовь Так бережно хомус до нас доносит. Провожу беседу с детьми; кто написал эти стихи?, О чём смысл стихотворения?.... Воспитатель: Мы сегодня с вами будем говорить о знаменитом поэте и писателе – нашем земляке С.П. Данилове (показ портрета писателя) Примерные вопросы задаваемые детям: - Как вы понимаете слова “наш земляк”? - Кем был С.П. Данилов? Что значит писатель? - Что это за профессия?
С.П. Данилов написал много произведений и для вас. Послушайте, сейчас нам прочтет стихотворение “Куобах туьунан остуоруйа” Анжелина Агеева. Она участвовала в конкурсе чтецов посвященный С.П.Данилову. - О ком мы с вами говорили? Да ребята, С.П. Данилов жил давно, но все люди его помнят. Он нам оставил неоценимое, культурное и духовное наследие - его творчество. Его именем названы наша новая школа, улицы в нашем селе и в городе Якутске, музеи. Во второй день идем на экскурсию в БСОШ имени С.П. Данилова, посещать музей имени С.П. Данилова. Предварительно провожу беседу о труде экскурсовода. В: У вас в доме есть какие нибудь редкости? Например старые вещи, монеты, картины знаменитых художников, оленьи рога? Когда в доме много таких редкостей, гости говорят: “Ну, у вас просто музей!”. Обсуждаем правило поведения, как себя вести в общественных местах. Трогать руками экспонаты в музеях нельзя. Сегодня пойдем в настоящий музей посвященный С.П. Данилову. Нашего экскурсовода зовут Марья Федоровна. Она нам расскажет о жизни и творчестве народного поэта и покажет музей. В тредий день посещаем детскую библиотеку, где выставлены детские художественные книги С.П. Данилова. Библиотекарь Мария Гаврильевна рассказывает о творчестве писателя. В четвертый день организуем выставку рисунков по произведениям писателя С.П.Данилова. В пятый день проводим игру – викторину посвященный С.П.Данилову. Цель которой обобщить знания детей о писателе С.П.Данилове. Ведется предварительная беседа о родине писателя. Что такое Родина? Детям объясняю что “Родина” это прежде всего место, где мы родились, дом, село, улус где мы живем, где живут наши родные, друзья; детский сад и улица, по которой мы ходим, река “Маатта”, где мы каждое лето купаемся; природа которая нас окружает, наша Республика Саха (Якутия) .... - Где родился С.П. Данилов? - Какие стихи и рассказы для детей написал? - Как зовут брата С.П.Данилова? - Покажите на фотографиях, где Семен, где Софрон?... И так в течение учебного года провожу тематические недели, посвященные знаменитым деятелям культуры и исскуства. В конце учебного года проводим викторину «Мои знаменитые земляки».

6. Результат опыта работы
 Р е зул ьт ат о п ы т а р а б о т ы д о л ж е н п о к а з ат ь с л е д у ю щ и е изменения в образе дошкольника: Ребенок имеет представления о себе, собственной принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи родственных отношениях и связях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях, об обществе, его культурных ценностях;  О государстве и принадлежности к нему; о мире; эмоционально реагирует на произведения изоискусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;  Откликается на эмоции близких людей и друзей. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Диагностика гражданского воспитания детей в соответствии с программой

гражданского воспитания детей ДОУ и школах РС(Я)

Подготовительная группа
Сравнительная диаграмма результатов диагностики за три учебных года По итогам диагностики гражданского воспитания детей подготовительных групп за три последних учебных года выявлены следующие результаты. У детей подготовительной группы 2009-2010 учебного года высокий уровень составил – 54%, у детей 2010-2011 учебного года – высокий уровень 70%, за последний представленный 2011-2012 учебный год – высокий уровень достиг 95%. Что означает, значительное повышение знаний детей в отличии от двух предыдущих годов. У детей последнего выпуска значительно повысился уровень знаний по ознакомлению детей с родным краем в результате запланированного и системного посещения музеев, памятных и культурных мест с. Бердигестях. Повысился интерес у детей к истории развития культурной жизни Горного улуса, расширились и ситематизировались кругозор и знания детей о знаменитых земляках своего улуса в результате проведения тематических мероприятий. Диагностика проведена по критериям представленным диагностикой успешности социализации и критериям развития представлений об обществе и родной стране. Опрос показал, что у детей выявлен достаточно высокий уровень общего кругозора и
мировоззрения, наблюдается повышение творческой активности, развиты умения вести себя и подать материал в обществе сверстников и взрослых, наиболее развиты нравственные и гуманные чувства, есть обыденные представления о культурной жизни, определенные знания о детском саде, семье, селе, улусе, республике.
Заключение

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего коллектива на протяжении нескольких лет является воспитание начал гражданственности и патриотизма. За годы работы по данному направлению творческими педагогами выработаны разные методы и формы работы с детьми. Одними из наиболее эффективных форм работы с детьми мы описали в данном докладе. Практика показала, что такая планомерная систематическая работа по развитию патриотического воспитания детей посредством знакомства с творчеством знаменитых земляков и маршрутным посещением музеев и памятных мест родного села дало положительные результаты и оправдало себя. Данная форма работы с детьми имеет большое значение для развития познавательных интересов детей, развивает коммуникативные и нравственные качества, самостоятельность, активность, помогает связать обучение с жизнью. А использование и организация занятий по ознакомлению с творчеством знаменитых земляков и развивающих культурно-тематических мероприятий в непосредственно образовательном процессе воспитателя с детьми решает вопросы интеграции и реализации таких образовательных областей как социализация, коммуникация, познание, кругозор, безопасность и труд. И решает такие вопросы как преодоление трудностей, застенчивости, развивает речевые качества, умения подать материал, выступать, ведь реализация проекта проходит в форме презентации мини - библиотеки, галереи знаменитостей Горного улуса перед гостями. Также конкурсов, викторин, тематических и творческих недель являясь итогом деятельности воспитанников – выпускников, где в качестве гостей приглашаются родители и воспитанники из других детских садов. Таким образом, организация и проведение такого рода мероприятий, основу которого составляет непосредственно образовательная деятельность с детьми, построенная на адекватных возрасту формах работы с детьми, является эффективным способом развития ценностных отношений ребенка к явлениям общественной жизни, к природе, рукотворному миру и самому себе. В результате формируются начало нравственно-патриотического сознания и гражданственности.
Практической значимостью
выбранной темы являются тематическая разработка планов занятий по ознакомлению со всеми знаменитостями родного улуса с дальнейшим выпуском методического пособия и обогащение материалов мини-библиотеки и галереи знаменитостей.

Использованная литература
1. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы – 2-ое издание, перераб. – М: ТЦ Сфера, 2006. – 96с. (правовая библиотека образования) 2. Горный улус. История, культура фольклор. Улусы РС(Я) 3. Научно-практический журнал. Управление ДОУ. 2005г. №1С.16-25 «Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ» Федорова Л.Ф. 4. Н.Г. Комарова, Л.Ф.Грибова Патриотическое воспитание детей 6-7 лет методическое пособие, М: Сфера; Творческий центр; Москва 2007г. – 208с. – (Растим патриотов Россия) Приложение 1

Викторина «Мои знаменитые земляки»

I. Писатели, поэты
1. Каких писателей из нашего улуса ты знаешь? 2. Назови произведения этих писателей. 3. Кто написал это стихотворение? Прочти свой любимый стих.
II. Заслуженные артистки РС (Я)
1. Каких заслуженных артистов знаешь? 2. Где родилась Раиса Захарова? (Мытах) (в каком наслеге?) Анна Дьячковская… (Кюерелях) 3. Кто исполняет эту песню? Как называется песня? (аудио диск)
III. Модельер – дизайнер А. Филиппова
1. Кто выполнял эти работы? 2. Что знаешь о профессии модельера? 3. Какого основного направления придерживается модельер при создании своих работ?
IV. Народный художник А. Осипов
1. Это чьи картины? 2. Какие работы А. Осипова знаешь? 3. Что и где создано в нашем улусе для произведений А. Осипова?
V.

А.

Лукина

заслуженный

работник

культуры

РС

(Я).

Руководитель

танцевального ансамбля «Кундэл»
1. Это кто? 2. Какие известные танцы поставила А. Лукина? 3. Какой танцевальный ансамбль создан в нашем детском саду – перечисли успехи ансамбля. Приложение 2 ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИ – БИБЛИОТЕКЕ.

1.

Общие положения.
Комната мини-библиотека – помещение для размещения экспонатов (книги, слайды, фотографии, картины). Работа проводимая в мини-библиотеке взаимосвязана с другими видами деятельности детей дошкольного возраста. Мини-библиотека комплектуется экспонатами при участии администрации дошкольного образовательного учреждения (воспитателей, родителей воспитанников, общественности и спонсоров).
2.

Задачи работы с детьми в мини-библиотеке.
Задачами являются: - осуществление комплексного подхода к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; - воспитание у детей интереса, уважения к истории, культуре малой родины.
3.

Организация работы в мини-библиотеке:
3.1. Для организации работы проводятся следующие мероприятия: - формируется актив сотрудников ДОУ; - проводится регистрация собранных экспонатов в каталоге; - выбираются помещения и оборудования, обеспечивающие сохранность экспонатов и их демонстраций. 3.2. Создание мини-библиотеки является результатом творческой работы всех заинтересованных лиц (педагогов, родителей и воспитанников) 3.3. Решение об открытии мини-библиотеки согласовывается с приходом заведующего ДОУ. 3.4. организованная деятельность с детьми в мини-библиотеке проводится по подгруппам в соответствии с режимом дня.
4. Учет и обеспечение сохранности экспонатов.
4.1. Все экспонаты учитываются в каталоге. 4.2. В случае прекращения деятельности мини-библиотеки вопрос о передаче экспонатов другим лицам решается заведующим ДОУ.


В раздел образования